Определение результативности образовательной деятельности — важный фактор повышения качества дополнительного образования

Определение результативности образовательной деятельности - важный фактор повышения качества дополнительного образования

Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие,
обучая детей слишком многому.
Возбудите только любопытство.
Откройте своим слушателям глаза,
но не перегружайте их мозг.
Достаточно заронить в него искру,
огонь сам разгорится там,
где для него есть пища.
А.Франс

В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, так как они лежат в основе определения эффективности педагогической деятельности.
Аттестация обучающихся детских объединений Центра детского творчества рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности. Процесс аттестации в нашем учреждении регулируется Положением об аттестации обучающихся детских объединений МБОУ ДОД «Центр детского творческого» города Абакана, которое разработано на основе ряда нормативных документов, определяющих обязательность процесса определения результативности обучения. (Законы см. на слайдах)
Педагогами проводится промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с целью определения уровня усвоения образовательной программы, её дальнейшей корректировки, определения путей достижения каждым ребенком максимального творческого и личностного роста, а также определения результативности образовательной деятельности. (задачи аттестации см. на слайде)
Образовательная программа педагога УДО является индивидуальным продуктом методической деятельности и поэтому для каждой программы разработаны индивидуальные критерии для определения результативности усвоения образовательной программы и свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.
Процесс аттестации дает возможность оценить степень сложности программного материала. Так как педагог дополнительного образования сам устанавливает себе "стандарты", то существует опасность как упрощения, так и чрезмерного усложнения программного материала. В первом случае аттестация покажет, что дети усваивают материал с трудом, а во втором - очень легко, практически без усилий. Это даст возможность педагогу найти "золотую середину" и скорректировать программу. Ведь обучение только тогда является таковым, когда изучаемый материал дается с небольшим трудом (если с большим трудом - ребенок может потерять интерес к обучению), и ребенок прикладывает для его освоения достаточные усилия. Следует отметить, что правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению предмета
В «Стратегии модернизации содержания общего образования» подчеркнуто, что « основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций обучающихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах».
Концепция развития универсальных учебных действий для дополнительного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме проведения мониторинга. И как следствие, возникла необходимость мониторинга сформированности УУД во всех творческих объединениях. У каждого из нас имеется наработанная база диагностического инструментария. Используя авторские наработки, а так же готовые методики («Лесенка», «Рукавички» и др.) были определены задания для отслеживания уровня сформированности различных УУД детей обучающихся в наших творческих объединениях.

Задача личностного развития ребенка всегда была в центре внимания дополнительного образования. Формирование личности учащихся одно из принципиальных отличий стандартов нового поколения, идет ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов. Образовательный процесс ориентирован на переход со «знаниевой парадигмы» на реализацию «фундаментального ядра» нового стандарта – сформированности универсальных учебных действий, адекватных модели каждой ступени образования.

Личностное развитие ребенка – это главный результат к чему стремится каждый педагог нашего отдела. На передний план выдвигается личностный рост обучающихся относительно его самого, без ранжирования в коллективе. Наша задача воспитать личность, умеющую адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, владеющую культурой жизненного самоопределения и, конечно, же «дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». (из послания президента Федеральному собранию).
Личностный рост обучающихся оценивается через изучение:
- социальной адаптированности;
- нравственной воспитанности;
- коммуникативных склонностей;
- уровня творческой активности;
- гибкости образного мышления;
- активности мышления и другие критерии.
Диагностический анализ показателей перечисленных критериев осуществляется по методике Беляевой В.А., Петренко А.А., М.И. Рожкова, Л.М. Фридман, Л,В, Байбородова и др.
Так как разработка единого способа отслеживания образовательных и воспитательных результатов в сфере дополнительного образования затруднена отсутствием образовательных стандартов, педагог разрабатывает свои критерии и показатели, которые обосновываются в образовательной программе.
Результатом деятельности педагога в этом направлении стало создание собственной системы аттестации учащихся, обеспеченной регламентирующими документами и методически выверенной с учетом направленности и специфики детского объединения. Она позволяет педагогу постоянно иметь данные об уровне подготовки каждого учащегося и верно оценить результаты и перспективы своей работы.
Анализ современной  практики  организации процесса обучения в системе дополнительного образования детей показывает, что от умения педагога ставить и решать задачи дидактического типа, прогнозировать дидактические универсалии системного взаимодействия педагога дополнительного образования  с обучающимися, на обобщенном системно-комплексном уровне, оценивать получаемые учебные и воспитательные результаты, в значительной мере зависит эффективность реализации дополнительных образовательных программ любой предметной направленности. Кроме того, профессионально грамотное общение педагогов, реализующих программы различной предметной направленности, оказывается крайне затруднительным без выработанного соответствующего блока привычно воспроизводимых дидактических компетентностей.
Успех проведения занятий и качество получаемых учащимися знаний, навыков, умений несомненно зависит от уровня профессионализма педагога.
Высшим уровнем профессионализма педагога дополнительного образования является педагогическое новаторство, которое включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения, воспитания и отслеживания результатов. Уровень профессионализма практически полностью зависит от того, какие педагогические технологии, формы, методы он применяет в своей деятельности, насколько они современны. Так при проведении аттестации воспитанников в студии моды «Стиль» педагоги наряду с традиционными формами диагностики применяют компьютерное тестирование: «Создай образ»; «Традиции, тенденции, история хакасского костюма»; деловые игры: «Салон мод», «Художественный совет»; ролевые игры: «Сдача готового изделия»; электронные интеллектуально-познавательные игры: «Хакасия – Земля моя», «Подиум. Академия моды», «Модные штучки», мини-соревнования «Мастер-класс» и многое другое.
Спектр способов и форм выявления результатов в студии художественных ремесел «Харитина» так же очень широк: обучающие проходят аттестацию в форме презентации творческих работ, выставок, конкурсов, фестивалей. Для выявления результатов обученности используются компьютерные тесты: «Оплетка», «Тестопластика», «Изонить», «Стили интерьера», «Флористика» и много других, компьютерные викторины: «Волшебный батик», «Умники и умницы»; диагностические игры: «То ли рыбка то ли кот», «Полевой букет», «Минутки фантазии», конкурсы мастерства: «Приз зрительских симпатий», «Снежинка» и другие.

Такая сложная и динамичная система работы обеспечивает условия для выявления творческого потенциала детей, их самореализации и развития.
Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании и обучении детей.

Это обуславливает специальную целенаправленную работу по развитию профессионализма педагогов дополнительного образования: разрабатываются и внедряются необходимые рекомендации и диагностические материалы, проводятся заседания методических советов, семинаров, педсоветов, оказывается консультационная помощь, педагоги проходят курсы повышения квалификации в Хак ИРО и ПК.

В последнее время  особое внимание в дополнительном образовании детей уделяется результативности обучения. Результативность - это, прежде всего, достижение обучающимися тех целей и задач, которые поставлены в образовательной программе педагога. Если цели и задачи поставлены, то педагог отслеживает их достижение. Лучшим средством для этого является аттестация обучающихся.
Анализ состояния обученности детей отдела декоративно-прикладного и технического творчества за три последних года показал положительную динамику роста обучающихся с высоким уровнем обученности.
Сравнительные диаграммы представлены на слайде. Успехи учащихся, являются объективным подтверждением высокого профессионализма педагогов Центра детского творчества. Диаграммы составлялись на основе двух основных элементов ЗУН, которые представляют последовательность периодических оценок:
1.  промежуточный контроль (декабрь);
2.  итоговый контроль (май).
Подтверждением высокого качества образовательных услуг предоставляемых нашим учреждением являются высокие результаты детей на выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня. Динамика отслеживания результатов за три года представлена на слайде.
В рамках своего объединения педагоги разрабатывают и используют разнообразные формы для фиксации результатов воспитанников:
Протоколы диагностики;
Электронное Портфолио творческих достижений;
Личные творческие планы;
Пиктограммы (жетоны, звездочки, наклейки, смайлики);
Электронная книга учета личностных достижений учащихся;
Самоанализ;
Портфолио;
Карта индивидуального учета

Мониторинг качества образования и состояния ЗУН учащихся творческих объединений декоративно-прикладного отделов позволяет составить общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества образования, обусловившие их, наблюдать рост качества обучения и профессионализма педагогов дополнительного образования.

Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются:
наличие набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями;
степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ с требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение;
уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ;
·уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения.

Список литературы:
1.            Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. М.: Диалог культур, 2007.
2.            Бухарова Г. Д. Системы образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
3.            Гузеев В. В. Образовательные технология XXIвека: деятельность, ценности, успех. М.: Педагогический поиск, 2004.
4.            Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2000.
5.            Закон об образовании. Ст. 26. Дополнительное образование // в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ.
6.            Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: ACADEMA, 2004.
15