Программа по воспитательной работе 6 – класс « Дорога в жизнь….»


ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2»
Программа по воспитательной работе
6 – класс
« Дорога в жизнь….»
Классный руководитель:
Телятникова Ирина Владимировна
Пояснительная записка.
Приоритетной задачей ближайших десятилетий ХХ! Века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы и деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального институту воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъективности воспитания, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управления процессом развития воспитания, программноцелевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей. Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или социально-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации. Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоением им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога, родителей и воспитанника. В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задача воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности. Главное в воспитательной работе- в характере взаимодействия классного руководителя, родителей, и воспитанников, т. е. воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя, родителей и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними. Воспитательная система класса- как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относиться к социальному типу систем, то есть является «живым» системным образованием. Воспитательная система – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. С учетом особенностей класса, возрастными особенностями обучающихся и в соответствии со школьной моделью воспитательной работы, социальным заказом родителей и общества была создана программа деятельности классного руководителя. « Дорога в жизнь…». Программа носит комплексный характер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом и с творческими группами ребят. В 6 –8 классах с данным классным коллективом я работала по программе « Я – культурный человек». Эта программа была нацелена на культуру человека, развитие коллектива, гуманных отношений внутри него. Актуальность программы. При изучении различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка. Он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты своей успеваемости, обучающийся совершает профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. Требуется дополнительное изучение обучающимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора. Большинство подростков хотят иметь интересную и высокооплачиваемую работу, но какая профессия обеспечит им это – не знаю. Поэтому возникла необходимость в выборе такой воспитательной системы, которая поможет в выборе дальнейшего пути обучающихся.
Цель программы:
- формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий. Исходя из этой цели, определены следующие задачи.
Задачи программы:
- ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами труда в условиях безработицы и конкуренции;- содействие развитию творческой инициативы, самостоятельности обучающихся;
- развитие у обучающихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии;
- умение анализировать свои способности и возможности, соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами.
Сроки и этапы программы
Программа рассчитана на 3 года и будет реализована в 2015-2018 годах. Возраст воспитанников 15- 17 лет.
Основные принципы реализации программы:
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейших правил, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанников в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать ровно важным для общества и личностно значимым для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющейся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип воспитания в деятельности. Участие детей в групповых работах дает им непосредственно навыки взаимодействия, отсутствие которых ничем нельзя восполнить.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивает включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, похода, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения целей. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является:
- самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания являются волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желания классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: « Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает». Классный руководитель должен отбирать и подбирать те виды деятельности, которые будут «вытеснять», а в перспективе и « отторгать» не соответствующую воспитательным целям деятельности. Оптимизация воспитательного процесса предполагает не просто результат, а максимальный результат при минимальных затратах сил и времени. Поэтому большое значение уделяю процессу целеполагания и планирования воспитывающей деятельности.
- работу с обучающимися;
-работу с родителями;
-работу с учителями – предметниками;
- индивидуальную работу;
- взаимодействие с окружающим социумом.
Виды и формы работы по реализации программы
Познавательная деятельность: психологические практикумы, серия классных часов « Время, события, люди», проекты « Мир моих увлечений», «Парад профессий», создание фото-летописи класса, участие в викторинах, школьных олимпиадах, классных часов по профориентации.Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы –посвящения, посещение музеев, посещение предприятий в селе и городах, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками
Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, генеральные уборки, дежурство по школе, украшение школы, выставки технического и прикладного творчества и т.д.
Общественно-полезная деятельность: школа актива, работа по уборке и благоустройству села, помощь ветеранам и пожилым людям.
Художественно-творческая деятельность: новогодний калейдоскоп, осенний бал, вечер художественной самодеятельности, конкурсы творческих работ, участие в различных выставках, посещение театра, праздники ко Дню защитника Отечества, и к Международному женскому дню.
Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристические походы, осенний кросс, «Веселые старты», участие в легкоатлетической эстафете, посвященной 9 Мая и другие.
Содержание программы
Программа разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет и состоит из двух ступеней:
1 ступень – 5,6 классы;
2 ступень – 7,8,9 классы;
1 ступень «Кто я , какой я?» предусматривает изучение личности обучающихся, их увлечений, темперамента, качества характера и т.д.
2 ступень «Каждой профессии - слава и честь!» - профориентационная направленность.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Использование рациональных и экономных способов воспитательного воздействия на ученика, корректировка влияния семьи, построение отношений обучающихся с учителями-предметниками.
Создание благоприятных условий для самореализации в различных видах деятельности.
Овладения основами культуры общения, бережное, внимательное отношение друг к другу.
Формирование общественного мнения по важнейшим вопросам человеческих взаимоотношений. Овладение навыками общения с разными людьми. Создание благоприятной психологической обстановки. Знание возможных путей самопознания и самореализации, типов темперамента и характера. Знание своих личностных особенностей, интересов и склонностей.
Обучающиеся следят за порядком в классе, своевременно выполняют необходимый ремонт класса, мебели;
Благоустраивают школьную спортплощадку и пришкольный участок;
Самостоятельно трудоустраиваются в летнее время;
Имеют представление об основных группах профессий и правилах выбора профессии;
Знают различные учебные заведения, где можно приобрести те или иные профессии;
Знают основные требования при поступлении в учебные заведения;
Умеют определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Работа по классному руководству спланирована по месячникам:
Сентябрь – организационный, ПДД.
Октябрь – профилактика правонарушений.
Ноябрь – профилактика вредных привычек.
Декабрь – художественно-эстетическое воспитание.
Январь – хороших манер.
Февраль – военно - патриотическое воспитания.
Март – экологический «Чистота и порядок»
Апрель – профилактика дорожного травматизма.
Май – в защиту семьи.
Классные часы 5 класс
месяц Тематические классные часы Цели и задачи
сентябрь Здравствуй школа, здравствуй класс; - знакомство с учителями и воспитателями;
- сплочение коллектива.
Режим дня учащегося; - ознакомить детей с понятием «режим дня»;
- напомнить режим дня пребывания обучаемых в школе.
Беседа «Золотая осень»; Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»;
- учить детей воспринимать содержание картины;
- понимать красоту природы;
- обогатить речь детей разными образными выражениями, вызвать желание у детей рассматривать картины о природе.
«Как стать честным».
- воспитание положительных качеств у обучающихся.
октябрь Акция «Чистота»; - привлечь учащихся к перекопке школьного участка, клумбы;
- развития эстетического вкуса, трудовой деятельности.
«Умеем ли мы общаться?»; - развитие мышления, памяти;
- обучение правильному общению обучающихся в коллективе.
«Спешите делать добро». - воспитание лучших чувств личности.
Выставка детского рисунка «О них мы должны заботиться». - развитие фантазии, мышления, памяти.
«Дружба между мальчиками и девочками». - воспитание качественного общения в коллективе.
ноябрь Беседа «Зима холодная»; - дать детям представление о временах года.
«Будущее России. Какое оно?»; - воспитание любви к Родине, чувства патриотизма.
3. «Поговорим об ответственности». - воспитание чувства ответственности у обучающихся.
4. «Что я люблю». - развитие фантазии, мышления, памяти.
декабрь 1. «Символика нашего государства». - дать понятие символики государств;
- ознакомить детей с символикой России;
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
2. «Честность и ложь». - воспитание положительных качеств обучающихся.
Экскурсия в зимний лес.
- воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к воспитанию красоты зимнего пейзажа.
«Готовим новогодний сюрприз».
Итоги 2 четверти. -изготовление украшений для новогодней ёлки;
- развитие мышления, фантазии;
- развитие эстетического вкуса.
январь «Рождественские посиделки». - изучение истории христианских праздников;
- сплочение коллектива.
19 февраля – всемирный день защиты морских млекопитающих. Игра-викторина «Почемучки-знатоки».
- расширение знаний школьников о природе;
- воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому.
«Что такое комплимент?» - познакомить детей с понятием «комплимент»;
- воспитание вежливого отношения к окружающим.
Опыт «Огород на окне».
- наблюдение за луком;
- наблюдение за ветками в вазе;
- наблюдение за морковью, свеклой, репой.
февраль «А если это любовь». - воспитание уважительного отношения между мальчиками и девочками;
- обучение положительному общению.
«Знакомство с подземным царством» - познавательная беседа.
- познакомить детей с почвой, её особенностями, значением в жизни растений, с некоторыми почвенными обитателями, с пролью грибов, дождевых червей в круговороте вещества.
«Есть такая профессия - Родину защищать». - развитие чувства патриотизма, любви к Родине;
- ознакомление с военными профессиями.
«Знай и соблюдай закон».
- знакомство с законом РФ;
- изучение прав и обязанностей обучающихся;
- воспитание чувства долга.
март «Любовь к Родине начинается с любви к матери». - воспитание патриотизма, любви к Родине, малой Родине, к матери.
«Спасатель России»
(о работниках МЧС). - профориентация;
- воспитание патриотизма.
«Мы в гостях. Я жду гостей». - ознакомление с правилами поведения;
- эстетическое воспитание.
«Для чего человеку зеркало?».
Итоги 3 четверти. - правила ухаживания за собой;
- эстетическое воспитание.
апрель «Зубы – моё здоровье». - правила гигиены.
Беседа «Будем беречь и охранять природу».
- воспитывать у детей природоохранное поведение;
- развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
«Правильное питание – залог здоровья». - воспитание правильного отношения к питанию;
- развитие навыков соблюдения режима дня.
«Я и мои поступки»
- правовое воспитание;
- развитие чувств оценки, совершённых поступков.
май «Художники России». - эстетическое воспитании.
«Растение и его жизнь» - беседа.
- расширять у детей представление о приспособлении растений к среде обитания, к сезону;
- закрепить представление о том, что растениям необходимы тепло, свет, вода, земля.
«Первая медицинская помощь». - знакомство с правилами оказания первой медицинской помощи.
«Друзья мои, прекрасен наш союз!».
Итоги года. - воспитание качественного общения.