Урок Греки и Критяне с применением картографической наглядности



СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ.

Учитель Опрышко Д.Ф. МКОУ «Круглоозёрная средняя школа»

Урок - это форма
· орга
·низа
·ции обучения, жива
·я и га
·рмонична
·я ча
·стица
· педа
·гогического процесса
·. Любой урок должен орга
·нично вписыва
·ться в систему ра
·боты учителя. Ка
·ждый урок должен осуществлять ка
·кую-то конкретную ча
·сть общих за
·да
·ч обучения. В то же время урок должен отлича
·ться целостностью и за
·вершенностью, выполнять конкретные за
·да
·чи и да
·ва
·ть реа
·льные результа
·ты.
Ка
·к тра
·диционный, кла
·ссический, та
·к и нетра
·диционный уроки должны являться конкретным воплощением и выра
·жением той или иной методической концепции, пра
·ктической пробой, определяющей ее пра
·вомерность и эффективность. И одновременно урок - это пока
·за
·тель производительности труда
· учителя и уча
·щихся.
Формы уроков весьма
· ра
·знообра
·зны. Выборы формы за
·висит от многих обстоятельств: возра
·стных особенностей уча
·щихся, уровня их подготовки, информирова
·нности, ка
·ких-то психологических особенностей, конта
·кта
· учителя с ученика
·ми.
В соответствии с темой да
·нной ра
·боты мы ра
·ссмотрим урок в 5 кла
·ссе с использова
·нием ка
·рты.

Урок «Греки и критяне».
Обра
·зова
· -
тельные ресурсы
Учебник: Вига
·син, А
·. А
·. История Древнего мира
·. 5 кла
·сс : учеб. для общеобра
·зова
·т. учреждений / Вига
·син А. А., Годер Г. И., Свенцицка
·я И. С. - М. : Просвещение, 2015. - С. 116 - 120.
Ка
·рты: «Древние госуда
·рства
· мира
·», «Древняя Греция».
Сла
·йды «Влияние горного рельефа
· и окружа
·ющих морей на
· межобла
·стные связи в Древней Греции». .
Ра
·боча
·я тетра
·дь по истории Древнего мира
·. В 2 ча
·стях. Ч. 2: 5 кла
·сс: к учебнику Вига
·сина
· А. А. и др. «Всеобща
·я история. История Древнего мира
· 5 кла
·сс» ФГОС. - М.: Изда
·тельство «Экза
·мен», 2015. - С. 5 - 8.

Педа
·гогические цели
Способствова
·ть озна
·комлению с особенностями природных условий Ба
·лка
·нского полуострова
·, островов Эгейского и Ионического морей, восточного побережья Ма
·лой А
·зии и их влиянии на
· жизнь и за
·нятия на
·селения; содействова
·ть ра
·скрытию причин отсутствия в Греции единого госуда
·рства
·; созда
·ть условия для озна
·комления с мифа
·ми Древней Греции

Тип и вид урока
·
Изучение и первичное за
·крепление новых зна
·ний / учебный пра
·ктикум

Пла
·ниру
емые результа
·ты (предметные)
В результате ученики смогут:
работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные.
устанавливать связь между занятиями жителей Крита и природно-географическими условиями страны.
формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории.
получить представление о мифах как об ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого.

Личностные результа
·ты
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками
готовность и способность учащихся к саморазвитию
воспитание интереса к истории как к науке.
оценивать собственный вклад в работу группы
осмыслят роль и значение памятников культуры, источников

Мета
·предметные результа
·ты
В результате урока ученики смогут:
хактеризовать природные условия Греции.
показывать на исторической карте географическое положение Древней Греции
сравнивать особенности геграфического положения Древней Греции и стран Древнего Востока
анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтверждённые археологическими раскопками.
давать определение понятий

Основное содержа
·ние темы, понятия и термины
Древнейша
·я и а
·рха
·ическа
·я Греция. Природные условия Ба
·лка
·нского полуострова
·, островов Эгейского и Ионического морей, восточного побережья Ма
·лой А
·зии и их влияние на
· жизнь и за
·нятия на
·селения. Условия жизни и за
·нятия на
·селения. Древнейшие госуда
·рства
· на
· Крите. Миф, ла
·биринт, световые колодцы. «Нить А
·риа
·дны»


Ход урока

Организационный момент
Учитель. Приветствует учеников, проверяет посещаемость и готовность учеников к уроку. - Здравствуйте ребята! Давайте проверим вашу готовность к уроку. Обратите ваше внимание на доску. Какое слово там написано?
Ученики. Готовятся к уроку. Приветствую учителя. Обращают внимание на доску. Отвечают: - На доске написано слово труд.
Учитель. - Ребята что такое труд?
Ученики. - Работа, деятельность, выполнение заданий.
Учитель. - Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке? Труд на нашем уроке - это слово, где «Т» - наши тетради. Покажите ваши тетради
Ученики. Поднимают и показывают тетради.
Учитель. - «Р» - это наши?
Ученики. - Ручки. Демонстрируют наличие ручек.
Учитель. - «У» - это наши учебники, дневники, атласы. Покажите ваши дневники, учебники и атласы.
Ученики. Демонстрируют наличие дневников и учебников.
Учитель. - Хорошо, значит мы готовы к уроку и можем начинать.

Постановка учебной задачи

Учитель. Сообщает тему урока. - Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств которые существовали в древнем мире. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения, структурой обществ, религиозными верованиями, а также изобретениями и открытиями, сделанными в древности. Сегодня на уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. А тема нашего урока «Греки и критяне».
Ученики. Записывают дату и тему урока в рабочую тетрадь.
Учитель. Формулирует проблему ставит цели. - Более трёх с половиной тысяч лет назад в Европе, южной части Балканского полуострова, жили греческие племена. Древние греки называли свою страну Элладой, а себя - эллинами. Греками их называли римляне, историю которых мы будем изучать позже. Сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями Древней Греции, а также выясним чем природа Греции отличалась от природы Египта. Ознакомившись с природными условиями Древней Греции, мы выясним каким занятиям, она благоприятствовала.

Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель. Организует работу с картой «Древние государства мира», «Древняя Греция». Совершает «путешествие» по карте на материк Евразия, «плавание» из дельты Нила на северо-запад к острову Крит, к берегам Греции. Знакомит с Балканским полуостровом.

Ученики. Находят в атласе карту «Древняя Греция»
Учитель. - Ребята давайте представим, что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него, на побережье и жил народ, называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. Давайте с вами обведём границы полуострова, на котором расположена Греция, его название Балканский полуостров.
Ученики. Берут в руки карандаши, слушая учителя и наблюдая за его действиями совершают «путешествие» по карте.
Учитель. - Ребята каким знаком на карте обозначены границы территории, заселённые греческими племенами в конце II тыс. до н.э.?
Ученики. Обращаются к легенде карты, находят обозначение территории, заселённые греческими племенами. Отвечают Коричневой линией.
Учитель. - В какой части света находится Греция?
Ученики. Используют раннее приобретённые знания опыт при ориентировании по карте отвечают. Греция расположена на юго-востоке Европы.
Учитель. - В какой части Балканского полуострова расположена Греция
Ученики. - Греция расположена в южной части Балканского полуострова.
Учитель. - Какими морями омывается Греция?
Ученики. - На западе Греция омывается Ионическим морем, на востоке Эгейским.
Учитель. - Каким знаком на карте обозначены города Древней Греции? Назовите их.
Ученики. Действуют по тому же алгоритму. Используя легенду карты находят города. - Синим кружочком. Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины.
Учитель. - Найдите на карте самый большой остров, бывший частью Греции
Ученики. - Это остров Крит
Учитель. - Какой город является современной столицей Греции
Ученики. - Афины
Учитель. - Берега Балканского полуострова гористые, сильно изрезанные; много крупных и мелких островов, удобных бухт. В море водится разнообразная рыба и съедобные моллюски. Земли пригодной для занятия земледелием в Греции совсем немного, поэтому греки выращивали виноград, оливки. Греция была богата полезными ископаемыми – это железные, медные и серебряные руды. Имелись большие запасы глины. Лето здесь жаркое и засушливое, а зима прохладная, без снега, но с частыми бурями. В Греции нет крупных рек. Эти особенности повлияли на занятия греков. Обратите внимание на карту, многие греческие города располагались у моря.
Ученики. Обращаются к карте и отмечают особенности расположения городов Греции. (Приложение 1). Делают вывод что природа Греции иная нежели природа стран Древнего Востока.
Учитель. Сопровождает свой рассказ показом на карте. - Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию от Средней. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход.
Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам. В Греции было сильно развито мореплавание, рыболовство, ремесло, торговля.
Ученики. Слушают учителя и также отмечают на карте атласа территориальные особенности Греции. Делают записи в тетради. (Приложение 2).
Учитель. Горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора Греции - Олимп. Она расположена на северо-восточной части страны.
Ученики. Отмечают на карте расположение горы Олимп, делают запись в тетради.
Учитель. - Греки придумали много интересных мифов (легенд) о своих богах, в которых они ведут себя совсем как люди: испытывают те же чувства, совершают такие же поступки. Миф – это фантастическое сказание о богах и героях. Изучая мифы, мы попытаемся понять, что является вымыслом, а что – реальностью, то есть попробуем использовать их как исторический источник. Сейчас вы самостоятельно прочитаете в учебнике миф о Тесее и Минотавре.
Ученики. Читают миф о Тесее и Минотавре. Устанавливают характер отношений между греками и царями Крита в глубокой древности. Объясняют смысл крылатого выражения «нить Ариадны»
Учитель. - Ребята, найдите на карте ещё раз Эгейское море и вспомните, как греки объясняли его название.
Ученики. Находят на карте Эгейское море, объясняют его название.
Учитель. - Подумайте, что сказочного в мифе о Тесее и Минотавре?
Ученики. - Чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря.
Учитель. - Что могло соответствовать исторической действительности?
Ученики. - Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей.
Учитель. - Объясните смысл крылатого выражения «нить Ариадны».
Ученики. - Средство, помогающее выйти из трудного положения, путеводная нить.
Учитель. - Теперь прочитайте следующий документ «Миф о Дедале и Икаре». Как вы думаете, чему нас учит этот миф?
Ученики. - Миф учит нас тому, что нужно уметь слушать других людей.
Учитель. - Ребята, вы молодцы. Вы уже очень хорошо умеете работать с источниками. Археологи обнаружили, что города на Древнем Крите не имели оборонительных стен. Прочитайте п. 2 и 3 параграфа и подумайте какими двумя причинами это можно объяснить? Для ответа на этот вопрос вспомните особенности территориального расположения Древней Индии и Древнего Китая.
Ученики. Объясняют причины отсутствия на Крите оборонительных стен. - Сильный флот, весь Крит находился под властью одного царя и не имел сухопутных границ.

Закрепление знаний и способов действий, выставление оценок


Учитель. - Ребята, давайте с вами вспомним, с чем новым и интересным мы с вами сегодня познакомились. Покажите на карте Балканский полуостров, Древнюю Грецию, опишите её местоположение.
Ученики. Показывают на карте Балканский полуостров, Древнюю Грецию, описывают её местоположение.

Учитель. Осуществляет проверку проблемного задания, сформулированного в начале урока. – Как природа Греции влияла на развитие земледелия и скотоводства?
Ученики. Называют отличие природы Греции от природы Египта: горы, море, почвы, реки.
Учитель. - Каковы источники наших знаний о Древней Греции и Древнем Крите?
Ученики. Называют источники знаний о Древней Греции и Древнем Крите.
Учитель. - А сейчас сгруппируйте изображения, представленные вам в раздаточном материале, относящиеся к мифам.
Ученики. Группируют изображения, относящиеся к мифам. (Приложение 3).


Информация о домашнем задании

Учитель. Комментирует домашнее задание, уточняет порядок выполнения.
Ученики. Воспринимают и записывают домашнее задание. (Приложение 4).


Ра
·зда
·точный ма
·териа
·л. Приложение 1










Приложение 2.
























Приложение 3.











Сгруппируйте изобра
·жения, относящиеся к мифа
·м о:

А
·) Тесее ________________
Б) Деда
·ле и Ика
·ре________


Приложение 4.

Дома
·шнее за
·да
·ние




























Ученики на да
·нном уроке получили представление об особенностях природных условий и их влияния на жизнь и занятия насления Древней Греции. С помощью учителя ученики на
·ходили на
· предложенной ка
·рте территорию Греции, остров Крит. С помощью ка
·рт описыва
·ли местоположение и особенности природных условий Греции. Чита
·я текст учебника
· и изуча
·я особенности геогра
·фического положения острова
· Крит, дети объясняли отсутствие на
· нём оборонительных стен.
На
· уроке ученики использова
·ли некоторые методы ра
·боты с ка
·ртой, в первом случа
·е, по словесному описа
·нию ученики на
·ходили местоположение объектов, соверша
·ли «путешествие по ка
·рте» на
· ма
·терик Евра
·зия, «пла
·ва
·ние» из дельты Нила
· на
· северо-за
·па
·д к острову Крит, к берега
·м Греции. Во втором случа
·е ученики усвоили, что ка
·рта
· не только отобра
·жа
·ет информа
·цию, содержа
·щуюся в письменных источника
·х, но и са
·ма
· является источником ра
·зличной информа
·ции, и на
·учились её извлека
·ть. Тем са
·мым ученики приобрета
·ют умение чита
·ть историческую ка
·рту, т.е. видеть за
· её условными обозна
·чениями явления общественной жизни.
Таким образом в ходе урока формировались коммуникативные (диалог, общение в группе), информационные (извлечение первичной инфомации, умение работать с историческими и физическими картами, текстами, выделять главное, делать вывод и аргументировать его, обобщать) и компетентность разрешения проблем (умение ставить цели).
Для за
·крепления изученного ма
·териа
·ла
· ученика
·м было да
·но дома
·шнее за
·да
·ние, которое включа
·ло за
·полнение контурной ка
·рты «Древнейша
·я Греция.». Следует ука
·за
·ть, что выполнение этого дома
·шнего за
·да
·ния будет успешным только в том случа
·е, если ра
·нее ученики получили на
·выки по за
·полнению контурных ка
·рт при помощи на
·стольных ка
·рт, за
·тем – на
·стенных. И на
· следующем уроке, проверяя дома
·шнее за
·да
·ние, сра
·внить с ученика
·ми ка
·рту с которой они ра
·бота
·ли на
· уроке, с за
·полненной ими контурной ка
·ртой. Тем са
·мым подгота
·влива
·я учеников к следующим метода
·м ра
·боты с ка
·ртой, а
·на
·лизу и сра
·внению, при изучении следующих тем «Греческие колонии на
· берега
·х Средиземного и Чёрного морей», за
·тем «Греко-персидские войны».
Следует отметить, что пра
·вильна
·я орга
·низа
·ция ра
·боты с ка
·рта
·ми, да
·же при проведении тра
·диционного урока
· всегда
· будет интересна
· детям. Использова
·ние учебных ка
·рт, ка
·ртосхем, контурных ка
·рт должна
· вестись целена
·пра
·вленно и система
·тически.











Рисунок 35Hђ Заголовок 1ђ Заголовок 215