Урок в 8 классе «История Высокого Возрождения в Италии»


Макеевская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней №80



Искусство Высокого Возрождения в Италии
урок в 8 классе
Мельникова Наталья Николаевна,
учитель истории и права

Тема: Искусство Высокого Возрождения в Италии
Цель:
познакомить учеников с достижением искусства эпохи Возрождения;
развивать умение анализировать и воспринимать произведения изобразительного искусства;
повысить уровень знаний учащихся в области культуры;
воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению искусства;
Совершенствовать навыки:
устной речи;
самостоятельной работы по описанию картины;
работы с текстом и иллюстрациями;
заполнения сравнительных таблиц;
использовать содержание урока для эстетического и нравственного воспитания школьников;
совершенствовать навыки детей самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой.
Тип урока: новая тема
Вид урока: картинная галерея /интерактивный
Задача: Выяснить, в чем отличие культуры Возрождения от культур более раннего периода?
Оборудование:
Выставка книг  
Баткин Л.М. Странности ренессансной идеи «подражания» древним. «Imitatio» или «Inventio» //Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. С. 72-107.
XV века // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. С. 221-228.
Миф в культуре Возрождения. Отв. ред. Л.М. Брагина. М., 2003
Бодров С. Архитектура в венецианской живописи Возрождения. М., 2004. (Глава П).
Восприятие природы.
Природа в культуре Возрождения. Сб. ст. М., 1992.
Яйленко Е.В. "Пастух и нимфа"Тициана из Вены и пастораль в венецианской живописи в последней трети XVI века // Итальянский сборник. Выпуск 3. М., 2003. С. 199-210.
Выставка иллюстраций:
1.Леонардо да Винчи («Автопортрет», «Джоконда», « Тайная вечеря», «Мадонна Литта». «Портрет дамы с горностаем» и т. д.).
2.Микеланджело Буанарроти(«Сивилла Дельфийская», «Давид», «Рапспятие Петра» и т.д.).
3.Рафаэль Санти («Прекрасная садовница», «Сикстинская Мадонна», «Мадонна Констабиле» и т. д.).
Музыка «Явления природы».
Ход урока:
№п/пЭлементы урока Содержание
и приемы учебной деятельности учеников Формы работы Конечный результат
1. Релаксация Прослушать звуки леса, гор Коллективная работа Настроиться на эстетическое восприятие урока
2. Ознакомление с планом и задачами урока Зачитать, сделать запись в тетради --- Навыки работы по плану
3. Работа с понятиями Разобрать значение слов:
гуманисты, Возрождение Словарная работа Навыки работы с историческими терминами
4. Сравнить отличие культуры Возрождения с более ранним периодом Заполнение сравнительной таблицы Коллективная работа Умение оформлять сравнительную таблицу, используя навыки полученные ранее
5. Работа с картинами художников Обзорно ознакомиться с картинами и их авторами Работа в парах, коллективная Умение работать с учебником, наглядным материалом
6. Посещение «Картинной галереи» Игровая форма работы с картиной «Монна Лиза» Леонардо Давинчи.
«Оживление картины». Индивидуальная работа Навыки перевоплощения. Создания художественного образа
7. Заседание Клуба Любителей творчества Микеланджело Получение новых сведений, поэтическая, творческая минутка Групповая работа Проявление творческих навыков
8. Изучение творчества Рафаэля Работа с учебником
И. Лихтей, Всемирная история ,8кл.
Стр. 114-116 Коллективная работа Навыки работы с учебником
9. Итоги заполнения таблицы Прослушать индивидуальный результат работы ученика, дополнить Индивидуальная и коллективная работа Умение анализировать, делать выводы
10. Закрепление
«Неотосланная депеша» Определить о каком художнике идет речь Коллективная работа Навыки подведения итогов работы, закрепления
11. Выставление баллов Консультант, из числа учеников анализирует работу на уроке Индивидуальная работа Умение рецензировать ответы одноклассников
12. Домашнее задание : урок 12, картинная галерея, закончить таблицу, по желанию составить кроссворд.
Подготовка к учебно-воспитательной деятельности на уроке
Учитель. Наш урок посвящен теме « Искусство высокого Возрождения в Италии» (запись в тетради).
Пауза. Послушаем веяние леса, гор и настроимся на романтический лад и эстетическое восприятие материала.
Давайте познакомимся с планом и задачами урока
План
Сравнить отличие культуры Возрождения с культурой античности и раннего средневековья.
Посещение «картинной галереи».
Клуб любителей творчества Микеланджело.
Изучение творчества Рафаэля.
Задача: Выяснить, в чем отличие культуры Возрождения от культур более раннего периода?
Основное содержание урока
Учитель
В 16 веке в Италии наивысшего развития, достигло искусство Высокого или позднего Возрождения. Что явилось одним из проявлений гуманистической культуры. Новая культура зародилась в городах Италии:
сначала во Флоренции ,потом в Венеции. в Милане, Неаполе, позже в Риме.
Основными причинами подъема искусства в Италии является появление капиталистических отношений ,ее новых представлений о свете, потребность в образованных людях.
Почему искусство получило название Возрождения?
Кто такие гуманисты?
Работа с понятиями
Гуманисты - от латинского гуманос - человечный ,люди ,которые возрождают веру в силы и возможности людей.
Возрождение - переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о свете.
Итальянское Возрождение имеет первоначальный смысл - возрождение традиций античной культуры. Ведь темные времена раннего средневековья, где свирепствовала инквизиция, остались позади.
Давайте с вами вспомним, что привлекло художников в искусстве Древней Греции и Рима. А что отталкивало от времен мрачного раннего средневековья.
Для этого заполним сравнительную таблицу:
Отличие культуры возрождения от культур более раннего периода.
№ п/пПлан для сравнения Античное искусство Раннее средневековье Искусство Возрождения
1. Отношение человека к себе -Человек-игрушка слепой судьбы или Богов
-Прославление красоты человеческого тела Люди, зависящие от церкви …..
-Вера и надежда , стремление в светлое будущее (заполняются экспертом по изучению итальянской культуры и зачитывается в конце урока).
-Человек – хозяин своей судьбы, от его способностей и
его воли зависит достижения поставленной цели.
2. Человеческие познания Ограничивались верой в
сверх естественные силы Расширились знания европейцев о мире. Интерес к изучению природы
3. Отношение к религии Темное подчинение религии Религиозные темы Картины на религиозные темы, цель в служении Богу Человек, творца своей судьбы, исполненный веры в свои силы и будущее.
.
Вывод формируется экспертом по изучению итальянской культуры и зачитывается в конце урока как итог.
Учитель. Сегодня мы рассматриваем жизнь и деятельность трех художников культуры Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.
Итак работая на уроке вам необходимо записать годы их жизни и выписать картины , которые они написали.
(задание можно дать для четырех учеников класса),а мы с вами откроем учебник и прочитаем биографию Леонардо да Винчи - стр 113.
Сегодня мы поручим избранным экспертам и консультантам поработать над рецензирование ответов учеников, а также сделать выводы в конце урока.
Мы с Вами совершаем путешествие в прошлое и побываем в Лувре, где нашему взору предстанет картина великого художника Леонардо да Винчи.
Экскурсовод.(опережающее задание ученика). По мнению ряда искусствоведов,
« Джоконда»- не портрет определенной женщины, а обобщенный образ эпохи возрождения. Хотя известно, что портрет Лизы ди Антонио ди Кольдо Гераддини, жены Франческо диль Джокондо.
Художник изобразил молодую женщину в легком повороте, она сидит в кресле на высоком балконе, с которого открывается вид на гористый пейзаж.
Главное внимание уделяет раскрытию внутреннего мира Джоконды. Она смотрит на мир с глубоким интересом, спокойно и уверенно.
В ее внимательном, умном, чуть насмешливом и скептическом взгляде отражена необычайная сложная духовная жизнь: глубокий проницательный ум и тонкость чувств.
Улыбка Джоконды приковывает к себе с неудержимой силой, в ней и мудрость, и лукавство, и высокомерие, знание какой-то тайны.
Учитель. О, История! Воскресни из пепла и неправды и приди живой строкой к тем, кто еще не утратил к тебе свой интерес, у кого еще бьется огонь познания!
(Ученица присаживается на стул около написанного пейзажа, изображая Джоконду).
Ученик. Пейзаж картины необычайно поэтичен. Это не изображение какой-то определенной местности Италии, а выражение взгляда на природу как «царство человека», где человек - наиболее чудесное творение, венец природы. В совершенстве владея всей палитрой красок, Леонардо да Винчи окрасил почему-то волосы, глаза и одежды женщины в различные тона одного цвета - коричнево-лилового цвета почвы Италии. Хоть у героинь его других картин одежды пестрые и яркие.
Все становится понятным и объяснимым, если представим, что в образе женщины гениальный художник изобразил Природу, Землю, Живую и неживую природу как единое целое - нашу Планету. И смотрит Земля прямо на нас, как Мадонна на своих младенцев. Но во взгляде два чувства : любви к нам, детям природы и некой настороженности : что мы можем еще натворить с нашей природой.
Учитель (читает на фоне музыки).
/стихотворение «Улыбка Джоконды» М.Лисянский/
Летел в ее улыбку камень.
Вонзали нож по рукоять
Посмотрит темными глазами
И улыбается опять.
Из Лувры выкрали, и даже
На Пикасо упала тень.
Но вновь она на вернисаже
Улыбкою встречает день.
Смеялись флейты,
Пели скрипки
На всех сеансах год подряд,
Чтоб вызвать этот миг улыбки
Непостижимый этот взгляд.
Умолкло все.
Все притаилось
На всех ветвях, на всех кустах
Когда улыбка появилась
У Мона Лизы на устах.
Постичь до дна улыбку надо, Чтоб увидать в ее венце,
Измученного Леонардо.
С улыбкой на худом лице.
Левша, он сам сработал раму,
Сам врезал в раму вензеля.
С тех пор улыбкой этой самой
Интересуется Земля.
Джоконда властно и коварно
Сквозь линзы стекол четырех
Глядит с улыбкой лучезарной
Равно на умниц и дурех.
Смеется флейта.
Плачет скрипка-
Не расставались будто с ней.
А легендарная улыбка
Меж тем с годами все ясней.
Не меркнет и не угасает,
Светлее дня
Сильнее тьмы.
Джоконда, видно , что-то знает.
Чего еще не знаем мы.
Учитель.(метод « Свободный микрофон»)
Давайте подойдем к Моне Лизе с вопросами :Скажите, какие чувства вы испытывали, когда Леонардо писал Ваш портрет?
А что, как ученицу 8-А класса привлекает тебя в образе Джоконды?
Учитель (обращается к ученикам). Какие еще картины этого художника вы записали в тетрадь?(зачитывают).
Вывод.
Учитель. А мы отправляемся на заседание клуба любителей творчества Микеланджело Буонарроти.
(Группа учеников подготовила заседание).
Ученица. Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы проводим заседание нашего кружка ,посвященное творчеству Микеланджело Буонарроти. Давайте поговорим о том, что мы о нем знаем.
Ученик. Я занимался изучением биографии Микеланджело. Он родился в 1475 году , в семье подеста. Учился у живописца Гирландайо и скульптора Бертольдо ди Джованни. Микеланджело был скульптором, живописцем, архитектором, военным инженером и поэтом. Прожил 90 лет, 75 из них отдал искусству.
Характером Микеланджело был неуживчивый: всех художников считал не равными себе.
Он мечтал изобразить человека, не похожего на созданного природой.
Принимал участие в строительстве собора Святого Петра в Риме. Разработал проект купола этого собора. Самые известные работы: «Сикстинская капелла», «Давид», «Сотворение Адама», « Моисей».
Ученица. А я выучила стихотворения, написанное Микеланджело , и хочу сейчас прочесть:
Когда удача озоряет нас,
Нежданно, зло и беды переспоря,
Овеянному лютой стужей горя
Тяжел бывает избавленья час.
Кто предан до последнего дыханья
Искусству, дару Бога и небес,
Тот ведает могущество дерзанья.
Уже скажу, что долгий путь мой мрачен?
С младенчества я в жертву предназначен
И красоте, и вымыслу чудес!
Вывод: За свою долгую жизнь Микеланджело испытал и радость и горе, и боль утраченных надежд, и все он изобразил в своих произведениях.
Благодарю всех за участие в заседании. Мы продолжим собирать материалы. До новых встреч.
Учитель. Следующий художник –Рафаэль Санти. Для изучения его деятельности обращаемся к учебнику страница 114( зачитываются строки биографии и описание картины « Сикстинская Мадонна». В отсутствие времени- поработать дома над биографией).
Закрепим полученные знания.
К нам пришла « Неотосланная депеша» из прошлого. Попросим ученика ее зачитать. Угадайте, о ком идет речь?
Этот человек участвовал в состязаниях и турнирах не только по фехтованию, но и поп плаванию, верховой езде. На собраниях отличался своей эрудицией и ораторским мастерством. А также был прекрасным певцом, музыкантом, поэтом. Увлекался математикой, астрономией, физикой, анатомией, физиологией, биологией , астрономией. Но, несмотря на все его таланты, он стал выдающимся художником , который известен всему миру.( Леонардо да Винчи).
А сейчас ответим на задачу урока и сделаем вывод .
Ученица. Античная культура помогла осознать свое время, появился интерес к красоте человеческого тела. Портретным изображениям, проникновение во внутренний мир человека. В центре внимания художников стоял человек. Но в отличие от древних мастеров, художники и скульпторы возрождения стремились глубоко понять чувства - главной темой их творчества становится не только сильный и смелый, но и мыслящий человек.
Культура эпохи Возрождения - ее основные признаки - интерес к человеку и природе. Воспевая образ волевого человека, творца своей судьбы, исполненного веры в свои силы и будущее.
Оценивание учеников консультантом. Домашнее задание.