Статья на тему «Организация исследовательской деятельности на уроках физики»


«Организация исследовательской деятельности
на уроках физики»
Трубачева О.Н., учитель физики
МБУ « Школа № 71»
г.о. Тольятти ,Самарская обл.
“ Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать”.
Л.Н.Толстой
Организация исследовательской деятельности - это такая организация учебной работы, ключевым в которой для учащихся является научное добывание знаний. Учащиеся овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать ,выделять проблему и выявлять новые закономерности. Полученные таким путем знания наиболее прочные и раскрывают в учащихся уверенность в своих силах и возможностях. Творческий и самостоятельный подход в решении той или иной проблемы благоприятствует внутренним позициям школьника, самоидентификации, самоуважению и формированию личных качеств.
При организации исследовательской деятельности у школьников формируются логическое, научное мышления , они способны добытые самостоятельно знания превратить в убеждения.
Организация учебно-исследовательской деятельности включает в себя
постановку познавательной проблемы, выдвижение гипотезы, формулирование цели исследования и задач;
высокую степень самостоятельности обучающихся;
направленность учебного исследования обучающихся на получение субъективно новых знаний;
направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
На современном этапе обучения можно выделить несколько уровней исследовательской деятельности :учитель ставит перед обучающимся проблему и направляет обучающихся на самостоятельные решения;
обучающийся сам ставит проблему, а учитель помогает ее решить;
обучающийся и постановку проблемы и решение осуществляет самостоятельно.
Основные этапы организации исследовательской деятельности обучающихся.
1. Мотивация исследовательской деятельности.
2. Выбор направлений исследований.
3. Постановка задачи.
4. Фиксация и предварительная обработка данных.
5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
6. Оформление результатов работы.
 7. Представление исследовательской работы.       
Формы организации исследовательской деятельности
работа в группе;
работа в паре;
работаем самостоятельно;

Примеры исследовательских работ.

-6286523495 Примером работы в паре может послужить задание « Исследование свойств электромагнитных волн.»Ребятам предлагают оборудование: два мобильных телефона, металлическая фольга, пластмассовая коробка с крышкой.
Обучающиеся самостоятельно исследуют способность проникновения электромагнитных волн проникать сквозь преграды из проводников и диэлектриков, делают выводы
lefttop
Вычислите механическую работу, которую вы совершаете равномерно поднимаясь с первого на второй этаж здания школы. Все необходимые данные получите сами, результат запишите в тетрадь.

lefttopОчистка воды замораживанием. Исследовать в домашних условиях возможность очистки воды замораживанием. (Используйте черную тушь)
Работаем в группе
Проблемный вопрос? Почему одни тела плавают, а другие тонут. « Выяснение условия плавания тел»
Оборудование: стальной гвоздь, кусочек алюминия, пробка, парафин, стакан с водой..left194945
Исследование зависимости дальности полёта мяча от угла вылета.
План проведения эксперимента:
Провести эксперимент
Обработать результаты
Сделать анализ полученных результатов с помощью программы Excel.
Вывод
Составить технику метания мяча для одноклассников
Провести инструктаж
Оценить результаты инструктажа
За исследовательскую работу по теме « Легко ли экономить электроэнергию» ( в приложении) обучающиеся 9 класса получили высокие баллы в интернет-проекте «Занимательная физика»,что привело их к победе!

Исследовательская деятельность позволяет расширить рамки урока, мотивируя обучающихся к глубоким знаниям по предмету .В результате исследовательской деятельности у обучащихся будут формироваться ответственность, умение работать в команде, адаптируемость, критическое и системное мышления, умение выявлять, анализировать и решать проблему;
в процессе исследовательской деятельности ученики будут развивать важные навыки самоуправления: умение планировать время, контролировать этапы выполнения заданий, выполнять самооценку своей деятельности;
при выполнении творческих заданий учащимся предстоит интегрировать знания из разных предметных областей и применять их на практике;
Все выше перечисленные действия являются основополагающими при формировании УУД (личностных, метапредметных и предметных) необходимых для достижения результатов в процессе обучения по программам ФГОС
Используемая литература
1. Педагогические технологии. Сальникова Т.П. –М.: Т.Ц.Сфера,2008.