Конспект урока. Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах

Предмет: Русский язык
Класс: 4
Дата: 14 декабря 2012 г.
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах»
Цель: 1. закрепить знания о существенных признаках, по которым распознаются данные падежи;
Совершенствование умений писать окончания имен сущ. 1, 2 и 3 –его склонения.
2. развитие речи, мышления, умения сравнивать.
3. отработка правильного, каллиграфического и аккуратного письма.
Оборудование: учебники, тетради, словари, таблицы.


Этап
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания

1. Орг. момент
1 мин
Настраиваю детей на работу
Настраиваются на серьезную работу, проверяют свои рабочие места.


2. Минутка чистописания
5 мин
Показываю на доске, прописываю следующие элементы:
Х Хм хл хах хвх
(На) в..рхушк.. груш.. (по) строила гн..здо мух..ловка.
(Вставьте и объясните пропущенные орфограммы, дайте характеристику предложению, разберите по членам предложения, определите падеж имён существительных)
Прописывают элементы


3. Словарно – орфографическая работа
10 мин
На доске ребус:
6 ь
цать
Разгадав этот ребус, вы узнаете, с каким словарным словом нам предстоит сегодня познакомиться.
Правильно это слово шестнадцать – записываю на доске.
Вспомните, как образовалось в русском языке слово «одиннадцать» и попробуйте объяснить образование слова «шестнадцать»

Составьте предложение.
Угадывают ребус – слово шестнадцать

Слово образовалось от слова «шесть», «дцать» - десять, предлог «на»

Смотрят в словарь и записывают слово. Один человек комментирует


Записывают слово в словарики.


Шесть, шестой, шестёрка. – записывают слова, выделяют корень.


4. Актуализация знаний
5 мин
На прошлых уроках мы работали над правописанием безударных окончаний имен сущ. В родительном, дательном и предложных падежах. Назовите правильное написание этих окончаний.
(Запись под диктовку)
Рассказывал о жизни, прошли по тропинке, около речки, написал на листочке, катались с горки, ждали на пристани, мечтал о подарке, вышел после болезни, подошли к роще, пятно на скатерти.
Проверка цепочкой (назвать окончание, склонение, падеж)

(Запись под диктовку)



5. Сообщение новой темы
10 мин
Вспоминаем о каждом падеже по плану:
вопросы
предлоги
член предложения
На какие вопросы, кроме падежных могут отвечать сущ. В форме этих падежей?
(По ответам детей вывешиваются таблички)
Что общего у всех падежей?
Чем отличаются эти падежи?
А сейчас проследим за написанием окончаний сущ в этих падежах.
Просклоняйте пис. слова: река, город, степь
Сделайте вывод, 1. в каких падежах пишется окончание –и
2. в каких падежах пишутся окончания –е –и
(по ответам детей составляется таблица)



1 скл
2 скл
3 скл

Р.п.




Д.п




П.п.





Нужно ли определять склонение сущ. В родительном падеже, чтобы правильно написать окончание и почему?
Можно ли сказать то же самое о дательном и предложном падежах?

Читают вопрос: «Как различать родительный, дательный и предложный падежи?»
Мы должны сравнить эти падежи.







Вопрос: где? Роль в предложении.
Падежными вопросами, предлогами.
Записывают в тетрадях.







Нет, потому что и в 1 и в 3 скл. Окончание –и

Нет, у них разные окончания и необходимо определять склонения.


6. Закрепление знаний
8 мин
Написать слова, вставить пропущенные окончания:
Р.п.
Д.п.
Пр.п.
На ладони, на тополе, от боли, по комнате, о герое, до полки, в деревне, в конкурсе, в зелени, от радости о молодёжи, на свирели, по лестнице, к сторожке.


Записывают словосочетания, вставляя пропушенные окончания, обозначая падеж и склонение сущ.


7.

Работа с учебником:
Упр. 239
-Вам нужно отправить письмо, в каком падеже употребляются Имя, отчество и фамилия человека, который отправляет письмо? ( в родительном падеже)
- в каком падеже употребляются имя, отчество и фамилия человека, которому адресуется это письмо? (в дательном падеже)
Упр. 239 (1 часть у доски, вторая часть – самостоятельно)


7. Домашнее задание
1 мин
Упр. 240 (списать, выполнить задание)
Записывают дом. Задание в дневники.


8. Итог урока
1 мин
Чему мы научились сегодня на уроке, что нового узнали?
Что понравилось на уроке, что не понравилось?
Выставление отметок за работу на уроке.






15