Презентация на тему Построение индивидуальной образовательной траектории как реализация дифференцированного подхода к обучению студентов


Государственное образовательное учреждение Гуманитарно-педагогический колледж ГГТУ тема:«Построение индивидуальной образовательной траектории как реализация дифференцированного подхода к обучению студентов» Орехово-Зуево 2015 Введение. 1. Проблема выявления индивидуальной образовательной траектории 1.1 Понятие дифференциация (дифференцированный подход, виды и формы дифференцированного обучения )2. Исследования Н.Г. Зверевой и А.В.Хуторского.2.1 Основные группы образовательных индивидуальных траектории.3. Результаты исследований, посвященных вопросам организации обучения по индивидуальным образовательным траекториям (анкетирование).3.1. Как достичь качественного результата при дифференцированном подходе.3.2. Плюсы и минусы дифференцированного подхода , при построении образовательной траектории4. Заключение5. Сноски6. Приложение7. Литература и Интернет ресурсы «ЕСЛИ ПЕДАГОГИКА ХОЧЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, ТО ОНА ДОЛЖНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО УЗНАТЬ ЕГО ТОЖЕ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ». К.Д.УШИНСКИЙ ВведениеРеформа высшего образования в Российской Федерации на её современном этапе требует перерастания традиционной нормативно-функциональной модели образования в личностно-ориентированную модель. На первый план выдвигаются задачи совершенствования технологии дифференциации учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальности, самобытности студента как носителя субъектного опыта. Эффективность решения этих задач во многом зависит от изучения индивидуально-типологических особенностей личности обучаемых и осуществления на его основе дифференцированной подготовки студентов применительно к их будущей профессиональной деятельности. Усиливается интерес теории воспитания и дидактики к личности. Формируется такое педагогическое понятие, как индивидуальная траектория развития личности, указывающая на жизненный путь каждого человека и признание его индивидуальности и неповторимости. Проблема выявления индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) представлена в различных психолого-педагогических исследованиях (Т.В.Ковалевой, Н.В. Рыбалкиной, А.В.Воронцова, Г.Н.Прозументовой, А.В.Хуторского, Е.А. Александровой и др.)Несомненно, в психолого-педагогической литературе накоплен значительный потенциал идей дифференцированного обучения как по отдельным дисциплинам, так и в плане методического рассмотрения проблемы в целом. В последние годы активно развиваются подходы к организации дифференцированного обучения, основанные на положениях дидактики, открываются перспективы совершенствования личностно-ориентированных технологий образования. Личность студента рассматривается как продукт обучающих воздействий, дифференцированных по направлениям (программированное, проблемное), уровню сложности и объёму материала, не учитывается субъективный опыт студентов, возможности его развития и саморазвития. 1.1 Понятие дифференциация «Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.Дифференцированное обучение - это:   1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;   2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.Дифференциация обучения (дифференцированный подход) - это:   1) создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента;   2)комплекс методических, психологических организационно-управленческих мероприятий. При наличии соответствующих условий у студента может быть «построена» индивидуальная образовательная траектория, т.е. в каждом цикле предметов выделены цели, найден индивидуальный смысл их изучения, основанный на образе профессии, получены знания о своих личностных особенностях и на их основе осуществлён выбор оптимальных форм и способов своего образования (например, выбор спецкурса, формы отчётности, направления научных исследований тематики творческих работ). 2. Исследования Н.Г. Зверевой и А.В.Хуторского. Большой интерес с точки зрения проведенного анализа и обобщения результатов исследований, посвященных проблемам технологий и проектирования индивидуальных образовательных траекторий, представляет собой исследование Н.Г. Зверевой. Под проектированием индивидуальных образовательных траекторий Н.Г. Зверева понимает «совместную деятельность преподавателя и студента, в которой определяется будущий процесс и результат целенаправленного профессионально-личностного развития учащихся при решении тех или иных образовательных задач в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом данных комплексной психолого-педагогической диагностики». Технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий при этом представляет собой «последовательность действий совместной работы преподавателя и студента по проектированию индивидуального образовательного маршрута в рамках отдельной учебной дисциплины с учетом его индивидуальных особенностей».  Обозначая право учащегося на собственный образовательный путь, А.В.Хуторской тоже использует термин «индивидуальная образовательная траектория».По его мнению, речь идет не только об отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности выбора студентом своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма,  диагностики и оценки результатов. Поэтому, индивидуальная образовательная траектория определяется учеными как «целенаправленная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении преподавателем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации» 2.1Основные группы образовательных индивидуальных траекторииИз вышесказанного следует, что анализ результатов диагностики позволил установить наличие, как минимум, четырех основных групп, условно объединенных в специфические учебные группы по характеру их деятельностных характеристик, а значит, и четырех    видов траекторий: 1. Индивидуальная траектория образования для студентов с опережающими темпами развития;2. Индивидуальная траектория образования для студентов с ослабленным здоровьем; 3. Индивидуальная траектория образования для студентов с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении;4. Индивидуальная траектория образования для одаренных учащихся с различными специальными способностями.  Таким образом, каждому студенту предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин, то есть разработана  индивидуальная траектория образования, через осуществление соответствующих видов деятельности .С этой целью учеными было проведено анкетирование учителей различных дисциплин учреждений общего образования и преподавателей учреждений среднего профессионального образования. 3.Результаты анкетирования. В результате проведенного опроса выяснилось: 72% респондентов выразили позитивное отношение к возможностям построения обучения в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями как средством учета и формирования индивидуальных особенностей обучающихся;12 % респондентов не готовы реализовывать данный подход в обучении в силу сложностей, связанных с самостоятельным проектированием  индивидуальных образовательных траекторий, так как не владеют знаниями и умениями диагностирования обучающихся как основы построения индивидуальных образовательных траекторий;  10 % не обладают умениями по проектированию индивидуальных образовательных траекторий на основе выбранных индивидуальных особенностей; 6 % не владеют умениями по отбору и конструированию содержания, обеспечивающего реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. 3.1 Как достичь качественного результата. Для достижения качественного результата обучения целесообразно объединять обучающихся с различным уровнем развития в группы для работы. Например, работу студентов возможно организовать следующим образом. Студентам предлагается создать презентацию в программной оболочке MS Power Point по изученному материалу. Академическая группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых готовит материал по определенной теме из курса. Роль "слабых" студентов в подгруппе заключается в том, что они подбирают подобные разобранным на практических занятиях задания, набирают изложенный преподавателем теоретический материал и полностью оформляют презентацию. Таким образом, они видят структуру и логику изученного материала. "Средние" студенты решают более сложные задачи, аналогичные рассмотренным на практических занятиях, разбирают теоретический материал. "Сильные" студенты, в свою очередь, углубляют, дополняют теоретический материал и решают нестандартные, не рассматриваемые на практических занятиях задачи. По каждому из разделов самими обучающимися составляется контрольный тест. Проделанная работа позволит студентам успешно подготовиться к зачетным, экзаменационным мероприятиям, иметь общую картину изученного. 3.1. Плюсы и минусы дифференцированного подхода , при построении образовательной траектории. Заключение. В заключении можно сказать, что дифференцированный подход имеет большие перспективы при подготовке специалистов, так как в современных условиях большое значение приобретает преподавание, обращенное к студенту, как наиболее полно удовлетворяющее потребности каждого в объеме получаемых знаний. Но дифференцированный подход - дело сложное и требующее определенного опыта работы, поэтому начинать надо с учета всего нескольких факторов и с работы с самыми сложными студентами, постепенно увеличивая количество факторов и охватывая всю группу. Спасибо за внимание! Литература 1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М., - 2002 г.2. Асмолов А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щурковой. М., 1997 г. 3. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. – Первое сентября. – 2010. - №1.4. Дружилов С.А., Хашина Д.В. Концептуальная модель как психологическая детерминанта профессионализма учителя /. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2004 г.5. Емельянов Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности.  М., 1985 г. 6. Краткий словарь иностранных слов С.М. Локшина Издательство: Советская энциклопедия (Москва) 1971г.7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996 г.8. Петровская Л.А. Компетентность в общении.  М., 2009 г.9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования.  Томск, 1997 г.10. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность и модели профессионального развития учителя (Тезисы) // г. Ростов-на-Дону, 2005 г. 11. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М., 2007 г.