Урок Искусством связанные судьбы


5 КЛАСС
Программа: «Музыка» Г. П. Сергеева Е. Д. КритскаяТема года: Музыка и другие виды искусства
Тема урока: Искусством связанные судьбы
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный
Художественно-педагогическая идея:
«Не пройдите мимо творения с холодным невниманием.
Остановитесь перед ним...»
В. Белинский
Цель урока: Формировать представления детей о различных видах искусства XIX века, их роли и значении в жизни человека.
Задачи:
Осознать значение одного и того же музыкального произведения в различных видах искусства;
Развивать ассоциативно-образное мышление, ассоциативно-образные связи между различными видами искусства;
Воспитывать чувство любви к различным видам искусства, чувство патриотизма.
Ход урока
У: Мы встретились сегодня с вами на уроке в школе, в привычной обстановке. А знаете ли вы, что означает слово «школа»? (дети)
У: Одно из смысловых значений этого слова общение. А любите ли вы общаться? С кем вам нравиться общаться? (дети)
У: Великий режиссёр К.С. Станиславский очень мудро сказал: «При общении вы ищите человека душу, его внутренний мир. Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, то есть проще всего свои собственные переживания, чувства и мысли». Сегодня наш урок будет творческим общением с различными видами искусства: музыкой, литературой, живописью. А именно с творцами XIX века: переводчиком и педагогом Александром Фёдоровичем Мерзляковым, художником Иваном Ивановичем Шишкиным, и великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Как вы думаете может ли этих людей что-то объединять? (дети)
У: Совершенно верно их объединяет время, история, жизнь и, конечно же, искусство. Поэтому, какой может быть сегодня наша тема урока? (дети)
У: Искусством связанные судьбы. И я приглашаю вас в Россию XIX века. Мы обратимся к произведениям искусства прошедшей эпохи, представим себя современниками того времени и попытаемся прочувствовать жизнь той эпохи, чувственно погрузимся в её события.
(Можно включить в ход урока заранее подготовленные детьми небольшие проекты-презентации об истории России, её культуре, искусстве)
У: Известный русский поэт Александр Блок писал:
Век девятнадцатый железный.
Поистине жестокий век...
Давайте вслушаемся в эти строки. Почему Александр Блок назвал век железным и жестоким? (дети)
У: Среди творческой интеллигенции находились люди которым была не безразлична судьба народа. И среди них русский поэт I половины XIX века Алексей Фёдорович Мерзляков, переводчик, профессор кафедры «красноречия и поэзии» Московского университета. Им был написан цикл стихотворений в народном стиле, одним из известных стало стихотворение «Среди долины ровныя» (1810 г.). это название появилось позднее, сам Алексей Фёдорович озаглавил его «Одиночество». Как вам кажется какое название более точное? Для того, чтобы ответить на мой вопрос внимательно и проникновенно вслушайтесь в текст.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт растёт высокий дуб
В могучей красоте.
Высокий дуб, развесистый
Один у всех на глазах;
Один,один, бедняжечка,
как рекрут на часах.
Ни сосенки кудрявые,
Ни ивки вкруг него,
Ни кустики зелёные
Не вьются вкруг него.
Ах, скучно одинокому,
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Есть много сребра, золота;
Кого им подарить?
Есть много славы почестей,
Но с кем их разделить?
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!
Возьмите же всё золото,
Все почести назад,
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!
(ответы детей)
У: Какое здесь одиночество? Только ли без любимого человека? (дети)
У: Человек одинок вдвойне; он лишён родины и лишён тепла, поддержки дорогого человека. Это стихотворение было положено в основу русской народной песни «Среди долины ровныя».
Послушайте её и скажите: «Почему именно этот поэтический источник стал близок народным творцам? (дети)
У: Народу понятна не только тема, но и язык стихотворения, который основан на фольклорных интонациях. Они проявляются в народных оборотах.
(предлагаем детям обратиться к тексту стихотворения и найти их)
У: Алексей Фёдорович очень тонко чувствовал народную культуру как свою народную среду, поэтому стихи и музыка слились в единое целое. Песня пережила своего автора и в сознании людей утвердилась как «народная песня».
(При повторном слушании находим общие черты между поэтической и литературной интонацией)
У: Красота, содержание, образность песни, своеобразие интонационного языка побудили великого русского композитора XIX века Михаила Ивановича Глинку создать фортепианное произведение с одноимённым названием. Что изменилось в музыке, а что осталось прежним?
(после прослушивания М. И. Глинка вариации на тему р.н.п. «Среди долины ровныя»,ответы детей)
У: Глинка выразил в музыке разнообразный мир человеческих чувств. Этот человек богат душой, он воспринимает мир не только разумом, но и сердцем. Близко ли нам с вами такое состояние? Можем ли мы переживать и сопереживать? (дети)
У: Внутренний мир человека близок и нам, людям другого столетия, ведь мы тоже любим, страдаем, ищем. Но, не всем. Те, кто живёт отстранённо, холодно, не принимает таких людей, этим самым обедняя себя.
(повторное прослушивание вариаций М. И. Глинки,вспомнить особенность музыкальной формы «вариации», разбор )
У: Сколько раз вы услышали изменялась музыка? (дети)
У (вместе с детьми):
основная тема – спокойная, умиротворённая
1- размышления, искания;
2в. - душе растревожена, слышатся вскрики;
3 в. – чувство взволнованности, не успокоенности;
4 в.- нежность, лиричность, воспомимнание;
5 в. (финальная)- лёгкость, стремление вперёд, убедительность.
Почему именно так звучит финал, ведь по содержанию литературного произведения описывается человек страдающий, одинокий? (дети)
У: Человек сильный духом, ищущий свободы всегда движется наперекор судьбе навстречу жизни. Удалось ли композитору сохранить в своём инструментальном произведении красоту и смысловую значимость народной песни? (дети)
У: Стихи А. М. Мерзлякова нашли отклик не только в музыкальном искусстве, прошло 73 года и творение поэта вновь возродилось. К нему обратился великий русский пейзажист XIX века Иван Иванович Шишкин, создав одно из лучших своих полотен с одноимённым названием «Среди долины ровныя» в 1883 году. Знаете ли вы другие картины этого великого русского пейзажиста? (дети)
Картина И. И. Шишкина сразу же завоевала широкое признание, нашла своих зрителей и поклонников. Как вы думаете, почему? (дети)
У: Содержание картины близко по духу русскому человеку, русскому духу. В ней воплощены сила, могущества, простор, свобода. Ощущается ли тема одиночества в картине также, как в стихотворении и народной песне? (дети)
У: В картине нет интонации горького одиночества и щемящей боли. Дуб в картине символизирует сильного человека, дорога, ведущая к нему - чистая, свободная, по которой хочется идти и идти только вперёд. К какому придём вывод. (дети)
У: Творение А. М. Мерзлякова на языке красок зазвучало по-новому. Тема одиночества, пронизывающая песню, преобразовалась в гимн жизненным силам природы, в прославление её богатства и мощи. Поэт, композитор и художник по-своему описали один и тот же образ в своих творениях. Каждый из них пытался передать нам частицу своего сердца, своей души.