Конспект открытого занятия кружка умники и умницы



Занятие кружка
« Умники и умницы»
1 класс
МАОУ СОШ №91


Учитель начальных классов Руднева В.Ю.









Тема: Переносное значение слов.
Задачи: содействовать развитию речи учащихся; способствовать накоплению речевого опыта;
формировать первоначальные навыки лингвистического анализа;
создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся;
формировать первоначальные умения исследовательской деятельности;
формировать умение строить речевое высказывание, отстаивать своё мнение, доказывать, опровергать, работать в группе.
Учебная ситуация: выпускаем книгу
Оборудование: дидактические карточки для каждой группы учащихся, компьютер, мультимедийный проектор.

Ход занятия.
1. Мозговая гимнастика.
Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы).
Ленивые восьмёрки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь).

2. Разминка.
- Начинаем разминку. Помните, ваша задача – как можно быстрее дать правильный ответ на следующие вопросы. Думайте. Отвечайте, кто это? Что это?
Маленькая, серенькая, пугливая (мышь).
Новая, интересная, библиотечная (книга).
Красный, спелый, гладкий (помидор).
Большой, неуклюжий, бурый (медведь).
Холодный, белый, пушистый (снег).
Жёлтые, красные, осенние (листья).
Рыжая, хитрая, пушистая (лисица).
Разноцветная, красивая, напоминает коромысло (радуга).



3. Основная часть занятия. Исследовательская работа.
На доске висят плакаты с названием цветов.
красный розовый черный, зелёный серый белый
- Это всё цвета радуги? Какие цвета здесь лишние?
А что может быть этого цвета?
- Мы сегодня заговорили о радуге, потому что вы сегодня не ученики 1 класса, а работники издательства « Радуга» и будете готовить к выпуску книгу. Что бы книгу выпустить, нам надо сначала подобрать материал для этой книги.
А.
- И первое задание для сотрудников издательства, найти лишнее выражение.
Издатели должны дружно трудиться, чтобы составить свою книгу.
Для учеников предлагаются карточки.
Чёрный кот
Чёрный юмор
Чёрная краска



Розовые очки
Розовые цветы
Розовые розы


Белая ворона
Белый снег
Белое полотно


Серый волк
Серый туман
Серая личность


Зелёный забор
Зелёная трава
Зелёная молодёжь


Красная ягода
Красная девица
Красная краска



- Почему выделили эти выражения? Что они обозначают?
- Здесь слова в переносном значении.
Иногда самые привыч
·ные и обычные слова начинают принимать новое значение, новый смысл в зависимости от обстановки. Тогда о них говорят, что они имеют не только прямой, но и переносный смысл.
Б.Чтение стихотворения.
«Мне не хватает теплоты», - сказала мама дочке.
Дочь удивилась: « Мёрзнешь ты и в летние денёчки?»
« Ты не поймёшь, ещё мала», - вздохнула мать устало.
А дочь кричит: « Я поняла!»
Итащит одеяло.
- Поняла ли дочь маму?
- Какого тепла не хватало маме?
Тепло в переносном значении - не температура, а душевное тепло, заботливое отношение.
Девочка не поняла переносного значения слова. Но маме всё равно было приятно видеть заботу дочери, ведь именно такого тепла ей и не хватало.
Физкультминутка
В.
- А теперь подумайте и подберите к данным словам, слова с противоположным значением. ( Работа в группах).
Волчий хвост – волчий
Золотое кольцо – золотые
Железный гвоздь- железный
Холодный ветер – холодный
Золотое кольцо – золотое
Медвежья шкура – медвежья
Болеть гриппом – болеть
Г.
- Молодцы, вы научились сами составлять крылатые выражения.
Скажите, а у этих выражений есть крылья? ( Нет. Это выражение в переносном значении).
- А теперь прочитайте текст. Найдите слова в переносном смысле.
Текст « Круговерть»
по Н. Сладкову
-Понравился вам текст? А для чего здесь слова в переносном значении ? (Чтобы сделать текст красивым).
Физкультминутка для глаз
Д.
- На таких выражения с переносным значением строятся фразеологизмы или крылатые выражения.
Вам сейчас к рисункам , которые есть на столах нужно подобрать крылатое выражение. В правом верхнем углу рисунок с прямым значением выражения.

Е.
Подведение итога.
- Помните, мы с вами сегодня собирали материал для книги. Мы работаем в издательстве. И теперь пришла пора начать выпускать книгу. Подберите название для вашей книги. Сначала оформите обложку, а затем все вместе дружно работаем над другими страничками книги. Весь материал, который вы собрали должен появиться в вашей книге.
Учащиеся работают над книгой.
-А какая у вас получилась книга: художественная или научно-популярная? ( Ответы учащихся).