Рабочая программа по химии 8-9 классы


Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8-9 классов составлена на основе:
федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года
авторской программы Габриелян О.С. , опубликованной в сборнике «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010».
И в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 пос. Дормидонтовка на 2015-2016 учебный год.
Цели обучения
Основные цели изучения химии направлены:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на применение полученных знании и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающее среде.Задачи обучения.
Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и бережному отношению к ней. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения химических знаний и использование различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы Фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекании химических реакций.
В изучении курса значительна роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Основные технологии обучения
Программа курса «Химии» построена на основе спиральной модели, предусматривающей постепенное развитие и углубление теоретических представлений при линейном ознакомлении с эмпирическим материалом
Тесты, самостоятельные работа, контрольные работы, устный опрос, защита проекта.
Преобладающими формами текущего контроля УУД являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных работ, зачётный урок – в форме тестирования – в конце года.
Содержание программы носит развивающий характер. Для организации процесса обучения используются основные технологии обучения: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, исследовательские методы, проектные методы, игровые технологии, кейс метод.
Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 пос. Дормидонтовка на изучение химии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. В 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Тематическое планирование и содержание учебного курса
8 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов В том числе
теория практика
1 Введение в химию 9 8 1
2 Атомы химических элементов 10 10 -
3 Простые вещества 4 4 -
4 Соединения химических элементов 14 12 2
5 Изменения, происходящие с веществами 12 10 2
6 Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции 18 14 4
7 Итоговое занятие 1 1 -
Итого 68 59 9
Введение в химию (9 часов)
Для чего нужно изучать химию. Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования. Превращение веществ. Роль химии. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Химическая символика. Знаки химических элементов. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Валентность химических элементов. Валентность постоянная, переменная, высшая, низшая. Определение валентности по химической формуле. Составление химических формул по валентности.
Расчетные задачи. Нахождение относительной молекулярной массы вещества. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практические работы. 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием в кабинете химии. Правила техники безопасности на уроках химии.
Атомы химических элементов (10 часов)
Основные сведения о строении атома. Доказательства сложности строения атома. Планетарная модель атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Изменение числа протонов – образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов – образование изотопов. Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1 - № 20 периодической системы Д.И.Менделеева. Понятие о завершенном электронном слое. Физический смысл порядкового номера, номера периода и номера группы. Изменение числа электронов на внешнем электронном слое – образование положительных и отрицательных ионов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств, радиуса атома в периодах и группах. Понятие об ионной связи. Схема образования ионной связи. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Понятие о металлической связи. Образование металлических кристаллов.
Простые вещества (4 часа)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Простые вещества – металлы железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Соединения химических элементов (14 часов)
Степень окисления. Составление формул бинарных соединений. Представители оксидов и летучих водородных соединений. Основания, их состав и названия. Классификация оснований. Таблица растворимости. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде. Соли. Построение названий солей. Растворимость солей. Представители солей. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1.Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Получение нерастворимых оснований. Растворение концентрированных кислот и некоторых солей в воде, связанные с изменением температуры. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, графита, оксида углерода(IV), магния, натрия. Способы разделения смесей: дистилляция, действие магнитом и отстаивание.
Лабораторные опыты. 1. Действие растворов щелочей на индикаторы. 2. Действие растворов кислот на индикаторы. Практические работы. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
Изменения, происходящие с веществами (12часов)
Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена. Реакция нейтрализации. Расчеты по химическому уравнению. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции или исходного вещества по известной массе, объему или количеству вещества исходного вещества или продукта реакции.
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическому уравнению массы или количества вещества, объема газа по известной массе, количеству вещества или объему газа одного из вступивших в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы, количества вещества или объема продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина, возгонка бензойной кислоты, растворение перманганата калия. Примеры химических явлений: горение магния, взаимодействие мрамора с соляной кислотой, получение нерастворимого основания и растворения его в растворе кислоты. Типы химических реакций: разложение малахита, замещение меди из раствора меди железом, реакция нейтрализации между растворами гидроксида натрия и соляной кислоты.
Практические работы. 4. Признаки химических реакций. 5. Реакция обмена между оксидом меди и раствором серной кислоты. Растворы.
Реакции ионного обмена и окислительно- восстановительные реакции (18 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения и условия протекания их до конца. Кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации. Их классификация и характерные химические свойства в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Метод электронного баланса.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.
Лабораторные опыты. 1. Реакции характерные для растворов кислот. 2. . Реакции характерные для растворов щелочей. 3. Реакции характерные для растворов солей. 4. . Реакции характерные для основных оксидов. Практические работы. 6. Условия протекания химических реакций до конца. 7. Ионные реакции. 8. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов В том числе
теоретические практические
1 Общая характеристика химических элементов 14 12 1
2 Металлы и их соединения 16 15 3
3 Неметаллы и их соединения 25 18 7
4 Органические соединения 10 9 1
5 Повторение и обобщение 3 2 0
Итого =SUM(ABOVE) 68 =SUM(ABOVE) 56 =SUM(ABOVE) 12
Общая характеристика химических элементов (14 часов)
Характеристика химического элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления и восстановления. Генетические ряды металла и неметалла. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Значение периодического закона. Основные типы химических реакций. Решение основных типов расчетных задач.
Демонстрации. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Практические работы. 1. Осуществление химических превращений.
Металлы и их соединения (16 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Общая характеристика: металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, физические и химические свойства. Сплавы и их значение. Способы получения металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов: нахождение в природе, способы получения, строение атома, физические и химические свойства, важнейшие соединения: оксиды, гидроксиды и соли, биологическая роль и применение. Общая характеристика щелочноземельных металлов: нахождение в природе, способы получения, строение атома, физические и химические свойства, важнейшие соединения: оксиды, гидроксиды и соли, биологическая роль и применение. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства, применение. Соединения алюминия и их применение. Железо. Строение атома, физические и химические свойства, применение. Соединения железа и его сплавы, их применение. Качественные реакции на ионы Fe3+ и Fe2+ .
Расчетные задачи 1. Вычисление по химическому уравнению массы или количества вещества, объема газа по известной массе, количеству вещества или объему газа одного из вступивших в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы, количества вещества или объема продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Взаимодействие натрия и кальция с водой. Взаимодействие магния с кисло родом и растворение его в воде. Качественные реакции на ионы железа.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и железа. 2. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Практические работы. 2. Металлы главных подгрупп. 3. Железо и его соединения. 4. Качественные реакции на ионы металлов.
Неметаллы и их соединения (25 часов)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атома, электроотрицательность – мера неметалличности. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Водород. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Физические и химические свойства. Соединения галогенов. Качественная реакция на хлорид- ион. Применение галогенов и их соединений. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение. Оксиды серы. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфат-ион. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак. Строение молекулы, свойства, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и нитраты. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Соединения фосфора: оксид и фосфорная кислота, ее соли. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций. Оксиды углерода, их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты и их значение. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния, его природные разновидности. Силикаты. Силикатная промышленность.
Демонстрации. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Образцы природных соединений хлора, серы, углерода, кремния. Образцы продуктов силикатной промышленности. Лабораторные опыты. Качественная реакция на хлорид-ион. Качественная реакция на сульфат-ион. Распознавание солей аммония. Качественная реакций на карбонат-ион.
Практические работы. 5. Получение водорода и изучение его свойств. 6. Получение кислорода и изучение его свойств.7. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». 8. Получение аммиака и изучение его свойств. 9. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа азота». 10. Распознавание минеральных удобрений. 11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Органические соединения (10 часов)
Причины многообразия органических веществ. Химическое строение органических веществ. Молекулярные и структурные формулы. Метан и этан: строение молекулы. Горение и дегидрирование. Применение метана. Этилен. Строение молекулы. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации. Полиэтилен и его значение. Предельные одноатомные спирты: метанол и этанол. Многоатомный спирт – глицерин. Альдегиды на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель высших карбоновых кислот. Сложные эфиры. Реакция этерификации. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Понятие об аминокислотах. Белки и их биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза и ее свойства. Крахмал и целлюлоза.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на глицерин. Получение уксусно-этилового эфира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании
Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и относительная молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, степень окисления, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление; углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов; признаки и условия протекания химических реакций;
объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе; Д.И.Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов, связь между составом, строением и свойствами веществ, химические свойства основных классов неорганических веществ; способы защиты окружающей среды от загрязнений; условия и способы предупреждения коррозии металлов;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; растворами кислот и щелочей, минеральными удобрениями;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их полследствий;
приготовления растворов заданной концентрации;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Литература
1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 10-е издание, переработанное.- М.: Дрофа, 2005.-266с.
2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 11-е издание, исправленное.- М.: Дрофа, 2006.-267с.
3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. – 2-е издание, стереотипное. – М.: дрофа, 2003. – 400с.
4. Габриелян О.С., Казанцев Ю.Н. Химия для всех и для каждого (комплект индивидуальных заданий для работы дома и на уроках): дидактическое пособие к учебникам Габриеляна О.С. «Химия – 8» и «Химия – 9» для учащихся и учителей. – М.: «Сиринъ према», 2006. – 104с.
5. Габриелян О. С. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия 8»/ О.С. Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – 5-е изд.,перераб. – М.: Дрофа, 2007 – 158с.
6. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия 9»/ О.С. Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова и др. – 7-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2009 – 174с.
7. Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие/ О.С.Габриелян, Н.Н. Рунов, В.И.Толкунов. – М.: Дрофа, 2005. – 304с.
8. Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии: 8 класс: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс»/А.А.Дроздов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 190с.
9. Дроздов А.А. Поурочное планирование по химии: 9 класс: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс»/А.А.Дроздов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 253с.
10. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159с.
11.Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 9 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 191с.
12.Рябов М.А. Тесты по химии:9 класс: к учебнику О.С.Габриеляна «Химия 9 класс»/ М.А.Рябов, Е.Ю. Невская. – М.: «Экзамен», 2006. – 191с.
13.Рябов М.А. Тесты по химии:9 класс: к учебнику Е.Е. Минченков «Химия 9 класс» – М.: «Экзамен», 2008. – 191с.
14.Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 8 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009. – 127с.
15.Сборник нормативных документов. Химия/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 112с.

Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/пНазвание темы урока Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности Формы контроля Дата
план факт
Введение в химию (9часов)
Для чего нужно изучать химию? Правила техники безопасности в кабинете химии. 1 Формулируют правила работы в кабинете химии. Анализируют необходимость изучения химии Фронтальный опрос Предмет химии. Вещества. 1 Характеризуют понятия: предмет химия, методы изучения химии, химический элемент, вещество, атомы, молекулы. Различают понятия: вещество и тело, простое и сложное вещество, химический элемент Фронтальный опрос Практическая работа №1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием в кабинете химии» 1 Учатся обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием Практическая работа Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. 1 Характеризуют понятие химическая реакция. Отличают химические явления от физических. Фронтальный опрос Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. 1 Определяют положение химического элемента в Периодической системе. Учатся называть химические элементы. Знают знаки первых 20 химических элементов. Индивидуальные карточки Химическая формула. Относительная молекулярная масса. 1 Дают определение химической формулы вещества. Определяют качественный, количественный состав и относительную молекулярную массу Решение задач Расчеты по химическим формулам. 1 Вычисляют массовую долю химического элемента в соединении Решение задач Валентность химических элементов. 1 Характеризуют понятие валентности. Составление химических формул по валентности. 1 Составляют химические формулы по валентности входящих в них элементов. Решение задач Атомы химических элементов (10часов)
Основные сведения о строении атома. 1 Объясняют физический смысл атомного номера. Описывают состав атома. Характеризуют понятия: электрон, ядро, протон, нейтрон. Фронтальный опрос Изотопы. 1 Характеризуют определение понятия химический элемент Индивидуальные карточки Строение электронных оболочек атомов. 1 Объясняют физический смысл атомного номера, номеров группы и периода, составляют схемы строения атомов Тестирование Периодическое изменение свойств элементов и простых веществ. 1 Объясняют закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп Тестирование Ионы и ионная химическая связь. 1 Знают понятия: ионы, химическая связь; определяют тип химической связи Фронтальный опрос Ковалентная неполярная связь. 1 Определяют тип химической связи в соединении Решение задач Ковалентная полярная связь. 1 Определяют тип химической связи в соединении Металлическая связь. 1 Определяют тип химической связи в соединении Обобщение темы: «Атомы химических элементов» 1 Применяют теоретический материал, изученный в теме «Атомы химических элементов» Решение задач Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов» 1 Демонстрируют умение определять типы химических связей. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой Контрольная работа Простые вещества (4часа)
Простые вещества - металлы. 1 Характеризуют химические элементы на основе положения в ПС и особенностей строения их атомов; объясняют связь между составом, строением и свойствами веществ Фронтальный опрос Простые вещества - неметаллы. 1 Индивидуальный опрос Количество вещества. 1 Знают понятия: моль, молярная масса; умеют вычислять количества вещества, массу по количеству вещества Решение задач Молярный объем газов. 1 Знают понятия: молярный объем, умеют вычислять объем по количеству вещества или массе Решение задач Соединения химических элементов (14часов)
Степень окисления элементов. 1 Определяют степень окисления элемента в соединении, называют бинарные соединения. Фронтальный опрос Бинарные соединения металлов и неметаллов. 1 Называют оксиды, определяют состав вещества по их формулам, степень окисления Индивидуальные карточки Основания. 1 Называют основания, определяют состав вещества по их формулам, определяют степень окисления; распознают опытным путем растворы щелочей Фронтальный опрос Кислоты. 1 Знают формулы кислот; называют кислоты, определяют степень окисления элемента в соединении; распознают опытным путем растворы кислот Фронтальный опрос Соли. 1 Называют соли, составляют формулы солей, Изучают свойства изучаемых веществ Индивидуальные карточки Повторение классов неорганических соединений. 1 Знают формулы кислот, называют соединения изученных классов; определяют принадлежность вещества к определенному классу; составляют формулы веществ Тестирование Кристаллические решетки. 1 Знают классификацию веществ. Используют знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту Фронтальный опрос Чистые вещества и смеси. 1 Используют знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Знают способы разделения смесей. Фронтальный опрос Практическая работа №2. «Очистка загрязненной поваренной соли» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Массовая и объемная доли компонентов в смеси. 1 Вычисляют массовую и объемную долю вещества в растворе Решение задач Решение расчетных задач. 1 Практическая работа №3. «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Обобщение темы: «Соединения химических элементов» 1 Применяют теоретический материал, изученный в теме «Соединения химических элементов» самостоятельная работа Контрольная работа №2. «Соединения химических элементов» 1 Демонстрируют умение рассчитывать массовую и объемную долю компонентов смеси. Уверенно пользуются химической терминологией и символикой Контрольная работа Изменения, происходящие с веществами (12часов)
Физические и химические явления. 1 Знают понятия Химическая реакция, классификация химических реакций Фронтальный опрос Практическая работа №4. «Признаки химических реакций» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Закон сохранения массы веществ. 1 Знают закон сохранения массы веществ Фронтальный опрос Химические уравнения. Типы химических реакций. 1 Составляют уравнения химических реакций Решение задач Реакции соединения и разложения. 1 Составляют уравнения химических реакций, определяют тип реакции Решение задач Реакции замещения и обмена. 1 Практическая работа №5. «Реакция обмена между оксидом меди и раствором серной кислоты» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Типы химических реакций на примере свойств воды. 1 Составляют уравнения химических реакций, определяют тип реакции. Характеризуют химические свойства воды Решение задач
Расчеты по химическим уравнениям. 2 Вычисляют количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагирующих веществ Решение задач Обобщения темы: «Изменения, происходящие с веществами» 1 Определяют принадлежность веществ к определенному классу соединений, составляют формулы веществ, уравнения химических реакций, определяют их тип самостоятельная работа Контрольная работа №3. «Изменения, происходящие с веществами» 1 Демонстрируют умения классифицировать химические вещества, составлять уравнения химических реакций. Умело пользуются химической терминологией и символикой Контрольная работа Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции (18часов)
Растворение. Растворимость веществ. 1 Знают классификацию веществ по растворимости; проводят наблюдения за поведением веществ в растворах за химическими реакциями, протекающими в них Фронтальный опрос Электролитическая диссоциация веществ. 1 Дают определения понятиям: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация Карточки с заданиями Диссоциация водных растворов кислот, щелочей и солей. Основные положения ТЭД. 1 Знают понятия: ион, анион,
катион, электролитическаядиссоциация Фронтальный опрос Ионные реакции. 1 Составляют уравнения реакций, определяют возможность протекания реакций ионного обмена. Решение задач, фронтальный опрос Практическая работа №6. «Условия протекания химических реакций до конца» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Упражнения в составлении ионных реакций. 1 Составляют уравнения реакций, определяют возможность протекания реакций ионного обмена. Решение задач Практическая работа №7. «Ионные реакции» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Оксиды, их классификация и свойства. 1 Называют оксиды, составляют формулы, уравнения реакций Решение задач, фронтальный опрос Кислоты, их классификация и свойства. 1 Знают формулы кислот, называют кислоты, характеризуют химические свойства кислот; составляют уравнения химических реакций, распознают опытным путем растворы кислот Решение задач, фронтальный опрос Основания, их классификация и свойства. 1 Знают формулы оснований, называют основания, характеризуют химические свойства оснований; составляют уравнения химических реакций, распознают опытным путем растворы щелочей Решение задач, фронтальный опрос Соли, их классификация и свойства. 1 Знают формулы солей составляют формулы, характеризуют химические свойства составляют уравнения химических реакций, определяют возможность протекания реакций ионного обмена Решение задач, фронтальный опрос Г енетическая связь между классами неорганических соединений. 1 Называют соединения изученных классов, составляют уравнения химических реакций Решение задач Практическая работа №8. «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Окислительно-восстановительные реакции. 1 Знают понятия: окислитель, восстановитель, окисление и восстановление Фронтальный опрос Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций. 1 Определяют степень окисления элемента в соединении. Составляют уравнения ОВР. Решение задач Практическая работа №9. «Решение экспериментальных задач» 1 Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии; делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов Практическая работа Обобщение темы: «РИО и ОВР» 1 Определяют принадлежность веществ к определенному классу соединений, составляют формулы веществ, уравнения химических реакций, самостоятельная работа Контрольная работа №4. «Растворы. Реакции ионного обмена и окислительновосстановительные реакции» 1 Знают состав, химические свойства основных классов неорганических веществ, применяют полученные знания при решении задач Контрольная работа Итоговое занятие 1 Анализируют свою деятельность по освоению курса химии за 8 класс рефлексивный самоанализ Итого 68
Календарно-тематическое планирование
9 класс
№ п/пНазвание темы урока Кол-во часов Характеристика основных видов деятельности Формы контроля Дата
план факт
Общая характеристика химических элементов (14 часов)
Первоначальные сведения о химии 1 Применяют теоретический материал, изученный в предыдущем году Фронтальный опрос Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. 1 Знают важнейшие химические понятия химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы. Определяют смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и номера группы к которым элемент принадлежит в ПС химических элементов Д.И.Менделеева Фронтальный опрос Соединения химических элементов. Степень окисления. 1 Определяют принадлежность веществ к определенному классу соединений, составляют формулы веществ Решение задач Типы химической связи. Кристаллические решетки. 1 Составляют уравнения химических реакций, определяют тип реакции характеризуют химические свойства соединений Решение задач Характеристика химического элемента на основе его положения в периодической системе химических элементов. 1 Объясняют закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризуют химический элемент (от Н до Са) на основе его положения в ПС Д.И.Менделеева и особенностей строения его атома. Фронтальный опрос Амфотерные оксиды и гидроксиды. 1 Знают химические понятия: амфотерность. Характеризуют амфотерные свойства оксидов и гидроксидов цинка и алюминия Фронтальный опрос Кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов. 1 Карточки с заданиями Генетические ряды металла и неметалла. 1 Знают положение металлов и неметаллов в ПСХЭ, отличие физических свойств металлов и неметаллов. Составляют генетические ряды металлов и неметаллов Карточки с заданиями Типы химических реакций. Реакции ионного обмена. 1 Знают понятия: Химическая реакция, реакция соединения, реакция разложения, реакция замещения, реакция обмена, экзо- и эндотермические реакции, обратимые и необратимые реакции, каталитические и некаталитические реакции, гомогенные и гетерогенные реакции. Характеризуют химические реакции по различным признакам. Карточки с заданиями Практическая работа №1. «Осуществление цепочки химических превращений» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Практическая работа Окислительно-восстановительные реакции. 1 Характеризуют понятие окислительно-восстановительных реакций Карточки с заданиями Решение расчетных задач. 1 Составляют уравнения ОВР, используя метод электронного баланса, Составляют уравнения реакций ионного обмена Решение задач Обобщение темы: «Характеристика химических элементов» 1 Обобщают знания, полученные при изучении темы №1. Дают характеристику химического элемента и химической реакции Тестирование Контрольная работа №1. «Характеристика химических элементов» 1 Проводят рефлексию собственных достижений в познании общей характеристики химических элементов и химических реакций. Анализируют результаты к/р и выстраивают пути достижения желаемого уровня успешности Контрольная работа Металлы и их соединения (16 часов)
Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Физические свойства металлов. 1 Знают положение элементов металлов ПСХЭ, физические свойства металлов. Характеризуют металлы на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов. Используют полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с металлами, экологически грамотного поведения в окружающей среде. Фронтальный опрос Химические свойства металлов. 1 Знают общие химические свойства металлов (взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями). Составляют уравнения химических реакций. Фронтальный опрос Металлы в природе. Способы получения металлов. 1 Знают основные способы получения металлов в промышленности. Характеризуют реакции восстановления металлов из их оксидов Фронтальный опрос Коррозия металлов. Сплавы. 1 Знают причины и виды коррозии металлов. Объясняют и применяют доступные способы защиты от коррозии металлов в быту Фронтальный опрос Щелочные металлы и их соединения 1 Характеризуют химические элементы: Na и К – по положению в ПСХЭ и строению атомов. Составляют химические реакции, характеризующие химические свойства натрия и калия . Характеризуют свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знают применение данных соединений Карточки с заданиями Общая характеристика элементов П группы главной подгруппы. 1 Характеризуют химические элементы: Mg и Ca – по положению в ПСХЭ и строению атомов. Составляют химические реакции, характеризующие химические свойства магния и кальция. Карточки с заданиями Соединения щелочноземельных металлов. 1 Характеризуют свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знают применение данных соединений. Осуществляют цепочки превращений на основании знаний химических свойств Карточки с заданиями Алюминий, его физические и химические свойства. 1 Характеризуют химический элемент Al по положению в ПСХЭ и строению атомов. Составляют химические реакции, характеризующие химические свойства AlФронтальный опрос Соединения алюминия. 1 Характеризуют свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знают применение данных соединений. Осуществляют цепочки превращений на основании знаний химических свойств Карточки с заданиями Практическая работа №2. «Металлы главных подгрупп» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Наблюдают за свойствами металлов, их соединений, и явлениями, происходящими с ними Практическая работа Железо, его физические и химические свойства. 1 Характеризуют химический элемент Fe по положению в ПСХЭ и строению атомов. Составляют химические реакции, характеризующие химические свойства FeКарточки с заданиями Соединения железа. 1 Характеризуют свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знают применение данных соединений. Осуществляют цепочки превращений на основании знаний химических свойств Фронтальный опрос Практическая работа №3. « Железо и его соединения» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Наблюдают за свойствами металлов, их соединений, и явлениями, происходящими с ними Практическая работа Обобщение темы: Металлы. 1 Знают строение атомов металлов, физические и химические свойства, применение металлов и их важнейших соединений. Составляют уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объясняют ОВР металлов и их соединений Тестирование Практическая работа №4. « Качественные реакции на ионы металлов» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Практическая работа Контрольная работа № 2. Металлы и их соединения. 1 Составляют химические уравнения реакций, характеризующие свойства металлов; указывают их тип; составляют формулы соединений металлов, называют их; знают способы получения металлов Контрольная работа Неметаллы и их соединения (25часов)
Общая характеристика неметаллов. 1 Знают положение элементов неметаллов ПСХЭ, физические свойства неметаллов. Характеризуют неметаллы на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов. Используют полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с неметаллами, экологически грамотного поведения в окружающей среде. Фронтальный опрос Химические элементы в живых организмах. Водород. 1 Характеризуют химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составляют уравнения химических реакций. Карточки с заданиями Практическая работа №5. «Получение водорода и изучение его свойств» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Практическая работа Общая характеристика галогенов. 1 Знают строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. Составляют схемы строения атомов. На основании строения атомов объясняют изменение свойств галогенов в группе. Записывают уравнения химических реакций. Решение задач Соединения галогенов. 1 Распознают опытным путем раствор соляной кислоты среди других кислот. Знают качественную реакцию на хлорид-ион. Характеризуют свойства важнейших соединений галогенов. Тестирование Практическая работа№ 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа Галогенов» 1 Распознают опытным путем раствор соляной кислоты среди других кислот. Знают качественную реакцию на хлорид-ион. Характеризуют свойства важнейших соединений галогенов Практическая работа Кислород. 1 Записывают уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами. Знают способы получения кислорода, его значение в атмосфере и ж/д человека Карточки с заданиями Практическая работа №6. «Получение кислорода и изучение его свойств» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Практическая работа Сера. Соединения серы. 1 Характеризуют химический элемент по положению в ПСХЭ и строению атома. Записывают уравнения реакций серы с металлами, кислородом и другими неметаллами. Фронтальный опрос Серная кислота и ее соли. 1 Знают свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД, окислительные свойства конц. Серной кислоты в свете ОВР, качественную реакцию на сульфат –ион. Записывают уравнения реакций в ионном виде и с точки зрения ОВР Фронтальный опрос Практическая работа №7. « Решение экспериментальных задач по теме: Подгруппа кислорода» 1 Вычисляют массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагирующих веществ. Практическая работа Азот и его свойства. 1 Составляют уравнения реакций в свете представлений об ОВР. Знают круговорот азота в природе Карточки с заданиями Аммиак. 1 Знают строение молекулы аммиака, донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония. Описывают свойства аммиака: взаимодействие с водой, кислотами, кислородом; получение, собирание и распознавание аммиака; описывают свойства с точки зрения ОВР; физиологическое влияние на организм Карточки с заданиями Соли аммония. 1 Знают строение, свойства и применение солей аммония. Распознают ион аммония Фронтальный опрос Практическая работа №8. «Получение аммиака и изучение его свойств» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Практическая работа Азотная кислота и ее соли. 1 Знают свойства кислородных соединений азота. Составляют уравнения реакций,доказывают их свойства с точки зрения ОВР. Знают свойства азотной кислоты как окислителя. Описывают реакции взаимодействия конц. и разб. азотной кислоты с металлами Фронтальный опрос Фосфор и его соединения. 1 Знают строение атома, аллотропные видоизменения, их свойства и применение. Знают применение фосфора. Составляют уравнения реакций образования фосфидов, фосфина, оксида фосфора(V), свойств фосфорной кислоты Тестирование Практическая работа №9. « Решение экспериментальных задач по теме: Подгруппа азота» 1 Вычисляют массовую долю химического элемента в формуле, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагирующих веществ. Практическая работа Углерод. 1 Составляют схемы строения атома. Знают и характеризуют свойства углерода. Карточки с заданиями Соединения углерода. 1 Составляют уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода. Знают качественную реакцию на углекислый газ. Составляют названия соединений углерода по формуле и их формул - по названию. Составляют уравнения реакций. Распознают карбонаты и гидрокарбонаты Фронтальный опрос Практическая работа №11. «Получение углекислого газа и изучение его свойств» 1 Работают с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами ТБ. Практическая работа Кремний и его соединения. 1 Знают свойства, значение соединений кремния в живой и неживой природе. Составляют формулы соединений кремния, уравнений реакций, иллюстрирующие свойства кремния и силикатов Карточки с заданиями Силикатная промышленность. 1 Обобщают и систематизируют знания о технологии керамического, стекольного, цементного производств, их истории. Знакомятся с научными принципами данных производств Фронтальный опрос Обобщение темы: Неметаллы. 1 Составляют уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде. Производят вычисления массы и объемов продуктов реакции с определенной долей выхода Тестирование Контрольная работа №3. Неметаллы и их соединения. 1 Знают строение и свойства изученных веществ. Выполняют упражнения и решают задачи по изученной теме. Контрольная работа Органические соединения (10часов)
Предмет органической химии. 1 Характеризуют особенности органических соединений, основные положения теории химического строения. Объясняют многообразие органических соединений, составлять структурные формулы. Фронтальный опрос Предельные углеводороды. 1 Характеризуют состав, изомерию и номенклатуру алканов, их свойства. Записывают структурные формулы важнейших представителей, изомеров, гомологов. Карточки с заданиями Непредельные углеводороды. Этилен 1 Характеризуют состав, изомерию, номенклатуру алкенов, их химические свойства и способы получения на примере этилена. Называют изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре, характеризовать химические свойства алкенов. Фронтальный опрос Предельные спирты 1 Характеризуют состав, изомерию и номенклатуру предельных одноатомных спиртов и глицерина, их свойства. Описывают свойства и физиологическое действие на организм метилового и этилового спиртов. Карточки с заданиями Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 1 Характеризуют состав, изомерию и номенклатуру предельных карбоновых кислот и сложных эфиров, их свойства и применение; Называют изученные вещества, записывать уравнения с их участием. Фронтальный опрос Углеводы 1 Характеризуют состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы. Записывают уравнения реакций с участием глюкозы, Карточки с заданиями Аминокислоты и белки. 1 Характеризуют состав, особые свойства аминокислот и их биологическую роль. Записывают уравнения реакции поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям, Карточки с заданиями Жиры 1 Характеризуют состав, свойства, получение и применение жиров. Называют изученные вещества Карточки с заданиями Полимеры 1 Характеризуют основные понятия химии ВМС, классификацию полимеров по их происхождению. Фронтальный опрос Контрольная работа №4. Органические соединения 1 Характеризуют основные классы органических веществ. Определяют принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характеризовать химические свойства изученных органических соединений. Контрольная работа Повторение и обобщение (3 часа)
Обобщение курса химии за основную школу 1 Выполняют тестовые задания на закрепление и повторение изученного материала Тестирование Итоговая контрольная работа за курс основной школы 1 Обобщают свои знания и умения за курс химии для основной школы Контрольная работа Итоговое занятие 1 Анализируют свою деятельность по освоению курса химии за 9 класс Карта самоанализа Итого 68