Развитие логического мышления младших школьников- условие успешного обучения


Методический семинар
«Развитие логического мышления
младших школьников-
условие успешного обучения»
Шилина Светлана Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ Бутурлинская СОШ
имени В.И.Казакова2015г.
«Развитие логического мышления младших школьников- условие успешного обучения»
Мышление по правилам, то есть логическое, лежит как в основе математических так и грамматических задач. Решение задачи требует размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами.
Как учитель, я столкнулась с проблемой, что ученики теряются в новом потоке информации, ограничены в гибкости логического мышления, что в современном информационном мире необходимо.
Отсюда можно сделать вывод, что надо развивать не только образное мышление (внешний фактор), но логическое (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект. Думаю, все видят, насколько ускорился современный мир, открытия совершаются каждый день, поэтому новое время требует от человека наличие вполне определенных ключевых компетенций. При этом необходимо учитывать, что развитие логического мышления - это составной элемент компетентности человека XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным.
Проблема развития логического мышления обучающихся в условиях реализации ФГОС приобретает доминирующее значение. Если нестандартные задания будут регулярно применяться на уроках, процесс развития логического мышления будет наиболее эффективным. Развивать логическое мышление школьников – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.Развитие точного, последовательного, непротиворечивого и доказательного мышления, т.е. мышления, отвечающего законам логики, ведёт к успехам в учёбе, овладении знаниями, в подготовке к жизни. Проведенная диагностика  готовности к школьному обучению в сентябре 2012-2013 учебного года показала, что логические операции мышления у них сформированы недостаточно, поэтому я считаю, что работу по развитию логического мышления необходимо продолжать.
Актуальность данной темы очевидна, она состоит в том, что жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к потоку информации, его критическому осмыслению. Врач ставит грамотный, обоснованный диагноз, судья выносит законный, аргументированный приговор. Чтобы наши дети могли стать знающими специалистами, школа должна дать учащимся инструмент оперативного поиска, анализа и обработки информации для принятия решений. Английский писатель Альберт Хаббард сказал: «Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира».
Иными словами, нам необходимо осмысление моего педагогического опыта по формированию логического мышления у обучающихся при решении логических заданий. Опыт моей работы в данном направлении может пригодиться учителям начальных классов.
Проблема развития мышления получила освещение в наследии античных философов - Аристотеля, Демокрита. Изучением процессов логического мышления занимались такие известные психологи, как Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин и другие. Исследования данных ученых легли в основу психолого-педагогической концепции развивающего обучения. В 1960-е гг. был создан научный коллектив в составе Василия Васильевича Давыдова, Леонида Владимировича Занкова, Даниила Борисовича Эльконина и других, центральной идеей которого является развитие умственных способностей учащегося как субъекта учебной деятельности.
Психолог Лев Выготский отмечал, что развитие логического мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Математика, как это сложно! А попробуем доказать, как это интересно. Данный вид упражнений помогает создать условия для самореализации ученика, раскрытия его личности, что является основной целью современной школы. Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей. Логические задания делают урок интересным. Детям начинают нравиться уроки математики, а ведь они часто так трудны многим. Поэтому в каждый урок я стараюсь включить по 1-2 упражнению на развитие логического мышления. Это не отвлеченные задания, а упражнения направленные на решение главной учебной задачи урока, но путем цепочки логических рассуждений.
Предлагаю, организовать две группы. Коллеги, Вам необходимо не только решить логические задачи, но и обозначить тему урока, определить на каком этапе урока можно предложить задания данного типа, отметить, какие УУД будут сформированы у обучающихся при решении логических заданий
Предлагаю памятку «Логические универсальные действия».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
–анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных);
–синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– подведение под понятия, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепочки рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Пока работают группы, рассмотрим один из видов логической задачи - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития логического мышления ребёнка, тренировки памяти. Организовать контроль знаний по теме «Точные и приближённые числа» можно с помощью решения в группах кроссворда. На этом уроке у учеников должны быть сформированы умения в овладении логическими действиями обобщения, классификации, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями.
Начиная с первого класса на уроках математики проводятся игры на внимание.
1 – 2 классы
Игра на внимание «Путаница».
Правила игры: учитель называет какую-либо часть тела, дети должны на нее показать или дотронуться. При этом учитель может «путать» детей, называя одно, а показывая на другое. Во время проведения игры дети стоят.
Игра на внимание «Запрещенное движение».
Правила игры: учитель показывает различные движения руками, дети должны их быстро и четко повторять. При этом ограничение: если учитель опускает руки вниз, это движение повторять не нужно (руки остаются в том же положении, в котором были до этой команды). Кто ошибся и опустил руки вниз – садится.
Игра на внимание «Повтори-отличись».
Правила игры: учитель показывает различные движения. Если движение сопровождается соответствующей командой (например: «Руки вверх!»), то его нужно повторять. Если движение следует без команды, его повторять не надо, а нужно «отличиться»: показать другое движение.
Задание на смекалку.
На дворе лето. У меня на столе два совершенно одинаковых букета цветов. Но один из них живой, а другой – искусственный. Их нельзя трогать и нюхать. Внешне цветы совершенно неразличимы. Помогите решить задачу. (Открыть окно и пчелы слетится к живому букету) и другие задания.
Тест «Логическое мышление»
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция:
В ряду записаны несколько слов. Одно слово стоит перед скобками, несколько слов заключены в скобках. Ребенок должен из слов в скобках выбрать два слова, которые самым тесным образом связаны со словами за скобками.
1) Деревня (река, /поле/, /дома/, аптека, велосипед, дождь, почта, лодка, собака).2) Море (катер, /рыба/, /вода/, турист, песок, камень, улица, вминая, птице, солнце).3) школа (/учитель/, улица, восторг, /ученик/, брюки, часы, нож, минеральная вода, стол, коньки)4) Город (машина, /улица/, каток, /магазин/, учебник, рыба, деньги, подарок).
5) Дом (/крыша/, /стена/, мальчик, аквариум, клетка, диван, улица, лестница, ступень, человек).6) Карандаш (/пенал/, /линия/, книга, часы, оценка, цифра, буква).
7) Учеба (глаза, /чтение/, очки, оценки, /учитель/, наказание, улица, школа, золото, телега).После выполнения задания подсчитывается количество правильных ответов. У кого из ребят их больше тот и победил. Максимальное количество правильных ответов 14.
Тест «Логическое мышление»
Цель: развитие логического мышления.
Инструкция.
Для этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место и сделать это по возможности быстро.
1) Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).
2) Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).
3) Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).
4) Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).
5) Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).
Игра «Обмен причинами»
(на доске запись)
Почему… Потому что…
…Максим не был в школе? …он поднимается без лифта;
…Виктор устал? …он больной;
…этот человек покупает пластинки? …сегодня воскресенье;
…дедушка живет в деревне? …не любит жить в городе;
…он вечером скучает;
…рано встал;
…любит музыку;
…любит работать в саду.
Вначале нужно найти очевидные, т.е. наиболее логичные, ответы, а потом доказать, что любой из остальных ответов тоже может быть причиной данного события.
Задания такого рода развивают и делают грамотной речь, дети учатся слушать и слышать друг друга, проявляются познавательные интересы, обостряется внимание к различным логическим сбоям.
При подготовке к теме «Числа в пределах 100» предлагаю задание: найдите фактические ошибки и справь их ( работа по карточкам).
Читаю текст, а дети на своих карточках находят и исправляют ошибки.
Ученики соотносят содержания текста с изображением , находят несоответствия, аргументируют выбор фактической ошибки, устанавливают причинно-следственные связи.
Это упражнение учит мыслительной переработке материала, анализу объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных);синтезу как составление целого из частей.
Часто предлагаю ребятам в качестве домашнего задании при обобщении и закреплении той или иной темы составить логические задания самостоятельно.
Логические упражнения, применяемые на уроках математики, очень разнообразны. Они могут быть использованы для создания проблемной ситуации, могут служить своеобразной разминкой, давая обучающимся возможность отдохнуть от традиционных методов работы, в сильных классах их можно использовать даже как нестандартный метод контроля, позволяющий проверить не только знание, но и понимание учебного материала. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его предположениями, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Критериями оценки качества и результативности деятельности учителя являются: достижение обучающимися более высоких показателей обучения по сравнению с предыдущим периодом.
1. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний учащихся по русскому языку при 100% успеваемости качество знаний составило в 2013-2014- 58 %, 2014-2015 – 68%
2. Активное участие обучающихся во внеурочной деятельности, победы в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.
3.Диагностика личностных изменений у обучающихся по формированию логического мышленияПараметры диагностики
2 классы (2014г.)
(всего 51чел.)
1.Оценочное суждение
13 ч. – 24%
17 ч. – 31%
2. Классификация
17 ч. – 35%
24 ч. – 49%
3.Выводы на основе логических умозаключений
24 ч. – 49%
27 ч. – 59%
4. Понимание принципов
19 ч. – 37%
22 ч. – 43%
Анализ проделанной работы позволил увидеть личностные изменения со стороны обучающихся в 3 классе по сравнению со 2 классом.
Опыт моей работы в данном направлении размещен на сайтах сети Интернет, распространялся в школах Бутурлинского района.
Нашим детям очень трудно справиться с тем потоком информации , который на них обрушивается.
Таким образом, я пришла к выводу, что решение логических заданий способствуют формированию личности, способной логически воспринимать поступающую информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.
Уважаемые коллеги! Подумайте, пожалуйста, и дополните предложение:
После семинара сегодня я бы взял(а) в свой методический багаж…
Я хотел(а) бы больше узнать о…
Источники информации
http://logo-rai.ru/index.php/omonimyhttp://www.smekalka.pp.ru/word_logogrif.htmlhttp://grafomania.com.ua/index.php?newsid=188706
Используемая литература
А.З.Зак. Как развивать логическое мышление? – Москва.: Аркти, 2001г.
А.С.Белкин. Ситуация успеха, как ее создать. М.: Просвещение, 1991г.
Л.В.Занков.  Избранные педагогические труды. — 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999 г.
Л. С. Выготский. «Мышление и речь» (Москва., 1934 г. Т.И.Тарабарина. Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999 г.
Приложение
(задание для I рабочей группы)
Памятка
«Логические универсальные действия»
(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
–анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных);
–синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– подведение под понятия, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепочки рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
–анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных);
–синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепочки рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Решение логической задачи ( ответ)__________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________________________
Этап урока _______________________________________________________________________
логические универсальные действия:
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________
(задание для II рабочей группы)
Памятка
«Логические универсальные действия»
(Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)
–анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных);
–синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– подведение под понятия, выведение следствий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепочки рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
–анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных);
–синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепочки рассуждений;
– доказательство;
– выдвижение гипотез и их обоснование;
– формулирование проблемы;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Решение логической задачи ( ответ)__________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________________________
Этап урока _______________________________________________________________________
логические универсальные действия:
1._______________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________________
1