Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК


Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
Устав МАОУ СОШ № 19;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
Примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта;
Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 г. № 07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования соответствующей ступени;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 04.10.2010 № 986);
Учебный план МАОУ СОШ № 19 на 2013-2014 учебный год;
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 19 на 2010-2015 годы;
Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ № 19 (протокол №17 от 20.05.2013 г.авторской программы начального общего образования по русскому языку Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка»
Тип программы: программа начального общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного предмета русский язык.
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МАОУ СОШ №19 программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МАОУ СОШ №19 программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Категория обучающихся: учащиеся 2 класса МАОУ СОШ № 19
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 170 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика предмета «Русский язык»
Целью курса является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Задачи курса:
- формировать на основе лингвистических знаний осознанные языковые и речевые умения;
- формировать способности осознавать язык, как предмет наблюдения;
- совершенствовать чувство слова и языковую интуицию детей;
- формировать внимание, интерес и уважение к русскому языку;
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Во втором классе работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’]. Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1 классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.
Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3'й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации (по эмоциональной окраске), учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его. Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Особо обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.
Центральным направлением работы во 2 классе является обучение орфографии.
Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?» — изучается сразу после повторения в 1 четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю 3 четверть.
2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.
3. На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы.
4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями.
1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).
2) С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИльный и т. п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы
позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4 четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова».
После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ».
Таким образом, во 2 классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
Предмет «Русский язык» в систематическом курсе представлен следующими содержательными линиями:
основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики) и формирование языковых умений;
основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);
основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.
В силу особой значимости формирования у детей всех видов речевой деятельности в описании содержания курса отдельно представлен раздел «Виды речевой деятельности».
Практическая работа по развитию речи школьников (по совершенствованию их речевой деятельности) и освоение ими вопросов правописания осуществляется как при изучении специальных тем курса, так и на других уроках. В рамках систематического курса русского языка продолжается совершенствование каллиграфических умений учащихся, но при этом центральной задачей, наряду с корректировкой этих умений, становится формирование у учеников каллиграфического самоконтроля и адекватной самооценки этой стороны письма.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 2-м классе на изучение предмета «Русский язык» выделяется 170 часов (5 часов в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У второклассника будут сформированы:
первичное представление о русском языке как языке его страны;
осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.
Второклассник получит возможность для формирования:
- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
-познавательного интереса к русскому языку;
-сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
принимать учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;.
- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
-использовать речь для регуляции своих действий;
-оценивать свои достижения.
Второклассник получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
-пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
-владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
-строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.
Второклассник получит возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
-делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения-(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
-понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организаций, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то, или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки);
-поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.)
-выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
-осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;
-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Второклассник получит возможность научиться:
- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться
учитывать в своей деятельности;
-инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
-создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка.
Предметные результаты
Общие результаты освоения программы:
- второклассники овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
- ученики освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);-обучающиеся приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.1.4 Способы контроля и оценивания
Формы контроля во 2-ом классе:
-      устный опрос
-      письменный опрос (самостоятельные проверочные работы)
- рефлексия 1,2 уровней
- контрольные диктанты
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Знаем повторим- не знаем узнаем (17 часов).
Буква ь для обозначения мягкости согласных в середине слова (перед твердым и мягким согласным); случаи, когда ь не пишется (чк, чн и др. сочетания).
Использование букв ь и ъ как разделительных при обозначении звука [й].
Орфография. «Главные опасности письма» (24часа).
Предмет как общее название слов, отвечающих на вопросы кто? что? Слова и их значения; семьи слов, родственные слова, корень слова, понятие однокоренные слова. Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы); отличие однокоренных слов от синонимов и слов с омонимичными(«похожими») корнями. Способ нахождения корня в словах.
Изменение слов по числам и «по команде вопросов», понятие об окончании, в том числе нулевом (об «окончании-невидимке»).
Приставки и суффиксы: их назначение, место в словах. Анализ состава слова, основные действия при его проведении. Разграничение приставок и предлогов. Наиболее распространенные значения приставок и суффиксов, использование их в речи и написание.
Синтаксис: предложение (9 часов).
Назначение предложения, его признаки (наличие выраженной мысли, интонация ее конца, связь слов); оформление границ предложений в устной и письменной речи. Возможность запятых и других знаков внутри предложения; запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Виды предложений по цели: повествовательные, вопросительные, побудительные. Разговор двух людей (диалог), обращение (на уровне общего представления), их оформление в письменной речи (выделение реплик диалога «черточками», восклицательный знак при обращении).
Правила вежливости при разговоре по телефону. Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные; их оформление при письме.
Способы построения предложений при ответе на вопрос «Почему?»; грамотная их запись (общее знакомство). Побудительные предложения с выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом пожалуйста в письменной речи.
Текст (12 часов).
Отличие текста от предложения: развитие мысли и по этой причине наличие нескольких предложений. Тема и основная мысль как стержень текста. Требования к хорошему тексту, приемы его обдумывания и улучшения после записи.
Пересказ как способ передачи мыслей автора, изложение как письменный пересказ.
Кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка как разновидности текстов, особенности их построения.
Состав слова. Предложение (16 часов)
Повторение и расширение сведений о предложении.
Обучение построению предложений. Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Виды предложений по интонации восклицательные и невосклицательные.
Орфография. «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»(45 часов)
Понятие орфограмма, необходимость выбора буквы как ее признак. Наиболее частотные орфограммы как «главные опасности письма»: орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Запись с пропуском орфограмм («с окошками») как способ письма без ошибок. Орфографический словарь, его назначение и порядок поиска слов.
Понятие орфографическое правило, применение правил как способ решения орфографических задач. Выбор буквы на конце слов, называющих предметы, действия, на месте звука [у]. Наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши.
Решение орфографических задач в корнях слов: проверочные слова как помощники при выборе правильной буквы. Общее правило и способы подбора проверочных слов для корневых орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова и перед другими согласными) в названиях предметов, действий, признаков. Пользование орфографическим словарем как способ выяснения непроверяемых написаний.
Непроизносимые согласные звуки (чаще в корнях слов) и способы решения орфографической задачи. Удвоенные согласные в корне слова и на границе частей слов. Правило выбора разделительного знака: ь или ъ. Написание наиболее распространенных приставок и суффиксов. Буквы в окончаниях слов при их изменении как еще не решаемые орфографические задачи.
Состав слова ( 29 часов)
Повторение изученного о строении слов. Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание». Введение понятий «приставка» и «суффикс».
Значение, употребление и написание приставок. Разграничение приставок и предлогов. Значение, употребление и написание суффиксов. Знакомство со способом действия при анализе состава слова. Знакомство с культурой переноса слов. Разбор слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов.
Двойные согласные на границе частей слов. Обучение выбору разделительного знака.
Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова. Написание словесных картин. О значении, строении и происхождении слов.
Обобщение в конце года ( 4 часа)
Резервные уроки (14 часов)
Учебно-тематический план
Тема раздела По программе По планированию
Знаем – повторим, не знаем – узнаем 21 час 17 часов
Орфография «Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» 24 часа 24 часа
Синтаксис: предложение 13 часов 9 часов
Текст 12 часов 12 часов
Состав слова. Продолжение 16 часов 16 часов
Орфография «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова 45 часов 45 часов
Состав слова 29 часов 29 часов
Обобщение в конце года 10 часов 4 часа
Резервные уроки 14 часов
Итого 170 часов 170 часов
Практическая часть
Вид работы 1 триместр 2 триместр 3 триместр
Контрольная работа 3 2
Словарный диктант 2 2 2
Проверочная работа 1 1 2
Списывание 1 Изложение 2 2
3. Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во часов Дата Тип урока Планируемые результаты Формы контроля Примечание
план факт Предметные УУД знать уметь метапредметныеличностные Знаем – повторим, не знаем – узнаем ( 17 часов)
1 Поговорим об ушедшем лете 1 ФСУН Знать:
-как построен учебник, -основные орфографические правила, признаки изученных частей речи.
– понятие «предмет», «признак», «действие».
– согласные и гласные звуки.
-о роли гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.
-правописание сочетаний букв жи-ши, ча-ща, чу-щу.
-что мягкий согласный перед мягким знаком – «опасное» место при письме.
-сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нщ, ст).
-правила написания ь между двумя согласными.
-способы обозначения звука [й'] на письме гласными буквами я, ю, ё, е.
– правила написания разделительных ъ и ь.
-отличия в употреблении разделительного ь и разделительного ъ.
– признаки изученных частей речи;
Уметь:
– пользоваться учебником, находить информацию;
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, части речи, предложение;
– различать произношение и написание слов;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
– выделять в звучащей речи слова, обозначающие предметы;
– делить слова на группы по разным признакам;
– отличать текст от набора предложений;
– слышать звучащее слово;
– выполнять фонетический разбор слова
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– выделять в речи мягкие и твердые согласные
– видеть «опасные места» в словах и правильно их писать;
– соблюдать орфоэпические нормы
– правильно употреблять в письменной речи разделительные ъ и ь;– работать со словарем (алфавит).
– писать слова с разделительным ь и ъ
– писать слова с йотированными гласными. - Выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия. Контролировать действия (чужие и свои). Оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)
- Находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею. (П-1.) Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. (П-2.)
- Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совместных действиях. (К.)
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.)
2 О нашей речи. Входная проверочная работа №1
1 ОСЗ Входная к.р. №1 3 Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?»)
1 ФСУН 4 Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам. 1 ОСЗ 5 Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор («Будем говорить понятно!»)
1 ОСЗ 6 Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?)
1 ПЗЗ 7 Повторение изученных орфографических
правил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу) 1 К 8 Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в сочетаниях чк, чн, чт, щн1 ФСУН - Ставить учебную задачу, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий, сверять сделанные выводы с выводами в учебнике. (Р.)
- Самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательной задачи (П-1.) Анализировать, сравнивать, классифицировать, группировать языковой материал, фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать. (П-2.)
- Участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, рассказывать о своих наблюдениях и сделанных выводах одноклассникам и членам семьи. (К.)
Познавательный интерес к изучению русского языка, готовность преодолевать учебные затруднения. Проявление внимательного отношения к людям. (Л.)
9 Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место
1 ОСЗ 10 Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт)
1 ФСУН 11 Закрепление правила написания ь между двумя согласными 1 ПЗЗ 12 Повторение известных способов обозначения звука [й,]1 13 Знакомство с назначени-ем разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ 1 ОНЗ 14 Формирование умения использовать разделительный ь
1 ФСУН 15 Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ 1 ОСЗ 16 Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем»
1 ПЗЗ 17 Контрольная работа №2 1 ПК К.раб. №2 Орфография «Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» (24 часа)
18 Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово»)
1 ОНЗ Знать:
– понятие «орфограмма»;
-орфограммы о безударных и ударных гласных, о парных по глухости – звонкости согласных.
– что парные по глухости – звонкости согласные перед непарными звонкими и [в], [в'] не являются орфограммами;
– об одинаковом написании корней в родственных словах.
– особенности письма
с «окошками»;
– правила работы с орфографическим словарем;
– изученные орфограммы.
-приемы и правила письма
с «окошками».
-способы выбора букв путем подстановки слов «она», «оно», «они», «он».
-памятку письма с «окошками» на месте неизвестной
(сомнительной) буквы
-орфограммы в безударных слогах [жы], [шы].
-правила работы над ошибками.
– признаки деловой речи;
– написание словарных слов
Уметь:
– видеть «опасные места» в словах;
– подбирать проверочные слова
и объяснять написание слова;
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи.
– сопоставлять гласные в ударном и безударном слогах проверочного и проверяемого слова;
– находить непарные по глухости – звонкости согласные в слове.
– определять орфограммы в слове;
– различать произношение и написание слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами.
– работать с орфографическим словарем
– правильно писать словарные слова и слова на изученные орфограммы
– использовать способ подстановки слов «она», «оно», «они», «он» для правописания слов;
– решать орфографические задачи освоенными способами
– выполнять письмо с «окошками»;
– выделять буквенные орфограммы в слове;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте.
– применять правила работы
над ошибками;
– создавать несложные монологические тексты на доступные темы в деловом стиле;
– составлять текст по опорным словам. - Ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р.)
- Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника, использовать знаково-символические сред-ства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. (П-1.) Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. (П-2.)
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях. (К.) - Ориентация на содержательные моменты школьной действительности. Зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка. Осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка. (Л.)
19 Орфограммы безударных и ударных гласных
1 ОНЗ 20 Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных
1 КП 21 Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы («Когда согласным можно доверять?)
1 ОСЗ 22 Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы1 КП 23 Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости. Словарный диктант №1
1 ОСЗ Словар.диктант №1 24 Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфографические задачи»)
1 ФСУН 25 Обучение работе с орфографическим словарём («Обращаемся в орфографическое справочное бюро»)
1 ОСЗ 26 Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок»)
1 ПЗЗ 27 Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм
1 28 Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать»)
1 ПЗЗ 29 Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфографические задачи освоенными способами 1 ОСЗ 30 Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?
1 ПЗЗ 31 Закрепление нового способа письма
1 32 Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4
1 33 Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?»)
1 ФСУН 34 Обобщение изученного. Тренировочная проверочная работа №1. («Проверяем себя»)
1 КП Проверочная работа №1. 35 Совершенствование умений
1 КП 36 Проверка и совершенствование умений
1 ПЗЗ 37 Контрольная работа №3
1 КП К. раб. №3
38 Совершенствование приобретённых умений. Работа над ошибками
1 ПЗЗ 39 Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга»)
1 ОНЗ 40 Обучение словесному рисованию: сочинение загадок
1 К 41 Продолжение сочинения загадок и составления рецептов 1 Синтаксис: предложение ( 9 часов)
42 Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предложения?») 1 ОНЗ Знать:
– понятие «предложение», его признаки;
– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
– правила построения предложений;
– правила деления речи на предложения;
– правила составления и оформления предложений на письме.
-правила построения вопросительных предложений и точного ответа на них.
-правила построения ответов на вопрос «почему?»
Уметь:
– анализировать и кратко характеризовать предложение;
– отличать предложение от набора слов.
– составлять предложения;
– выполнять синтаксический разбор предложения.
– составлять предложения и записывать их;
– выделять предложения из потока речи;
– работать с деформированным предложением.
– определять вид предложения
по цели высказывания;
– владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
– строить вопросительные предложения;
– давать точный ответ на вопросительные предложения;
– отвечать на вопрос «почему?».
– составлять побудительные предложения
– составлять несложные монологические тексты по заданной теме;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
– выполнять письмо с «окошками». - Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат. Осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.)
- Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими. Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме. (П-1.) Наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить необходимые рассуждения. Подводить факты языка под понятия, классифицировать, моделировать предложения, конструировать их, выбирать вариант построения, действовать по аналогии. (П-2.)
- Отвечать на вопросы персонажей учебника, строить небольшие монологи; рассказывать о приобретённых знаниях и умениях; соблюдать правила культуры общения; Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь. Участвовать в диалоге и коллективной беседе. Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе отношение к людям. (К.) - Понимание значимости хорошего владения языком для выражения своих мыслей и чувств. Желание умело пользоваться русским языком и появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.)
43 Обучение построению предложений
1 ОНЗ 44 Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление 1 ФСУН 45 Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)
1 ФСУН 46 Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные 1 ФСУН 47 Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь – так и отвечу») 1 ФСУН 48 Построение ответов на вопрос «почему?»
1 ОСЗ 49 Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предлагаем, просим, желаем»)1 ФСУН 50 Обучение составлению пожеланий. Слов. диктант №2
1 Слов. диктант №2 Текст ( 12 часов)
51 Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?»)
1 ОНЗ Уметь:
– анализировать и кратко характеризовать предложение;
– отличать предложение от набора слов.
– составлять предложения;
– выполнять синтаксический разбор предложения.
– составлять предложения и записывать их;
– выделять предложения из потока речи;
– работать с деформированным предложением.
– определять вид предложения
по цели высказывания;
– владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
– строить вопросительные предложения;
– давать точный ответ на вопросительные предложения;
– отвечать на вопрос «почему?».
– составлять побудительные предложения
– составлять несложные монологические тексты по заданной теме;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
– выполнять письмо с «окошками». Уметь:
– отличать письменную речь
от устной;
– отличать предложения от текста;
– анализировать и кратко характеризовать предложение, текст – определять основную мысль текста;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
– составлять текст по плану и опорным словам;
– пользоваться памятками;
– работать с деформированным текстом;
– называть признаки текста;
– создавать несложные монологические тексты в форме повествования и описания.
– редактировать текст; – создавать несложные тексты
в форме повествования и описания.
– составлять рассказы на основе прочитанного;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. - Ставить учебную задачу, планировать действия, действовать по намеченному плану, осознанно выполнять инструкцию; контролировать процесс и результат деятельности (своей и чужой), оценивать его и вносить коррективы. (Р.)
- Дополнять свои знания новой информацией, находить нужные сведения в учебнике, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач. (П-1.) Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения. (П-2.)
- Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. Участвовать в совместной деятельности, в коллективном и групповом обсуждении различных вопросов; выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила культуры общения. (К.)
Представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи. Понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать. (Л.)
52 Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке»)
1 ФСУН 53 Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?»)
1 ФСУН 54 Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту»)
1 ФСУН 55 Упражнение в редактировании текстов. Списывание №1
1 ПЗЗ Списывание №1
56 Восстановление и запись деформированных текстов («Составляем и пишем диктанты»).
1 ОСЗ 57 Подготовка к диктанту
1 58 Контрольный диктант №4
1 КП 59 Учимся письменному пересказу
1 ОНЗ 60 Обучение первым изложениям
1 ОНЗ 61 Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем)
1 К 62 Обобщение изученного о предложении и тексте 1 ОСЗ Состав слова ( 8 часов)
63 Разговор о значении слова («Что в слове главное?»)
1 ФСУН Знать:
– термины «однокоренные слова», «корень»;
– алгоритм выделения корня в слове.
-термины «словообразование» и «словоизменение».
-изученные орфографические правила.
Уметь:
- без ошибок списывать несложный печатный текст
-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
-подбирать проверочные слова
– восстанавливать и записывать
деформированный текст;
– анализировать и кратко характеризовать предложение;
– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания
-составлять рассказы
на основе прочитанного– работать с деформированным предложением и текстом;
– писать поздравление к Новому году;
– владеть нормами русского речевого этикета
в ситуациях повседневного общения (поздравительная открытка)
– составлять текст по плану и опорным словам;
– создавать в устной и письменной форме несложные тексты
по заданной тематике.
-подбирать однокоренные слова;
– объяснять значение слова;
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).
– находить однокоренные слова, выделять в них корень;
- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении. Учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять контроль за выполнением действий. (Р.)
- Находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях. Использовать знаково-символические средства при решении задач. (П-1.) Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие. Анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
- Осознание важности понимания значения слов. Интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи. Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету (Л.) 64 Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»)
1 ОНЗ 65 Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах
1 ПЗЗ 66 Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня
1 К 67 Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений
1 68 Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!»)
1 ОНЗ 69-70 Изложение №1. Написание новогодних поздравлений, пожеланий, воспоминаний, составление планов подготовки к Новому году 2 К Изложение №1. Состав слова. Продолжение ( 8 часов)
71 Однажды… Рассказ о зимних каникулах
1 К - Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) действия для решения задачи. Ставить (коллективно) новые задачи, выполнять действия для их решения. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Р.)
Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами, решать их. Находить в дидактическом материале требуемые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде. (П-1.) Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать. (П-2.)
- Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка. Познавательный интерес к новому учебному материалу. (Л.)
72 Повторение изученного о словах. Слов. диктант №3
1 К Слов. диктант №3 73 Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое»)
1 ОНЗ 74 Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов 1 ФСУН 75 Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов»)
1 ОСЗ 76 Изменение названий предметов по «командам» вопросов 1 ОСЗ 77 Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий
1 К 78 Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?») 1 ПЗЗ Орфография «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (45 часов)
79 Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые» слова («Слова-подсказки – какие они?)
1 ОНЗ Знать:
– понятия «проверочное» и «проверяемое» слово;
– изученные орфограммы.
- способы подбора проверочных слов для названий предметов.
-понятия «этимология» -слова и «лексическое значение» слова».
– опознавательные признаки проверочных слов для орфограмм корня;
– изученные орфограммы в корне.
– понятие «орфографическое правило»;
– способ действия при выборе букв безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне.
-правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.
– понятие «орфографические задачи»;
– правила письма с «окошками»;
– правила выполнения работы над ошибками.
-правописание сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн'], [сн].
– понятие «непроверяемые написания»;
– правила работы с орфографическим словарем.
-правописание слов с удвоенными согласными в корне слова.
– как пишутся словарные слова;
– правила работы с орфографическим словарем.
– признаки текста и предложения;
– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Уметь:
– анализировать и кратко характеризовать «проверочное» и «проверяемое» слово;
– подбирать проверочные слова.
– видеть «опасные места» в словах;
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).
– использовать способы подбора
– объяснять лексическое значение слова как способ проверки;
– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
– использовать способы подбора проверочных слов для названий предметов;
– образовывать однокоренные слова
– объяснять лексическое значение слова;
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи
– отличать проверочные и проверяемые слова;
– отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова
– видеть «опасное место» в слове;
– подбирать проверочные слова
к словам с безударными гласными и парными согласными в корне.
– выполнять письмо с «окошками» как способ ухода от ошибок;
– составлять текст по плану и опорным словам
– выполнять правила работы
над ошибками.
-выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [сн'], [сн] и определять способы их решения;
– выявлять орфографические задачи на месте сочетаний [зн'], [зн], [ств'], [нц], [рц], [сн '], [сн], определять способы их решения;
– соблюдать орфоэпические нормы;
– писать словарные слова;
удвоенными согласными в корне слова;
– разграничивать проверяемые
и непроверяемые написания;
-без ошибок списывать несложный печатный текст;
-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– создавать в устной и письменной форме несложные тексты по заданной тематике;
– владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (поздравление);
-писать изложение, раскрывать тему, осуществлять орфографический самоконтроль;
– подбирать заголовок к тексту, выбирать из нескольких вариантов заголовков наиболее подходящий
к конкретному тексту, объяснять свой выбор.
- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления (Р.)
- Осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии. (П-1.) Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры. (П-2.)
- Участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествовательного характера, строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем. (К.)
- Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-познавательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. (Л.)
80 Способы подбора проверочных слов для названий предметов 1 ФСУН 81 Обучение подбору проверочных слов для названий предметов 1 ФСУН 82 Обучение подбору проверочных слов для названий предметов 1 ФСУН 83 Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов
1 К 84 Объяснение значения слова как способ проверки («От значения слова – к правильной букве»)
1 ОСЗ 85 Способы подбора проверочных слов для названий действий 1 ОСЗ 86 Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий 1 ПЗЗ 87 Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий
1 К 88 Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов
1 ПЗЗ 89 Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов 1 К 90 Значение слова и его написание («Снова о значении слова») 1 К 91 Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова)
1 К 92 Знакомство с понятием «орфографическое правило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова1 ОНЗ 93 Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов 1 ОСЗ 94 Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов 1 ОСЗ 95 Обобщение изученного по орфографии. Слов. диктант №4
1 К Слов. диктант №4 96 Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач. 1 К 97 Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы№3 1 КП Пров. работа №2 98-99 Изложение №2 с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка») 2 ОСЗ Изложение №2 100 Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения
1 ПЗЗ 101 Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю) 1 К 102 Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении 1 ПЗЗ 103 Закрепление изученного1 К 104 Знакомство с понятием «непроверяемые» написания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь») 1 ФСУН 105 Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две») 1 ОСЗ 106 Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний 1 ФСУН 107 Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами 1 К 108-109 Совершенствование всех приобретённых детьми умений 2 К 110-111 Обучающие проверочные работы №3 2 КП Пров. работа №3 112-113 Контрольная работа №4 2 КП Контрольная работа №4 114 Совершенствование орфографических умений 1 К 115 Обучение написанию поздравлений 1 К - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять самоконтроль. (Р.)
- Понимать информацию, представленную в изобразительной форме, переводить её в словесную форму, (П-1.) Анализировать авторские тексты, оценивать их с точки зрения содержания и использованных автором языковых средств, оценивать. (П-2.)
- Выбирать наиболее точные и выразительные средства языка при создании высказываний (текстов). Слушать одноклассников, высказывать своё мнение, формулировать советы по устранению недостатков. (К.) - Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы. (Л.)
116-117 Изложение №3 «Подарок маме».
Подготовка поздравлений к 8 Марта. (При необходимости уроки передвигаются) 2 КП Изложение №3 118 Изложение №4 с выбором заголовка («Спасён!»)
1 КП Изложение №4 119 Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики
1 ФСУН 120 Продолжение работы над текстовыми умениями 1 121 Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны 1 КП 122-123 Совершенствование речевых и орфографических умений. Слов. диктант №5
2 ФСУН Слов. диктант №5 Состав слова (29 часов)
124 Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?»)
1 ПЗЗ Знать:
-понятия «приставка», «суффикс».
-значение, употребление
и написание приставок.
-отличие приставок и предлогов.
- значение, употребление суффиксов.
-– алгоритм выделения частей слова
- способы действий при анализе состава слова.
- значение частей слова
- правила написания удвоенных согласных на границе частей слов.
- правила написания корней, приставок и суффиксов.
- орфограммы написания разделительных ъ и ь.
- правила выполнения работы над ошибками
- значение, строение и происхождение слов.
– признаки изученных частей речи;
– типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
-– понятие «значение слова»;
– значимые части слова.
Уметь:
– выделять приставку и суффикс в слове;
– называть признаки приставки и суффикса
-– разграничивать приставки и предлоги;
– правильно писать приставки и предлоги
– правильно употреблять в речи суффиксы;
- анализировать и кратко характеризовать слово по составу
– выполнять разбор слова по составу;
– объяснять значение частей слова
– правильно писать двойные согласные на границе частей слова
– применять правила написания корней, приставок и суффиксов;
– выделять части слова;
– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю).
- употреблять разделительные ь и ъ.
– выполнять правила работы
над ошибками
– видеть «опасные места» в слове;
– правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми написаниями в корне;
– выделять приставку, суффикс, корень в слове;
– работать со словарем;
– выполнять словообразовательный разбор;
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение, текст;
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания;
– указывать лексическое значение слова;
– работать с толковым словарем;
– подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова
-соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. - Осознавать и принимать учебную задачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления. (Р.)
- Осознавать необходимость новой информации, черпать её из учебника, из объяснения учителя. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей. (П-1.) Наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, работать с моделями, строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения. (П-2.)
- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. Создавать устные и письменные высказывания, выбирать наиболее точные языковые средства. (К.) - Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Удовлетворение от осознания своих достижений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности. (Л.)
125 Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание» 1 ПЗЗ 126 Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!») 1 ОНЗ 127 Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор») 1 К 128 Разграничение приставок и предлогов 1 ФСУН 129 Значение, употребление и написание суффиксов
1 ПЗЗ 130 Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов 1 К 131 Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?»)
1 ОНЗ 132 Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культурой переноса слов
1 К 133 Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов
1 ОСЗ 134 Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма»)
1 ОНЗ 135 Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов 1 К 136 Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?») 1 ОНЗ 137 Закрепление способа действия при выборе разделительного знака 1 К 138 Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений .Слов. диктант №6 1 ФСУН Слов. диктант №6 139 Повторяем, готовимся к диктанту
1 ФСУН 140 Упражнение в решении орфографических задач 1 К 141 Тренировочные проверочные работы №4. 1 КП Пров. работа №4. 142 Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений 1 ФСУН 143-144 Контрольная работа №5
2 КП К. раб. №5
145 Работа над ошибками диктанта и контрольных заданий 1 К 146 Обобщение и систематизация изученного по орфографии («Теперь я знаю и умею»)
1 ОСЗ 147 Упражнение в применении приобретённых знаний 1 К 148 Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?»)
1 К 149 Написание словесных картин
1 К 150 Продолжение работы над правильностью и точностью речи 1 ПЗЗ 151-152 О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка») 2 ФСУН Обобщение в конце года ( 4 часа)
153-154-155 Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям
3 ПЗЗ Знать:
-изученные орфограммы
и пунктограммы.
-– понятие «значение слова»;
– значимые части слова.
-значимые части слова;
-признаки изученных частей речи;
-типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
Уметь:
– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
– различать произношение и написание слов;
– находить способ проверки написания;
– находить способ проверки написания
– указывать лексическое значение слова;
– работать с толковым словарем;
– подбирать проверочные слова путем рассмотрения значения слова.
составлять и оформлять письменно поздравления
- Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дидактическим материалом, в том числе и «отрицательным» (словами, придуманными малышами); открывать «секреты» слов. (П-1.) Наблюдать за использованием средств языка в авторских текстах, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы. (П-2.)
Познавательный интерес к наблюдениям за словом, к изучению русского языка. Удовлетворение от осознания своих достижений. (Л.)
156 Написание поздравлений к окончанию учебного года
1 К 157-170 Резервные уроки (14 часов)
Тип урока:
ОНЗ - урок овладения новыми знаниями;
ФСУН – урок формирования и совершенствования умений, навыков;
ОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
ПЗЗ – урок повторения, закрепления знаний;
КП – контрольно-проверочные уроки;
К – комбинированный урок.
4. Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся.
Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» 2 класс в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011;
Рабочая тетрадь Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса в 3 частях - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013;
Для учителя.
Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» 2 класс в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011;
Рабочая тетрадь Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса в 3 частях - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013;
5. Требования к уровню подготовки учащихся
В области речи, речевой деятельности
Ученик научится:
– участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;
– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов;
– соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
– под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
– самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;
– понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;
– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;
– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
– строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения;
– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии;
– использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их.
– подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку).
– создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку).
Ученик получит возможность научиться:
– вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;
– слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;
– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;
– соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;
– самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;
– самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);
– отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;
– создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);
– среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;
– по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;
– редактировать, улучшать собственные тексты.
В области освоения языка:
в области фонетики и графики
Ученик научится:
– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;
– сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);
– объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными; использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й,] (сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);– проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й,]),
обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;
– правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.
Ученик получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;
– проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).
В области лексики
Ученик научится:
– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;
– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;
– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.
Ученик получит возможность научиться:
– самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;
– замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.
В области словообразования (морфемики)
Ученик научится:
– выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;22
– подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;
– осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);
– понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;
– классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.
Ученик получит возможность научиться:
– выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);
– замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;
– конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;
– самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
– замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.
В области морфологии
Ученик научится
– различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;
– узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т.п.;– изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без терминов) для решения орфографических задач.
Ученик получит возможность научиться:
– проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).
В области синтаксиса и пунктуации
Ученик научится:
– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);
– различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);
– различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
– характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;
– находить в тексте предложения разных видов;
– отличать текст от группы предложений, объяснять различие;
– правильно оформлять границы предложений;
– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.
Ученик получит возможность научиться:
– строить предложения разных видов;
– замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;
– наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;
– замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».23
В области орфографии
Ученик научится:
– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;
– осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т.п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;
– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);
– грамотно писать наиболее распространенные приставки и суффиксы: по-, под, на-, за-, до- , об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-;
– соблюдать изученные правила переноса слов;
– пользоваться орфографическим словарём учебника;
– использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;
– проверять написанное;
– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;
– правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.
Ученик получит возможность научиться:
– обнаруживать значительную часть орфограмм текста;
– замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Аню-та), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости: лезть, кость);– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;
– эффективно осуществлять проверку написанного. Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Русский язык» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.