РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения классных руководителей
(Протокол от « » сентября 2015г №1
Руководитель МО _______________ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы по воспитательной работе_________________
«___» августа 2015г. УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МБОУ
«Новогригорьевская СОШДС»
___________________
№ _____от «___» августа2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
6 класс
Классный руководитель Борисенко Людмила Александровна
с. Новогригорьевка
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МБОУ «Новогригорьевская средняя общеобразовательная школа - детский сад» разработана на основе:
- Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе;
- требований  Федерального государственного образовательного стандарта;
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития;
- примерной Программы воспитания  и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, специфики контингента обучающихся и родителей, особенностями воспитательного процесса, ресурсами социального окружения.
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
формирование базовых национальных ценностей у учащихся;
формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества;
формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни социума, на основе социального проектирования;
создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики ЗОЖ;
развитие системы детского самоуправления;
сотрудничество с родительской общественностью.
Основные принципы реализации Программы
Программа:
- осуществляется с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития;
- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;
- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и Республике Крым ;
- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие учащихся школы в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;
- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;
- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;
- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;
- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;
- соблюдает принцип демократизма;
- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;
- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий;
- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;
- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;
- предполагает принцип "социального закаливания" как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Срок реализации Программы - 2015-2016 г.г.
Программа предусмотрена для обучающихся 6 класса.
Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений
Учебно – воспитательный процесс направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье. Особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения, основывающиеся на воспитательной Компоненте, которая определяет следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся школы:
гражданско-патриотическое воспитание;
нравственное и духовное воспитание;
воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
интеллектуальное воспитание;
здоровьесберегающее воспитание;
социокультурное и медиакультурное воспитание;
культуротворческое и эстетическое воспитание;
правовое воспитание и культура безопасности;
воспитание семейных ценностей;
10)формирование коммуникативной культуры;
11) экологическое воспитание.
Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в МБОУ«Новогригорьевская СОШДС» в процессе взаимодействия; в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде.
Формы организации учебно-воспитательной работы:
- урочная деятельность;
- проектирование;
- экскурсии, лекции, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, презентации;
- мониторинг, диагностика;
- сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями дополнительного образования, общественными организациями.
Программа предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности школьников на всех ступенях обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Гражданско-патриотическое:
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Этические категории "свобода и ответствен ность", "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие" и др. -сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Гражданско-патриотическое:
- сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;
- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;
- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать умение отвечать за свои поступки. - беседа, экскурсия (урочная, внешкольная);
- классный час);
- туристическая деятельность, краеведческая работа (внешкольная);
- просмотр кинофильмов (урочная, внешкольная);
- путешествия по историческим и памятным местам (внешкольная);
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внешкольная);
- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внешкольная);
- изучение вариативных учебных дисциплин;
- участие в социальных проектах и мероприятиях (внешкольная);
- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внешкольная)

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению «Воспитание гражданственности, патриотизма»

Класс
Урочная деятельность
Внешкольная деятельность Социально-полезная деятельность
6 класс
Традиционные праздники.
Классные часы к памятным датам «Жизнь замечательных людей».
Эпоха географических открытий.
Русские мореплаватели
Заочный маршрут «По следам географических открытий».
«О чём рассказали нам ордена и медали».
Виртуальное путешествие по России и Крыму.
Творческие работы: «Традиции моей семьи». Библиотечный урок «Русь державная, православная»
Вечер встречи с ветеранами ВОв и тыла.
Фотовыставка «Достопримечательности моего края».
Экскурсия обзорная «Крым – жемчужина России». Акции Милосердия: «Дом без одиночества»
«Спасибо деду за ПОБЕДУ», «Ветеран».
Проект «Мой класс».
Трудовые десанты.
Участие в создании выставки «Эхо победы».
Вахта памяти.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Нравственное и духовное воспитание. Нравственный выбор; справедливость; милосердие; достоинство; уважение,
равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности, добро и зло, истина и ложь. - формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
- учащиеся имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
- учащиеся уважительно относятся к традиционным религиям;
- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Нравственное и духовное воспитание. - сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- сформировать представления о правилах поведения;
- сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
- развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. - беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внешкольная);
- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (урочная, внешкольная);
- художественные выставки, уроки этики (урочная, внешкольная);
- классный час (внешкольная);
- просмотр учебных фильмов (урочная, внешкольная);
- праздники, коллективные игры ( внешкольная);
- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
- творческие проекты, презентации (урочная, внешкольная).
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Нравственное и духовное воспитание»
Класс
Урочная деятельность
Внешкольная
деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Интерактивная игра «Я- дома, я –в школе, я- среди друзей».
Урок- коллаж «Пасха».
Уроки этики.
«Люди, без которых мне одиноко» (беседа).
Тренинг «Мои поступки». Экскурсии.
Экскурсия «Крым в произведениях писателей и художников».
Праздник «Моя дружная семья».
Благотворительная акция «Наши младшие друзья».
Акция «Сделай мир добрее».
Шефство над мл. школьниками.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие. - формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству. - сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать элементарные представления о профессиях;
- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. встречи с представителями разных профессий (урочная, внешкольная),
- беседа (урочная, внешкольная).
- презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры (урочная, внешкольная);
- праздники труда, ярмарки, город мастеров ( внешкольная);
- конкурсы (урочная, внешкольная);
- организации работы детских фирм ( внешкольная);
- работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции (внешкольная).
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству»
Класс
Урочная деятельность Внешкольная
деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Конкурс знатоков: «В мире интересного»
Литературные чтения: Н.С. Лесков Сказ «Левша» (талант, патриотизм русского человека из народа»
Встреча с интересными людьми разных профессий
Детская лаборатория «Мои первые опыты»
Классный час: «Труд- целительный бальзам, он вдохновения источник» Экскурсия на рабочие места в селе
Уроки краеведения, субботник
Портфолио
Проект «труд наших родителей»
Трудовые акции
Фотовыставка
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Интеллектуальное
Направление воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Интеллектуальное воспитание Уважение к труду; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость. - формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (например, проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
- формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой творческой деятельности;
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Интеллектуальное воспитание - сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- сформировать элементарные представления о профессиях;
- сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
- формировать бережное отношение к результатам своего труда. - научно-исследовательская и инженерно-техническая деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.;
- программы и проекты, направленные на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению.
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Интеллектуальное воспитание»
Класс
Урочная деятельность Внешкольная
деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Конкурс знатоков: «В мире интересного»
Предметные Олимпиады.
Заочное путешествие по музеям мира.
Интеллектуальные конкурсы, проекты, исследовательская деятельность.
Всероссийская акция «Час кода» Конкурс исследователей окружающей среды. Портфолио ученика
Проект по предметам.
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направление воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Социокультурное и медиакультурное воспитание
"толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство", развитие опыта противостояния таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направление воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Социокультурное и медиакультурное воспитание:
- сформировать представлений о таких понятиях, как "толерантность", "миролюбие", "гражданское согласие", "социальное партнерство",
-научить противостоять таким явлениям, как "социальная агрессия", "межнациональная рознь", "экстремизм", "терроризм", "фанатизм" (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
- сформировать опыт восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве. - беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внешкольная);
- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (урочная, внешкольная);
- художественные выставки, уроки этики (урочная, внешкольная);
- встречи с религиозными деятелями (урочная, внешкольная);
- классный час (внешкольная);
- просмотр учебных фильмов (урочная, внешкольная);
- праздники, коллективные игры ( внешкольная);
- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
- творческие проекты, презентации (урочная, внешкольная).
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
Класс
Урочная деятельность Внешкольная деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Час общения «Будем толерантны к окружающим нас людям»,
Мои достоинства и недостатки.
Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.
Как превратить недостатки в достоинства?
Злость и агрессия.
Что такое эмпатия? Эмпатия в действии.
Праздник «Международный день мира»
Литературно – музыкальная композиция ко Дню пожилого человека, ко Дню ветерана;
Фестиваль «Национальные краски Крыма».
Презентация проекта "Дерево толерантности».
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Правовое воспитание и культура безопасности правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Этические категории "свобода и ответствен ность", "честь", "совесть", "долг", "справедливость" "доверие - формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Правовое воспитание и культура безопасности - сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;
- развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- сформировать уважительное отношение к русскому языку, к своему национальному языку и культуре;
- сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
- развивать умение отвечать за свои поступки. - беседа, экскурсия (урочная, внешкольная);
- классный час;
- туристическая деятельность, краеведческая работа (внешкольная);
- просмотр кинофильмов (урочная, внешкольная);
- путешествия по историческим и памятным местам (внешкольная);
- сюжетно-ролевые игры гражданского и историко -патриотического содержания (урочная, внешкольная);
- творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования (урочная, внешкольная);
- изучение вариативных учебных дисциплин;
- участие в социальных проектах и мероприятиях (внешкольная);
- встречи с ветеранами и военнослужащими (урочная, внешкольная)
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
Класс
Урочная деятельность Внешкольная деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Классный час «Государство и наши права»
Классный час «Преступление и наказание»
Классный час «Прививка от нацизма»
Классный час «Безопасность в сети интернет» Заседание Клуба интересных встреч (встреча с работниками правоохранительных органов).
Выставка  плакатов «Я имею право».
Просмотр и обсуждение кинофильмов Буклет-справочник «Твои права», «Защити себя!»
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направление воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Воспитание семейных ценностей семья, семейные ценности, традиции, культура семейной жизни; - формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Воспитание семейных ценностей - укрепление престижа семьи и роли семьи в обществе;
- возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания;
- создание благоприятных условий для повышения педагогической, психологической и правовой грамотности родителей;
- гармонизация внутрисемейных отношений;
обогащение родительско-детских отношений опытом диалогического, эмоционально-насыщенного общения;
- реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;
- содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечение в жизнедеятельность школы;
- реализация комплекса мер по профилактике правонарушений среди учащихся школы, социального и нравственного неблагополучия в семье;
- формирование у детей (а в некоторых случаях и у родителей) представления о толерантности;
создание условий для возможности живого общения, - формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
- разработка комплекса традиционных воспитательных мероприятий духовно-нравственного содержания для родителей и учащихся школы. беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внешкольная);
- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (урочная, внешкольная);
- художественные выставки, уроки этики (урочная, внешкольная);
- встречи с религиозными деятелями (урочная, внешкольная);
- классный час (внешкольная);
- просмотр учебных фильмов (урочная, внешкольная);
- праздники, коллективные игры ( внешкольная);
- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
- творческие проекты, презентации (урочная).
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Воспитание семейных ценностей»
Класс
Урочная деятельность Внешкольная деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Беседы с учащимися на темы:
“Значение семьи в жизни человека”;
“Об уважении к матери и отцу, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам”.
Разучивание стихов и песен на эти темы.
Изготовление своими руками подарков родителям к праздникам.
Внеклассные мероприятия:
«Семья ценности и цели»
«Замечательный отец»
«Я горжусь своей семьей». Памятки родителям «Счастливая семья – счастливая страна»
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направление воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Формирование коммуникативной культуры Общение, коммуникативность, культура речи. - формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
- формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направление воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Формирование коммуникативной культуры - владение умениями и навыками культуры общения; - способность корректировать в общении свою и чужую агрессию;
- поддерживать эмоционально устойчивое поведение в жизненных кризисных ситуациях. беседа, экскурсии, заочные путешествия (урочная, внешкольная);
- театральные постановки, литературно-музыкальные композиции (урочная, внешкольная);
- художественные выставки, уроки этики (урочная, внешкольная);
- классный час (внешкольная);
- просмотр учебных фильмов (урочная, внешкольная);
- праздники, коллективные игры ( внешкольная);
- акции благотворительности, милосердия (внешкольная);
- творческие проекты, презентации (урочная, внешкольная)
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Формирование коммуникативной культуры»
Класс
Урочная деятельность Внешкольная деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Ролевая игра «Давайте говорить друг другу комплименты»,
Игра «Взаимопонимание» сайты, олимпиады, праздник родного языка, предметные недели Выступления на мероприятиях школьного и районного уровней, в театральных постановках
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направление воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Здоровьесберегающее воспитание
Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,
нервно-психическое и социально-психологическое. - у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Здоровье
сберега
ющее воспитание
- сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
- сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания. - беседа, просмотр учебных фильмов (внеклассная,, внешкольная);
- встречи со спортсменами, тренерами, представителями профессий (внеклассная, внешкольная);
- прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеклассная, внешкольная);
- урок физической культуры (урочная);
- спортивные секции ( внешкольная);
- подвижные игры (урочная, внеклассная, внешкольная);
- туристические походы (внеклассная, внешкольная);
- спортивные соревнования (внешкольная);
- игровые и тренинговые программы в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений (внешкольная);
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Здоровьесберегающее воспитание»
Класс
Урочная деятельность Внешкольная
деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
«Унылая пора! Очей очарованье. Лекции по профилактике ОРЗ, гриппа, туберкулеза.
Час общения «Режим – это скучно или необходимо»
DVD – проект «Азбука Здоровья»
Устный журнал «Вредные привычки. Их влияние на здоровье»
Всемирный день не курения:
- выпуск стенгазет;
- тематические классные часы.
Спортивная игра «Мама, папа, я – спортивная семья».
Спартакиада школьников
День Здоровья
Первенства по футболу, баскетболу, волейболу Составление памяток «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направление воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Экологическое воспитание Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. - формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направления воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Экологическое воспитание - развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
-сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным. - предметные уроки (урочная);
- беседа, просмотр учебных фильмов (урочная, внеурочная, внешкольная),
-экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю, экологические акции, десанты, коллективные природоохранные проекты (внеурочная, внешкольная);
- участие в деятельности детско-юношеских
общественных экологических организаций (внешкольная),
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Экологическое воспитание»
Класс
Урочная деятельность Внешкольная
деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Устный журнал «Редкие растения нашей страны»
Литературное чтение: Стихи поэтов о Родине
«Экологический марафон»
Экскурсия в историко-краеведческий музей Акции: «Цветущая школа», «Чистый двор», «Чистый берег».
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направления воспитания Ценностные установки Планируемые результаты воспитательной деятельности
Культуротворческое и эстетическое воспитание Красота; гармония; духовный мир человека;
эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направление воспитания Задачи воспитания Виды и формы воспитательных мероприятий
Культуротворческое и эстетическое воспитание. - сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;
- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
-сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским
спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
- развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
- развивать стремление к опрятному внешнему виду; - предметные уроки (урочная);
- беседа, просмотр учебных фильмов ( внеклассная, внешкольная);
-экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамбле; посещение музеев, выставок (внеклассная, внешкольная);
- посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок (внеклассная,, внешкольная);
- проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров (внеклассная, внешкольная)
- участие в художественном оформлении помещений (внеклассная, внешкольная).
Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по направлению
«Культуротворческое и эстетическое воспитание»
Класс
Урочная деятельность Внешкольная
деятельность Социально-полезная
деятельность
6 класс
Литературное чтение: А.П. Платонов «Неизвестный цветок» (прекрасное вокруг нас)
Конкурс экспозиций цветов «Краски осени»
Час общения «Какие произведения искусства мне нравятся» Литературно-музыкальная композиция «Как прекрасен этот мир»
Проект «Клумба»
Проект «Украшения своими руками»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний, круглых столов, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуская информационных материалов и публичного доклада руководителя школы по итогам работы за год.
- совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций, например: спортивный праздник, праздник Первого звонка, День учителя, 8 марта, День матери, Последний звонок.
- расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе родительского комитета школы, классов, классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций.
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52  Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
–совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
–сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
–педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
–поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
–содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
–опора на положительный опыт семейного воспитания. 

В  системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации школьников.  
Месяц Родительские собрания Индивидуальные консультации Совместные дела с классом
Сентябрь   «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» Праздник Первого звонка
День здоровья
Октябрь Классное родительское собрание. Итоги 1 четверти.
Родительский правовой лекторий Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем.  Участие в предметных неделях
Ноябрь  Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем. Акция « Цветущий двор»
Декабрь Классное родительское собрание: «Как научить своего ребенка жить в мире людей». Итоги 2 четверти.  Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем Подготовка подарков к Новому году, украшение класса
Январь Родительский правовой лекторий Индивидуальные консультации по предметам  Месячник семейного воспитания
Февраль Родительский правовой лекторий.  Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)  Конкурсы « А ну-ка, мальчики!»
Март Родительское собрание «Как уберечь своего ребенка от насилия». Итоги 3 четверти. Индивидуальные консультации по предметам. Праздник мам (классные конкурсные программы).
Май Общешкольное родительское собрание. День открытых дверей. Итоги года.   Совместный праздник «Неразлучные друзья – родители и дети»
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и форми-рования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.
Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.) могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности
Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно- деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности
Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.
Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:
• участвовать в принятии решений Управляющего совета школы;
• решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;
• контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;
• защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.
Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также:
• придания общественного характера системе управления образователь-ным процессом;
• создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.
Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности
Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.
При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.
Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНОГО, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.
МОДУЛЬ 1 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряжённости разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учётом учебных и внеучебных нагрузок;
• умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективного использования индивидуальных особенностей работоспособности;
• знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
МОДУЛЬ 2 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, выбор соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов;
• представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов;
• потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой;
• умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом.
Для реализации этого модуля необходима интеграция с курсом физической культуры.
МОДУЛЬ 3 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учётом собственных индивидуальных особенностей;
• навыки работы в условиях стрессовых ситуаций;
• владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения;
• навыки самоконтроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях;
• представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний;
• навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни;
• навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны иметь чёткие представления о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
МОДУЛЬ 4 — комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
• представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;
• знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
• интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа; чувство уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов.
В результате реализации данного модуля обучающиеся должны быть способны самостоятельно оценивать и контролировать свой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни (учебной и внеучебной нагрузке).
МоДУЛЬ 5 — комплекс мероприятий, позволяющих провести профилактику разного рода зависимостей:
• развитие представлений подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
• формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• формирование представлений о наркотизации как поведении, опасном для здоровья, о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
• включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности;
• ознакомление подростков с разнообразными формами проведения досуга; формирование умений рационально проводить свободное время (время отдыха) на основе анализа своего режима;
• развитие способности контролировать время, проведённое за компьютером.
МОДУЛЬ 6 — комплекс мероприятий, позволяющих овладеть основами позитивного коммуникативного общения:
• развитие коммуникативных навыков подростков, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях;
• развитие умения бесконфликтного решения спорных вопросов;
• формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на ступени основного общего образования может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся направлена на повышение эффективности учебного процесса, предупреждение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха обучающихся и включает:
• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;
• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
• обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;
• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
• индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;
• рациональную и соответствующую требованиям организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.
Эффективность реализации этого блока зависит от администрации школы и деятельности каждого педагога.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
• полноценную и эффективную работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
• рациональную и соответствующую возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
• организацию занятий по лечебной физкультуре;
• организацию часа активных движений (динамической паузы) между
3-м и 4-м уроками в основной школе;
• организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
• организацию работы спортивных секций, туристических,экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;
• регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.
Реализация модульных образовательных программ предусматривает:• внедрение в систему работы программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
• проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
Программа предусматривают разные формы организации занятий:
— проведение часов здоровья и экологической безопасности;
— проведение классных часов;
— проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
— организацию дней экологической культуры и здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;
• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Планируемые результаты программы воспитания и социализации
обучающихся на ступени основного общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
-ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- представления об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-уважительное отношение к традиционным российским религиям;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
-ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
-первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Модель обучающегося школы:
подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
подросток, любящий свою семью.