РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практикум по русскому языку. Введение в ЕГЭ»


Муниципальное образование Темрюкский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31.08.2015 года
Председатель педсовета
______ Е.Н.Давыдова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Практикум по русскому языку. Введение в ЕГЭ»
Ступень обучения (класс): III ,11 класс
Количество часов:34 Уровень: базовый

Учитель Демирханова Светлана Павловна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Введение в ЕГЭ» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся. Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, ДОН, ККИДППО по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса в учебном плане школы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ

п/п Тематика курса кол-во часов теоретическая часть практическаячасть формы итоговой работы
1 Введение в курс. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ 2 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. 3 Орфоэпические нормы русского языка 4 Словообразовательные нормы 5 Лексические нормы 6 Морфологические нормы и орфография 7 Синтаксические нормы и пунктуация 8 Микротекст. Изобразительно-выразительные средства языка 9 Исходный текст (проблемы, авторская позиция) 10 Коммуникативная компетенция выпускника. Предупреждение ошибок при написании сочинения. 11 Итоговая проверочная работа (репетиционный ЕГЭ) И т о г о 34 6.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. ЕГЭ-2014. Русский язык. ГИА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,
4. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2013 года в Краснодарском крае и рекомендации по подготовке к экзамену 2014 года. Р.М.Гриценко, Е.Л.Николаевская;
6. Методические рекомендации ККИДППО для ОУ Краснодарского края о преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году;
7. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
«Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2013 г.
3. Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
6. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания заместитель директора по УВР
методического объединения __________/__________________
учителей общественно-
гуманитарного цикла «_____»________________ 2015 г.
от ______№_____
______/ ______________
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_________ (_____________)
«__» августа 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
муниципального образования Темрюкский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Практикум по русскому языку. Введение в ЕГЭ»

Класс 10-11
Учитель Демирханова Светлана Павловна
Количество часов: всего 68 часов ; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы Демирхановой С.П., утвержденной педагогическим советом школы, протокол №1 от 31.08 2015 г.
в соответствии с ФКГОС.
Учебник В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А..Чешко «Русский язык» 10-11 класс, изд-во «Просвещение», 2012 г.

Содержание (разделы, темы) Форма занятия /
соответствие заданиям ЕГЭ Кол-во
час. Дата Домашнее задание
план факт 10 класс – 34 часа 1 Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.
Словари русского языка.
Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. лекция
практикум
работа с тестами
А1 1
2 Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.
Речевые ошибки на лексическом уровне. Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. практикум
А2, А3,А11
1
3 Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе работа с тестами
В1 2 4 Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слов разных частей речи. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
практикум
А3, А10, В2 1 5 Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи. практикум
А12 1 6 Правописание корней и приставок. практикум
А13, А14 1 7 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. исслед.работа
А15 1 8 Правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н- и –НН-). тренинг
А16 1 9 Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. работа с тестами
А17 1 10 Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. исслед.работа
А18 1 11 Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности. самост.работа 1 12 Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение Лексическая сочетаемость слов. . тренинг
А5, В3 1 13 Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. практикум
А8 1 14 Простые и сложные предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. практикум
А9, В4 1 15 Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. тренинг
А5,А19, А20 1 16 Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную. практикум
А4 1 17 Синтаксическая синонимия.
Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»
( А19-А26). самост.работа
А26 1 18 Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) работа с тестами
А19,А20, А22
В5, В6 1 19 Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения работа с тестами
А21 1 20 Знаки препинания в сложноподчиненных и бессоюзных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью практикум
А23, А24 работа с тестами
А25 1 21 Микротекст (структура, смысловая и композициионая целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. работа / текст
А6, А7 1 22 Основная и дополнительная информация текста.
Информационная обработка текста. исслед.работа
А27, А28 1 23 Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические). работа / текст
В7 1 24 Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. практикум.
А29 1 25 Знаки препинания в простом предложении (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения) работа с тестами
А19,А20, А22
В5, В61 26 Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора сравнение, метонимия, синекдоха, иронияи др.) Умение находить их в тексте) Стилистические фигуры, их роль в тексте. мини-исслед.
В8 1 27 Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» (А6, А7, А27-А30, В8). А6, А7, А27-
30, В8 1 28 Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты форму-лировок проблемы. Анализ текстов и проблем
лучших экзаменационных работ прошлых лет. практикум
К1 1 29 Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление. мини-сочин.
К2 1 30 Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника. мини-сочин.
К3 1 31 Аргументация собственного мнения по проблеме.
Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. мини-сочин.
К4, К11
1 32 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы практикум
К5 1 33 Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. практикум
К6, К12 1 34 Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ А, В, С 4