РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Русское правописание: пунктуация» для 11 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением иностранного языка» городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ № 24»
г. Салавата
__________ О.И. Сырова
Приказ № 287 от 02.09.2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку «Русское правописание: пунктуация» для 11Б класса на 2013-2014 учебный год.
Составитель: учитель русского языка и литературы Фазылова Э.С.
Август, 2013 год
СОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО
от 30.08.2013 № 1
___________ Э.С.Фазылова
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
___________ А.Н. Тарасов
30.08.2013 г

2013 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса для обучающихся 11 класса «Русское правописание: орфография и пунктуация». Автор С.И.Львова. – М, «Мнемозина», 2009 год и рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Основная цель- повышение грамотности обучающихся,  развитие культуры письменной речи, совершенствование и развитие у старшеклассников навыков порождения содержательной, правильной, выразительной и воздействующей речи в устной и письменной форме.
Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова –функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и орфографическими).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
 
должны знать:
 общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
 признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
должны уметь:
создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
 оценивать   предложенное   высказывание   на лингвистическую тему;
 анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
 владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
 передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
 анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка;
создавать тексты различных стилей и жанров; 
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; 
владеть различными видами монолога, диалога и полилога; 
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, увиденному, услышанному.
Учебно-тематическое планирование
Номер темы, содержание учебного материала Количество часов
Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. 1
Пунктуационное выделение междометий. 1
Пунктуационные и грамматические особенности сложных предложений. Виды СП. 1
Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которого ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой. 1
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. 1
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. 1
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из нескольких частей. Пунктуация при сочетании союзов. 2
Сочетание знаков препинания. 1
Прямая и косвенная речь. 1
Оформление на письме прямой речи и диалога. 1
Способы оформления цитат. 1
Связный текст как совокупность предложений. 1
Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. 1
Авторская пунктуация 1
Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. 1
Культура речи как раздел лингвистики 1
Итоговое занятие 1

Календарно-тематическое планирование
Номер темы, содержание учебного материала Количество часов Сроки проведения примечание
Планируем. фактические 1. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи. 1 2. Пунктуационное выделение междометий. 1 3. Пунктуационные и грамматические особенности сложных предложений. Виды СП. 1 4. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которого ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой. 1 5. Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. 1 6. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. 1 7. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из нескольких частей. Пунктуация при сочетании союзов. 2 8. Сочетание знаков препинания. 1 9. Прямая и косвенная речь. 1 10. Оформление на письме прямой речи и диалога. 1 11. Способы оформления цитат. 1 12. Связный текст как совокупность предложений. 1 13. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. 1 14. Авторская пунктуация 1 15. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. 1 16. Культура речи как раздел лингвистики 1 17.Итоговое занятие 1 Литература
для учителя:
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М., 1994.
Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.
Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты. - М., 1999
для обучающихся
Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М., 1990.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для
общеобразоват. учеб. заведений(10-11 кл.). – М., 1996.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.