Контроль и оценивание младших школьников в условиях личностно ориентированного образования


Контроль и оценивание младших школьников в условиях личностно ориентированного обученияПри переходе на личностно ориентированное образование многими известными педагогами высказывается необходимость фундаментальной реформы контрольно – оценочной деятельности обучающихся. В личностно ориентированном образовательном процессе важно выявить не столько результат, соотносимый с определённым госстандартом, сколько личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:
Степень прогресса личности по отношению к её предыдущим проявлениямЛичностное продвижение учащихся по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств
Если ориентиром для оценки результатов в традиционном обучении выступают образовательные стандарты и нормативы, то при личностно-ориентированном обучении проверяется не степень достижения внешних заданных результатов, а творческое отклонение от них.
В личностно-ориентированном обучении основной параметр оценки образовательных результатов — степень личного образовательного приращения ученика. Хорошим примером этому является ведение учителями нашей школы мониторинга учебного процесса, где есть как результаты диагностического контроля по всем предметам, анализ ошибок в письменных работах в сентябре, декабре, мае, так и анализ учебных достижений каждого учащегося и составленный на основе этого план индивидуальной коррекционной работы. По соответственным таблицам сразу становится понятной степень личного приращения учащихся. Личный результат каждого ребенка — самое важное в его образовании. Этот результат не приходит к нему снаружи, а произрастает внутри.
При переходе учителей начальных классов на личностно ориентированную образовательную систему, для которой характерно использование наряду с традиционными интерактивных методов – проблемного, проектного проблема реализации контрольно оценочной деятельности еще больше обостряется. Изменить сложившуюся внутреннюю установку педагога и реорганизовать ее в соответствии с самыми передовыми идеями, на самой современной научной основе не всегда удается. Однако, мы всё же учитывая модель контроля и оценивания обучающихся в системе личностно ориентированного образования, на наших уроках позволяем детям принимать активное участие в оценке своих достижений. Это позволяет детям определив свои пробелы, совершенствовать результаты учебных достижений по собственной инициативе. У детей формируется навык самоконтроля и самооценки, они отслеживают ход выполнения учебных действий, делают необходимые коррективы, а конечная оценка результата, которую обычно выносит учитель, дает ребенку возможность самому определить качество и успешность своего продвижения. Результаты, зафиксированные в таблицах успешности , помогают сделать оценку содержательной как для ребёнка, так и для родителей в случае необходимости. А «лестница успеха»показывает ученику его продвижение вперёд, что позволяет сделать оценку работы оптимистичной, не допустить потери веры в себя, закрепить уверенность в своих возможностях .
С особой успешностью при личностно ориентированном образовании используется контроль, связанный с уровневым характером усвоения знаний. Так, выделяют три уровня:
Репродуктивный (необходимый) - уровень осознанного восприятия и запоминания, которые внешне проявляются в точном или близком воспроизведении материала
Продуктивный или «программный»(знания_умения) – уровень применения знаний в сходной ситуации, выполнение различных заданий, упражнений. Продуктивная деятельность осуществляется на основе преобразования усвоенных ранее знаний в уже известные человечеству способы деятельности.
Творческий или «максимальный»(знания_трансформации) – уровень творческого применения знаний в новой, ранее не знакомой ученику ситуации. При этом учащиеся способны генерировать субъективно новую для них информацию об изучаемых объектах и действиях с ними.
Совместно с учащимися в равноправном диалоге мы выясняли, какому уровню учебных достижений соответствует выполненная работа и почему.
Вот пример такой работы.
Применяя оценивание по разноуровневой системе, я пришла к выводу, что
принцип гарантированности образовательной подготовки обучающихся воплощается.
Учитель и ученики находятся в равном положении(образцы заданий каждого уровня сообщаются заранее)
Обучающиеся чётко знают требования к их знаниям и умениям (образовательная цель представлена на 3 – х уровнях)
Немаловажную роль при проверке и оценке знаний для достижения положительной динамики учебных действий играет самооценка учащихся. Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя в системе личностно ориентированного образования. Этот компонент должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения, что позволяет правильно осуществлять индивидуальную коррекционную работу с учащимися.