Классный час на тему Беслан


Тематический классный час на тему
«Беслан – трагедия всего народа»
 
Цель:
укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира.
 
Задачи:
 демонстрация на примере реального трагического события, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм;
 повышение мотивации учащихся к усилению собственной бдительности;
 воспитание стойкости характера в сложной жизненной ситуации.
 
Оборудование:презентация документальных фотоматериалов с места трагедии в Беслане;  музыкальное сопровождение; на доске выписано слово: «милосердие»; кроссворд.  
Ход классного часа
I. Орг. момент
II. Сообщение темы
III. Основная часть
1.  Вступительное слово учителя
1 сентября – это день, которого ребятишки ждут с самого раннего детства. Это день, когда они вступают в новую, интересную, наполненную приятными событиями школьную жизнь.
 - А как вы готовитесь к этому празднику?
- Как готовятся ваши родители?
-С каким настроением вы идете на школьную линейку, с какими надеждами?
- Что для вас значит 1 сентября? Начните свое высказывание с незаконченного тезиса:
«1 сентября - это…» (Ответы детей)
   2. Рассказ учителя.
1 сентября 2004 года. Кто не помнит этой даты?! Она вошла в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. Мирный, такой чистый и трогательный день, каким был всегда 1 сентября, содрогнулся от горя, плача и боли. В результате злодейского, беспримерного по жестокости террористического акта в городе Беслане погибли  и получили ранения сотни мирных граждан, большая часть которых – ни в чем не повинные дети. Забыть тот горький день мы никогда не сможем. Пусть наступит минута молчания. Вечная память погибшим в Беслане!
        (Минута молчания)
    Они не вернулись из школы, молодые, сильные, жизнелюбивые. Они мечтали о светлом будущем.
    Все здравомыслящие люди осуждают терроризм – варварствоXXI века.
3. Поэтическая композиция.
Спокойно тихий город спал
В сентябрьском тумане.
Никто беды не предвещал
Тогда ещё в Беслане.
 
А утром дружною семьёй,
И взрослые, и дети,
Шли  в школу, словно в дом родной,
День Знаний вместе встретить.
 
Но за какой – то краткий миг
Всё резко изменилось:
Раздался скорбный детский крик,
И жизнь остановилась.
И пленом стал спортзала  кругИ школьная обитель.
Плечом к плечу здесь встали вдруг
И школьник и учитель.
 
Не представлял, и знать не мог
Безумец и палач,
Какой заплатит он ценой
За боль и детский плач!
 
Своею заслонив спиной
Невинного ребёнка,
Учитель в бой вступить готов
Был с каждым из подонков!
 
И слёзы, словно знак беды,
В глазах его застыли,
Как жаль, что рядом нет воды,
Что дети так простили.
 
Учитель всех учеников
Вокруг себя сплотил,
Великой выдержки в тот день
Детей он научил.
 
И навсегда такой урок
В Сердцах детей остался.
С урока мужества для них
День Знаний начинался!
Ничего не предвещало беды! И вдруг во двор школы въехало несколько машин, прозвучали выстрелы. 34 террориста окружили людей, собравшихся на торжественную линейку. Угрожая автоматами, они заставляли всех забегать в спортивный зал школы. Для запугивания людей главарь банды хладнокровно расстрелял двух жителей города Беслана.
Больше тысячи людей попали в заложники. Среди них оказались в основном дети. На их глазах террористы минировали спортзал, взрывными устройствами опутывали потолок и стены.
4. Из воспоминаний свидетелей трагедии в Беслане 1 сентября 2004 года      
1 ученик зачитывает воспоминания Фатимы Аликовой, 27 лет, фотокорреспондента районной газеты «Жизнь Правобережья». Она находилась в захваченной террористами школе № 1 города Беслана:
«Я пошла туда снимать репортаж о 1 сентября. Когда все началось, я даже не поняла, что это – какие-то люди начали кричать и стрелять в воздух. Я испугалась, побежала на второй этаж, забилась в какую-то комнату без окон, но меня там нашли и заставили спуститься на первый этаж, в спортзал. Там всех, кто был, обыскали, в первую очередь искали мобильные телефоны. Они так и сказали, что того, кто спрячет мобильный, убьют, и ещё 20 человек рядом сидящих убьют. Мужчин вывели в соседнее помещение и избили, некоторых застрелили.
Нас усадили на пол, места было мало, дышать нечем. Потом, правда, окна наверху разбили, чуть полегче стало. Воду давали только в первый день и только детям, по два-три глотка, а нам так – на лицо брызнут, и следили, чтобы мы её не пили. Тем, кто просил пить, говорили, что вода отравлена, потом принесли пустые полуторалитровые бутылки. Мы сначала обрадовались, а потом они сказали, что это для маленьких детей, чтобы они в туалет часто не ходили. А потом говорят, если пить хотите, мочу пейте, многие так и делали. Пить хотелось всё время.
Там, в спортзале, с потолка настоящие гирлянды из мин свисали, а ещё в зале их лежало штук 10-15, каждая с кирпич размером. Мы на них смотреть не могли, так страшно было… А потом взрыв.
Я лежала на подоконнике, и меня взрывной волной во двор выкинуло из окна, я даже сначала не поняла, что случилось. Пока я там сидела, много раз думала, если вдруг окажусь на улице, обязательно побегу. Если только силы будут. Как про это вспомнила – силы сразу появились, вскочила и побежала. Мне, наверное, повезло, что я выпала к гаражам, а не с той стороны, откуда штурм начался.  Я даже не помню, стреляли мне вслед или нет, просто побежала  к гаражам и упала между ними. И тут стрельба пошла, взрывы начались. Я на себя какую-то фанеру натянула сверху, чтобы меня было не видно, и стала Христу молится, чтобы он спас.
2 ученик читает материала из СМИ:
 «Сведения о числе погибших и раненых в Беслане вчера менялись буквально каждый час. По официальным данным оперативного штаба, всего в заложниках у террористов в школе изначально оказались 1181 человек, в том числе 800 детей… На вечер субботы в оперативном штабе числилось 448 раненых, включая 248 детей. Представители прокуратуры Северной Осетии сообщили о 323 погибших, 270 из которых удалось опознать…К лечению ещё 34 тяжелораненых в выходные приступили и медики Москвы и Ростова-на-Дону 4 сентября самолетом МЧС в столицу были доставлены шестеро ребят. Самому младшему из пострадавших ребенку всего 1 год и 8 месяцев.
5. Беседа с учащимися.
    Вопросы к обсуждению:
  Сочетаются ли слова «дети» и «теракт»? (Рассуждение детей)
  Объясните смысл слова «милосердие».
(Милосердие– готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;
- это сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку. С древности и в различных культурах милосердие осмысляется как важное условие человеческой жизни;
- предполагает не только самоотверженность, не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, сострадание к нему, и даже деятельное участие в жизни другого).
Слово учителя.
Замечательный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
Доброта согревает и помогает в трудную минуту, поэтому воспитывайте в себе милосердие, сострадание, доброту. Много хороших дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, честными, отзывчивыми.
IV.  ОбобщениеУчитель.
Закончить наш урок мне хочется словами М.Горького: « Если ты  хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…».