Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Кришун Светланы Дмитриевны


Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных
классов Кришун Светланы Дмитриевны
Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции клас- сного руководителя в ОШ № 10 г. Горловки с 1974 года. Окончила в 1971 году Кур -ское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы» с присвоением квалификации «Учитель начальных клас сов». В 1992 году окончила Славянский государственный педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального обучения» с присвоением квалификации «Учитель начальных классов», образование - высшее. Стаж работы по данной специальности – 44 года. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.
В 1986 году присвоена высшая квалификационная категория и звание «Старший учитель». В марте 2012 года прошла аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории и звания «Старший учитель».
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребенка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.
Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.
Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:
Как заинтересовать ребенка учебным предметом?
Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?
Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?
Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой работы и исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка. Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифферен- цированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержа -ли сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, заниматель ные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразитель- ность, инициативу, зажигают огонек пытливости.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.
Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали вот такие показатели качества обучения в 3 классе, где я работала только один год. В 4 классе надеюсь эти показатели будут на много выше.
Информация
о результатах учебных достижений обучающихся за год
в 2015 – 2016 учебном году по ГОШ № 10
Предмет Класс К-воучащ5 % 4 % 3 % 2 % н/а Качество
знаний Средн.
балл
Русский язык 3 15
2 13,4 7 46,6 6 40,0 - - -- 60,0% 3,8
Литер. Чтение 3 15 4 26,6 8 53,3 3 20,0 - - 80,0 4,1
Укр. язык 3 15 1 6,7 9 53,3 5 33,3 - - 66,6 4,0
Укр.
чтение 3 15 3 20,0 8 46,6 4 33,3 - - 74,6 4,0
Математ. 3 15 1 6,7 9 53,3 5 33,3 - - 66,6 4,0
Окр. мир 3 15 4 26,6 8 53,3 3 20,0 - - 80,0 4,2
АНАЛИЗ
результатов учебных достижений учеников 3 класса
Горловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 10
по математике
класс всего учеников писали работу отметка за работу %
успеваем. %
качества
знаний
2 3 4 5 % % % % 3 15 15 - - 3 20 7 46,6 5 33,3 100 80,0
АНАЛИЗ
результатов учебных достижений учеников 3 класса
Горловской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 10
по русскому языку от 05.05.16 г.
класс всего учеников писали работу отметка за работу %
успеваем. %
качества
знаний
2 3 4 5 % % % % 3 15 15 - - 3 20 8 46,7 4 46,7 100 74,6
всего
Из таблиц видно, что качество знаний учащихся высок и стабилен. У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
дети моего класса с желанием идут в школу;
сформирован устойчивый учебно – познавательный интерес;
они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
До июля 2014 года принимала активное участие в городской экологической творчес- кой группе под руководством Агейкиной Риммы Викторовны. Неоднократно выступа ла с докладами на городских семинарах и конференциях по экологии, проводила с учителями города мастер-классы на базе ОШ № 10 , ОШ № 85, 73 и др,, давала открытые уроки, проводила с членами ТГ городские праздники-игры для детей наше го города. Творческая группа выпустила много книжек и практических пособий в помощь учителю, в каждой из которых помещены разработки уроков, проектов, празд ников всех членов ТГ, за что имею грамоты, «Благодарности». В настоящее время мною создан сайт в интернете , куда я отправляю разработки своих уроков, планиро вания, разработки проектов, родительских собраний, о чём имею» Свидетельства».
За период, прошедший после последней аттестации, я продолжила работу по обеспечению физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.
Продолжаю работать под девизом: «Учение должно быть с увлечением, но не с мучением!»
Для повышения эффективности урока использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю м/медийное устройство, двд, телевизор, компьютер. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем.
Работая по традиционной программе, стараюсь использовать на своих уроках элементы развивающего обучения. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность.
Особым видом образовательной потребности учащихся является развитие творческих способностей детей. Поэтому в работе уделяю внимание развитию креативного мышления.
Создала библиотеку методических материалов для успешной работы в начальных классах: папки с иллюстративным материалами по каждому предмету, папки с конспектами внеклассных мероприятий на различные темы, отдельные папки с иллюстративными материалами по группам «Растения» «Грибы», «Мхи, лишайники, папоротники», «Зимующие и перелётные птицы» «Домашние птицы», «Растения» и др., газета «Пчёлка», адреса сайтов Интернета. Учу детей делать презентации.
Реализуя задачи программы развития школы, разработала:
• контрольно – проверочные материалы для промежуточного контроля знаний для 1 – 4 классов по русскому языку, чтению, математике, по окружающему миру и др. предметам;
• по результатам работы выступала на МО школы с докладами. Для решения проблемы поиска методов и средств повышения эффективности процесса обучения изучила методическую литературу по педагогике, психологии, прошла обучение на курсах Ш.Амонашвили в г. Донецке использую фрагменты его методики в своей работе . • эколого-природоохранные компетентности;
• здоровьесберегающие компетентности.
Считаю, что образовательные потребности детей предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, применение системы развития творческих способностей. В связи этим провожу, педагогический анализ (анкетирование, наблюдение), позволяющий дополнительно раскрывать способности ребёнка, развивать разные виды памяти, наблюдательность, способствующие постоянному росту учебных возможностей ученика, творческого подхода в выполнении заданий.
В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели – целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники).
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли сами определить цели и задачи урока, открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: компьютерные технологии. Владение ПК позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
• как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы Power Point;
• для организации коллективной и групповой работы (проекты);
• как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, интерактивные тесты и другие виды работ).
С помощью программы Microsoft Office Word 2010разработала:
• тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению; тексты для проверки техники чтения;
• памятки по русскому языку, математике, литературному чтению,
технологии.
Учу детей создавать небольшие тексты, использовать рисунки компьютера, программы Microsoft Office Word и Power Point
Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники! Учу детей применять их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности. Опыт применения данной технологии позволил:
- повысить эффективность обучения;
- дать возможность организовать проектную деятельность учащихся по созданию презентаций (Проекты «Животные, которых мы потеряли», «Охрана окружающей среды»);
- совершенствовать логику подачи учебного материала, что положительно сказывается на уровне знаний учащихся;
- вырабатывать навык работы с различными источниками информации.
Использую игровые технологии. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности.
Применяю технологию разноуровневого обучения. В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания, что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.
Здоровьесберегающая технология, применяемая в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Разработала физминутки для глаз, собрала физминутки для разных этапов урока и по предметам.
. На уроках часто использую работу в группах, ролевые и деловые игры, применяю проектную методику, что помогает сплочению детей. Считаю, что у моих учащихся сформировано умение работать в коллективе.
Уровень познавательного интереса обучающихся достаточно высокий. Дети проявляют высокую активность на уроках:
• с интересом работают с дополнительными материалами (ресурсами сети Интернет)
• увеличилось количество работ с использованием ИКТ;
• ребята активно занимаются исследовательской деятельностью (например, исследовательская работа «Почему в море вода соленая?», «Почему идет дождь?»).
Учебную работу провожу в тесной связи с внеурочной деятельностью. В целях углубления знаний по окружающему миру, расширения кругозора детей приглашаю ребят на «Планету Маленького принца». Учимся делать проекты и презентации .
Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной креативной личности. Дети пробуют свои силы в различных видах творческой деятельности. Принимают активное участие в жизни школы, района.
Детей, с отличающимися возможностями и наклонностями, старюсь вовлекать в предметные школьные кружки по интересам, где они смогут повысить свой интеллект.
• даю дополнение к заданию в виде схемы;
• помогаю найти алгоритм решения;
• указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;
• предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.
Грамотное использование интеллектуального потенциала учащихся и использование передовых педагогических технологий отражается на результативности обучения, динамике успеваемости.
Развитие творческих способностей обучающихся в сочетании с высокой познавательной активностью и разнообразными формами и методами обучения привело к высокой мотивации в обучении и стремлению к самообразованию.
Уровень обученности стабильно составлял100%.
Работая с учениками индивидуального обучения в первом классе (2014-2015) проводила мониторинговое исследование. Учащиеся (2 чел.)на конец учебного года показали высокий уровень обученности. Мониторинг, проводимый в начале учебного года 2 класса подтвердил высокий уровень обученности в 1 классе.
Во втором классе (2015-2016) уровень обученности составлял - 100%. Качество знаний в 1 полугодии -96%, а во втором –100%. В первом классе введена безотметочная, но не безоценочная система обучения. Я использую положительную словесную оценку процесса деятельности ученика, отношения его к выполнению учебной задачи, не сравнивая с другим. Это создает положительный настрой на учение и ориентирует на успех деятельности ребёнка. Для себя проводила мониторинг индивидуальных наблюдений каждого ребенка, оценивая по уровням: высокий, средний, низкий.
Во 2- 4 классах наряду со словесной оценкой вводится отметочная система. Оцениваю монологические ответы, ответы при фронтальном опросе, выступлении, сообщения. Провожу тестирование, самостоятельные работы с самопроверкой и взаимопроверкой. Учу детей осуществлять контроль и самоконтроль, давать оценку и самооценку.
Для формирования мотивации учения стремлюсь поставить ребенка в такие условия, где желательные мотивы складываются и развиваются с учетом индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика. Работа по изучению мотивации со всеми учащимися класса проводится психологом школы. Методы исследования: опрос и наблюдения. Школьный психолог отметил высокую мотивацию к обучению и учеб ную активность в 3 классе, а также наличие познавательных процессов у обучающих ся.
Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликт ны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим.
Использую важный метод саморефлексии – портфолио учащихся. Портфолио позво ляет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляю щая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отноше ниями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Для этого всё делаю для того, что бы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе.
В классе развито самоуправление. Во главе класса стоит Президент (Долгова Лилиана). Ему в работе помогают Министры (спорта, культуры, образования, здравоохранения, труда). Ребятам нравится самостоятельно организовывать работу и видеть полученный результат, они проявляют творческую инициативу при выполне нии заданий, не ждут указаний. В основу воспитания мною взят деятельностный подход.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с
родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя основные формы родительских собраний:
• "круглый стол";
• тематическая дискуссия с приглашением специалистов;
• консультация со специалистами;
• собрание-практикум;
• общешкольная и общеклассная конференция и др.
На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах; обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку; приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, посещаю родителей на дому (считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с их ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности); использую и заочную форму обще ния с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными.
Во 3 классе провела родительские собрания по темам с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:
• «Особенности учебников, по которым учатся ваши дети";
• "Утомляемость ребенка: как с ней бороться";
• "Поощрение и наказание в семье";
• "Как научить ребенка говорить правду".
В 4 классе провели родительское собрание-практикум, после которого родители смогут грамотно организовать контроль за учебной деятельностью своего ребёнка-ученика.
Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя. Провела анкетирование с родителями по темам: «Способности вашего ребенка», «Отношение к школе». Данные анкеты, обработанные психологом школы, показали, что удовлетворённость родителей организацией учебного процесса в классе высокая.
В классе проводила заседания круглого стола с чаепитием вместе с детьми и родите лями. На таких мероприятиях ощущается единение родителей с детьми, педагогами, что позволяет детям по-другому взглянуть на своих родителей. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка» и др.
За активное участие в жизни класса, за правильное воспитание своих детей родители получают благодарственные письма. Результативность работы:
• в классе нет пропуска без уважительных причин, и эта ситуация сохраняется в среднем и старшем звене;
• в классе нет отверженных детей.
Итоги анкетирования родителей показали уровень удовлетворенности школьной жизнью коллектива: 78% высокий, 22% средний.
Психологическая атмосфера в нашей школе здоровая, сложился коллектив единомышленников, работают люди творческие, у которых многому можно научиться и поделиться своим опытом работы.
Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства. Прошла теоретическую и методическую подготовку на курсах повышения квалификации по программам:
• «Проблема преемственности, педагогической поддержки на ступени дошкольного и начального школьного образования;
• «Здоровьесберегающие технологии в начальных классах;
• «Устойчивое развитие (Окружающий мир)»;
• «Использование инновационных технологий на уроках математики для реализации системно-деятельностного подхода. Работа над проектом»;
«Формирование УУД ( универсальных учебных действий) у учащихся начальных классов» и др.
За многолетний и добросовестный труд награждена многими грамотами, дипломами : ГОНО, администрацией Никитовского района, администрацией школы, а так же : Благодарственными письмами от администрации школы.