Статья: «Как интегрированные уроки влияют на повышение познавательного интереса учащихся».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Вахрушев имени И.П.Фархутдинова»
Сахалинской области, Поронайского района








Статья:

«Как интегрированные уроки влияют на повышение познавательного интереса учащихся».



Губанова Надежда Петровна
учитель начальных классов
высшей категории








2013 г
Организация учебно-воспитательного процесса в современных технологиях образования требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания форм и методов построения учебной деятельности учащихся. Педагогическое мастерство учителя заключается в том, чтобы выбрать из уже известных проверенных практикой методов и приемов наиболее целесообразные, наиболее эффективные. Еще прогрессивные педагоги разных эпох – Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский – подчеркивали необходимость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целостной картины природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и правильного миропонимания.
В базисном учебном плане школы просматривается тенденция к интеграции, где выделены не отдельные предметы, а блоки предметов образовательной области. Поняв то, что интеграция в учебно-воспитательном процессе один из самых актуальных и эффективных методов развития познавательного интереса учащихся, решила изучить и внедрить в свою работу. Убедилась, что в основу школьной программы положено много принципов интегрированного обучения.
Один из них – системность межпредметных связей, позволяющих осуществлять практическую направленность уроков, связать их с жизнью.
Система стандартов начального образования предполагает работу по совершенствованию методики начального обучения. На основе смены приоритетов целей качественного образования стимулируется разработка содержания обучения – разработанных программ учебных планов, более полно и точно учитывающих психические особенности и возможности различных возрастных групп младших школьников.
Построение стандартов по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам, открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов. А так же обеспечивает внутрипредметные и внешпредметные связи.
Интегрированный урок – это междисциплинарная форма учебного процесса, который базируется, главным образом, на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом междисциплинарного исследования. Структура и логика конструирования интегрированного урока, способы организации его по реализации педагогических задач в соответствии с теми или иными принципами и условиями педагогических технологий, имеют определенные функциональные назначения, требует от учителя особой подготовительной работы, важным выражением которой выступает активный поиск эффективности методов его проведения. Развитие способностей в построении учебного процесса выражается в умении находить точки соприкосновения содержания различных предметов, отвечающих целям и задачам урока.
Интегрированные знания позволяют охватить содержание многих природных состояний и явлений в их взаимосвязи и динамике не только на уроках природоведения, но и уроках чтения, русского языка, математики, музыки, трудового обучения.
Достижением цели интегрированного урока может быть последовательное формирование в сознании младшеклассников целостного взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них умения давать комплексную оценку явлениям в природе и выражать их в поэтических образах грамотно написанными словами Интегрированные уроки положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных знаний создает возможности широкого применения разнообразных наглядных пособий.
Уроки, включающие межпредметные знания, как указывает В.Н. Максимова, достигают эффективности, благодаря комплексному подходу к обучению. Если соблюдаются определенные дидактические условия их проведения: включение интегрированных уроков в тематические и поурочные планы на основе координации содержания, конкретизации задач с использованием интегрированных знаний, последовательности формирования понятий, умений на уроках с общеобразовательным содержанием, рациональным использованием разнообразных средств активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
Темы общеобразовательных дисциплин, выбранные для конструирования интегрированного урока, требуют тщательного подбора межпредметных знаний для решения новых вопросов и задач.
Необходимо использовать методические пути активизации познавательной деятельности детей, как создание проблемных ситуаций, повторительные беседы с выявлением знаний из смежных дисциплин, домашние, индивидуальные и групповые задания, разрешение вопросов природоведческого характера, возникших при чтении литературы или просмотре телепередачи.
Важное место в качественном проведении урока играет постановка сценария урока, который связан с поэтапной разработкой последовательных моделей процесса обучения.
Первый этап – целевой. Включает следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.
На втором этапе разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.
Третьим этапом в подготовке урока является построение модели, которая осуществляется путем соотнесения каждого фрагмента содержания с определенными методами обучения, дающих возможность учителю выразить деятельность обучающего различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий.
Завершающий этап является конкретным наполнением и включает в себя:
- деятельность учителя;
- деятельность учащихся во взаимодействии с учителем;
- деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.
Таким образом:
Урок должен иметь четко сформированные учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из других предметов. Он должен обеспечить высокую активность работы учащихся и повысить интерес в применении знаний из других областей. Однако межпредметные связи не должны носить внешний или искусственный характер, они должны быть связующим звеном в понимании детьми сущности изучаемых понятий и явлений. Цель интегрированных уроков – обучение учащихся умениям самостоятельно применять знания из различных дисциплин для решения новых вопросов и задач.
Разработка новых подходов в обучении актуальна и продиктована желанием не только обновить сложившуюся систему, но и осмыслить, сохранить все ценное и рациональное, накопленное школой.
Любят ли наши ученики свою школу?
Приходилось ли вам видеть учеников, которые с утра находятся в приподнятом настроении? На вопрос «Почему?» они отвечают: «А у нас сегодня - интегрированный урок!» И единственное, что волнует детей – что нового и интересного они узнают на уроке.
Работа с детьми показывает, что они лучше воспринимают и прочнее запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов.
Интегрированные уроки позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний.
Сущность интегрированных уроков заключается в том, что учебный материал отбирается и располагается таким образом, что позволяет строить его изучение синхронно. Необходимо заранее и точно предусмотреть место каждого из уроков в теме и синхронизировать их по времени с изучением соответствующих тем (близких по содержанию) по другим предметам.
Уроки чтения увязываются со всеми предметами:
чтение, русский язык;
чтение, музыка;
чтение, трудовое обучение;
чтение, природоведение;
чтение, культура речи;
чтение, изобразительное искусство , трудовое обучение.
Проследим взаимосвязь:
чтение: К.Паустовский «Заячьи лапы», чтение: «Сказка о царе Салтане», русский язык: «Однородные члены предложения»;
чтение, русский язык (диктант) отрывок из произведения Л.Н. Толстого «Прыжок»;
ИЗО, музыка, русский язык : изложение на тему «Осень»;
природоведение: «Невидимые нити», чтение: Бианки «Сова»;
русский язык: «Предлоги», чтение : Бианки «Музыкант»;
чтение: Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», русский язык: «Однокоренные слова» или
чтение: «Заяц Косые Глаза», русский язык: «Образование слов с помощью приставок», «Разбор слов по составу»;
чтение: Л.Н. Толстой «Куда девается вода из моря?», природоведение: «Круговорот воды в природе»;
чтение: «Поэтичная тетрадь С. Есенина», А. Прокофьева, русский язык: «Падежи имен прилагательных».
По всем предметам в программе есть такие темы как, например:
- «Русское народное творчество» - чтение, ИЗО, трудовое обучение, музыка, внеклассная работы;
- «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»:
- Решение задач на движение. Произведения о путешествиях и путешественниках;
- «Наше Отечество» - чтение, окружающий мир, музыка, ИЗО;
- «Творчество известных писателей и поэтов» - чтение, русский язык, ИЗО, музыка.
В 1 классе весь курс обучения предметам чтения и письма - не возможен без их интеграции. Интеграция – это четкий отбор материала, все этапы тесно взаимосвязаны, одно задание вытекает из другого, но в то же время все подчинено единой цели. Это хорошо прослеживается в материалах учебников «Азбука» и «Русская азбука», в универсальных прописях, авторов В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько, В.А. Илюхиной, Н.А. Федосовой.
Составители предусмотрели вариант использования комбинированного обучения чтению и письму, чтению и русскому языку. Чрезвычайно важно с первых же шагов по обучению детей грамоте внушить им мысль о том, что чтение и письмо взаимосвязаны.
Вопрос об интеграции не нов. Он неоднократно поднимался в педагогической литературе, но мало обсуждался в теоретическом плане. Тому есть причины и недооценка актуальности проблемы интегрирования и трудности на путях его решения.
Мне видна огромная методическая ценность в объединении разнопредметной информации, поэтому занимаюсь разработкой и проведением интегрированных уроков. Такая работа требует дополнительной подготовки, большей эрудиции. Для учителя, по моему убеждению, интегрированный урок – не цель, а средство формирования его собственной творческой личности, приобщение его к новому типу мышления, простор для реализации новых технологий. Слово «интеграцио» имеет значение «восстановление», восполнение от «интегер» – целый. Что означает интеграция? Частично находим ответ в высказывании К.Д. Ушинского «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами историй».
Интеграция нужна и возможна в начальной школе.
Во - первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков.
Во – вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить.
Начинать реализацию идей интеграции в начальной школе надо достаточно осторожно, грамотно, со знанием основ, составляющих начальное звено. Полезно при этом всегда помнить, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счету, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование.
Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? Прежде всего, в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое, как мастерская одного цвета, а не был бы похож на одеяло, сшитое из лоскутков.
Наиболее глубокими к интегрированию являются предметы гуманитарного цикла: чтение, русский язык, музыка, природоведение, изобразительное искусство. Привлечение произведений художественной литературы к изучению различных предметов обогащает учебный процесс. Умело включенный в урок литературоведческий материал оживляет рассказ учителя, пробуждает интерес у учащихся. Образная, яркая речь художественных текстов повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию детей.
Проиллюстрирую сказанное примерами.
Чтение и природоведение:
Привлечение художественной литературы к изучению природоведения дает хороший педагогический эффект, методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент из художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий.
В содержании программы общеобразовательной средней школы заложены принципы формирования национального самосознания.
Программа характеризуется следующими особенностями:
- во-первых, предметом изучения на уроках русского языка, чтения, природоведения, труда, изобразительного искусства, музыки, физической культуры являются все виды сохранившегося фольклора и высокохудожественное профессиональное творчество, тесно связанное с русскими традициями;
- во-вторых, программа нацелена на развитие всех видов творческой деятельности ребенка;
- в-третьих, программа предусматривает совершенствование и формирование методической базы в процессе ее внедрения;
- в-четвертых, программа обеспечивает подготовку учащихся и восприятию курса литературы в среднем звене.
Содержание программы, ее этапы, определенные умения и навыки предполагают ее реализацию, как в учебной, так и во внеклассной работе. Дает возможность все виды и этапы народного творчества рассматривать и изучать не как самостоятельные дисциплины, а как целостный организм.
Воспитание через народное творчество – это воспитание у детей культурного воображения, возможность увидеть мир по-новому, формирование активной творческой личности».
Включаемые в этот урок стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям, неким эмоциональным фоном. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребенок, восхищается красками и звуками природы, но и многие поколения людей до него, и точно такие же чувства испытывают в настоящий момент и учитель, и его одноклассники. учителю – не с того ли начинается воспитание патриотизма Любовь к родной природе, родителям.
Каждый ребенок поступает в школу любопытным и готовым к учению. Если его правильно стимулируют и ему помогают, он в собственном темпе развития сам прорабатывает необходимый материал.
Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система, то должен быть и вполне конкретный результат обучения.
В чем он должен быть виден?
В повышении уровня знаний учащихся по предмету.
В изменении уровня интеллектуальной деятельности.
В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы.
В росте познавательного интереса школьников.
Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихи, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Интеграция заключает в себе богатые возможности для формирования школьника как личности: развитие его гражданских качеств, познавательных интересов, наблюдательности, трудолюбия.
Основной целью, которая определяет направления всего процесса обучения русскому языку, является развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтения, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики; грамматики, лексики, морфемики, элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических, пунктуационных навыков, речевых умений;
- обогащение и уточнение словаря и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников.
Каждый учитель знает: то, что удается получить школьнику на уроке в 1 классе, становятся основой для последующей учебы. Важным является органическое включение в учебный процесс дидактической игры, упражнений игрового характера, различные формы проведения уроков. Например:
Урок-путешествие; - урок – деловой игры;
- урок – лаборатория; - урок – исследование
- сюжетно-ролевой урок; - урок – состязание;
- урок – практикум; - урок – викторина.
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. И главной задачей обучения является – развитие школьника, как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь «с русским языком можно творить чудеса».
Творить, побуждать, замечать и подхватывать мотивированные возможности письма – это одно из самых важных и трудных задач в методе «чтение через письмо».
При разработке очередного урока по обобщению знаний, полученных во время экскурсии, решила интегрировать предметы: природоведение, ИЗО, русский язык, с включением в урок стихотворных текстов, отрывков из художественной прозы, использованием музыкальных произведений, произведений живописи.
Предлагаемые виды работ позволяют поддерживать в детях интерес к учебе, желание учиться, развивать познавательную активность.
Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением.
Научить ребенка говорить – значить научить его мыслить.
Я считаю, что использование элементов устного народного творчества на уроках помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию.
Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не достижение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.
При изучении русского языка, чтения, природоведения в 1-4 классах элементы устного народного творчества распределила по следующим темам, например:
- Родина;
- Небо и земля;
- Вода, реки, ручьи;
- Растения;
- Насекомые, птицы, животные;
- Человек и т.д.
В отличии от традиционной системы обучения в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями. У детей формируется самостоятельная деятельность:
- самоанализ;
- самопланирование, самоорганизация;
- самоконтроль и оценка, саморегулирование.
Слово нигде не живет так полновесно, как в поэзии. Благодаря стихам дети лучше чувствуют настроение картины, ярче представляют краски, увеличивается «эффект присутствия». Мы гуляем по дорожкам, изображенным на картинах, ощущаем природу, слышим звуки, чувствуем запахи, сопереживаем героям.
Школа должна воспитывать не через слово, а через душу и деятельность. Целостно-интегрированный подход к педагогическому процессу на уроках искусства в начальной школе позволяет дать детям целостную картину мира. Комплексное взаимодействие и интеграция разных видов искусства лежит внутри моноурока и внутри предметов художественного цикла и это – качественно новый уровень работы с детьми.
.В начальных классах необходимо комплексное взаимодействие на интегрированной основе учителями музыки изобразительного искусства, трудового обучения, учителей предметников. Интегрировать можно не только два, но и более предметов на одном или нескольких уроках.
Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках трудового обучения – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Такие уроки развивают интерес ребенка к произведениям народного искусства, истории, в том числе родного края, воспитывают национальную гордость и верность русским традициям, формируют художественный вкус, способствуют овладению навыками ручного труда и развитию творческих способностей.
Предмет трудового обучения можно интегрировать со многими предметами:
1. Чтение по теме: «Устное народное творчество»,
Труд по теме: «Вышивка узора»;
2. Чтение: «Заячьи лапы» Мамин-Сибиряк,
Труд по теме: «Мягкая игрушка – заяц»;
3. Мир вокруг нас: «Где живут белые медведи»,
Труд по теме: «Аппликация из разных ниток (медвежонок)»;
4. Труд и внеклассные мероприятия «Праздники нашего края», «Изготовление масок»;
5. Труд, изобразительное искусство: «Мир полон украшений», «Лепка и рисование сложных по форме фруктов, овощей, предметов быта».
Составляя такие уроки, необходимо умело в теме находить то общее, что позволит незаметно находить то общее, что позволит незаметно перекинуть «мостики» от одного предмета к другому, чтобы тема, охватывающая несколько предметов, была единой. Если урок грамотно продуман, то для детей незаметен переход от одного предмета к другому и воспринимается как должное, как единое целое.
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. В 1 классе дети знакомятся со знаками арифметических действий «плюс» и «минус» и их смысловым значением, знаками сравнения «больше», «меньше», «ровно», терминами «равенство», «неравенство».
Большое внимание уделяется работе над решением задачи. Уже на начальном этапе у учащихся должен быть четко отработан механизм нахождения отличительных особенностей задачи, а также выбора необходимого знака действия.
Немаловажная роль на уроках математики в 1 классе отводится работе над геометрическим материалом. Ученикам прививается умение чертить простейшие геометрические фигуры, знакомятся с понятиями «прямая линия», «отрезок», «многоугольник» и т.д.
Интегрированные уроки математики помогают учащимся полно и прочно усвоить программный материал, прививают интерес к предмету, снимают напряжение на уроках, позволяют каждому ребенку раскрыть способности, проявить себя.
Чтобы учащиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, и она не казалась им скучной, сухой, трудно преодолимой наукой, считаю, что целесообразно в учебный процесс включать там, где это возможно, элементы истории математики, сведения из прошлого России.
Форма сообщения сведений может быть различной: это показ фрагмента диафильма, решение задачи, разъяснение рисунка, работа по картине, краткая беседа или справка, использование старинных математических игр. Таких уроков ученики ждут с нетерпением.
Проведение интегрированных уроков позволяет достичь выполнения определенных целей и задач:
1. Более глубокое изучение материала (предмет – явление – действие) с разных сторон.
2. Дает возможность лучше понять урок и запомнить то, что он изучает.
3. Развивает внимание, умение слушать, переключаться от одного предмета (явления) на другое и т.д.
Вывод: «Интеграция – один из путей развития познавательных интересов учащихся.
Школа создает самое ценное – будущую нашу смену. От учителей во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они людьми добрыми, с широко развитыми духовными потребностями, интересами.
Мир детской души Простой и знакомый на первой взгляд, а в действительности очень сложный и неизведанный. В нем уже своя первая радость или первая горечь, первая правда или первая ложь. Кто виноват в этом? Кто оставил первый добрый или злой след? Учитель наставник и друг учеников должен найти на все ответ.
Тридцать семь лет я проработала в Вахрушевской средней школе. Из них двадцать семь лет - учителем начальных классов. Несколько поколений моих выпускников перешагнули уже первую ступень общеобразовательной школы, сохраняя хорошее качество знаний и самое важное в них – гуманность, ответственность маленького человека на большом и трудном пути.
Метод экспресс – опроса родителей показывал, что дети с большим желанием посещают школу, часто рассказывают дома что-то новое, интересное. Сами родители стали жить интересами ребенка. Такая оценка родителей показывает, что я выбрала верный путь на повышение познавательных интересов учащихся.
Ощущение успеха – важнейший фактор, способствующий росту мотивации учащихся. И если, заканчивая школу, в сочинении «На кого бы вы хотели стать похожими?» многие девушки написали о своей первой учительнице, то это говорит о том, что учитель своим трудом, своими жизненными принципами: посвятить свою жизнь людям, своей любовью и уважением к детям, к педагогической профессии, сумел оставить неизгладимый след в сердцах и душах своих первых учеников. Они стараются подражать и стать такими людьми, как их первый учитель.
Я считаю: если сам учитель стремится к главной цели – повышению своего педагогического профессионального мастерства, то постепенно начинает замечать, что преподавательская деятельность доставляет ему удовольствие и пробуждает искренний интерес. А это всегда только плодотворно сказывается на воспитании и обучении школьников, на их повышении познавательного интереса к учению - вообще.
Путь обновления содержания образования – интеграция, как ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности человека и целостности восприятия окружающего мира.
Интегрированный подход дает возможность рассматривать процессы общения, познания и учения как деятельности. В процессе творческой деятельности важно помочь ученикам поверить в себя, осознать, что процесс познания доставляет удовольствие, прежде всего самому себе.
Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности для творчества, самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение вперед по пути познания и творчества.
А достижения на конец начальной школы должны показать уровень развития знаний, умений, навыков и ценностных отношений:
обеспечивающих адаптацию школьников к окружающей природной и социальной среде;
формирование нового социального статуса ученика, школьника;
определяющих их активное участие в различных видах деятельности (учебной, трудовой, общения и т.д.);
обеспечивающих формирование личностного отношения к окружающему миру;
показывающих готовность к дальнейшему обучению и определенный уровень общей эрудиции школьника.
Таким образом, достигается формирование разных граней культуры человека: физической, интеллектуальной, эстетической, коммуникативной и др.
Перечисленное выше - лишь малая часть тех возможностей, которые предоставляет интеграция обучения. Область использования таких уроков чрезвычайно широка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова Е. В., доцент, кандидат педагогических наук. «Об уроке в начальной школе». Ж. «Начальная школа» № 4 2000 г. с. 35-39.

2. Бутузов И.Т. «Дифференцированное обучение – важное дидактическое обучение школьников» - М. 1968 г.

3. Выготский Л.С. «Мышление и речь» (Проблемы общей психологии) - М. 1982 г. Т.2.

4. Голованова М.В., Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф. «Родная речь» - М. 1998 г.

5. Кудряшова Н.А., педагог школы г. Магнитогорска. «Из опыта работы по программе А.А. Плешакова» - Ж. «Начальная школа» № 4 2001 г. с. 100-102.

6. Леонович Е.Н., кандидат педагогических наук. «Предмет русского языка и задачи развития речи» - Ж. «Начальная школа» № 4 2000 г. с 97-104.

7. Левина С.А. « Современные открытые уроки», серия «Учитель» - 2003 г.

8. Максимова В.Л. «Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы» - М. 1987 г. с.21.

9. Перекатьева О.В. «Современные открытые уроки». Серия «Школа радости» - 2002 г.

10. Фефилова Е.П. «Разработки по курсу «Окружающий мир» - 2004 г.









13PAGE 15







15