Конспект урока окружающего мира на тему Экосистема поля (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 4 им. А.С. Пушкина г. Йошкар - Олы»











ОТКРЫТЫЙ УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«ЭКОСИСТЕМА ПОЛЯ»


3 КЛАСС ОС «Школа 2100»







Подготовила: Макматова И.В., учитель
начальных классов высшей категории





Г. ЙОШКАР – ОЛА
2012

Открытый урок окружающего мира (для студентов педагогического училища)

Тема урока: ЭКОСИСТЕМА ПОЛЯ. (ОС «Школа 2100»)

Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый

Форма обучения: фронтальная (беседа, виртуальная экскурсия), групповая, индивидуальная

Цель: систематизация знаний, открытие нового знания

Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить с новым сообществом «поле»;
- раскрыть взаимосвязи в данном сообществе.

2. Развивающие:
- развивать познавательный и эстетический опыт;
- развивать основы исследовательской и поисковой деятельности, творческое воображение, внимание, речь;
- развивать умение детей взаимодействовать через работу в группах.

3. Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение в природе;
- положительную мотивацию к учению;

Средства обучения:
А. А. Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир. 3 класс. ("Обитатели Земли"). Учебник в 2-х частях. Часть 1.-М.: Баласс, 2009. (Образовательная система "Школа 2100");
А. А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 3 класс. (Обитатели Земли). - М.: Баласс, 2008. (Образовательная система "Школа 2100");
мультимедийная установка;
раздаточный материал.
Правила работы в группах
- говорим вежливо, - называем собеседника по имени, - говорим по очереди, не перебивая друг друга, - внимательно слушаем, - если непонятно, переспросите партнера, - четко высказываем свое мнение, - соблюдаем порядок на парте, - уважаем мнение собеседника.

ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности:
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством связи с предыдущими уроками.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С. Смирнов
- Какой теме были посвящены наши предыдущие уроки? (изучению экосистем в природе)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: тренировать способность к решению известных примеров;
тренировать мыслительные операции;
организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.

Учитель: Прежде чем двигаться дальше, надо привести в систему наши знания, еще раз повторить
Работа в парах
Учитель: Задание 1 – расскажите что такое «экосистема»?
Проверка с презентации (СЛАЙД 2)
Теперь вы будете работать в группе. У каждой группы свое задание. Ваша задача ответить на поставленный вопрос.
В это время по 1 представителю от каждой группы будут выполнять свое задание.
Задание для групп: 1 группа - определить значение экосистемы луга и леса для человека и животных, составь схему
2 группа – могут ли растения существовать без других обитателей? Составить схему.
Учитель: Как долго может существовать экосистема? (Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи)

3. Локализация места затруднения.
Цель: тренировать способность к выполнению действий
Учитель: логическая задача: Однажды мальчик Петя задумался: где же я смогу увидеть больше различных насекомых: в лесу, на лугу, у озера? А мама предложили ему сходить еще и в поле. Посоветуйте куда пойти Пете.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об этих экосистемах.
Слайды
ЛУГ (СЛАЙДЫ 3-7)
ЛЕС (СЛАЙДЫ 8 – 23)

4. Постановка проекта выхода из затруднения
Цель: тренировать способность к выявлению места в задании, где выявлено затруднение
- проверка работы в группах схемы
Группа 1 (СЛАЙД 24)
Группа 2 (СЛАЙД 26)

5. Реализация проекта.
- Прочитайте текст учебника на с. 70 - 71
- Что вы узнали?
Работа с учебником с. 71 – 73

6. Первичное закрепление с фиксацией во внешней речи.
Цель: воспроизвести во внешней речи правильные способы действий.
- Как называются растения, растущие на поле?
- Какие культуры выращивают еще люди на поле?
СЛАЙД 27

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: закрепить способы действий, вызвавшие затруднения; фиксировать достижения индивидуальной цели.
А сейчас каждой группе и каждому ее члену я предлагаю заполнить таблицу «Отличия экосистемы луга от экосистемы поля»
СЛАЙД 30

Итак, наш ответ Пете: куда лучше пойти, чтобы изучать насекомых?

8. Рефлексия
Цель: зафиксировать правильные способы действий в заданиях;
оценить собственную деятельность на уроке;
согласовать и записать домашнее задание
- Какую главную цель мы поставили на уроке?
- Что нового узнали?
- Что нужно сделать каждому из нас, чтобы достичь отличных результатов?
Таблица рефлексии
1.
УТВЕРЖДЕНИЯ
ОТМЕТКА

1. Тема урока мне понятна


2. У меня сегодня все получалось, я не допускал ошибок


3. Мне в уроке все понравилось


4. Я доволен своей работой на уроке




Лист самооценки _________________________
Работа на уроке
Оценка ученика
Оценка учителя

1. Помогал выполнять задания в группе
 
 

2. Работал на уроке с учебником, выполнял письменные задания
 
 

3. Внимательно слушал учителя, одноклассника
 
 

4. Активно работал на уроке
 
 




Домашнее задание
Параграф 17 учебник с. 70 -73, рабочая тетрадь с. 33,34
­ђ Заголовок 1 Заголовок 315