Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и экологии


Тема по самообразованию
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии и экологии
Выполнила: Сержантова Светлана Александровна,
учитель биологии, МБОУ СОШ № 26,
г. Южно-Сахалинск
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Новые технологии обучения в школе. …………………………………………..4
Метод проектов. …………………………………………………………..4
Методика работы с ученическими проектами. …………………………..5
Глава 2. Требования к выполняемому проекту. …………………………………………..6
2.1. Где могут использоваться научные проекты учащихся? ............................7
2.2. Сравнительная характеристика качества знаний по классам. ………………8
Заключение …………………………………………………………………………………..9
Список литературы ………………………………………………………………………...10
Приложения ……………………………………………………………………………….11
Введение.
Что можно сделать за один урок? За те 45 минут, которые отводит нам школьное расписание на общение с учащимися. Очень много! А можно – ничего.
Всё зависит от профессионального мастерства учителя, творческого подхода к делу, глубины его знаний, опыта, неустанного поиска эффективных методов и форм обучения.
Как заинтересовать детей предметом? – всё чаще задают этот вопрос учителя. Ведь, ни для кого не секрет, что интерес к учёбе, приобретению знаний заметно уменьшился.
Большая часть детей посещает школу не для получения знаний, а ради общения, развлечений, или просто: так надо. А учёба – кропотливый труд – знают все. Но не каждый хочет добросовестно учиться. Хорошие же отметки хотят получать все. Что надо сделать, чтобы ученик не получал отметку «даром», а научился её зарабатывать?!
Этот вопрос меня волнует давно, когда я увидела, что обучающимся стали надоедать уроки в классической форме, я стала применять на уроках такие формы как: урок – конференция, урок – путешествие, деловая игра и т.д. Эти уроки имели успех, нравились ученикам и мне самой.
В последние годы всё больше разрабатываются новые технологии обучения. В нашей школе в течение последних лет существует зачетная система оценки знаний обучающихся. Работая в рамках этой системы, мне хотелось сделать так, чтобы это было интересно не только мне, но и моим ученикам. У меня возникла идея. Мне не раз приходилось участвовать с учениками в экологических фестивалях «Зелёный калейдоскоп», где мы побеждали во многих номинациях, в частности «Эко - проект». И я подумала, что этот опыт можно применить и на уроках.
Проектную форму работы я использую в тех классах, где принимают её сами ученики. Проекты они готовят группой. Кроме защиты проекта его авторами, дополняют урок выступления учеников с рефератами и сообщениями. В результате урок становится оснащённым наглядностью, так как проекты выполняются красочно, каждая группа демонстрирует свой творческий подход, своё решение. Эта форма работы приобщает детей к коллективному труду, способствует их развитию и самовыражению. А главное: их хорошие отметки «заработанные» честно, что доставляет ученикам удовлетворённость в своих знаниях и способностях.
Таким образом, новая форма работы на уроке, является стимулом развития познавательной деятельности учеников, потенциалом для учителя.

Глава 1. Новые технологии обучения в школе.
Что такое технология обучения? Согласно определению ЮНЕСКО (1986 г.), это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоение знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов, и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Технологии обучения характеризуются рациональной организацией учебной деятельности, возможностью получить желаемый результат с наименьшими затратами, методологическим уровнем рассмотрения педагогических проблем, внедрением системного мышления, позволяющего сделать учебный процесс управляемым, упорядоченностью действий, гарантирующих достижение педагогических целей.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал учитель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей.
Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации познавательной деятельности учащихся способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.
Одной из таких форм, по-моему, являются уроки с использованием ученических научных проектов.
Метод проектов
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Урок, реализованный методом проектов, может быть, как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает следующие критерии, по которым различают типы проектов:
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные,
практико-ориентированные (прикладные).
По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты,
межпредметные проекты.
По характеру контактов:
внутренние или региональные,
международные.
4. По количеству участников проекта:
индивидуальные,
парные,
групповые.
5. По продолжительности проекта:
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные.
6. По результатам:
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
макет, схема, планкарта;
видеофильм;
выставка; и др.
Методика работы с ученическими проектами
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Глава П. Требования к выполняемому проекту.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы «задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения»;
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, совместный выпуск газеты и пр.);
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- выводы (исследование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта, и пр.).
6. Научность. (Материал должен соответствовать содержанию темы изучаемого параграфа, но обязательно должен присутствовать дополнительный материал).
7, Доступность. (Советую ученикам не увлекаться непонятными терминами из научной литературы).
8. Яркость и красочность. (Яркие цвета на доске привлекают внимание).
9. Творчество и индивидуальность.
Чрезвычайно важный этап – оценка проекта. Учителю она нужна, чтобы понять, как строить дальнейшую работу. Вот наиболее существенные моменты, на которые стоит обратить внимание:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта;
- степень включенности в групповую работу;
- чёткость выполнения определённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУНов;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи и способов решения проблемы;
- осмысления проблемы проекта и формулирование цели проекта;
- уровень организации и проведения презентации (устное сообщение, письменный отчёт, обеспечение объектами наглядности);
- владение рефлексией и творческий подход в подготовке объектов наглядности и презентации;
- социальное прикладное значение полученных результатов (последнее имеет значение для старшеклассников).
Для ученика самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку, да и любому школьнику важно получить отклик сверстников и взрослых.
Несущественно, как и когда это произойдёт: во время выступления перед классом или на внешкольной конференции. Главное, чтобы ребёнок показал результат своего труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие?
Хочу подчеркнуть: любой проект достоин положительной оценки, ведь ученик действовал сам.
И по самому большому счёту не важно, удался его проект или нет. Но важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Продвинутый в проектировании ученик может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путём. Такой самоанализ дорогого стоит. Если обучающийся умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идёт по жизни.
2.1. Где могут использоваться научные проекты учащихся?
В первую очередь на уроке, так как они несут в себе информацию и являются источником приобретения знаний. Научные проекты учащихся чаще всего представляются на семинарском занятии. Кроме того, они могут использоваться при изучении материала другими учащимися как в работе группами, так и индивидуально.
На научно-практической конференции учеников, где авторы проектов знакомят ребят не только с содержанием проекта, сколько с тем, как они работают над ним, что это им даёт и в жизни в целом. Ученики учатся работать и в незнакомых аудиториях: не только рассказывать, но и отвечать на вопросы слушателей.
Научные проекты учащихся могут использоваться во внеурочное время: на дополнительных занятиях и факультативах.
Проекты учащихся используются также при проведении предметных декад как иллюстрационный материал. Обычно мы их вывешиваем в холле школы, и ребята могут познакомиться с их содержанием, узнать важную информацию, найти что-то интересное или смешное.
Научные проекты учащихся могут использоваться при подготовке к экзаменам и зачётам – ученикам не приходиться «копаться» в учебниках, так как весь важный материал компактно изложен на одном большом листе.
2. 2 Сравнительная характеристика качества знаний по классам.
1. 10 А класс (Проектная деятельность отсутствует)
Полугодие № зачета Качество знаний в % Средний балл Итоги по полугодиям
К/З Средний балл
1. 1 41 3,4 2 43 3,5 42 3,45
2. 3 46 3,5 4 50 3,6 48 3,55
10 Б класс (Проектная деятельность присутствует)
Полугодие № зачета Качество знаний в % Средний балл Итоги по полугодиям
К/З Средний балл
1. 1 56 4,0 2 60 4,0 58 4,0
2. 3 60 4,0 4 64 4,1 62 4,0
10 В класс (Проектная деятельность присутствует)
Полугодие № зачета Качество знаний в % Средний балл Итоги по полугодиям
К/З Средний балл
1. 1 64 4,1 2 55 3,9 60 4,0
2. 3 68 4,1 4 70 4,2 74 4,15
График сравнительной характеристики роста качества знаний.

Вывод: в классах, где использовались на уроках ученические проекты, качество знаний и средний балл на зачете и по итогам года значительно выше. Также наблюдается рост во втором полугодии по сравнению с первым. Это говорит о том, что дети заинтересовались результатами своего труда и приобрели некоторый опыт.
Заключение.
Современная школа не может существовать без внедрения в деятельность новых современных технологий. Эти технологии различны по содержанию и форме. Они разрабатываются как институтами, так и учителями в школе. И конечно, проверяются только в школе. Их объединяет только то, что все они направлены на пробуждение активной деятельности в учениках, на мотивацию приобретения знаний, заинтересованность учеников предметом.
Одной из активных и популярных форм в нашей школе в 10-х и 11-х классах является зачётная система. Цель её: подготовить школьника к учёбе в высшем учебном заведении. Учёба в ВУЗе требует от студента большой самостоятельности, а дефицит времени студента побуждает его к коллективным формам работы. Всему этому мы начинаем учить уже в стенах школы.
Каждый учитель видит по-своему реализацию этой системы, задач, которые она в себя включает, по-своему проектирует свою деятельность. Я стараюсь научить детей создавать научные проекты, использую по-новому учебник и дополнительную литературу и тем самым повысить интерес к предмету и качество знаний. Всё это дало хорошие результаты. Кроме того, подтверждением является анкетирование учеников, в их отзывах просматривается удовлетворённость не только результатом работы, но и самим процессом создания проекта, так как они вовлечены в коллективную деятельность, расширяют свой кругозор и учатся работать с аудиторией слушателей.
Проводя в такой форме уроки и слушая ребят, наблюдая их удовлетворение от проделанной работы, я чувствую себя проектировщиком урока, мне не скучно работать, и я радуюсь вместе с детьми их успехам и хорошим отметкам.
ЛИТЕРАТУРА.
Дорогань Л.В., Негробов О.П. Школьный проект как результат экологического образования. – Журнал «Экологическое образование» № 1, 2003 г.
Левченко Т.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии. – Журнал
«Экологическое образование» № 3, 2003 г.
Самкова В.А. Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников. – Журнал «Биология в школе» № 7, 2002 г.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат – М., 1999г.
www.ps.1september.rups.1september.ru.
www.pedagog.home.nov.ruwww.schools.techno.ruПриложения.
«Как написать отчет о выполнении проекта»
Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 1)
Проанализируй реальную ситуацию и сформируй проблему.
Сделай прогноз на основе анализа последствий существования проблемы.
Назови субъектов, заинтересованных в решении данной проблемы.
Сформулируй цель выполнения своего проекта.
Опиши стратегию (технологию) достижения цели.
Обоснуй необходимость тех или иных ресурсов для реализации проекта.
Проанализируй пути преодоления трудностей при выполнении проекта.
Обоснуй ценность своего продукта.
Сформулируй цель презентации и обоснуй выбор жанра.
Сделай вывод на основе полученных данных.
Памятка для учащихся 10-11 классов (вариант 2)
Обоснуй свой выбор данной проблемы.
Каковы причины и последствия ее существования?
Кого еще волнует эта проблема и почему?
Каким образом можно решить данную проблему?
Что необходимо для этого сделать?
В чем состоит предполагаемая ценность своего продукта?
Опиши, с какими трудностями ты столкнулся, реализуя данное решение?
Зачем тебе нужно было выступление?
Как ты готовился к выступлению?
Доволен ли ты результатом?
Что бы ты сделал не так, выполняя отчет по другому проекту?