Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя технологии


Самоанализ профессиональной педагогической деятельности
Образовательная область «Технология», с самого начала его внедрения в школу строилась на основе овладения учащимися знаний, умений и навыков при работе с различными материалами и изготовлением из них разнообразных, изделий. По мере развития материального производства, в содержание трудового обучения стали включаться элементы машиноведения, электротехники, общих основ техники, технологии и экономики производства, внедрялся политехнический принцип обучения.
В современных условиях важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью, наполненной творчеством, инициативой, самостоятельностью. Уроки технологии помогают решить эту проблему.
      Цель моей профессиональной деятельности: развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности, подготовленной к самостоятельной трудовой деятельности.
Для достижения цели ставлю перед собой задачи:
-Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности;
-Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
-Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
-Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
-Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
-Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность;
- Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения.         На практике я убедился в целесообразности и эффективности использования метода проектов в технологическом обучении школьников. Поэтому темой самообразования я взял «Использование проектной технологии в обучении школьников ». Способ достижения цели через детальную разработку проблемы, выполнение пояснительной записки плюс самостоятельно изготовленное изделие и его защита- это и есть метод проектов.
Метод проектов позволяет решить ряд задач, а именно: выдвигать темы проектов, определять свою позицию, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, и в то же время понимать роль и значение коллективной работы.
Внедрение метода проектов способствует:
Повышению личной уверенности в успехе у каждого участника проектного обучения, его самореализации                                                                      
Развитию в классе навыков коллективной работы.
Развитию исследовательских умений (анализ проблемной ситуации, осуществление отбора необходимой информации, умение строить гипотезы, обобщать, делать выводы).
В процессе изготовления творческих проектов в этом направлении учащиеся приобретают знания по культуре; повышается интерес к изучению истории, прикладному творчеству, активизируется познавательная деятельность; выявляется интерес к изучению истории, художественно-прикладной деятельности, воспитывается терпимость.
     В творческом проектировании считаю наиболее применяемыми такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, беседа, исследование, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и интернете.
На сегодняшний момент доступна информация из различных источников, что дает огромные возможности для развития самостоятельности учащихся, увеличения доли самостоятельной, в т. ч. творческой работы при создании проектов. Этому я и стараюсь научить своих учеников, поскольку у меня есть соответствующие умения. Таким образом, компетентность и компетенции ученика непосредственно связаны с моей компетентностью и компетенциями.
В числе ведущих компетенций я выделяю:
•   теоретические и практические знания
• умения и ноу-хау в обучении, трудовой и социальной деятельности;
• поведенческие умения в конкретной ситуации
• наличие личностных и профессиональных ценностей
 В своей педагогической деятельности использую технологии:
здоровьесберегающиеличностно-ориентированные
разноуровневого обучения
проблемного обучения
проектные технологии
технологии опережающего обучения
тестовые технологии
современные компьютерные технологии
     

       На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность.
        Перед собой ставлю решение многих методических проблем:
- Как активизировать деятельность учащихся?
- Как сделать процесс обучения радостным?
- Как привить желание детям узнавать больше и больше?
         На своем опыте  убедился в большой важности для эффективного обучения технологии использование межпредметных связей. Это способствует более глубокому освоению  учащимися изучаемого материала путём систематизации ранее полученных знаний,  формирует целостный взгляд на предметы и явления.
        Особого внимания заслуживают  уроки с использованием ИКТ, которые значительно  повышают эффективность  учебного процесса. Такие уроки всегда вызывают большой интерес у современного ученика, повышают мотивацию к  изучению предмета. Использование компьютера с доступом в сеть  интернет  расширяет мои возможности при поиске дополнительного материала к урокам, подготовке   методических, раздаточных,  контрольно-измерительных материалов.  
       Акцентирую внимание на практической направленности обучения, которая является главной на уроках технологии. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-практикум,  зачет. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную (задания могут быть как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную,  работа с учебником и тестирование в классах. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний. 
       Значительное место отведено формированию у школьников бережного отношения к оборудованию, инструментам, материалам, стремлению к поиску рациональных путей выполнения практических задач, соблюдению  технологической дисциплины, правил организации рабочего места и техники безопасности. Выполняя практическую работу, объясняю, почему следует выполнить работу в той или иной последовательности. На заключительном этапе урока анализирую ошибки, допущенные при выполнении задания.   Учащиеся убеждаются в том, что несоблюдение технологической дисциплины приводит к потере рабочего времени, отрицательно сказывается на качестве работы. Всё это помогает содержательно и интересно провести урок.
   В своей работе с одарёнными детьми использую модульную технологию, которая позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Работы таких детей участвуют конкурсах и выставках, где занимают призовые места, отмечаются  дипломами, грамотами и благодарностями:
Благодарственное письмо за формирование гражданских компетентностей школьников посредством включения их в решение проблем местного сообщества через реализацию социальных проектов. УО Администрации городского округа Стрежевой 2015г.
Сертификат за подготовку участников мастерской по робототехнике 5-6 классы «Мини-сумо роботов» апрель 2015
Диплом за активное участие в научно-практическом семинаре некоммерческой образовательной программы SEED. 2015 год.
Грамота за творческий подход и подготовку победителей межмуниципальной выставки декоративно-прикладного и технического творчества «Калейдоскоп». 2015 год.
Благодарственное письмо за творческий подход, активное участие и организацию мероприятий в рамках предметного марафона. 2015год
Благодарственное письмо организационного комитета Региональной олимпиады по образовательной робототехнике школьников Томской области. 2014 год
Грамота за подготовку участников Международного Конкурса-игры по технологии «Молоток» 2015год

        В 2015 году в январе я стал классным руководителем 7В класса. Главные цели, которые я перед собой поставил – способствовать сплочению коллектива, работать над формированием учебной мотивации и развитием учебных навыков; изучить личность каждого ребёнка, индивидуальные особенности и способности; скоординировать работу родителей в делах школы.
        В классе налажено самоуправление, общественные поручения в целом выполняются, особенно хорошо работают: староста, журналист, главные дежурные, художники.
С целью повышения педагогического мастерства посещаю педагогические советы, конференции, открытые занятия. Все это способствует самообразованию, расширению сферы знаний, повышению профессионализма. Стараюсь накапливать, передавать, реализовать опыт гуманистической педагогики и демократизма, чтобы воспитанники могли в процессе обучения получить возможность формирования в себе общекультурного потенциала, а также способности конструктивно и созидательно мыслить, допускать множество истин, уважать позицию другого.
                        Передо мной как учителем стоит очень важная проблема: повысить мотивацию учащихся к изучению моего предмета. Отсюда вытекают перспективные задачи:
                 1.Заинтересовать детей изучением  технологии.
                 2.Развивать творческие способности учащихся.  
                 3.Совершенствовать умения и навыки .                 4.Уделять больше внимания самостоятельности в изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике.
                 5.  Применять метод проектирования
                 6.Продолжать изучение новых педагогических технологий.
                 7.  Сочетать традиционные и новые методики преподавания.