Урок по обществознанию для 7 класса Правоохранительные органы


Пояснительная записка
Класс 7 класс
Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.-М.: Просвещение, 2013.
Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь/ пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ О.А.Котова, Т.Е. Лискова.- М: Просвещение, 2013.
Цель:
Задачи: формирование представлений о структуре правоохранительных органов, уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов.
познакомить обучающихся с системой правоохранительных органов РФ, их функциями;
определить, какие требования предъявляются к сотрудникам правоохранительных органов;
развивать навыки использования правовой терминологии; 
воспитывать правовое самосознание обучающихся, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам.
10. Планируемые результаты: Личностные:
- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
- установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание обучающимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений;
-развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
-развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью ТС и ИТ;
-формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
Предметные:
- знание о системе правоохранительных органов, истории их возникновения, их основных функциях;
- умение работать с понятийным аппаратом по теме;
- использовать знания о своих правах и обязанностях в процессе жизни;
-извлекать необходимую информацию из нормативных документов;
-выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.
11. Тип урока: изучение нового материала (открытие нового знания)
12.Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
13.Организация деятельности учащихся на уроке (приёмы и методы):
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный диалог;
- самооценка, взаимооценка;
- критическое мышление;
- постерная презентация;
- опережающее д/з.
14. Организация пространства: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Правоохранительные органы», часы, кластер, рабочие листы ( Приложение 1).
15.Конструкт урока
Опережающее домашнее задание:
Работа в группах. Подготовка и представление постеров (Приложение 2) ( Приложение 3) (Приложение 4)
Этапы урока Развитие УУД Деятельность учителя Деятельность учеников Продукт, результат деятельности
1.Самоопределение к учебной деятельности Л: формирование устойчивой мотивации к обучению.
К:Умение слушать и вступать в диалог.
Р: волевая саморегуляция.
П: осмысление информации, анализ. Проверяет готовность детей к уроку, создаёт позитивный настрой, мотивирует обучающихся на включение в деятельность и определение темы.
Позитивный настрой - желаю, Вам, ребята, сегодня подняться на ступеньку выше в ваших знаниях. Настраиваются на урок, включаются в деятельность, анализируют информацию, обдумывают и предлагают предположительную тему урока. Включение и настрой на урок, осмысление и формулирование примерной темы урока.
2.Актуализация знаний П: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
К: развитие коммуникативных навыков групповой деятельности
Р: выражение личного отношения к теме, коррекция с учётом оценки результата товарищей.
Л: развитие творческого мышления. Организует с обучающимися диалог по вопросам: Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала?  Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. Что такое закон? Почему нужно соблюдать закон? В каком документе закреплены основные права граждан? Включаются в проблемный диалог, отвечают на вопросы. Устные ответы, дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об ответственности за правонарушения
3. «Открытие» обучающимися новых знаний
П: Формулирование познавательной цели, сравнение, осознанное построение речевых высказываний
К: умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, обмениваться знаниями.
Р: умение ставить учебные задачи.
Л: мотивация учения, личная заинтересованность.
Создаёт условия для возникновения проблемного диалога. Показывает и поясняет слайды презентации
(Приложение 5)
Организует работу обучающихся в рабочих листах с текстом Конституции. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы».
Организует деятельность обучающихся, направленную на получение новых знаний.Осуществляет работу с опережающим домашним заданием - работа с постерами, подготовленными обучающимися
Подводит обучающихся к пониманию смысла принципа презумпции невиновности.
Обучающиеся включаются в проблемный диалог, работают с текстом Конституции, заполняют кластер «Правоохранительные органы».
Просматривают постеры, делают записи в тетради. Отвечают на вопросы, работают над заданиями в тетради на печатной основе, осуществляют самопроверку и взаимопроверку.
Записи в тетради, кластер «Правоохранительные органы»
4.Этап первичной проверки понимания изученного. К:Осознанное построение речевых высказываний.
Р: Оценка правильности выполненных действий
П: доказательство, установление связей.
Л: умение видеть возможность применения полученных знаний в реальной жизненной ситуации
Организует ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление полученных знаний – рабочий лист, №4,5,6.

Выполняют задание учителя, работают с кластером «Правоохранительные органы», рабочим листом.
Умение объяснять явления и процессы с опорой на полученных знания.
5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
Р: Контроль, коррекция, оценка (взаимо и самооценка)
К:навыки взаимоконтроля и взаимопомощи.
П: перенос знании, умений в новую ситуацию для решения задач.
Л: мотивация на положительный учебный результат, адекватность самооценки. Предлагает детям проверить и оценить, насколько хорошо они овладели полученными сегодня знаниями и как могут применять их в практической деятельности, выполнив см.работу – рабочий лист ,задание №7
Формирование уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов – просмотр ролика о курганском отряде ОМОН. Выполняют самостоятельно задания Оценка и самооценка.
Рефлексия Л: Оценивание усваиваемого содержания.
Р: Оценка качества и уровня.
К:умение аргументировать, убеждать и уступать.
П:умение анализировать свою деятельность, формулировать и подводить итоги.
Организует дискуссию, позволяющую обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу
Для меня стало новым...Меня удивило...Я узнал...Я научился...Я понял, что могу...Мне понравилось...Меня удивило...У меня получилось...Я приобрёл...Мне захотелось...Меня воодушевило...
Высказывает свои впечатления, пожелания.
Рабочий лист – «Дорисуй смайлик»
Памятка для несовершеннолетнего
( приложение 7) Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения
Удовлетворённость от проделанной работы, полученная оценка.
Домашнее задание Л: Нравственно-эстетическое оценивание, мотивация учения, развитие творческого мышления.
П: Самостоятельное творческое решение проблемы.
Р: Планирование, саморегуляция, оценка. Мотивирует на выполнение д/з, разъясняет, отвечает на возникшие вопросы (если появились).
Параграф 7
Задания на выбор:
1. Рубрика «В классе и дома» №1, 2,3
2.Выскажи свое мнение, в чем состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел? Что необходимо сделать для повышения авторитета сотрудников правоохранительных органов?
3. Рубрика «Практикум» на выбор
Записывают д/з, обдумывают, задают (по необходимости) вопросы. Запись д/з и желание его выполнить.
Приложение 1
Рабочий лист
Тема _________________________________________________________________________________
Фамилия, имя ____________________________________________ Дата _________________________
Конституция РФ
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
1. Кластер
Правоохранительные органы Российской Федерации

Какие функции выполняют?

Их общее назначение
____________________________________________________________________________________________________

2. Напиши определения понятий.
Адвокат - ________________________________________________________________________________
Нотариус - _______________________________________________________________________________
Лицензия - _______________________________________________________________________________
Детектив - ________________________________________________________________________________
4. Дополни предложение.
Презумпция невиновности означает, что ______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________.
Судьей может быть только __________________________________________________________________
Согласно закону судьи в РФ _________________________________________________________________
ПОЛИЦИЯ
Полиция общественной безопасности решает следующие задачи
Криминальная полиция решает следующие задачи
5. Заполни схему.
6. Отметь знаком «+» те подразделения, которые работают в составе полиции общественной безопасности:

Уголовный розыск
Патрульно-постовая служба
Подразделение по борьбе с экономическими преступлениями
Дежурная часть
Подразделение по делам несовершеннолетних
ГИБДД
Подразделение по борьбе с наркотиками
Паспортно-визовая служба
7. На основе кластера « Правоохранительные органы», сделайте вывод, в какой из правоохранительных органов следует обратиться в следующей ситуации:
1.В. Иванова, ученика 8 класса постоянно избивают родители.
2.Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.
3.Ваша семья купила в магазине холодильник, который сломался через неделю после начала эксплуатации, а магазин отказывается отремонтировать или заменит некачественный товар.
Домашнее задание:
Параграф 7
Задания на выбор:
1. Рубрика «В классе и дома» №1, 2,3
2.Выскажи свое мнение, в чем состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел? Что необходимо сделать для повышения авторитета сотрудников правоохранительных органов?
3. Рубрика «Практикум» на выбор
2985135513080
Приложение 2
Правила работы в группе
Вы работаете в группе. Помните, что успех группы зависит от успеха каждого. Старайтесь оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.
Поддерживайте друг друга, несмотря на возникающие разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Определите координатора группы. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Приложение 3
Тема: Правоохранительные органы. 7 класс. Обществознание
Ребята! Предлагаю Вам объединится в группы для того, чтобы совместно найти и представить в виде постера информацию о правоохранительных органах РФ:
Прокуратура РФ;
Полиция РФ;
ФСБ РФ;
Федеральная таможенная служба РФ
Судебная система РФ
Обязательные содержательные элементы постера:
наименование (полное и краткое);
история создания;
основные функции;
кто может стать сотрудником данного правоохранительного органа (судьей);
как в нашем городе можно обратиться в данную службу (экстренные телефоны, контактные телефоны, телефон доверия, адрес)
Приложение 4
Критерии оценивания постераОценка
Критерии Отлично Хорошо Удовлетворительно
Содержание Содержание постера полностью соответствует теме. Тема раскрыта наиболее полно Содержание постера соответствует теме. Тема раскрыта не полностью Тема плохо передана, содержание постера расплывчато и непонятно
Дизайн (оформление) Эффективно использованы цвета, линии, формы, чтобы сделать постер интересным и привлекательным. Образы соответствуют теме Рисунки и иллюстрации имеют отношение к содержанию постера и добавляют свой вклад в общий смысл Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию постера. Постер не привлекает внимания зрителя
Правописание В постере нет ошибок в правописании В постере есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают читателя от смысла плаката В постере есть несколько письменных ошибок, которые отвлекают внимание от смысла плаката
Защита постера1.Содержание раскрыто в полном объеме. Выступление логично, отражает основные аспекты работы.
2.В выступлении принимают участие все члены группы. 1.Содержание раскрыто не в полном объеме, выступление не совсем последовательно, отражает не все аспекты работы.
2. В выступлении участвуют 1-2 члена группы. 1.Содержание раскрыто слабо, выступление не последовательно.
2.В выступлении участвует один член группы.
Приложение 5
Какой праздник мы отмечаем 12 декабря?
Что такое Конституция?
Давайте обратимся к тексту Конституции – Глава 1, статья 1 (рабочие листы)
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Что означает выражение: «Россия - правовое государство»? Это значит, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.
В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы. Какие? Правоохранительные. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы»
Приложение 6
К правоохранительным органам традиционно относят суд, прокуратуру, полицию, ФСБ, таможенные органы.
Некоторые относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации как адвокатура и нотариат, частные охранные предприятия и детективные службы. Эти органы оказывают населению юридическую помощь.
Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова.
Адвокат- это защитник. Его обязанность в судебном разбирательстве обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.
Нотариусы помогают составить различного рода правовые документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Рассмотрим ситуацию из учебника, страница 56.
Закон предусматривает также частную детективную и охранную деятельность. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию - специальное разрешение. Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц.
Сейчас, мы более детально рассмотрим, что представляют собой организации, осуществляющие нашу защиту ( работа с презентациями обучающихся).
Работа с кластером «Правоохранительные органы» - давайте с вами попробуем составить кластер (схему), в который запишем какие организации и структуры обеспечивают защиту прав и свобод граждан (рабочий лист).
Обратите внимание на визуальный ряд ( презентация « Правоохранительные органы», слайд 5)
Прокуратура – Термин «прокуратура» происходит от латинского procure - что означает - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.
Групповое представление постера «Прокуратура РФ»
Работа с визуальным рядом ( презентация « Правоохранительные органы», слайд 8)
Полиция - термин «Полиция»  происходит от греческого Politeia – что значит - управление делами государства.
Групповое представление постера «Полиция РФ»
Работа с визуальным рядом ( презентация « Правоохранительные органы», слайд 11)
Таможня- Федеральная таможенная служба- Слово «Таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси в период Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина. \
Групповое представление постера « Федеральная таможенная служба РФ»
Работа с визуальным рядом ( презентация « Правоохранительные органы», слайд 14)
Федеральная служба безопасности - Генерал-лейтенант, Директор ФСБ России Бортников Александр Васильевич
Работа с визуальным рядом ( презентация « Правоохранительные органы», слайд 16)
Групповое представление постера « ФСБ РФ»
Судебная система РФ
Групповое представление постера о судебной системе РФ
Правоохранительные органы– это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).
.Как выглядит богиня Правосудия? 3.А как бы Вы изобразили Богиню Правосудия?
Все государства в различные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Один из них – презумпция невиновности – пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.
Выполнение заданий – рабочий лист №4,5,6
Приложение 7
Памятка для несовершеннолетнего.
Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.
1.Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.
2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.
3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.
4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.
5. Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.