План-конспект урока по окружающему миру на тему Зеленая аптека (1 класс)

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 34»
г. СТАВРОПОЛЬ









ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

1 КЛАСС
УМК «Перспективная начальная школа»







Подготовила:
учитель начальных классов
Иванова Л.В.











Урок. Окружающий мир. 1класс.
Тема: Зеленая аптека.

Цели: познакомить учащихся с лекарственными растениями, рассмотреть их целебные свойства; обучить правилам сбора целебных трав; развивать экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к природе; продолжить формирование навыка чтения (на материале учебника).
Оборудование: экологические знаки; рисунки и гербарий лекарственных трав; костюмы для сценки.


Ход урока.

Оргмомент.

Долгожданный прозвенел звонок-
Начинается урок.

Сообщение темы урока.

Чтобы узнать тему нашего урока надо расшифровать шифровку.

9
6
13
7
15
1
33

1
17
20
6
12
1





1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П


18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я



Какое название получилось? (Зелёная аптека)
Что такое аптека? (учреждение, в котором изготавливаются и продаются лекарства)
А что такое зеленая аптека, мы узнаем, отправившись на прогулку в лес с Машей и Мишей.

Работа по теме.

Откройте учебник на стр.60-61 рассмотрите изображенные там растения.
Наш лес – настоящая аптека. Прямо в лесу, как в лечебнице, можно найти нужные лекарства от мозолей, расстройства желудка, кровотечения.
Рассмотрите центральную картинку в учебнике. Какие лечебные растения встретили в лесу Маша и Миша? Прочитайте их названия.
Какие из этих растений вам знакомы?

К нам на урок пришел Лесовичок и принес с собой загадки про лекарственные растения. Пользуясь учебником, отгадайте, про какие растения идет речь. (Слайд 3-8)

Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.
(Ромашки)
Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он стоит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
(Подорожник)

Простудился? Заболел?
Грипп и насморк одолел?
Знай – с недугом вступит в бой
Наш помощник
(Зверобой)

От этой чудо-травки
Все спасайтесь, бородавки.
Соком рыжим только смажем-
Не найдем следа их даже.
(Чистотел)

Простудился, голос сиплый.
Заболела голова?
Медом пахнущей цветочек
Надо заварить скорей,
Дома посиди денечек
И волшебный чай попей.
(Липа)


После каждой разгаданной загадки выходит ребенок и рассказывает про лекарственное растение.
Зверобой – Меня называют травой от 99 болезней. У меня цветы желтые. Расту на сухих лугах, полянах, вдоль дорог и между кустарниками. Собирают меня во время цветения. Применяют при кашле, желудочных заболеваниях.
Чистотел – расту по затененным местам, часто возле жилья и на огородах. Свежим соком чистотела лечат мозоли, раны, удаляют бородавки. Я очень хорошее обеззараживающее средство. Во время походов в лес моим соком можно пользоваться как йодом. Я ядовитое растение. Поэтому применять меня нужно очень осторожно.
Подорожник - мои листья применяют при порезах, ушибах, нарывах, прикладывая на больное место. Свежий сок останавливает кровотечения, обладает болеутоляющим и заживляющим средством. А также листья прикладывают при укусах ос и шмелей.
Ромашка лекарственная - я расту везде: по обочинам дорог, по берегам рек, во дворах. Для лечения используют мои цветки. Их используют для полоскания, в качестве противовоспалительного и обеззараживающего действия.
Тысячелистник – я расту на лугах. В медицине используют мои листья и цветки. Листья и цветки обладают противовоспалительным и кровоостанавливающим действием. Меня применяют в виде настоя при местных кровотечениях.
Пастушья сумка – Я получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи.
Расту я обычно у дороги, в полях, на огородах. В лечении применяют только свежее растение для остановки кровотечения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.Работа по теме.

У вас на партах стоят тарелочки с лекарственными растениями нашего края. Внимательно изучите их по размеру, запаху, цвету, по форме листьев. И попробуйте правильно назвать каждое растение.
5.Закрепление изученного.
Рассмотрите на левой стороне учебника рисунки. Подумайте и обсудите в парах, какие из лекарственных растений надо использовать пострадавшему в каждом из случаев (слайд 10-12).
Ранку на пальце заживляют тысячелистник, подорожник, крапива, кошачья лапка.
При простуде помогают цветы липы, календулы.
К месту укуса насекомого можно приложить лист подорожника, ломтик огурца, а к месту ушиба или ожога размятые листья зверобоя.
Во всех случаях лекарственные травы тщательно промываются.
Знакомство с правилами сбора лекарственных растений (слайд 14-18)
Дети рассматривают в учебнике рисунки с правой стороны и составляют правила сбора целебных трав.
Затем дети читают в учебнике советы по сбору лекарственных трав, которые дают Маша и Миша.
1. Р е б у с ы.
Учащиеся отгадывают ребусы и рассказывают о целебных свойствах растений.
а) (Календула.)
б) (Тысячелистник.)
в) (Ромашка.)

2. Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.

В о п р о с ы к к р о с с в о р д у:
1) «Кошачья травка» – больным поправка:
Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку.
(Валериана.)
2) Кто тебя не знает, полевой цветок:
Белые реснички, золотой глазок!
(Ромашка.)
3) Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня.
(Крапива.)
4) Листочки – парные, цветки – янтарные,
Плоды – коварные: и лечат, и калечат.
(Зверобой.)
5) Сидит Аленка в красной рубашонке:
Кто мимо идет – всяк поклонится.
(Земляника.)
6) Степной травы пучок простой. Он и сухой благоухает,
И разом степи надо мной все обаянье воскрешает...
(Полынь.)
7) В лесу и на болоте травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь – кисло-сладких ягод горсть.
(Черника.)
8) Путник часто ранит ноги – вот и лекарь на дороге.
(Подорожник.)
9) У реки, на лугу, босиком на снегу
Первые цветочки – желтые глазочки.
(Мать-и-мачеха.)
10) Коготок короток,
А сквозь землю прошел – шапку золота нашел.
(Календула.)
11) Ягоды – не сладость, зато глазу – радость,
И садам – украшение, и дроздам – угощение.
(Рябина.)
К л ю ч е в а я ф р а з а: лекарственные растения.

6.Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие растения называют лекарственными?
– Как правильно использовать лекарственные растения?
– Как правильно собирать лекарственные растения?

Окружающий мирРисунок 2Рисунок 415