Обобщение опыта работы на учебно-опытном участке


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа д. Новофедоровка
Муниципального района Аургазинский район
Республики Башкортостан










Учебно-опытный участок - платформа для высокотехнологического производства





автор: Волкова РезидаТаминдаровна
учитель биологии и химии
МБОУ СОШ д. Новофедоровка
Аургазинского района
Республики Башкортостан












2015 г.
Содержание

Введение . 1
1.1 Паспорт учебно-опытного участка..2
2.1Земельная площадь структура отдела, их наименование17
2.2 Парники..19
2.3Сельскохозяйственный инвентарь ...19
2.4 Водоснабжение...20
2.5 Метеорологическая площадка20
3.1 Организация сельскохозяйственной и учебно-опытнической
работы на УОУ..... 21
4.1 Организация дополнительного питания за счет выращенной продукции
24
5.Перспектива...25
Фотоматериалы.26-30

















Введение

Учебно-опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия по биологии и сельскохозяйственному труду, работа кружка юннатов и другая внеклассная работа. УОУ является основным источником для заготовки коллекции и раздаточного материала для кабинета биологии, исследовательские опытнические работы в соответствии с тематикой, организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции на УОУ.
Организация работы на опытных участках нацелена на углубление знаний по биологии, развитие интереса к природе, ведение натуралистической работы, изучение технологии посадки и выращивания растении, приобщение к сельскохозяйственному труду, а также на экологическое воспитание.
Учебно-опытный участок база опытнической работы учащихся. Здесь дети закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии и по труду, познают растительные организмы, овладевают методом управления ростом и развитием растений. У учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело всегда доводить до конца.
Мы принимаем активное участие в озеленении родного села и пришкольной территории. В этом году учащимися были заложена аллея ветеранов войны. Посадили 65 саженцев берез.
Для учебно-опытной работы в нашей школе отведен в постоянное пользование земельный участок площадью 1,2 га земли. Большую площадь занимают многолетние насаждения. Участок хорошо освещен солнцем, имеет водоснабжение. Он примыкает непосредственно к зданию школы, это дает возможность к лучшему переходу на участок для выполнения практических работ.
На таком учебно-опытном участке при правильной планировке можно успешно проводить практические занятия по биологии, агрономии и растениеводству. Участок хорошо огорожен со всех сторон. Вокруг ограды посажены деревья и кустарники.
Обеспеченность водой хорошая. Воду из шланга для обогрева подаем в емкость и оттуда разливаем ведрами, лейкой.
На участке имеются летний класс, сарай для хранения инвентаря и оборудования, помещение для подсушки после уборки и имеется овощехранилище. УОУ отвечает учебным, агротехническим и эстетическим требованиям.






Паспорт учебно-опытного участка
МБОУ СОШ д. Ново-Федоровка» Аургазинского района Республики Башкортостан

Директор школы: Глухов Николай Михайлович
Заведующий участком: учитель биологии Волкова Резида Таминдаровна
1.Год организации: 1965 год
2. Размер УОУ: 1,2 га
3.Количество учащихся, привлеченных к работе на УОУ: 120 человек
4. План работы: имеется
5. Карта – схема УОУ: имеется
6. Экологическое состояние: хорошее
Цели и задачи пришкольного учебно-опытного участка
- совершенствование знаний учащихся по биологии, экологии, географии и природоведению;
- формирование практических умений по выращиванию и уходу за растениями;
- формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры;
- формирование у учащихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению;
- развитие профессионального самоопределения учащихся;
- воспитание у учащихся трудолюбия, любви к природе и сельскому хозяйству.







1.2 Организация работы на участке
План работы на УОУ как составная часть плана учебно-воспитательной работы школы рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.
Составляется тематический план опытной работы на участке, размещение опытных делянок для работы по классам и график работы учащихся в летний период.
До окончания учебного года (за 2 недели) вывешивается график дежурства ребят на участке, где указывается класс, время, срок работы.
Опытническую работу ведут все классы, начиная с 2 по 10 классы.
А те ребята, которые приходят на дежурство тоже ведут уход за посевами, знакомятся с методикой опыта. За ведением наблюдений, учетом, за порядок в дневнике отвечают члены звена.

Изготовление наглядных пособий
Сельскохозяйственная направленность обучения биологии требует обеспечения учебного процесса натуральными наглядными пособиями. Практически все, что выращивается на учебно–опытном участке можно использовать в качестве наглядных объектов. Это многочисленные культурные растения, их плоды, семена. Подобные задания дать учащимся в ходе выполнения летнего задания:
Гербарий лекарственных растений;
Гербарий астр;
Гербарий бархатцев;
Гербарий цинний;
Сбор семян овощных культур;
Сбор семян цветочных культур;
Коллекция засушенных листьев кустарников.

Организация летней практики
Важное место в работе сельской школы занимает летняя практика учащихся на УОУ. В этот период у школьников появляется реальная возможность применить теоретические биологические и сельскохозяйственные знания, отработать большинство агротехнических приемов выращивания культурных растений, перевести теоретические знания в умения и навыки. Важно, чтобы проводя опытническую работу, учащиеся видели результаты своего труда.
Участие в конкурсах и выставках
В целях повышения значимости УОУ в образовательном процессе, ежегодно участвуем на районных конкурсах и выставках сельскохозяйственной продукции. Организовываем выставки цветов и овощей на праздниках урожая в школе, районе. Принимаем активное участие в конкурсах научно-исследовательских работ. Демонстрируем достижения опытнической и исследовательской работы в области растениеводства в виде отчетов-дневников наблюдений учащихся и исследовательских работ. Наша школа стала лауреатом республиканского конкурса «Юннат- 2012 год».
Обеспечение школьной столовой продуктами питания.
Сельскохозяйственная продукция, полученная с пришкольного опытного участка идет на укрепление материально-технической базы школы и на   обеспечение сельскохозяйственными продуктами школьной столовой.
Школьная столовая обеспечивается продукцией практически на весь учебный год. В овощехранилище закладывается достаточное количество лука, картофеля, моркови, капусты, свеклы. Кроме того, школа заготавливает, сушеные фрукты, мяту, смородиновые листья. Учащиеся раз в неделю получают фиточай и круглый год периодически получают витамины в виде овощей .
Технологическая карта выращивания сельскохозяйственных культур на 2014-2015 учебный год.

Этапы агротехнологии
Правила выполнения и требования к качеству
Сроки
проведения

1.Подготовка семян к посеву
1.1. Отбор полновесных семян

1.2.Обеззараживание
семян

1.3. Проращивание семян

Отметить год сбора семян.

Опустить семена в 3-5% р-р поваренной соли, перемешать, через 3-5 мин. Извлечь осевшие на дно семена и просушить их.
Замочить семена в 1%р-ре марганцовокислого калия, выдержать 20 мин. и тщательно промыть водой
На влажной мешковине до наклевывания

Март
Перед проращиванием
За 1-2 дня посева

2. Подготовка почвы
2.1 Перекопка почвы и внесение удобрений
2.2 Подготовить гряды
2.3 Посев семян

Внести в грунт под перекопку перегной (привезти из фермы)

Размеры : 1.2х10м

Дата посева
Норма посева
Глубина заделки, см
Температура почвы
Оценка влажности почвы
Схема посева
Расстояние между рядами

Апрель-май


май

3.Уход за растениями
3.1. Рыхление
3.2. Прополка и про-реживание всходов
3.3. Полив


3.4. Подкормка
3.5.Обработка против вредителей и болезней
3.6.Формирование растений (подвязка, прищипка)

До цветения поливать 2-4 раза в неделю. В период плодоношения – в соответствии состоянием растений
Растворить в 10 л воды: аммиачной селитры 10-20, суперфосфата 20-30, сернокислого калия 15-20. Расход 10л на 3 кв.м.









В солнечную погоду через 7-10дн. В пасмурную-12-15д.

4. Сбор урожая







Агротехнический план работ на учебно-опытном участке
Отделы
Проводимая работа
Сроки
Класс

 
Отдел начальных классов
 Подготовка грядок.
Посев культурных растений, бобовых
Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление)
 Апрель
Май
Май-сентябрь
 
1-4

 
Отдел овощных   культур
 Обработка и боронование почвы
 Апрель
 
9-11


 Посев по плану опытов
Май-июнь



 Уход (полив, борьба с сорняками и вредителями, рыхление)
 Июнь-август



 Мульчирование корнеплодов (свекла, морковь)
 Июнь
 



 Внесение органических  удобрений на фазе 7-8 листьев
 Июнь
 



 Опрыскивание капусты от вредителей
 Июль


 
Отдел полевых культур
 Обработка почвы
 Апрель
 
5-9


 Посев полевых культур - картофеля
 Май



 Уход (полив, прополка, рыхление)
 Май-август



 Сбор урожая
 Август


 
Цветник
 Предпосевная обработка почвы
 Апрель
 
7-9


 Посадка рассады однолетников
 Апрель



 Посадка в грунт однолетних и многолетних культур
Оформление клумбы
 Май
 



 Уход
 Май-август



 Сбор семян
 Август-октябрь








Посадка луковичных
Октябрь









План ухода за овощными и плодовыми культурами, цветами

Наименование работы
Объем работ
Сроки выполнения
Ответственный


За плодовым садом




1
Провести весеннюю обрезку деревьев
80 шт
апрель
Коротков В.Н.

2
Провести опрыскивание химикатами
325 шт
апрель
Волкова Р.Т.

3
Очистка корней
50 шт
апрель
Учащиеся 6-7 кл

4
Внесение навоза и РК

апрель
Коротков В.Н.

5
Обработка приствольных кругов
100 шт
май
Учащиеся 8 кл

6
Борьба с весенними заморозками
неопред
май
Волкова Р.Т.

7
Провести ремонт сада

Апрель-май
Коротков В.Н.

8
Борьба с летними вредителями и болезнями
неопред
июнь
Волкова Р.Т.

9
Проведение второго междурядного рыхления с удалением сорняков
неопред
Июнь-июль
Алексеев Ю.Н.

10
Уборка урожая
неопред
Август-сентябрь
Фаттахова А.М.
Уч-ся 6-11 кл

11
Весенний посев семян и посадка черенков смородины

май
Волкова Р.Т.

12
Двукратное удаление сорняков
0.01 га
июнь
Уч-ся 9-11 кл


За овощными культурами




1
Внесение удобрений
0.8 т (навоз)
октябрь
Алексеев Ю.Н.

2
Посадка рассады капусты
0.03 га
май
Волкова Р.Т.

3
Посадка рассады томата
0.001 га
май
Волкова Р.Т.

4
Посев корнеплодов
0.02 га
май
Уч-ся 9-10 кл

5
Посадка картофеля
0.3 га
май
Волкова Р.Т.
Уч-ся 7-10 кл

6
Посев и посадка лука
0.1 га
май
Фаттахова А.М.

9
Посев огурцов
0.01 га
май
Волкова Л.Н.

10
Посев других культур (перца, тыквы, кабачков)

май
Фаттахова А.М.

12
Вторая междурядная обработка с удалением сорняков

июнь
Алексеев Ю.Н.

13
Химическая обработка от вредителей

Июнь-июль
Коротков В.Н.

14
Уборка урожая
0.8 га
Август-сентябрь
Волкова Р.Т.
Уч-ся 6-11 кл

15
Ведение опытнических работ

Май-август
5-10 классы


Участок начальных классов




1
Выращивание рассады цветов

Март-апрель
Учителя нач.кл

2
Посадка рассады цветов

май
Учителя

3
Посев семян культурных растений
0.01 га
май
Учителя

4
Уход за цветниками

Июнь-июль
Нач.классы

5
Ведение опытнических работ

Летние месяцы
Учителя

6
Сбор семян цветов

сентябрь
Учителя









Примерный перечень основных сезонных работ


Основные виды работ


Декабрь

1
Ремонтируют сельскохозяйственный инвентарь

2
Разбирают и приобретают недостающие семена

3
Проверяют сохранность картофеля, капусты, лука, моркови, тыквы и других овощей, удаляют загнившие.

4
Составляют на будущий год план посева овощных культур. Продумывают их размещение и чередование, сроки посевов.


Январь

1
Продолжают начатый ремонт орудий труда.

2
Изготовляют маркеры, рассадные ящики. Заготавливают питательные горшки, бумажные стаканчики для посева овощных культур.

3
Просматривают заложенные на хранение овощи, семенники, семенной картофель, удаляют загнившие клубни.

4
Пополняют семенные запасы. Начинают готовить семена для весеннего посева (оценивают всхожесть, сортируют, обеззараживают от вредителей и болезней, промораживают и т. д.)


Февраль

1
Проводят снегозадержание.

2
Делают «ревизию» картофеля: проверяют «глазки»; если пробиваются «усы», их обрывают. У капусты обрывают верхние пожелтевшие листья; следят, чтобы кочаны не касались друг друга.

3
Осматривают семенники - двухлетки моркови, свеклы, капусты и других овощных культур.

4
С 10 февраля до конца месяца сеют семена перца и баклажанов на рассаду. За 34 дня до этого их замачивают во влажной салфетке. Перед посевом почву поливают горячим раствором (60°С) перманганата калия красного цвета. Посев производят в бороздки, расстояние между которыми 5-6 см, глубина 1 см, промежуток между семенами 1,5-2 см.
Размещают посевы в теплом помещении с температурой не ниже +20°С. До всходов каждые 3-4 дня их опрыскивают теплой водой. Всходы появляются через 1015 дней. Через 35 дней растения пикируют в горшочки размером 10х10 см и продолжают уход за
рассадой до посадки на постоянное место.

5
В это же время сеют в ящики на рассаду высокорослые и среднерослые томаты. Дезинфицируют почву указанным выше способом использованием перманганата калия. Семена сеют 8 бороздки, расстояние между которыми 5 см на глубину 1 см. Каждые 3-4 дня посевы поливают теплой водой. Через 40 дней после всхода растений их пикируют в горшочки 10х10 см. Все это время рассаду содержат на светлом и прохладном подоконнике при температуре днем 15-17°, а ночью 13-14°С. Во избежание вытягивания растения реже поливают, конечно, если всходы крепкие. Чтобы растения были ровные, горшочки регулярно поворачивают.


Март

1
С 1 по 20 марта производят посев на рассаду низкорослых томатов для открытого грунта, предварительно отобрав крупные, наполненные, без пятен и травм семена. Технология проращивания этих семян такая же, как и у высокорослых томатов. Весь период выращивания рассады следят за соблюдением температурного режима и умеренной влажностью воздуха и почвы.

2
С 20 по 25 марта производят посев семян ранних сортов белокочанной и брюссельской капусты. Их прогревают в горячей (4550°С) воде 10 мин. Почвенную смесь из торфа и дерновой земли насыпают в ящик слоем не больше 5 см. Посев производят в бороздки, расстояние между которыми 3 см, глубина посева 1 см, а промежуток между семенами 11,5 см. Перед посевом почву поливают. Через 3-4 дня после появления всходов ящик размещают в холодном и светлом месте, где температура ночью 78, а днем 1012°С. Растения пикируют через 12 дней после появления всходов, углубляя в землю до семядольных листочков. Через двое суток после пикировки рассаду вновь подвергают закалке, выносят на открытый воздух, если температура днем 5°С и выше.

3
С 25 марта до середины апреля высевают на рассаду среднепоздние сорта белокочанной капусты, а также цветной, кольраби, брокколи, краснокочанной.


Апрель

1
Продолжают уход за растениями, посаженными на рассаду.

2
Пришла пора подготовки почвы и посева ранних овощных культур.


С первых чисел апреля начинают яровизацию на свету клубней картофеля. Отбирают здоровые картофелины и раскладывают их на свету (на полу, подоконнике) в один слой или насыпают в узкие пленочные пакеты с отверстиями и размещают на свету, подвесив или поставив вертикально и периодически поворачивая разными сторонами к свету. Ко времени посадки на клубнях образуются толстые короткие ростки, что обеспечивает ранние и дружные всходы. Крупные картофелины режут на часы, оставляя на долях по нескольку глазков. Срезы присыпают мелом, зубным порошком или золой или за их неимением просто подсушивают на воздухе и только после этого помещают в пленочный пакет.

3
С 10 по 20 апреля сеют на рассаду по нескольку семян в каждую лунку кабачков, тыквы и патиссонов.

4
Семена моркови прогревают в течение 15 мин в воде при температуре примерно 50°С. После этого их замачивают во влажной ткани 23 суток и затем в мокрой тряпочке помещают до посева в холодильник. Непосредственно перед посевом их в течение 1015 мин слегка подсушивают, но не на солнце. Между бороздками оставляют 20 см. Перед посевом почву поливают горячим раствором перманганата калия красного цвета. Семена сеют не густо и после всходов сразу прореживают.

5
Готовят к посадке луксевок. Прежде всего луковицы сортируют на мелкие (до 1см), нормальные (11,5смы) и крупные (3 см и более). Затем их прогревают, держа при температуре 1820°С в сухом помещении. За неделю до посадки раскладывают в более теплом месте (3035°С), что поможет уберечь лук от стрелкования. После этого луковицы замачивают в растворе соли (2 ст. л. на 5 л воды) в течение суток. Затем их промывают в растворе перманганата калия (красного цвета) и высаживают: мелкие и нормальные в первых числах, крупные в середине мая, иначе лук пойдет в стрелку.

6
В этот же календарный срок (с 25 апреля) сеют горох, бобы. Перед посевом семена замачивают на 34 дня. Грядку до посева поливают раствором, приготовленным из расчета поллитра жидкого коровяка на 10 л воды. Бороздки делают на расстоянии 40-45см, посев семян производят на глубину 45см. Наклюнувшиеся семена равномерно раскладывают в бороздки. оставляя между ними 1015 см. Когда растения достигнут 10 см высоты, под них делают опоры (колышки или сетку). Растения предварительно пропалывают и лишь потом устанавливают опоры.

7
Определяют готовность почвы к обработке. Берут в руки ком земли из верхнего слоя (1012 см), сжимают и бросают с высоты 1,5 м. Если он при падении легко рассыпается почва пересохла; если нет еще не поспела; а если ком при падении разваливается на куски время приступать к обработке.
Посев начинают сразу же после обработки почвы, поскольку семенам требуется влага.



Май

1
Появляются всходы ранних овощных культур. В случае образования на поверхности почвы корки ее мотыжат.

2
В первой декаде мая (с 1 по 10) завершают высадку ранней горшечной рассады белокочанной и брюссельской капусты в открытый грунт: до 15го высаживают рассаду кабачков, тыквы, патиссонов. до середины июня рассаду прикрывают пленкой.

3
В этот же период высаживают на грядки предварительно подготовленный луксевок для получения лукарепки. Грядку под него удобряют перепревшим навозом, рыхлят на глубину 1012 см. Луковицы заделывают на глубину 2 см с расстоянием 810 см одна от другой. Между бороздками оставляют 20 см.В маеиюне полив производят регулярно раз в неделю, в июле раз в 10 дней, регулируя его в зависимости от погоды. В конце июля за 20 дней до уборки урожая полив прекращают вовсе.

4
К 20 мая заканчивают посев семян моркови, редиса, лука репчатого, петрушки, свеклы, репы и редьки (для летнего употребления).Принимают меры к защите овощных от вредителей. Против крестоцветных блошек, морковной и капустной мухи, тли делянки посыпают табачной пылью, смешанной с золой. для этого на 1 ч. табачной пыли берут 2 ч. золы. Грядку опыляют 23 раза с интервалом в неделю, предварительно смочив растения водой. С этой же целью применяют порошок из пижмы, сухих листьев чистотела. для этого высушенные в тени цветочные корзинки пижмы (листья чистотела) растирают в ступке.

5
С 10 по 15 мая при среднесуточной температуре воздуха 10°С высаживают картофель, иначе в холодной земле клубни загниют. При посадке между ними оставляют 2530 см, а между рядами 60 см. Заделывают клубни на глубину 810 см, добавляя в лунку 2 ст. л. древесной золы, 1 ч. л. суперфосфата (размельченного) и 1 ч. л. нитрофоски. Все это перемешивают с землей. Через неделю почву рыхлят, помогая скорейшему появлению всходов, удаляют сорняки.

6
С середины месяца высаживают рассаду средней поздней белокочанной капусты, а также цветной, краснокочанной, кольраби. Проводят предпосевную обработку делянок под позднеспелые сорта капусты, теплолюбивые культуры.

7
В первой декаде мая в теплицу на постоянное место высаживают рассаду высокорослых томатов февральского посева. Сажают ее из расчета три растения на 1 кв.м. Формируют один главный стебель и оставляют на нем 78 плодовых кистей. Растения подвязывают шпагатом и проволокой.

8
В середине месяца в открытый грунт высаживают рассаду низкорослых томатов мартовского посева. Формируют их в один или три стебля. На кусте оставляют по 45 плодовых кистей. После посадки растения прикрывают пленкой. Проверяют их приживаемость и проводят подсадку рассады взамен слабых и погибших.

9
С 25 мая и до конца месяца сеют в открытый грунт огурцы, тыкву, кабачки, патиссоны, фасоль. Посев производят в хорошо подготовленную почву разрыхленную граблями и с тщательно выбранными сорняками.

10
Калиброванные семена огурца перед посевом в течение 2-3 ч прогревают при температуре 5060°с, что способствует ускорению образования на растениях женских цветков. Закалка проросших семян в течение 12 суток на леднике (в холодильнике) при 01°С повышает устойчивость растений к пониженным температурам.


11
Весенний полив огурца является мерой борьбы с утренними заморозками. Первые поливы проводят малыми нормами. Огурцы и редис поливают раз в дватри дня, а в жаркую погоду ежедневно. Два раза в неделю обильно поливают раннюю белокочанную и цветную капусту, совмещая полив с органическими и минеральными подкормками, а также зеленные и все рассадные. После каждого полива или дождя рыхлят почву в междурядьях, что препятствует образованию корки и создает благоприятный воздушный режим для растений.

12
С 5 по 15 мая сеют свеклу, морковь для зимнего употребления. Семена свеклы перед посевом обеззараживают, замачивают на 12 ч в растворе борной кислоты (на 1 л теплой воды берут 1,5 г (на кончике ножа) и предварительно растворяют ее в небольшом количестве кипятка).


Июнь

1
В первой декаде (с 1 по 10) завершают высадку 6570дневной рассады томата и 2530дневной огурца. Продолжают высаживать рассаду поздней белокочанной капусты. В открытый грунт высаживают рассаду баклажанов, перцев с цветочными бутонами. Чтобы рост растений был интенсивным, полив производят теплой водой (30°с).

2
Сеют лукбатун, щавель, редьку, укроп, салат.

3
Проводят профилактическую обработку посевов против вредителей и болезней. Окашивают межи, пустыри, придорожные участки, чтобы не допустить цветения и созревания семян сорных растений.

4
Столовые корнеплоды в начале вегетации рыхлят сначала мелко (на 35 см), но затем глубину рыхления увеличивают до 1214 см. Капусту, томат, огурец, наоборот, сначала рыхлят глубоко, а по мере развития корневой системы глубину рыхления уменьшают. При необходимости беглой прополки ее проводят незамедлительно. пока сорные растения не разрослись. В середине месяца прореживают столовые корнеплоды, так как в это время начинается их усиленное нарастание. Прореживание способствует быстрому формированию корнеплодов, луковиц, а у листовых овощей розеток. Опоздание с этим значительно снижает урожай.

5
Первое прореживание моркови, столовой свеклы, петрушки, репы, лукачернушки проводят с появлением 1-2-х настоящих листьев. Между растениями оставляют расстояние 1-2 см в ряду. Перед прореживанием и после него выполняют полив мелким дождеванием. Второе прореживание совпадает обычно с выборкой молодых корнеплодов и луковиц с листьями  4-5 см, свеклы и репы 8-10 см, пастернака 6, редьки зимних сортов -13-15 см.Морковь прореживают только вечером после очередного полива. Для исчезновения морковного запаха, привлекающего морковную муху, грядки опудривают молотым черным или красным перцем.

6
В июне интенсивный полив овощных растений раз в 710 дней совмещают с подкормкой коровяком или птичьим пометом, разбавленным соответственно в 8 и 12 раз. Это особенно важно для ранней бело кочанной и цветной капусты. Проводят подкорневую подкормку цветной капусты бором или молибденом (из расчета 23 г борной кислоты или молибдена аммония на 10 л воды). После появления 67 хорошо развитых листьев растения окучивают. Если головки капусты имеют желто-синий оттенок, повторяют подкормку теми же микроэлементами и в той же концентрации. Цветная капуста не выносит перепадов с подачей влаги. Она формирует хорошую головку лишь при наличии 1620 листьев.

7
При достижении растениями картофеля высоты 1012 см их окучивают. Междурядья рыхлят после каждого дождя и полива. При необходимости второго окучивания его проводят не позднее начала массовой бутонизации растений.

8
Для всех корнеплодов влага в почве особенно необходима в первый период вегетации и в начале их формирования. Позднее корни их глубоко проникают в почву и растения используют влагу нижних слоев земли. Посевы важно поддерживать чистыми от сорняков, а междурядья е рыхлом состоянии, тогда поливать растения можно реже. Если почва была недостаточно заправлена удобрениями (это видно по слабому развитию и бледной окраске растений), проводят подкормку минеральными удобрениями и коровяком. После дождя или хорошего полива минеральные удобрения вносят вдоль рядков и сразу проводят рыхление междурядий.

9
Начинают очистку и просушивание хранилищ под урожай.

10
Июнь лучшее время для накопления органических удобрений и закладки компостов. Для сборного компоста используют сорняки (до обсеменения) и остатки здоровых растений (пораженные болезнями сжигают), а также сухие листья, опилки и прочие хозяйственные отходы.


Июль

1
Неотложная работа в этом месяце борьба с сорняками.  Сорняки зачастую опережают в росте овощные культуры. Поэтому повторную ручную прополку проводят незамедлительно, поскольку через неделю на нее потребуется втрое больше сил и времени. Кроме того, культурным растениям будет нанесен непоправимый ущерб от угнетения их сорняками, а также от повреждения корневой системы при выдергивании мощных сорняков, которые уже нельзя будет оставить в междурядьях для «солнечной сушки».

2
В июле овощные растения особенно нуждаются в регулярных поливах (ежедневно или через день) и еженедельных подкормках, совмещаемых с поливом. Состав подкормок изменяют в зависимости от состояния растений. Если у огурцов плети тонкие, а листья мелкие, бледные, увеличивают дозу азотных удобрений. При сильном росте плетей и листьев и задержке плодоношения ее уменьшают, а фосфора и калия увеличивают.

3
В середине лета обязательны подкормки овощных растений, особенно капусты, минеральными и органическими удобрениями. Наиболее эффективны они в сочетании с вечерними поливами, что снижает опасность ожогов растений и в 23 раза сокращает время поступления питательных элементов к их корням.

4
Холодные ночи, полив холодной водой, несоблюдение севооборота (посев огурцов после огурцов), использование старой пленки часто приводит к грибковым заболеваниям. На растениях появляется мучнистая роса в виде беловатого налета сначала на верхней стороне листьев, а затем на нижней. При сильном поражении листья засыхают и растения погибают. Грибница сохраняется в почве 67 лет, поэтому профилактические меры необходимо применять постоянно. В период цветения и плодоношения растения опрыскивают, настаем коровяка: 1 л его разводят в ведре воды, процеживают и добавляют 1 ч.л. мочевины. Листья огурца смачивают этим раствором с обеих сторон. Против мучнистой росы используют также настой из навозной жижи или сенной трухи: 1 ч навозной жижи или сенной трухи заливают 3 ч воды и настаивают в течение 3-х суток. Перед употреблением разбавляют в три раза водой и процеживают. Этот раствор применяют на всех растениях, поврёжденных мучнистой росой. Большое значение в борьбе с нею имеет правильное чередование культур и посадка их на солнечных, хорошо продуваемых местах. Приносят свои результаты и частые рыхления почвы, прополка и другие агротехнические мероприятия.

5
Огурцы, кабачки, тыкву и прочие овощные растения повреждает тля. Против нее используют опрыскивание растений следующими растворами:
1) полведра луковой шелухи заливают кипятком, добавляют 1 ст. л. жидкого мыла, 1 ст. древесной золы и оставляют на сутки. Затем раствор процеживают. Опрыскивание начинают от нижней части растения к верхней, а потом наоборот. После чего почву разрыхляют на глубину 1 см, чтобы упавшие вредители смешались с землей: тогда они не смогут повторно забраться на растения;
2) в 10 л кипятка добавляют 1 ст. табака, 1 ст. золы, 1 ст. ложку мыла и оставляют на сутки. Процеженным раствором опрыскивают растения (только не в вечернее время!) через опрыскиватель (не веником!). Перед опрыскиванием снимают плоды.

6
В уходе за томатом главное ускорить созревание плодов и уберечь их от загнивания. Для этого продолжают удалять появляющиеся пасынки; не позже 510 августа прищипывают верхушки всех плодоносящих побегов и удаляют цветочные кисти, на которых плоды не успеют сформироваться, что значительно задержит вызревание уже завязавшихся. На каждом кусте оставляют не более 45 плодовых кистей. Особенно важна прищипка высокорослых сортов, плоды которых предназначены на семена. У низкорослых сортов для ускорения созревания плодов наряду с прищипкой верхушек практикуют обрезку сухих желтых листьев, а кисти с плодами «выворачивают» к солнцу.

7
Обрезают лишние плети тыквы.

8
Пришла пора сбора плодов огурца, томатов, кабачка, высаженных рассадой, а также редиса, зелени, ранней моркови, репы, ранней капусты и других овощей.

9
С 20 июля по 1 августа в сухую солнечную погоду убирают урожай озимого чеснока, выкапывая его вместе с ботвой. После чего отряхивают головки от земли и оставляют их на грядке подсохнуть. Затем обрезают корни, листья (оставляя пенек в 2-3 см) и подвешивают для просушивания в течение 2-х недель. По окончании просушивания часть чеснока отбирают для посадки под зиму. Остальной для употребления.

10
Составляют рабочие планы по уборке овощных, картофеля и других культур.

11
Продолжают просушивание и уборку хранилищ.


Август

1
С 1 числа все теплолюбивые культуры (огурцы, томаты, перцы и др.) прикрывают пленкой, чтобы продлить плодоношение до сентября.

2
В первой пятидневке проводят профилактическую борьбу с фитофторой, поражающей томаты и картофель: на 10 л воды вносят по 1 ст. л. медного купороса и извести (пушинки) и 1 ч. л. жидкого мыла. Опрыскивание проводят рано утром. До его начала снимают зрелые, бурые плоды томата. Фитофтора распространяется в условиях суточных колебаний температуры воздуха, сопровождающихся росой и туманом. При заболевании его листья становятся темнобурыми, стебли коричневыми, а на плодах появляются грязные расплывчатые твердые пятна. С нижней стороны листа они бывают окаймлены беловатым паутинистым налетом. За З4 дня от фитофторы погибает весь урожай томата. При ее появлении плоды немедленно снимают, а кусты ликвидируют.
Заболевание фитофторой наиболее опасно для поздних высокорослых сортов томата. При обнаружении большого количества больных растений срочно снимают все сформировавшиеся зеленые плоды и закладывают их на дозаривание, предварительно прогрев в течение 4 ч при +40°С. Можно также опустить плоды в горячую воду (не более +60°С) на 2 мин. Если не провести прогревание, то даже здоровые на вид плоды через 34 дня почернеют. Дозревают томаты в сухом, хорошо проветриваемом помещении при температуре 2025°с. Плоды укладывают в ящики, плоские корзины, на полки и стеллажи не более чем в 23 слоя.

3
В теплую погоду растения огурца, томата, тыквы, кабачков, баклажанов, перцев продолжают формировать плоды. Поэтому особое внимание уделяют подкормке. На 10-ведерную бочку берут ведро мелконашинкованной крапивы, 12 ведра других нашинкованных трав (подорожник, мокрица, листья одуванчика, тысячелистник, мать-и-мачеха и др.), добавляют 1 кг коровяка или куриного помета (можно и без них), 1 кг древесной золы, 12 ст. нитрофоски. Все это заливают 35 ведрами горячей воды, тщательно размешивают и оставляют на неделю. Затем бочку доливают доверху водой, размешивают и обязательно процеживают настой. Растения поливают им в теплом виде 2225°С.

4
Продолжают уход и за другими овощными культурами и картофелем, так как происходит прирост урожая, особенно капусты средних и поздних сортов, столовых корнеплодов, картофеля.

5
В первой декаде месяца производят уборку лукарепки, лукасевка, чеснока. Чеснок сушат и готовят к посадке в конце сентября - начале октября для выращивания головок.

6
В начале августа капусту повреждают тля и гусеницы бабочкибелянки, совки, моли. Двойная обработка растений настоем из одуванчиков с чес ноком, перцем, горчицей избавит их от вредителей. Для приготовления настоя берут 400 г провернутых через мясорубку одуванчиков (все растение). 200 г провернутого чеснока или его стрелок, 1 ст. л. горчицы и 1 ст. л. горького перца заливают водой, настаивают 45 ч, процеживают и доливают воду до 10 л.
Избавиться от капустной белянки и совки помогает также настой лопуха. Его измельченные листья в объеме 1/3 ведра заливают 10 л воды. Через трое суток настой процеживают, добавляя для клейкости мучной клейстер, сваренный из 2 ст. л. муки, или отвар риса. Полученным раствором опрыскивают листья капусты, особенно с нижней стороны. Обработку растений повторяют 34 раза с недельным интервалом. Этим же настоем обрабатывают листья хрена, редьки, горчицы. От капустной тли также эффективны настои измельченной картофельной ботвы, шелухи лука или отвар ботвы помидоров. для приготовления отвара 400 г ботвы заливают 10 л воды, кипятят 30 мин на медленном огне, процеживают и добавляют клей стер. Настой шелухи лука готовят из расчета 400 г ее на 10 л воды и настаивают двое суток.

7
Август время массовой переработки овощей. В течение всего месяца сушат листья зеленных культур: укропа, петрушки, сельдерея, мелиссы, базилика и др. После просушивания их хранят в бумажных пакетах, жестяных банках, не размельчая листьев.


Сентябрь

1
В первой половине месяца при хорошей погоде еще продолжается наращивание урожая поздних овощных культур. Поэтому необходим уход за поздними сортами белокочанной капусты: полив, подкормка, окучивание. При необходимости ведется и борьба с вредителями. Избавиться от гусениц на капусте поможет раствор, приготовленный из 1 ст. л. столового уксуса или 50 г нашатырного спирта, 2 ст. л. поваренной соли на 10 л воды. Кочаны опрыскивают им сверху из лейки.

2
Важнейшая работа месяца уборка урожая.
До заморозков заканчивают уборку теплолюбивых культур помидоров, огурцов, перца, баклажанов, фасоли, тыквы, кабачка, патиссонов.
Продолжают сбор овощных семян, выращиваемых на огороде.

3
Первая половина сентября время уборки картофеля.

4
С 15 числа до конца месяца убирают корнеплоды моркови, свеклы, репы, зимние сорта редьки, не оставляемые под зиму, петрушку.


5
Столовая свекла больше, чем другие корнеплоды, страдает от первых заморозков. Поэтому ее убирают первой или одновременно с морковью (не позднее 25 сентября).

6
Если стоит сухая погода, с уборкой моркови не спешат. В этот период резко возрастает масса корнеплодов. При уборке ботву срезают вровень с «плечиками, не задевая «ткань». При обрезке оставляют черешки 0,5 см. Корнеплоды, просушенные в течение двух часов под навесом, убирают на хранение, предварительно отобрав здоровые, без механических повреждений.

7
Зеленые помидоры закладывают на дозревание.

8
Делянки, освободившиеся от овощных культур, очищают от кочерыг, ботвы и других послеуборочных отходов, используя их для компоста, перекапывают и удобряют.

9
Заготавливают семена.
Разбирают пленочные укрытия, ремонтируют парники.


Октябрь

1
Отбирают и закладывают на зимнее хранение семенники.

2
До 15 числа заканчивают уборку кочанной капусты, укладывают ее на хранение.

3
Готовят почву к весеннему севу, удаляя корневища многолетних сорняков. Землю оставляют до весны в гребнистом состоянии.


2.1 Земельная площадь УОУ, структура отделов, их наименование
Участок расположен на южном склоне. В этих условиях сохранение влаги и органических веществ, для растения является важным условием. Во всех участках и отделах почва дерново-подзолистая, суглинистая. Естественно, требуется внесение удобрения. Имеется заграждение.
Площадь пришкольного участка составляет 1.2 га.
Здесь имеются следующие отделы:
- отдел начальных классов 0.1 га
- отдел овощных культур 0.2 га
- коллекционный участок 0.01 га
- отдел цветочно-декоративных растений 0.02 га
- плодово-ягодных и декоративных растений 0.2
- питомник плодово-ягодных и декоративных растений 0.02 га
- защищенный грунт 12 кв.м
- парники 3 шт.
- участок для выращивания картофеля 0.3 га
- площадка для занятия с учащимися имеется.
Краткое описание каждого отдела
Сад. В плодово-ягодном саду выращиваются из сорта семечковых -Боровинка, Московская грушовка, Чугунка, Золотая китайка и др. Из косточковых – вишня низкорослая. При размещении плодовых было предусмотрено посадку сортов опылителей.
Питомник. Здесь выращивают саженцы плодовых растений. Питомник состоит из следующих полей:
Схема расположения питомника
1 поле
Сеянцы плодовых растений: Китайки, черенки, смородины
2 поле
Дички окулянты
3 поле
Однолетники плодовых культур
4 поле
Двухлетка плодовых культур


Овощной участок.
Овощные растения выращивают на овощном участке следующего севооборота:
1 поле – капуста
2 поле – огурцы и бахчевые
3 поле – томаты
4 поле – корнеплод
Коллекционный участок.
На коллекционном участке выращивают тыкву мускатную, кукурузу и др.
Цветник.
Выращиваются красивые однолетние и многолетние цветы, которые украшают всю школу.
Участок начальных классов.
Задача: развивать и закреплять интересы детей к природе, прививать им навыки труда на земле.
На участке работа делится между классами.
Защищенный грунт.
В парнике выращиваем рассаду капусты, томатов, цветов.
2.2 Парники
Парники - 3 штук, каждая размером 1.5х3 м.
Основное назначение их выращивание и выгонка низкорослых овощных растений, выращивание рассады ранней, поздней и цветной капусты, томата открытого грунта. В осеннее время и в начале зимнего периода в парниках с укрытием можно доращивать цветную капусту, петрушку, сельдерей на зелень. Устройство парника несложно. По длине парник следует располагать с востока на запад.
2.3 Сельскохозяйственный инвентарь, оборудование, приборы и др
№ п/п
Название,
Назначение орудия
Есть в наличии

1
Грабли –
Для разбивки комьев, выравнивания грядок, заделки семян


2
Вилы садовые
Для перекопки и рыхления почвы перед посевом и уборкой урожая корнеплодов
4

3
Лопата штыковая
Для перекопки почвы
15

4
Лопата совковая
Для благоустройства территории, для различных работ в УОУ
3

5
Мотыги
Для рыхления почвы, окучивания растений, поделки бороздок.
10

6
Рыхлитель-кошка
Для рыхления почвы в рядках и междурядьях
15

7
Лейка с разбрызгивателем
Для полива растений
8

8
Ведро
Для полива, сбора урожая
10

9
Шланг
Для полива растений
2

10
Косы
Для благоустройства территории
3

11
Секаторы
Для срезки веток деревьев, кустарников
5

12
Веники
Для уборки территории
15

11
Семена и посадочный материал:
Кабачки «Грибовский»
Помидоры «Бычье сердце», «Черномор», «Челнок»
Морковь «Шантанэ», «Московская поздняя».
Свекла столовая «Бардо», «Цилиндра».
Сладкий перец «Калифорнийское чудо», «Богатырь»
Петрушка
Укроп
Капуста  «Слава», «Московская поздняя».
Перец горький
Лук – чернушка «Бессоновский»
Семена цветочно-декоративных растений: астры, циннии, бархатцы (низкие, высокие), осенние хризантемы, махровые календулы, агератум, сальвия, львиный зев и др.
Семена сортового картофеля: Мона Лиза, Эба, Приор, Бабочка, Невский.
В достаточном
количестве


2.4 Водоснабжение
К пришкольному учебно-опытному участку подведена вода.

2.5. Метеорологическая площадка
Метеорологическая площадка имеется. Назначена для проведения практических занятий по природоведению, географии. Ведутся метеорологические наблюдения за погодой, за изменениями в атмосфере, количеством осадков.
Оснащен: осадкомером, термометром, флюгером, солнечными часами, гигрометром. Имеются посадочные места для школьников, доска для ведения занятий на открытом воздухе
3.1. Организация сельскохозяйственной и учебно-опытнической работы на УОУ
Перед сельской школой встает актуальный вопрос сегодняшнего дня, как готовить настоящих хозяев земли?
Решение этой проблемы у нас в Новофедоровской средней школе осуществляется по различным направлениям. Прежде всего, это традиционные формы организации трудового воспитания: работа на пришкольном участке, деятельность ученической производственной бригады, трудовое обучение и воспитание на уроках технологии. В школе ведется профильное обучение биологии, ведется элективный курс: «Высокотехнологические методы выращивания картофеля». В течении 3-х лет подряд проводим опыты по выращиванию картофеля. Были опробованы практические такие методы как выращивание картофеля в мешках, выращивание картофеля под соломой, под мульчей, но особенно удачными оказались опыты выращивания по Голландскому методу. Участок под картофель разделили на две части. В первой части посадили традиционной технологии, а на другой по последнему методу. Урожай со второго поля оказался на 70% больше первого. Поэтому, со следующего года планируем засадить участок полностью по Голландскому методу.
Наши родители заинтересованы в усилении роли сельской школы в подготовке молодежи, умеющей работать на земле, заниматься агробизнесом, адаптироваться к структурам рыночных отношений. Они желают, чтобы их дети научились современным приемам ведения хозяйства и получили профессиональное образование по основам сельскохозяйственных наук. По просьбе директора школы и заведующего участком Волковой Р.Т. они активно помогают школе с\х техникой и рабочей силой.
Плодотворная работа коллектива учителей и учащихся по данной работе ежегодно отмечаются администрацией района, руководством РОО, два года подряд школа занимает 1- е место в конкурсе «Лучший учебно-опытный участок» В 2013 году занял второе место в республиканском конкурсе «Зеленый наряд школы».
Значительное место в трудовом обучении и воспитании учащихся принадлежит урокам сельскохозяйственного труда, работе на учебно-опытном участке.
Наш учебно-опытный участок – гордость школы. Наш пришкольный участок оборудован полностью, соответствует положению о пришкольных участках, он очень удобно расположен, прекрасно ухожен. Создавалась вся это «трудовая лаборатория» в течении 50 лет.
Главная работа на учебно-опытном участке – это, конечно же, сельскохозяйственное опытничество.
От выбора объекта опыта во многом зависит его успех и практическое значение. Важное место в опытнической работе занимает выбор тематики опытов на школьном учебно-опытном участке.
Содержание опытнической работы в школе вытекает из учебных программ и может дополняться в зависимости от интересов учащихся, задач, которые ставят организаторы, от условий почвенно-климатической зоны и особенностей местного хозяйства. Выбор тем опытнической работы определяется возможностями школы и базового хозяйства.
Темы опытов для учащихся можно систематизировать по таким разделам:
1. Почвенно-климатические условия жизнеобитания растений.
2. Агротехнические приемы выращивания культурных растений.
3. Сортоизучение и знакомство с биологическими особенностями роста и развития с/х культур.
4. Влияние органических, минеральных удобрений, микроудобрений на повышение урожая и улучшение качества продукции.
5. Растения, содержащие фитонциды, как средство защиты растений от насекомых-вредителей.
Тематика опытнических работ
№ п\п
Культура
Тема опыта
Площадь делянки




Опыт
Контроль

1.
Картофель
1)Влияние посадочного материала на урожай картофеля
2)Выращивание картофеля методом капельного орошения
20 м2

10 м2


10 м2

2.




Картофель




1)Влияние минеральных удобрений на рост и развитие клубней.
2)Влияние густоты стояния растений на урожайность.
3)Изучение сортов картофеля
4) Опробирование нетрадиционных методов выращивания картофеля
10 м2

16 м2
20 м2
0.15 га
10 м2

3.


Свекла



1)Влияние минеральных удобрений на урожайность свеклы
2)Изучение сортов столовой свеклы
(сорта: Бордо, Цилиндр, Красный шар и др.)
10 м2

20 м2
10 м2

4.
Огурцы
Изучение сортов огурцов
(сорта: Родничок, Амур, Либелла,Вязниковский и др.)

16 м2


5.
Фасоль
Изучение модификационной изменчивости у фасоли
10 м2


6.
Горох
Биологический метод борьбы против гороховой плодожорки
15 м2


7
Капуста
Биологические методы борьбы с вредителями капусты белокочанной
40 м2


8
Тыквы
Выращивание различных сортов тыквенных культур
20 м2


9
Томаты
Влияние пасынкования и прищипки верхушечного стебля на сроки плодоношения, на урожайность томатов
10 м2



Опытническую работу выполняют все классы. После проделанной работы делаются выводы и работы оформляются в виде папок и альбомов. Работы выставляются на выставку и защищаются на празднике Урожая. Наиболее успешные работы внедряются при выращивании культур на пришкольном участке.
4.1 Организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной сельскохозяйственной продукции УОУ
Новофедоровской СОШ
Все учащиеся (1-11 классы) обеспечены дополнительным питанием за счет выращенной сельхозпродукции на пришкольном участке.
Овощи, выращенные на пришкольном участке, хранятся в специальном овощехранилище и закладываются в достаточном количестве на целый год. Излишки реализуются, вырученные деньги используются для нужд школы.
Количество овощей заложенных для организации дополнительного питания учащихся на 2015-2016 учебный год

Наименование овощей и фруктов
Кол-во заложенной с/х продукции, кг

1
Лук репчатый
200

2
Картофель
1500

3
Морковь
400

4
Свекла столовая
600

5
Капуста
550

6
Огурцы (соленые)
50 банок (3-х л)

7
Томаты
-свежие
- консервированные

220
12 банок

8
Чеснок
8 кг

9
Черная смородина
- варенье
-замороженная

125 кг
51кг

10
Малина (варенье)
15 кг

11
Яблоки сушеные
43 кг

12
Вишня
- варенье
-замороженная

18 кг
28

13
Сушеный укроп
3.5

14
Тыква
18


Перспектива:
В ближайшей перспективе планируется дальнейшее развитие опытнической работы именно по выращиванию картофеля, так как именно эта культура наиболее выгодна в экономическом плане, что немаловажно в наше непростое кризисное время.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 415