Статья «Связь развития речи с развитием мелкой моторики рук»

Связь развития речи с развитием мелкой моторики рук


Сейчас никто не сомневается в том,что успешность обучения ребёнка во многом зависит от того,насколько хорошо он к ней подготовлен.Но подготовку детей в предшколе недопустимо сводить только к обучению чтению,письму,начальным навыкам счёта.
Важен не столько объём знаний,полученых ребёнком до школы,сколько готовность к сложному процессу обучения:умение слушать педагога,выполнять его указания,восприниматьзадания и способы творческого его выполнения,развитие самоконтроля.
Занятия нужно построить так чтобы вызвать у ребёнка усиление мысли,но при этом заботясь о том,чтобы эта работа была ему в радость,не вызвала усталости,страха и нежелание учиться,раньше чем он придёт в школу.
Ещё Максим Горький писал: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав,и требование его биологически законно.Он хочет играть,он играет всем и познаёт окружающий мир прежде всего и легче всего в игре,игрой.
Тем немение,мы должны помнить о том что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определённая тенденция-неуклонное усложнение программы 1 класса,внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий застовляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Так как же всё-таки подготовить ребёнка к школе?
Увлечение «домашних» детей современными компьютеризированными играми,не способствует достаточному развитию ребёнка.
Проведённая в сентябре констатирующая диагностика требовала немедленного решения этой проблемы,так-как у детей не развиты в соответствии с возрастом следующие функции:интелектуальная,моторная,речевая.Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детей школьной программы,если не будет проведена специальная коррекционная работа.
Известно-что развитие речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.и если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук,точнее-от пальцев.Ребёнок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,умеет логически рассуждать,у него достаточно развиты память,внимание,связная речь.
У детей не посещающие детский сад и пришедших в предшколу,все выше перечисленные навыки развиты слабо. Эта проблема не нова,о ней много написано,но она имеет свойство возникать ежегодно,перед каждым воспитателем работающим в предшкольной подготовке,причём каждый решает эту проблему по своему используя различные направления и методики.Учитывая важность этой проблемы решила провести с детьми углубленную работу в этом направление. Основная цель данной проблемы является создание условий для развития речи детей,посредством тренировки движений пальцев рук.
Учитывая интерес детей к играм свою работу начала с разучивания пальчиковых игр и упражнений.Такие игры очень интересны и просты для запоминания.
Играя в игры «Апельсин», «Шарик», «За грибами», «Засолка капусты», «Утята» дети научатся отделять пальчики друг от друга,розовьют слуховое восприятие,ритмичность.Доступная форма проведение игр позволяет использовать их на всех занятиях в качестве физминутки.
Следующим этапом работы была организация обучения графическим навыкам,в форме занятия,включая цели реализация которых,требует систематеческой постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий.
Один раз в неделю провожу занятия «Волшебные пальчики».Для этого завели тетради цель которых:
-закрепить навыки ориентировки на листе бумаги,
-развивать глазомер,умение видеть строку,соблюдать заданный интервал между фигурами,
-одновременно начинать и заканчивать работу,
-правильно изображать фигуры,удерживать их в памяти,
-стимулировать развитие речи.
В процессе выполнение графических диктантов дети усваивают необходимые правила:как сидеть;как положить руки и кисти;как правильно держать ручку.
Важнейшим условием в овладении графическими диктантами являются усвоение первоначальных навыков.Дети часто путают левую и правую сторону,ошибаются в счёте клеток,затрудняются ставить отправную точку.
В этом нам помогут специальные упражнения.
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать,
За окошком ходит ночь,
Руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.
Убедившись в том что начальный этап освоен всеми,можно двигаться дальше,
то есть рисовать фигуры,начиная с самых простых вариантов.Сначало задание диктуется в медленном темпе,постипенно его ускаряя.Указания должны быть спокоцными,точными и уверенными.Для того чтобы у ребёнка возник не только зритеьный образ фигуры,но и слуховой,каждая изображение соправождают стихи,загадки,скороговорки.
Можно провести дополнительную беседу,словестное пояснение в занемательной форме:что знаешь об этом животном?где он живёт?чем питается?в каких мультфильмах встречается?
Готовое изображение предлогается заштриховать косыми или прямыми линиями, «вышить» фигуру крестиком или просто расскрасить.Степень сложности материала постепенно повышается,то-есть предлогается зрительный диктант.Использование такого приёма вырабатывает устойчивое,
сосредоточенное внимание.Воспитывается трудолюбие и усильчивость.
При разроботке календарно-тематического планирования в раздел «конструирование и ручной труд»,включила систему занятий «Волшебные полоски». Дети очень быстро овладевают техничекими навыками и алгоритмами этих занятий. Незаменимым помощником на всех занятиях является Кот Неумейка,которого дети обучают и воспитывают.Этим персонажем связано игравая мотивация занятий и организация последующей игры. До начало работы выполняются пальчиковые упражнения «Пальчики здороваются», «Здраствуйте ручки»,в дальнейшем все способы соеденения полосок в поделках дети сначало показывают руками,представляя, что концы полоски это-кисти рук. Это помогает ребёнку усвоить алгоритмы действий с полосками.Эти занятия способствуют дифференцированному восприятию трудовых процесов,развитию логического мышления, мелкой моторики,связной речи.Полоски действительно оказались волшебными.Во время занятий учу детей работе не только с наглядностью, но и на основе словесной инструкции. «Волшебные полоски»чередуются с другим видом создания фигур из бумаги.
Оригами-древнее исскуство оно пришло к нам из Китая. Развивающий потенциал оригами очень высок.Здесь основой для фигур является «Волшебный квадрат или прямоугольник» Посредством неоднократного складывания квадрата в определённой последовательности можно получить разного рода фигуры.Дополняем полученную фигуру аппликацией.
Эти занятия учат детей концентрировать внимание и правильно его распределять,развивает слуховое восприятие,память,речь,умение действовать по словесным инструкциям.
Промежуточный мониторинг,проведённый в январе показал что проводимые игры,упражнения,занятия оказали блоготворное влияние на эмоциональное состояние,помогли развить у детей мелкую моторику пальцев рук,стимулиуя речевое развитие. Практика доказывает,что чем раньше начнётся работа по развитию мелкой моторики рук,тем лучше будет развиваться детская речь,а также внимание,память и другие психологические процессы,тесно связаны с речью.Специальная работа по формированию мелкой моторики рук способствует усвоению навыков письма будущих первоклассников.
Нужно сначало научить работать руки,а руки заставят работать мозг.

Литература:
1.Плутаева Е. Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. «Дошкольное воспитание»,2005 год,№5
2.Пожеленко Е. Игнатьева Е. Развиваем речь дошкольника. «Дошкольное воспитание»,2005 год,№1
3.Бекмаханова К.Е. Развитие речи детей –шестилеток. «Семья и детский сад»,2003 год,№1
15