Урок русского языка по теме: Слова-предметы, слова-действия(1 класс, ПНШ)













Прокопеня Татьяна Геннадьевна
МБОУ г. Иркутска СОШ № 31
учитель начальных классов



























Технологическая карта урока

Предмет
русский язык

Класс
1

Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

Технология построения урока
проблемно-диалогическая


Тема
Слова-предметы, слова-действия

Цель
создание условий для овладения обучающимися знаниями о словах-предметах, словах-действиях, их схематическим изображением;
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

Основные термины, понятия


Планируемый результат

Предметные умения
Слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи. Различение слов-названий предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, слов-названий действий. Формирование умения составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из 2 слов (слово-предмет, слово-действие).


Личностные УУД:
Смыслообразование:
Организация участия детей в действиях интриги, содержащей гуманистический пафос восстановления нарушенного порядка.
Проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний (слова-названия предметов, слова-названия действий).

Регулятивные УУД:
Выполнение пробного учебного действия;
Самоконтроль (ТПО №1), коррекция, оценка.

Познавательные УУД:
Формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям.
Умение работать с разными источниками информации (учебник, тетрадь, РТ).
Установление связи между словами-названиями предметов и словами-названиями действий, т.е. животными и действиями, которые они выполняют.
Умение использовать знаково-символические средства (модели единиц русского языка). Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.


Коммуникативные УУД:
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос (при сопоставлении слов-названий предметов со словами-названиями действий), планирование учебного сотрудничества с соседом по парте.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция:
Чуракова Н.А. Русский язык 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс.- М.: Академкнига/Учебник

Технические средства обучения:
компьютер,
медиапроектор.
Интернет:

























Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока
Дидактические задачи


Организационный
(этап мотивации)
Создание эмоционального настроя и атмосферы, подготовка учащихся к работе на уроке

Этап целеполагания
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Актуализация опорных знаний и умений
Организация и направление к цели познавательной деятельности учащихся через методический инструментарий

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Формирование умения применять полученные знания на практике

Закрепление нового материала.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
Формирование умения самостоятельно применять полученные знания на практике и сравнивать свою работу с образцом.

Рефлексия учебной деятельности
Подведение итогов деятельности по достижению целей урока. Анализ и оценка успешности достижения цели.
























Технология изучения

Этап урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный этап (создание мотивации)

Регулятивные:
саморегуляция
коммуникативные: учебный диалог учителя с учениками
- Кто с работой дружен, Нам сегодня нужен?

- Нужен!

Кто с учёбой дружен, Нам сегодня нужен?

- Нужен!

- Таким ребятам хвала и честь! Такие ребята в классе есть?

- Есть!





-Откройте страницу «Оглавление». Найди номер страницы, на которой нужно открыть учебник.
- Проверим, на какой странице вы открыли учебники.












Диалог учителя с детьми.












Дети садятся.




Учащиеся открывают страницу «Оглавление», открывают учебник на нужной странице.

- Страница 14.

Этап целеполагания
Предметные: знать слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи Метапредметные (УУД):
познавательные:
-формировать умение поиска начала урока по условным обозначениям;
-формировать умение использовать знаково-символические средства;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
1.Работа со знаково-символическими средствами учебника.
-Прочитайте название главы.
Как узнать, где начало урока?
Какой это урок по данной теме?
- Посмотрите на страницу. Какие понятия вам знакомы?
2. Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий.
-Сформулируйте первую цель нашего урока, пользуясь словом –помощником. (Повторить)

- О чём хотели бы спросить?

- Сформулируйте новые цели урока, пользуясь словами-помощниками. (Узнать, научиться)

1. Повторить о словах-предметах и словах –действиях
2.Узнать как схематически обозначаются эти слова.
3. Научиться составлять схемы предложений.
Цели появляются на экране.


- Начало урока обозначено голубой вертикальной полосой с бабочкой.
- Это первый урок, потому что одно бабочка.


- Нам знакомы понятия слово-предмет, слово-действие.





- Повторить о словах-предметах и словах –действиях.



- Что это за модели? Для чего они нужны?

- Узнать как схематически обозначаются эти слова.
- научиться составлять схемы предложений.



Актуализация опорных знаний и умений с целью подготовки к введению в новую тему.
Предметные:
-Слова-названия предметов, слова-названия действий, значение и употребление в речи
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний;

регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
-С какой цели начнём?
1.Работа в парах:
На каждой парте лежит листок с ребусами.
Вместе с соседом по парте отгадайте ребусы, распределите слова в 2 столбика
Что? Кто?
Столб сорока
яблоко крот
2.Сличение результата с заданным эталоном
(На слайде правильный ответ.)
Почему так распределили?

Подберите к словам предметам подходящие по смыслу слова-действия. (Устно)
Повторили мы о словах? Достигли первой цели?

- Начнём с первой цели.




Учащиеся, работая в парах разгадывают ребусы и распределяют их в два столбика.



1 столбик – неживые предм
2 ст. – живые предметы





Столб стоит. Сорока летит. Крот роет. Яблоко висит.


- Первой цели достигли.












Открытие нового знания
Предметные:
-умение различать слова-названия предметов, слова-названия действий
- знакомство со схематическим изображением слов-названий предметов, слов-названий действий.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию;
- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
регулятивные: работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Работа по учебнику:
С. 14 интрига ( авторский текст зачитывают подготовленные дети)
1 этап. Выдвижение гипотезы.
Прочит слова названия предметов. На какие вопросы они отвечают?.

Прочитайте слова названия действий

На какие вопросы они отвечают?
Как мы можем обозначить слово-предмет и слово-действие?
2этап. Формулирование правила.
В русском языке, эти слова называют разное и придумал два разных значка.
Выберите нужную модель и поместите под вопросы. (Удоски)
Какой моделью будем обозначать слова-предметы, слова действия?
Узнали как схематически обозначать слова? Достигли цели?

- Следующая цель?


- Учащиеся читают: медведь, дятел, ёж, петух, кот, шмель. Отвечают на вопрос КТО?
- Учащиеся читают: рычит, стучит, кукарекает, сопит, фыркает и т.д. Отвечают на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ?



Предложения учеников.









- Учащиеся отвечают.


- Цели достигли.







- Научиться составлять схемы предложений.




3 этап. Первичное закрепление.

Работа по учебнику:
- Давайте научимся применять новые знания, выполняя задание №4, с.15 из учебника.
- Приготовьтесь работать в тетрадях.

- Прочитайте задание.

- Приступим к выполнению.
(Использование сигнальных карточек обратной связи: если затрудняюсь-красный)
Медведь рычит. Ёж фыркает.
По окончании работы составление моделей предложений ( Игра «Живые предложения»). Обсуждение правильности составленных схем
(Использование сигнальных карточек обратной связи)





Открывают тетради, записывают число.




- Один ученик читает вслух.

Учащиеся записывают в тетрадь составленные предложения, рядом чертят схемы предложений.
- Двое учеников с моделями в руках выстраивают схему первого предложения. Следующие двое – схему второго предложения.

Динамическая пауза











Музыкальная физминутка




Применения нового знания
Предметные:
-Формировать умение составлять схемы предложений и записывать предложения по схемам, состоящим из 2 слов (слово-предмет, слово-действие).

Метапредметные (УУД):
познавательные:
-осуществлять анализ учебного материала

регулятивные:
-отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-осуществлять прогнозирование уровня усвоения знаний.

коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

1. Работа в тетради для самостоятельных работ.
- Откройте на стр. 6. Задание № 1.
Выполнение разноуровневых заданий.
1уровень
Предложения 1,2
2уровень
Предложение 3
3уровень
Предложения 4,5

Проверка: ключ на слайде.
- Проверьте по ключ и сами оцените свою работу.









- Закройте тетради для самостоятельных работ и отложите на край стола.




- Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом:
синий - самый легкий уровень,
зеленый - уровень средней степени сложности,
красный - самый сложный уровень.
Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его.
.
Сверяют с ключом, оценивают с помощью «линеечек» Дембо-Рубинштейна








Рефлексия деятельности
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


-Ребята, это было последнее задание. Можем ли мы закончить урок?

-Какую первую цель мы ставили?

- Какая следующая цель?

- Какая последняя цель нашего урока?

Всё ли у нас получилось?
- А теперь с помощью высказываний оцените свою работу.
Используется рефлексивный экран
- Я понял, что - Было интересно - Было трудно - Мне захотелось - У меня получилось - На следующем уроке мы
- Урок окончен.




1. Повторить о словах-предметах и словах –действиях
2.Узнать как схематически обозначаются эти слова.
3. Научиться составлять схемы предложений.









Учащиеся заканчивают предложения.



Список литературы

Чуракова Н.А. Русский язык. 1класс: Учебник, М.: Академкнига/Учебник.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-4 класс: Методическое пособие. М.: Академкнига/Учебник.
С.П. Казачкова, М.С. Умнова. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. М.: Планета, 2012-256с. – (Качество обучения)

15