Технологическая карта урока по истории на тему Образование государства в долине Нила (5 класс)


Технологическая карта урока
Тема урока: Образование государства в долине Нила.
Цели:
Образовательные:
Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения;
Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;
Даты: 3000 г. до н. э. – образование Древнеегипетского государства.
Основные понятия: орошаемое земледелие, ирригация, номы, дельта, государство, цивилизация.
Формы контроля: устный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.
Развивающие:
Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.
Оборудование: иллюстрации, карты в учебнике.
Тип урока – урок введения нового материала.
Домашнее задание: § 5, в.1, 3 с.31, диф.зад. по гр., записать термины в тетрадь.
Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила.
Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. в хозяйстве – воду и плодородный ил, в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный этап
(2 мин) Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает на урок. Приветствуют учителя, настраиваются на урок. II. Мотивация к учебной деятельности - Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.
- Как он назывался?
- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 27.
- Что называют Древним Востоком?
- Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии, появляются первые государства или цивилизации.
- Почему именно в этих районах появляются первые государства.
- Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.
- Вы уже поняли, это Древний Египет.
Сообщение цели урока.
- Представьте себе, что вы потерялись в лесу, связь со взрослыми потеряна.
- В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?
- Река – это важнейшее условие для выживания человека.
- Вот, в 3000 г. до н.э. на самой длинной реке мира образовалось государство – Древний Египет.
- Отгадайте, что это за река:
Вот лежит в воде давно
Все зеленое бревно
То бревно ведь крокодил
Обитает в речке …НИЛ
- Да, это Нил. Сегодня мы отправимся к великой древней реке с коротким названием Нил. Но сначала музыка Древнего Египта. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире.
- А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку.
Звучит арабская музыка.
«На пустыню опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок это отражение звезд, где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит древний Египет, спят бедуины и кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним как с человеком.
- Египтяне боготворили реку, писали ему хвалебные песни.
Обращает внимание детей на гимн Нилу. с. 32.
Проблема: Почему Египет считается даром Нила?
- Как вы думаете, почему египтяне так боготворили реку?
- Что же такого давала эта река египтянам, что они ее так восхваляли?
- Выяснением этого мы и займемся сегодня на уроке.
Фиксирует на доске: Почему Египет считается даром Нила? - Первобытный мир.
- Древний Восток.
- Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.
- Здесь теплый климат.
- У реки (можно попить, приготовить пищу. Река – это путь, по которому можно выйти к людям)Предлагают версии.
Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли в устной форме;
Познавательные:
- С помощью текста учебника и карты находить необходимую информацию.
III.Формулировка темы урока, постановка цели - Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны будем сделать на уроке? Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения; и выяснить, что давал Нил для всех четырех сфер общества.
Формулируют тему урока. Определяют задачи на урок. Коммуникативные:
-уметь выражать свои мысли в устной форме;
Регулятивные:
-уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;
- выдвигать версии.
IV. Актуализация. - Вспомните сферы жизни общества.
- В течение нескольких уроков, мы будем заполнять схему «Признаки цивилизации» и выделим отличия ее от первобытности.
В тетрадь:
Признаки Признакипервобытности цивилизации



- Экономическая, политическая (власть), социальная (общество), культура. V. Поиск решения проблемы. - Познакомимся поближе с этой землей и людьми.
- Я предлагаю вам попутешествовать по карте.
-Рассмотрите карту на с.51, что вы можете сказать о географическом положении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена.
Обращает внимание на памятки на форзаце.
-Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать.
- Кто хочет поделиться своими мыслями?
- Прочитайте текст учебника с. 27 – 28 и выпишите ключевые слова, в две колонки, которые характеризуют природные условия Египта.
- Какой вывод о занятиях египтян мы можем сделать?
- Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне земледелием?
- А теперь самостоятельно прочитайте учебник на с. 30. Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?
- Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов и вода уходила с полей.
- Как египтяне приспосабливались к таким природным условиям? Как это повлияло на их жизнь?
Читаем учебник с. 30 – 31 , выделяем главное.
- Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?
- Найдите на с.30 как называлась такая оросительная система?
- Как вы думаете, к каким изменениям в жизни людей могли привести объединения?
- К чему привела борьба между номами.
- Какой год считается датой образования Египетского царства?
- Отличается ли жизнь в Египте от жизни в первобытном мире? Чем?
Возвратиться к схеме.
- Что такое государство?
В тетрадь:
Признаки государства:
Территория с населением.
Аппарат управления.
Система законов.
Налоги.
Армия.
- Взошли ли египтяне на ступень цивилизации. Докажите. Ученики, работая в парах, в течение двух минут выполняют задание на с. 28.
Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает река Нил, которая впадает в Средиземное море. Египет разделен на Верхний Египет и Нижний Египет.
Записывают в тетрадь:
Природные условия Египта:
+ -
Жарко и влажно Сухо и жарко
Плодородный ил Сезон дождей
Египтяне занимались земледелием.

- Благодаря реке Нил.
- В Ниле водилось много рыбы. По реке перевозили грузы. В Египте были залежи меди, и др. металлов.
- Люди укрепляли берега, строили дамбы.
- Нет. Чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких племен.
- Ирригация.
- На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В нем жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.
Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта.
- 3100 г. до н.э. Познавательные:
- с помощью карты уметь составлять четкий рассказ, описывать объект, уметь читать легенду карты;
- с помощью текста учебника находить и выделять главную информацию, делать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.
Коммуникативные:
- уметь выражать свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
- определять цель, проблему в деятельности;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки.
VI.Закрепление - Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.
- Почему Египет считается даром Нила?
- Что давал Нил четырем сферам общества?
Нил играл огромную роль в жизни людей. он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигались путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна. Коммуникативные:
-уметь достаточно точно выражать свои мысли.
Регулятивные:
- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки.
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Организует работу с листами самооценки Оценивают свою работу на уроке Регулятивные:
-оценивать степень достижения цели.
VIII. Итог урока Выставление оценок, домашнее задание