Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках физики

КГУ «Арзамасская средняя школа»














Исследование
«Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках физики»



К. Роджерса «Облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для учащегося является главной задачей учителя».






Методический семинар: «Использование модульного обучения на уроках казахского языка, физики и информатики , как средство повышения качества образования»

Автор: Хатунцева В.Р.
Стаж: 17 лет
Категория : 1
Предмет : физика
2015-2016 учебный год
О том, что существуют и имеют достаточно высокие показатели трех месячные курсы повышения квалификации педагогических работников Р К я узнала еще три года назад. Слышала много историй ,связанных с Программой курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан , с особенностями и сложностями. И вот спустя три года я сама оказалась слушателем этих курсов, смогла воочию убедится в справедливости того ,с чем я уже была знакома заочно.
В чем особенности моего обучения по данной программе?
Основной идеей Программы к процессам преподавания и обучения является системное внедрение семи модулей в обучение. Я и раньше применяла в своей практике отдельные из модулей : хорошо оснащённый мультимедийный кабинет позволяет мне активно использовать ИКТ; в своё время посетила краткосрочные курсы по развитию критического мышления, что позволяло мне на уроках использовать задания на развитие критического мышления. Однако при планировании уроков особого внимания не уделяла возрастным особенностям; проводя уроки, особый акцент ставила на работе с одаренными детьми, понятия не имела о ЗБР. Моё обучение на курсах убедило меня в том, что традиционные методы обучения не всегда являются эффективными в плане достижения результата и потому групповая работа способна в какой-то мере решить данную проблему, разнообразить формы работы, способствующие развитию речевых навыков, развивать логическое мышление , что является немаловажным на уроках естественно-математического цикла. Курсы по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, позволили мне по другому посмотреть на методику преподавания, помогли освоить теоретические и практические знания по внедрению идей семи модулей в процесс обучения при работе в группах. А затем все эти знания применить на практике, на базе своей школы через уроки.  Так как я считаю мало знать , нужно ещё и уметь
Главная цель моей исследовательской работы заключается в исследовании факторов успешности и эффективности процесса работы в группах как возможность для проявления познавательной активности учащихся на уроках с личностно-ориентированной направленностью. Для достижения данной цели я поставила следующие задачи : - применяя приёмы группового обучения, активизировать деятельность учащихся на уроках -вызвать интерес учащихся к предмету «Физика»;  - повысить уровень знаний учащихся;
- подтвердить исследование собранными материалами.
Изучив все идеи семи модулей Программы, я на практике попыталась ввести их. Конечно же, в таком объеме, как хотелось, не получилось, т.к. было ограничение по времени. Очень cложно сначала было по раздельности их рассматривать, но, оказалось, что эти идеи как одно целое – применяя одну невозможно не развивать и несколько других .Ведь сама работа в группе предполагает применение сразу многих аспектов Программы. Активное обучение рассматривается как свобода и активность, оригинальность и творческий подход, открытие, самостоятельность, критическое мышление, общение и совместная работа, действия соответственно ситуации, оценка своей работы и других.

Внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных

Пpидя в школу на пpактику, я не иcпытала проблем в выборе класса для исследования. Это был мой родной класс, средний возраст учащихся в котором 14-15 лет. Исследование проводилось в 9 классе КГУ «Арзамасская средняя школа». Я являюсь классным руководителем этого класса и поэтому мне не составило труда в самом начале провести беседу учителями-предметниками , а затем анкетирование с учащимися класса. Анкетирование учащихся 9 класса показало, что интерес некоторых учащихся к изучения предмета снизился. Сильные ученики заскучали, так как вводный материал «Физики-9» ими хорошо усваивается скорее всего из-за того что вопросы «Кинематики» и «Динамики» уже изучались ими при изучении физики в 7 классе, а слабые – не успевая за темпом урока, теряют интерес из-за имеющихся пробелов в знаниях. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Поэтому я решила поменять подход в преподавании от традиционного к современному (интерактивному).
Таким образом, мною была выдвинута гипотеза исследования в действии: - Если объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.
К возрастным особенностям учащихся 9 класса относится потеря интереса к учёбе и для поддержания устойчивого интереса к учению, подходят новые формы и методы в обучении. В классе преобладают мальчики, чем девочки. У девочек в этом возрасте появляются комплексы сделать, сказать что- то не так ,и это подавляет их активность. Мальчики же не стесняются совершать ошибки, принимать и проводить коррекцию . Из-за нехватки времени я не стала создавать для себя ненужные барьеры, но в будущем я, конечно же, применяя различные формы и методы 7 модулей Программы буду проводить работу по созданию психологической комфортности для всех обучающихся. Немаловажным является тот факт, что они спустя год обучения , будут работать над разделом «Динамика», то есть у них уже есть определённый запас знаний по теме «Силы в природе», «Сила», «Ускорение» и основной образовательной задачей будет расширение и закрепление имеющихся знаний, что позволит, используя модули Программы, активизировать деятельность учащихся, путём ввода новых форм и методов организации работы на уроке. Состав класса неоднороден: есть 1 одарённый ученик, 4 со средними способностями и 4 с низкой мотивацией, двое из которых имеют справки, эти дети требуют особого внимания. На прежних уроках в диалог вступали в основном средние и сильные, а пассивные дети старались оставаться в тени. На этих же 4 последовательных уроках картина изменилась в лучшую сторону. Здесь, конечно же, сработала «зона ближайшего развития»: дети подтягивали друг друга, чтобы группа была оценена как самая активная. В исследовании участвовали все дети девятого класса, но основное внимание было обращено на трех учеников,  по-разному проявляющих познавательную активность на уроках физики.
Ученица А-: активная, добросовестная, работоспособная, интеллектуально развитая, всегда осмысливает свои действия,  если сталкивается с проблемой,  решить которую она не в силах,   старается либо получить помощь от преподавателя, либо пытается дойти до истины с использованием информационных ресурсов. Умеет отстаивать свою точку зрения, первым предлагает пути решения проблемы. Пользуется уважением в классе. Является лидером .  
Ученик В-: ответственный, внимательный, старательный. Хорошо развито математическое мышление. Может хорошо выполнить работу по образцу, нередко из-за невнимательности допускает логические ошибки, может легко изменить свою точку зрения. Уважает авторитеты, при подсказке с места от сильного ученика, сразу принимает этот ответ. Выражает свое мнение, но не часто, прошлый опыт использует редко.
Ученик С- . Мальчик с отставанием в развитии,   очень не организован. Часто работает без осмысления, не осознавая, что и зачем он выполняет. На просьбу объяснить, зачем он делает именно это,   Ризат  не находит ответа, у него нет своих предложений.  Слаб в логическом мышлении, иногда путает причину и следствие.
Во время проведения уроков я разными способами создавала малые группы (по три человека) сменного состава и занималась сбором аргументов в пользу происходящих изменений не только на когнитивный процесс , но и на процесс метапознания. Задания, применяемые на моих уроках, выполняли разные функции, но преследовали одну единую цель. Необходимо было прийти к тому чтобы мои ученики А,В и С научились работать по новому, научились сами получать знания, научились ценить и уважать мнение своего товарища, изменили свое отношение к изучаемому предмету, стать более активными. А самое главное то, что ко всему этому они должны были прийти через использованную на уроках групповую работу.
В рамках проведенных мною уроков были применены следующие формы , методы, подходы на разных этапах урока, направленных на максимальную включенность каждого учащегося в процесс познания. Так, одной из приоритетных и любимых форм можно считать : «Физическое дефиле» - знакомство с новым материалом и последующая защита в любой форме (постер, кластер, стихотворение, рисунок и т.д), «Черный ящик» разнообразные варианты вопросов складываются в черный ящик и дети вытягивают тот вопрос, который достанется, при правильном ответе ученик передает ход тому однокласснику, которого выберет, «Физическая разминка» на которой необходимо выбрать из известных литературных произведений слова или фразы описывающие разнообразные физические процессы, «Ромашка Блума» учащимся предлагалось ответить на вопросы согласно следующему типу: простой, уточняющий, практический, творческий, оценочный и интерпретационный, «Знаешь - действуй» решение задач ответом должен быль либо график либо рисунок, «Толстые и тонкие вопросы», парная и групповая работа, ИКТ. (приложение 1)
Во время выполнения, например, такого задания как «выделить из предложенного материала, утверждения, являющиеся самыми основными, раскрывающими новую тему», ученик, испытывающий трудности при обучении, после работы в группе, сам изъявил желание выступить в роли спикера группы. Он вышел к доске и с удовольствием защитил постер созданный всей группой. И пусть работа была общей, все же нужно было правильно и точно изложить материал и защитить его перед остальными ребятами, так чтобы всем было все понятно. Я считаю, таким образом, завлекая низко мотивированных детей в учебную деятельность можно добиться повышения качества и успеваемости класса в целом. Беседуя со сверстниками и обсуждая проблемы, дети научились критически размышлять, формировать умение выступать перед аудиторией, высказывать свою точку зрения. Кроме традиционной формы оценивания, на своих «новых» уроках, я старалась применять совокупность формативного и суммативного оценивания. А для большей эффективности разрабатывала критерии оценивания вместе с учащимися.
Проведение уроков предшествовало изучение теоретической литературы: Руководство для учителя, Х. И. Лийметс. Групповая работа на уроке.  М. 1975, /Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119.
Согласно цели моего исследования, я на протяжении всего периода практики проводила работу по изучению данной проблемы, дважды провела анкетирование учащихся, направленные на выявление мотивации к изучению физики , работая в группе, в паре, на рефлексию своей деятельности на уроке.

По результатам анкет учащихся видно, что они научились правильно воспринимать критику и формативное оценивание и более того, сами дают его. На вопрос понравилось ли тебе работать в группе, все дети дали утвердительный ответ. Во время беседы с учащимися о групповой работе , были следующие ответы:
Мне понравилась работа в группе. Я стала более уверена в своих силах, так как чувствовала поддержку группы. Зная о оценивании я могла корректировать свою работу. Для меня очень важно то, что я внесла свой вклад в общее дело.


Мне понравилось изучение нового материала в группе, тема была не очень сложной, поэтому мы смогли сами разобраться в ней нам лишь один раз , когда у нас возник вопрос о правильном изображении сил на графике. В своей группе я выступал в роли эксперта. Сначала я задумался над тем, как оценить каждого члена своей группы. Но познакомившись с критериями оценки, я понял, что мне не составит труда оценить каждого, потому что критерии были четкими. И еще я думаю, что групповая работа очень полезна при изучении новой темы лишь тогда, когда она очень сложная, потому что объяснения учителя все равно важны.


Мне понравились уроки. Мне нравится работать в группах, так я лучше усваиваю материал. Мне больше нравится добывать информацию самостоятельно. Еще работать в группе, когда защищаешь постер, мне приходилось объяснять понятый мною материал. Объясняя другим, я лучше все запоминаю. Я считаю, что когда мы сначала оцениваем себя, потом нас оценивают наши одноклассники, а потом учитель выставляет свою оценку, в этом случае оценка будет более объективной.


Благодаря групповой работе мы учимся слушать и слышать друг друга. Мы учимся быть уверенными в своих знаниях и умениях. Что самое важное.


если я что- то не знал, мне в группе объяснили
мы общались, обменивались мнениями, выслушивали друг друга

Также говорили о том, что дома легче стало готовиться к уроку, потому что многое запомнили на уроке.
Анализируя проведенные уроки, беседы с детьми я понимаю, что внесенные изменения, принесли свои положительные плоды.
На уроках я велa визуальное наблюдение за работой детей, при этом все три выбранных участника моего исследования и не подозревали этого, их поведение было естественным. Также простое наблюдение не требует определённых ресурсов. Правда, наблюдаемые нужные моменты необходимо фиксировать сразу, чтобы не забыть, что не всегда получалось возможным! Думаю, постоянное ведение дневника решило бы эту проблему.
Для того чтобы объективно и тщательно изучить процесс исследования, мне помогли фото и видеосъёмки. Они давали детальную и полную картину происходящего. Очень хорошо было бы, если бы на съёмку учащиеся не реагировали, не испытывали бы дискомфорт. Недостатками таких источников сбора данных являются также непрофессиональная съёмка, не качественная съёмка некоторых моментов. Конечно, фото удобно для фиксации определённых моментов, какого – то этапа работы, однако не даёт полную картину исследования.
Кроме этого на первых уроках из-за обильности планируемых стратегий, заданий и моего желания всё это внедрить в практику уроки не вмещались во временные рамки. В результате чего мною было принято решение использовать рационально время, более тщательно готовить задания и обдумывать каждый раз, что это задание мне даст, будет ли способствовать развитию познавательной активности учащихся?

Выводы
Просматривая свои планы до прохождения практики, я заметила, что на уроках объяснения нового материала я все же предпочитаю объяснять материал сама. Во время прохождения практики на уроках, где я применяла идеи семи модулей Программы, когда использовала групповую работу, активными участниками учебного процесса стали сами учащиеся. Я уже не предлагал им готовые знания, а предлагала им найти и переработать информацию самим, работая с текстом, с видеоматериалом, графиком, рисунком, задачей , они сами определяли важность той или иной информации. Изменилась моя роль (то чего я и хотела) , я стала консультантом, дети же были равноправными партнерами на уроке, эти изменения повысили восприятие материала учащимися.
На диаграмме видно как изменилась активность учителя и активность учащихся при переходе на новый уровень обучения.




Возросла активность учащихся после проведенных уроков с использованием групповой работы
Очень радует тот факт, что изменились мои отношения с детьми в классе. В этом классе у нас всегда были хорошие отношения, но после проведенных уроков, дети сами стали предлагать идеи чего бы они еще хотели, исчезла скованность, дети стали более открытыми, групповая работа способствует тому, что отношение в классе становятся более доброжелательными. Это отмечали и сами учащиеся уже после проведенных уроков в индивидуальных беседах.
Также учащиеся отметили, что им и в дальнейшем также хотелось бы участвовать в разработке критериев оценивания, потому что такая работа позволит им лучше понять, что же они должны знать после изучения темы, по завершению урока, какие знания они могут использовать, как потом можно будет добиться лучших результатов.


Наблюдая за оценками учащихся на стандартных уроках и на уроках «новых» можно сделать следующий вывод; накопляемость оценок и качество успеваемости по предмету физика в 9 классе за период с 29 сентября по 29 октября повысились.

На первых уроках при целеполагании я просто предлагала детям сформулировать цели урока, а затем на этапе рефлексии с помощью приема «Все в твоих руках», когда мы выяснили, добились ли мы целей урока, возникли определенные сложности. Поэтому в дальнейшем, я уже предлагала записывать цель урока в своих рабочих тетрадках. Такие записи, во первых позволили детям отследить, как они продвинулись вперед к этой цели, т.е. наметить план её достижения, во-вторых , на этапе рефлексии у учащихся уже не было сложностей с тем, чтобы определить, достигли ли они намеченной цели или нет. Я думаю, что этап целеполагания в дальнейшем должен также оцениваться. Потому что лишь тот ученик, который четко поставил перед собой цель, способен двигаться вперед.

Наблюдения за учащимися АВС
Тип данных
Данные собранные на ученицу (А)

Данные собранные на ученика (В)

Данные собранные на ученика (С)


Наблюдение во время групповой работы
Ученица с высоким уровнем знаний. На уроке активна. При работе в группе занимает положение лидера. Доминирует над всеми. Речь хорошо развита. Без стеснения высказывает свое мнение. Может анализировать и систематизировать материал предложенный учителем.






Ученик с хорошим уровнем знаний, во время групповой работы являлся экспертом, сначала выставлял оценки исходя из симпатий, но когда были предложены критерии оценки, стал более объективным. Обладает лидерскими способностями (они раскрылись во время проведения четвертого урока), но может уступить свою позицию, если чьи-то аргументы будут более вескими. Речь тактичная.


Ученик обладает слабым уровнем знаний. Тем не менее, в группе чувствует себя увереннее чем работая самостоятельно. Если возникают сложности при восприятии материала . обращается за помощью к одноклассникам. Когда на третьем уроке смог разобраться с предложенной информацией смог своими словами передать суть нового материала при защите постера у доски. Был очень доволен тем, что внес свой вклад в общее дело.


Анкетирование
Вопрос1 «Какие задания на уроке тебе больше всего нравится выполнять?»
- Люблю решать сложные задачи, в которых нужно находить различия.
Вопрос 2 « Можно ли о вас сказать , что вы имеете разносторонние интересы и постоянно находитесь в поиске нового интересного?»
- чувствую потребность знать больше чем в учебнике, поэтому интересуюсь многими вещами
Вопрос 3 « Удовлетворяют ли тебя твои знания?»
- у меня всегда есть желание знать как можно больше, поэтому свои знания считаю недостаточными

Ответы на эти же вопросы
- задания , которые заставляют думать
- приходится интересоваться чем-то новым потому что на этом настаивают родители и учителя
- иногда я испытываю желание знать больше по отдельным предметам , но есть присутствие лени.

Ответы на эти же вопросы
- задания простые, на которые я знаю всегда ответ
- ищу новое только там где мне интересно, но не по всем предметам
- мои знания меня удовлетворяют, но не удовлетворяют моих родных


Интервью – беседа
Во время интервью высказала идею о том, что только самооценка, взаимооценка, групповая оценка и оценка учителя могут объективно оценить уровень знаний учащихся. Для неё важен не только конечный результат , но и сам процесс работы для достижения целей.
Кроме этого сочинила короткое стихотворение о «новых» уроках.
(приложение)
Во время интервью предложил идеею о том, что гораздо лучше будет, если критерии оценки на уроках будут разрабатываться совместно с учащимися. Ему нравится оценивать других, но лишь в том случае , если он точно знает что именно необходимо оценить и каким образом это можно сделать. Думает, что на уроках лучше сочетать групповую и самостоятельную работу, но не забывать об учителе. Объяснения учителя, по его мнению, являются полезными и эффективными.
Беседуя с данным учеником, я выяснила, что ему бывает сложно оценить себя и чаще всего его оценка не совпадает с оценкой одноклассника или учителя. Он иногда не может определить уровень своих знаний, свой вклад в общее дело, свои проблемные зоны, предпочитает помощь со стороны учителя или со стороны одноклассника.

Работа с информацией
Любит самостоятельно добывать материал, если возникают вопросы при работе на уроке, пытается ответить на них самостоятельно, находя ответы в дополнительной литературе или через Интернет. Может с легкостью определить наиболее лучший и качественный источник информации, доказав при этом свой выбор.
Может воспользоваться предложенной информацией, но очень редко будет использовать дополнительные источники. Работа с большим объемом информации может вызвать затруднения. Может изложить фрагменты информации, являющиеся основными и задать вопросы на понимание и осмысление. Владеет приемом «Тонких и толстых вопросов».
Неуверенно работает с информацией. не может выделять главную мысль и объяснить какие моменты вызвали затруднение. Предпочитает работать только с теми источниками информации, которые предлагает учитель. Сам ничего найти не пытается.


Анализируя заполненную таблицу, я сделала вывод: ученику В необходимо давать задания, чтобы постоянно поддерживать его интерес; ученица А мотивированна на учебу и ей нужно давать больше самостоятельных заданий, в которых необходимо больше анализировать и делать выводы; для ученика С необходимы стимулирующие задания, которые позволят ему проявить себя хоть в чем-то. Нужно сказать что подобные наблюдения может сделать учитель только тогда , когда он работает по Программе курсов повышения квалификации второго уровня через групповую работу. Если же он говорит весь урок по старинке, то у него просто не будет времени записывать свои наблюдения. Используя на своих уроках деление на группы, у меня есть возможность наблюдать не только за тремя учащимися, но и держать в поле зрения каждого ученика в классе.
4. Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики
Тщательно изучив и проведя анализ своей работы, пришла к выводу, что находясь на практике я использовала семь модулей Программы, при этом стараясь на каждом уроке создавать положительный психологический климат, и развивать критическое мышление, и учить самостоятельно работать и т.д., но не всегда можно объять необъятное. И я пришла к выводу, что в связи с тем, что меняются принципы, приоритет в обучении, я тоже не должна бояться перемен и стремиться к самосовершенствованию. Поэтому у меня большие планы по обновлению своих уроков новыми подходами обучения учащихся физике .

Какие же изменения произошли в моем классе? Использование групповой формы работы способствовала тому , что на уроках ребята привыкали к сотрудничеству, в классе доброжелательная, дружеская атмосфера, что помогло ученикам увереннее чувствовать себя и активно работать во время урока, они стали свободно выражать свои мысли , у многих исчезло чувство страха перед ответами, они стали внимательно выслушивать ответы одноклассников , анализировать, делать выводы, слышать и слушать друг друга. Активизировалась деятельность учащихся на уроке, а главное стали лучше решать задачи и логически мыслить. Уроки с использованием новых подходов вызвали очень много положительных эмоций не только со стороны учащихся , но со стороны учителей присутствующих на моих занятиях. (приложение 2)
Подводя итоги своей практики, можно отметить следующие позитивные моменты и возникшие проблемы:


Позитивные моменты
Барьеры
Пути решения

Для учащихся
Сформированы навыки самооценивания, взаимооценивания. Это способствует тому, что учащиеся стали активнее проявлять себя на уроках.
Сформулированы навыки рефлексии.
Анализируя свою деятельность на уроках учащиеся приобретают навыки работы с различного рода информацией, все это способствует формированию у них информационной компетенции.
Только лишь субъективное оценивание


Определение лидера в группах, правильное распределение ролей



Разный уровень обучаемости
Четко разработанные критерии и комментарии учителя
Психологическая помощь и поддержка


Помощь в распределении индивидуальных действий

Для учителя
Если учащиеся способны рефлексировать свою деятельность, то это приводит к тому что они свободнее ориентируются в информационном пространстве. Возрастает их уровень уверенности в своих силах и как следствие повышается уровень коммуникативной культуры.
Изменились подходы в преподавании.
Изменилась роль учителя.
Сложно на первом этапе оценить работу в группе


Разный уровень восприятия материала разными учениками



Время урока ограниченно, очень сложно в рамках урока применить все стратегии 7 модулей.

Не всегда адекватная самооценка и взаимоценка учащихся
Разработать критерии оценки при групповой работе
Уделять особое место этапу рефлексии
Подбирать задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся
При планировании уроков продумывать вопросы используя таксономию Блума
Планировать уроки с учетом 7 модулей Программы


Несмотря на возникшие трудности в ходе проведения практики, я довольна теми изменениями, которые произошли со мной и моими родными учениками. Теперь они с радостью ходят на сложные уроки физики и с легкостью решают поставленные перед ними задачи. Исходя из высказанного можно сделать следующий вывод: невозможно использовать групповую форму работы без совокупности 7 модулей Программы взятых воедино. Иначе ничего не получиться, не будет положительных тенденций в работе.
В дальнейшей работе я планирую:
- ввести в систему моей ежедневной практики, групповую форму организации детей, поскольку необходимость работы в группе порой вызывала психологические затруднения у слабоуспевающих детей;
- учить детей конструктивной критике работ своих товарищей, поскольку для них была характерна порой боязнь обидеть друга объективной оценкой его деятельности;
- учить детей рационально грамотно распределять время при работе, поскольку мы столкнулись с проблемой его нехватки;
- уходить мне, как учителю от авторитарного стиля ведения уроков, выработанного десятилетиями к консультативно-демократическому;
- работать над накоплением дидактического материала , вернее систематизировать имеющийся с учётом внедрения семи модулей.


Используемая литература:
Руководство для учителя . Второй (основной) уровень. Издание третье , 2014г.
Ресурсы первого этапа «Лицом к лицу»























































В образовании всего мира происходят перемены. Это обусловлено прогрессом всего человечества. Мы , педагоги , должны быть в курсе этих перемен. И именно мы, слушатели второго уровня , будем активными преобразователями в образовании.
- Как мы сможем повлиять на то, чтобы Казахстан вошёл в число лидирующих стран мира?
- Что будет актуально для учащихся 21 века?
Вот вопросы на которые необходимо ответить не только казахстанским педагогам, но и мне в частности.
Изучив мировой опыт в образовании, восхищаясь прогрессивности, целеустремленности, неустанности в достижении поставленной цели и достижении мощнейшего механизма в сфере образования сингапурцев, мировом признании японцев, понимаешь необходимость изменений в нашей системе образования и ощущаешь огромное желание перенять их лучший опыт в своей стране, в своей школе.
Я работаю в школе учителем физики уже 17 лет. И все это время я являюсь учителем практиком постоянно ищущим новые подходы , новые формы работы. Быть учителем-практиком в сельской школе достаточно трудно: недостаточная материальная база, отсутствие необходимого обмена опытом среди учителей района, низкая осведомленность в педагогических новинках, отсутствие качественной помощи со стороны РОО. Но тем не менее работать, двигаться вперед, передавать знания своим ученикам мне всегда хотелось. В связи с этим мне была оказана честь побывать на курсах второго уровня. На которых я была ознакомлена с Программой, основными модулями, которые в дальнейшем мне необходимо было применить на практике.

Анализируя успеваемость учащихся, хочу отметить , что с каждым годом идет понижение качества знаний учащихся по школе. Причина снижения – снижение интереса к учению. Это можно отметить не только в слабых , но и в сильных классах. Поэтому учителя нашей школы заинтересованы в том, чтобы учеников вовлечь в учебный процесс, повысить познавательную деятельность для получения знаний и усвоения нового материала именно на уроке, но не знают как этого добиться. Я решила , апробировать в нашей образовательной среде, использование групповой работы из Модуля «Новые подходы в преподавании и обучении». Сам по себе этот прием интересен детям любого возраста и применим в изучении любого школьного предмета. Мне кажется , что именно этот метод , при правильной организации может вовлечь учащихся нашей школы в учебный процесс, повысит интерес к моему предмету, ведь в групповой работе присутствует и игровой момент и беседа и развитие речи, и дух соперничества, и коллективизм, и помощь и т.д. каждый учитель может применить этот прием в своей практике и убедиться в эффективности групповой работы.
Для исследования я выбрала 9 класс, многие из которых теперь являются студентами колледжей г.Костанай и г.Курган. Нужно учесть , что это мой родной класс. Класс с разным уровнем подготовки. Здесь есть ученики с высоким уровнем мышления, нос низкой мотивацией, со средним уровнем, которые стремятся к самовыражению, но нет поддержки со стороны класса, что отрицательно сказывается на их обучении, и так называемые «медленные» дети, для которых процесс обучения стал давно неинтересен.
Необходимо отметить , что после окончания начальной школы этот класс имел качество знаний 60%. Но в последствии с каждым годом, уровень ЗУН, стал стремительно падать. Данная проблема присуща не только 9 классу, но это проблема всей школы, как я уже отмечала ранее. Кроме этого в этом учебном году наша школа проходит переаттестацию и именно 9 класс будет являться опорным, на который администрация, учителя-предметнки возлагают большие надежды. Исходя из вышеследующего, я поставила перед собой исследовательский вопрос. КАК ГРУППОВАЯ РАБОТА ВЛИЯЕТ НА ПОВЫШЕНИЕ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ. Необходимо было провести исследование факторов успешности и эффективности процесса работы в группах, как возможность для проявления познавательной активности учащихся на уроках с личностно ориентированной направленностью.
Изменения в своей практике я начала с подготовки к урокам. Нельзя сказать, что раньше я не осуществляла особой подготовки. Нет , готовилась, обрабатывала массу дополнительной методической литературы, работала с учебником, интернетом, дополнительным материалом. Сейчас, когда я изучила идею 7 модулей, подготовка к уроку занимает еще больше времени , чем раньше. Теперь я стараюсь подбирать задания для урока очень серьезно, тщательно подхожу к составлению ССП и КСП, анализирую каждый урок с целью выявления + и - .
Для реализации поставленной перед собой темы исследования во время практики в школе мною были использованы следующие методы сбора информации:
АНКЕТИРОВАНИЕ- направленное на выявление мотивации учащихся к изучению физики, к работе в группах, в паре, на рефлексию своей деятельности.
НАБЛЮДЕНИЕ- с целью выявления динамики активности учащихся на уроках во время проведения групповой работы. В фокусе наблюдения находились все учащиеся 9 класса, но особое внимание было обращено на трех учеников по разному проявляющих активность.
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ- для наблюдения динамики развития учащихся , для развития творческих способностей учащихся.
ФОТОСЪЕМКА- для составления дневника наблюдений
РЕФЛЕКСИЯ- с целью осуществления обратной связи
ВИДЕОСЪЕМКА- видео фрагментов урока, интервью, беседы с учащимися, отзывы учащихся о проведенных уроках.
Но не все проходило гладко как для меня , так и для учащихся. Как для «молодого специалиста» в сфере применения новых подходов в обучении к каковым и относится групповая форма деятельности, на моем пути во время проведения уроков были решаемые впоследствии, но приносящие неудобства трудности. Прежде всего это разный уровень обученности ( не всегда все проходило гладко при выполнении заданий предложенных мной, хотя задания были разноуровневыми) так на первом уроке ученица А легко справившись с электронным вводным тестом, не смогла в дальнейшем сфокусировать своё внимание на главном вопросе урока. А ученик С не смог определить основную мысль текста состоящего из 2-х предложений.
Следующая трудность – это определение лидера в группах, вначале на 1 занятии каждый старался тянуть одеяло только лишь на себя, при этом не обращая внимание на то, что задание выполнить легче , когда работа выполняется дружно в группе, при этом никто не хотел быть модератором в своей группе. Ребята терялись, мешали друг другу. И каково
было мое удивление , когда на 3-м уроке ученик В, скромный, скрытый , тихий мальчик, часто находящийся в тени сам первый выразил желание быть руководителем, при этом очень быстро распределил самостоятельно обязанности между членами своей группы. И только благодаря сплоченности работа была выполнена на «УРА».
Подборка приемов критического мышления также вызвала у меня затруднения, хотя я раньше посещала курсы по критическому мышлению. Но теория это одно , а практика это совсем другое. В школе к сожалению нет тех кто мог бы мне помочь.
Ранее применяемое субъективное оценивание- ещё одна преграда, которую необходимо было мне преодолеть. Кроме этого самооценка и взаимооценка учащихся были не всегда качественными. На первых уроках ребята боялись друг друга обидеть. Но уже на 2,3,4 уроках , ребята используя таблицу критериев оценивания смогли выполнить качественное самооценивание , взаимооценивание.
И самым большим и серьезным баръером для меня было то, что время урока ограниченно. Быо сложно при написании ССП и КСП в рамках одного урока применить все стратегии 7 модулей. На то они и трудности, чтобы мы могли их преодолевать. И на будущее для себя я разработала следующие пути преодоления возникающих передо мной трудностей:
- четко разрабатывать и обдумывать критерии и комментарии учителя.
- оказывать психологическую помощь и поддержку. Уделять особое внимание этапу рефлексии.
- подбирать задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся
- планировать уроки с учетом 7 модулей Программы
- при планировании уроков продумывать вопросы используя таксономию Блума.
В рамках проведенных мною уроков по Законам Ньютона мною были применены формы и методы с учетом 7 модулей программы, направленные на максимальную включенность каждого учащегося в процесс познания. Каждый мой шаг заранее продумывался, предварительно прорабатывался.. обрабатывалось много дополнительной литературы, находились задания в Интернете, просматривалось применение заданий на опыте, ещё раз штудировалось Руководство. Самыми интересными моментами, которые являлись наиболее эффективными формами деятельности направленными на активизацию мыслительной деятельности, на повышение познавательной активности являлись следующие формы привлекшие к изменениям в моей практике.
ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕФИЛЕ – на котором необходимо было ярко, красочно показать на постере 2 и 3 законы Ньютона
ФИЗИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА – для психологического настроя и разминки
Ромашка Блума- применение вопросов высокого и низкого порядка
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ «ЗНАЕШЬ- ДЕЙСТВУЙ» - ответом к задаче должен был быть рисунок
В процессе всего исследования использовалась парная и групповая работа. На каждом этапе урока старалась использовать ИКТ, которое активизировало и мотивировало учащихся. Как известно любая работа должна быть оценена и поэтому суммативное и формативное оценивание, таблицы критериев оценивания использовала на каждом уроке.
И конечно же в процессе всего происходящего не забывала о моем наблюдении за учащимися АВС. Нужно сказать что изменения в работе были более заметны у учащихся ВиС , менее с ученицей А. сводный анализ показывает каким образом групповая форма деятельности повлияла на этих ребят.при групповой работе формировались нравственные качества ученика, происходило взаимообучение, развивалось взаимоуважение, снижался уровень тревожности, представлялись более широкие возможности для самовыражения и как следствие повышалась активность учащихся.

Несомненно, если сравнить традиционный и современный урок, приоритет отдадим современному, т.к. именно в нем ученик и учитель находятся на равных.

Несмотря на возникшие трудности в ходе своей деятельности заметна динамика роста качества успеваемости, это видно из страниц журнала, также заметно улучшение в отношении к групповой работе + активность учителя до и после.

В дальнейшей своей работе я планирую:
- включить в систему ежедневной практики групповую форму организации детей
- продолжить обучение детей конструктивистской критике работ своих товарищей
- разработать и систематизировать дидактический материал с учетом внедрения 7 модулей Программы
- уходить от авторитарного стиля ведения уроков.



Рисунок 1C:\Users\okushy\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF1325.jpgРисунок 4