Конспект урока по русскому языку Правописание окончаний имён существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах


Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Тема: «Правописание окончаний имён существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах»
Цели и задачи:
- Развитие умения распознавать родительный, дательный, предложные падежи;
- Развитие умения правильно писать безударные окончания;
- Закрепить навыки, по теме полученные на предыдущих уроках;
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению;
- Развитие навыков письменной речи.
Оборудование урока: учебники, тетради, заготовки для таблицы, снеговик на ватмане, снежинки с заданиями, карточки для групповой работы, разноцветные конверты с подсказками, мультимедийная презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент
- Давайте настроимся на работу, проверьте правильность осанки, правильно положите локти на стол, вспомните, как надо держать ручку.
II. Сообщение темы урока.
- Сегодня   мы   будем учиться   правильно   писать   окончания существительных   в родительном, дательном и предложном падежах 1, 2 и 3-го склонения.
- Какое сейчас время года? (Зима).
Хотя еще мало снега, Снеговик сам решил прийти к нам в гости. Он будет наблюдать за вами, как вы будете работать, давать вам задания и награждать вас вот такими снежинками.
III.  Минутка чистописания.
 - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, месяц и слова «Классная работа».
IV. Словарная работа.
У. Снеговик дает нам свою первую снежинку, в которой записаны предложения. А вы замените каждое предложение, одним словом и напишите. Обозначьте склонение.
1.  Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата.)                                                       
2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)
3. Городской электрический вагон (Трамвай.)
4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта.  (Пассажир.)
5.   Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)
6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)
7. Плод яблони. (Яблоко.)
(Взаимопроверка.)
V. Тема урока.
У. Снеговик бросил вторую снежинку, в которой задание.
- Сравните окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Запись предложений под  диктовку. (Один ученик работает у доски.)
1. Из рощи (Р. п., 1 скл.) доносилось пение птиц. К роще (Д. п., 1 скл.) вела узкая дорожка. Я очень люблю гулять в роще (П. п., 1 скл.)
2. Синица подлетела к дереву (Д.п., 2 скл.). Около дерева (Р.п., 2 скл.) бегали котята. Белка сделала дупло в дереве (П. п., 2 скл.).
3. Вокруг Красной площади (Р.п., 3 скл.) посажены деревья. Мы  вечером гуляли по Красной площади (Д. п., 3 скл.). Я прочитал рассказ о Красной площади (П. п., 3 скл.).
Каждое предложение разбирается и делается вывод  о том, какое окончание нужно писать в окончаниях существительных, данные записываются в таблицы, которые есть у каждого ученика. Заполненная таблица появляется на интерактивной доске.
Р. п. Д. п. П.п.
кого? чего? кому? чему? о ком? о чем?
от, до, из, без, у,
около, с, вокруг к, по для, о (об), в, на, при
1-е скл. - и, - ы, 1-е скл. – е 1-е скл. - е,
2-е скл. - а, -я, 2-е скл.- у, -ю2-е скл. - е
3-е скл. - и 3-е скл -и3-е скл. -иОценивание.
VI. Физминутка.
Сделаем небольшую разминку. Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д.
- Вышли пальцы погулять.
Заканчивается подготовка поочередным массажем пальцев от- основания к ногтю по внешней стороне:
правого большого пальца:
- Этот пальчик самый сильный;
левого большого пальца:
- Самый толстый и большой;
правого указательного пальца:
- Этот пальчик для того...;
левого указательного пальца:
- Чтоб показывать его;
правого  среднего пальца:
- Этот пальчик самый длинный;
левого среднего пальца:
- И стоит он в середине;
правого безымянного пальца:
- Этот пальчик безымянный;
левого безымянного пальца:
- Он избалованный самый;
правого мизинца:
- А мизинчик хоть и мал;
левого мизинца:
 -Очень ловок и удал;
VII. Закрепление
1) Работа по группам (по карточкам)
1 группа:
Вставьте  пропущенные   окончания, определите склонение и падеж существительных.
Подошли к опушк..., ветка черемух..., жизнь в Арктик...
2 группа:
Вставьте    пропущенные окончания, определите склонение и падеж существительных.
Бежал по дорог..., в конце площад..., привезли на автобус...
(Сверка правильности с интерактивной доски. Оценивание.)2) Работа по парам.
Обозначить склонение, падеж, выделить окончания.
Готовился к зимовке, добывают на Урале, по узкой тропинке, отошел  от полянки, из  соседней деревни, узнал  от подруги, сидел у кровати, не лежалось на окошке.
(Проверка. Оценивание.)3) У. - В конце урока Снеговик дает следующее задание: Напишите мини-сочинение на тему «Зима».                                                                            
- Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам:
Вариант 1.
Пишу сам(а). На доске картина «Зима».
Вариант 2.
Прошу маленькую помощь. В синем конверте слова - помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.Вариант 3.
Прошу большую помощь                                                                                                  
В красном конверте карточки:                                                                                      
Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля  покрылась……… снегом. Стоит………….  лес. Деревья украшены ………….      узорами       инея.     В     снег     спрятались………        елочки. Мороз сковал воду на реке…………….. Жители давно приготовились к зиме.
VIII. Итог урока.
У. - Что нового взяли для себя из этого урока?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что для вас показалось очень трудным?
Молодцы! Всем большое спасибо за урок.
VII. Домашнее задание. Упражнение 239