Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе


Развитие логического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
В разные возрастные периоды развития ребенка ведущее значение приобретает один из психических процессов. Ведущей познавательной функцией у детей младшего дошкольного возраста является восприятие. В дошкольном возрасте основное значение имеет развитие памяти. В младшем школьном возрасте ведущую позицию занимает дальнейшее развитие мышления.
За последние несколько десятилетий в образовании произошли существенные перемены. Традиционный подход, который был направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков, уступил место системно-деятельностному подходу. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся совокупности универсальных учебных действий (УУД). Система развития УУД призвана сформировать у учеников ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. Основы этого умения закладываются в период начального обучения ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В блоке познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов, один из создателей концепции УУД, выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы.
Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знаний. Сформированные логические действия определяют характер логического мышления.
К логическим универсальным действиям относятся:
- анализ – логический прием, состоящий в том, что изучаемый объект расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности;
- синтез – логический прием, который заключается в составлении целого из частей;
- сравнение – сопоставление объектов с целью найти сходство или различие между ними;
- абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция лежит в основе обобщения;
- обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации;
- конкретизация - мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать – значит привести пример.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся, необходимо помочь им овладеть определенными умственными операциями, логическими приемами мышления. Навыки и приемы логического мышления у учащихся начальных классов в первую очередь формирует математика в силу своей внутренней логической структуры. Но условия успешного формирования и развития логического мышления могут быть созданы в процессе изучения всех предметов начальной школы. В частности, русского языка и литературного чтения.
Зависимость качества овладения языком от степени развития логического мышления ребенка определяли многие психологи и педагоги девятнадцатого и двадцатого столетия: Н.Ф. Буслаев, К.Д. Ушинский, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин Л. Р. Львов и др.. Они указывали на взаимообусловленность и взаимосвязь обучения русскому языку и логики. В качестве аргумента отмечали, что в основе занятий по русскому языку лежит изучение грамматики. Грамматика же – наука в высшей степени абстрактная. Она является результатом длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления. Поэтому развитие логического мышления совершенно необходимо для успешного изучения грамматики. С другой стороны, правильно построенная и результативная работа по языку обязательно способствует развитию логического мышления.
Начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Упражнение для 1класса, проводимое в рамках темы «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?».
«Прочитайте слова в столбиках. Соедините между собой подходящие по смыслу пары слов:
посуда диван
мебель тарелка
птица сорока
В первую строку запишите слова, отвечающие на вопрос кто? Во вторую строку запишите слова, отвечающие на вопрос что?»
Часто в 1 классе использую игры. Например, игра «Звук заблудился».
Мама с бочками пошла.
По дороге вдоль села. (д)
Сели в ложку и – айда!
По реке туда – сюда. (д)
На полянке весной
зуб молодой. (д)
На болоте нет дорог,
Я по кошкам скок да скок! (ч)
Наевшись, рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала. (ч)
На уроках, и не только в 1 классе, использую загадки, т.к. они расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи развивают и обогащают речь. Формируют интеллектуальные компоненты способностей к творчеству. В свою систему работы включаю разные типы загадок. Приведу примеры:
Загадки, в которых дается описание предметов или их признаков.
Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный.(Арбуз-парная согласная в корне слова.)
Ребята проводят анализ, выделяя признаки предмета (вкус, цвет), и синтез, объединяя эти признаки в целое.
Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному - двум признакам найти целостный образ).
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
Во время словарно-орфографической работы во 2 классе возможно предложить детям следующее задание.
«Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом, которое вы составите сами из слов: посадка, ромашка, шапочка. Вам нужно соединить первые слоги этих слов».
Ответ: словарное слово пороша.
Это упражнение очень полезно для развития логического мышления ребенка. Оно может быть использовано в 4 классе.
«Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э».
Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.
Вид соревнования в беге.
Широко распространившаяся болезнь.
Команда корабля, самолета, танка.
Вывоз людей, имущества в безопасное место.
Человек, который любит себя больше других.
Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления.
Справочное пособие по всем видам знаний.
Ответы: этикетка, эстафета, эпидемия, экипаж, эвакуация, эгоист, экскурсия, энциклопедия.
Упражнение, которое можно использовать в 3 классе по теме «Собственные имена существительные».
«Посмотрите внимательно на таблицу. Чтобы прочитать записанные в ней слова, нужно правильно переставить буквы. Расшифруйте слова в таблице и, логично рассуждая, исключите «лишнее» слово ».
Т Ы Р И Ш
Г А В Л О Е И С Е Й Н Ц Е Л П И К
Ответ: «лишнее» слово Липецк. Липецк – название города, все остальные – названия рек.
Тема урока литературного чтения обычно состоит из двух частей: фамилии, имени и отчества автора нового произведения и его названия. Для определения этих двух составляющих темы урока использую специальные приёмы, которые позволяют формулировать тему урока самими учащимися.
А) Ученикам предлагаются две таблицы: одна с буквами, входящими в состав названия произведения, другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв.
А Н Е РЬ Я ЗК
ЗО И А
Е Б О Л
11919119369000 15367018542000 1198051792900012382517145000 14668518478500
1720851892300017208518923000 11684018923000 1784351866900018097517970500 17145017970500 19050019748500 17863520151000 Учащимся предлагается соединить буквы по схеме и прочитать название произведения.
Ответ: название произведения «Зеркало и обезьяна».
Б) Буквы, входящие в состав фамилии автора, пишутся вразброс, под ними ставится фигура на определённом этапе построения (например, звёздочка). Учащимся необходимо мысленно расположить изображения фигуры по порядку от начального до конечного этапа и прочитать получившуюся фамилию.
О И М Р Ц
3689351333500
Ответ: фамилия автора Мориц.
Эти приёмы способствуют формированию абстрактного, аналитико – синтетического мышления, развивает сообразительность, языковую догадку.
В) Учащимся предлагается цепочка фамилий, составленная по какому - либо признаку. Признак определяют сами дети. Учитель предлагает: «Восстановите фамилию автора, ориентируясь на выведенный признак и количество букв».
29339351524000Квитко, Осеева, Аким, Маршак, Куприн, , Волков.
Ответ: Признак, по которому составлен ряд: конечная буква фамилии является начальной буквой следующей фамилии. В искомой фамилии 8 букв. Это - Некрасов.
Г) Учитель предлагает определить название нового произведения, решив логическую задачу:
«В названии нового произведения три слова: рак, лебедь, щука.
Первое по счёту слово обозначает название птицы, второе не является названием рыбы.
Определите правильную последовательность слов, и вы узнаете название произведения».
Ответ: произведение называется «Лебедь, рак и щука».
Эти приёмы позволяют формировать мыслительные операции анализа, синтеза, классификации, обобщения. Наряду с этим у учащихся развиваются различные виды внимания, памяти, речевые способности, закрепляются и углубляются знания литературоведческого характера.
Опыт показывает, что систематическое использование рассмотренного типа упражнений оказывает положительное влияние на развитие умственных способностей младших школьников, в том числе их логического мышления. Таким образом, повышается качество обучения, а сам процесс становится увлекательным.