Внеурочка Я — исследователь Разработка занятия по теме: Эксперименты с магнитом. 2 кл.

Школа: МОБУ «Саракташская СОШ № 1»
Учитель: Кучерова Татьяна Анатольевна
Класс: 2 «А»
Дата проведения урока: 20. 11. 2014 г.
Внеурочное занятие кружка: Я – исследователь.
Тема внеурочного занятия: Организация исследования (практическое занятие). Эксперименты с магнитом.
Цель урока: создать условия для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- находить информацию,
- уметь анализировать, обобщать,
- представлять информацию в сжатом виде.
Регулятивные:
- планировать деятельность,
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
- высказывать свою версию.
Коммуникативные:
-излагать свое мнение,
- быть готовым изменить свою точку зрения,
- работать в группе, выполняя определённую роль,
- уметь договариваться.
Личностные:
- осваивать новые социальные роли,
- строить бесконфликтные отношения с другими людьми.
Тип занятия: практическое занятие в форме игры.
Практический урок: ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.
Практическая работа – это использование практических методов обучения для закрепления, углубления и развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений. Целесообразность: формировать умение учиться самостоятельно, т.е. овладевать метода ми, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.
Место урока в системе уроков: 10 урок за год, первое практическое занятие в разделе: исследование. Это занятие не имело бы смысла, если бы до этого не был пройден большой теоретический блок: что можно исследовать, как задавать вопросы; учились выбирать темы, предметы и объекты исследования, учились ставить цели и задачи исследования, учились выделять гипотезы.
Этапы урока имели последовательность и логическую связь между собой.
1. Постановка задач.
2. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы. 3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы.
4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.
5. Тренировочные упражнения для закрепления умений и навыков.
6. Заключительная беседа с фиксацией результатов в случае необходимости.
Ход внеурочного занятия
1. Оргмомент.
- Руки?
- На месте.
- Ноги?
- На месте.
- Локти?
- У края.
- Спинка?
-Прямая.
- Ребята, какое настроение у вас сейчас? (хорошое, замечательное) Тогда начинаем урок.

2. Постановка цели, выявление опорных знаний, необходимых для проведения работы.
- Сегодня мы будем работать в лаборатории. Я буду старшим сотрудником лаборатории, вы – лаборантами. (слайд )
- Чем занимаются в лаборатории? Проводят опыты, эксперименты.
- Что же такое эксперимент? (Ответы детей)
- С какой целью проводится эксперимент, для чего?
- Для того, чтобы доказать или опровергнуть, выявить уровень чего-либо и т.д.
Эксперимент – это создание условий или процедур с целью проверки какой-либо гипотезы.
- Какова цель нашего занятия?
- Цель нашего занятия – научиться проводить эксперимент самостоятельно.

3. Инструктивная беседа об особенностях методики выполнения работы с демонстрацией приемов работы. Составление алгоритма работы.
- Как и всякая научная работа, эксперимент требует точности. При его проведении необходимо соблюдать определённый порядок, выполнять его по этапам, по алгоритму.
- Перед вами этапы проведения эксперимента. (слайд)
- Ваша задача придать им правильную последовательность. Разложите этапы в том порядке, в каком проводится эксперимент.
На экране показ этапов проведения эксперимента. (слайд )
1. Определить цель (как вы понимаете выражение «цель эксперимента» – это конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы)
2. Подготовить оборудование – (Что может относиться к оборудованию? - предметы, которыми мы будем пользоваться. Микроскоп, лупа, пинцет, таблицы, колбы и др. приборы.)
3. Провести опыт – (Т.е. произвести определённые действия с предметами)
4. Зафиксировать результат – (Что означает слово «фиксировать?» - записать полученные результаты в карту эксперимента.)
5. Сделать вывод – Т.е. обобщить информацию, исходя из полученных результатов.
- У вас на партах лежит алгоритм, сверьте с экраном. При проведении эксперимента вы должны строго следовать этому алгоритму. (см. приложение)
- Работать вы будете в группах.
- Итак, наша лаборатория начинает свою работу!

4. Пробное выполнение операций с анализом ошибок.
- Но, есть одна проблема, мне нужна помощь. Я обронила в крупу 5 скрепок. Нужно найти их и достать. (На столе тарелка с пшеном, на дне которой 5 скрепок.)
- Спасибо, скрепки нам еще понадобятся. - Совсем недавно во мне открылись экстрасенсорные способности. Посмотрите! Я научилась двигать предметы!
* На столе стакан (внутри магнит). Учитель двигает его, держа в руке магнит (под крышкой стола).
- Почему стакан двигается? (- Потому что в стакане и в руке магнит.)
Магнит - это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня - магнитного железняка. Он очень похож на магнитную руду и отличается тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. (слайды)
Послушайте легенду.
Много веков назад в поисках овцы один пастух зашел в незнакомые места, в горы. Кругом лежали черные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно ее хватает и держит какая-то невидимая рука. Будто в камне есть какая-то таинственная сила.
- Какое свойство магнита описано в этой легенде? Притягивать предметы. Какие предметы? Металлические.
- Магнит притягивает все металлические предметы? (Да. Нет.)
- Итак, вы предполагаете, что магнит притягивает (не) все металлические предметы. Как это проверить? При помощи эксперимента.
- Гипотеза-предположение нуждается в проверке, подтверждении. Как это сделать? Провести эксперимент.
- А вы знаете, как проводить эксперименты. Итак, обратимся к нашему алгоритму.
- Первым шагом является определение цели.
Чтобы сформулировать цель эксперимента, мы обычно используем слова: выяснить, доказать, определить. (вывешивается на доске)
Давайте попробуем сформулировать цель.
Цель: доказать, что магнит притягивает (не) все металлические предметы.

- Далее нам нужно оборудование. Какое оборудование необходимо? металлические предметы, магнит
- Расскажите, каким образом вы будете проводить эксперимент?
Подносить магнит к металлическим предметам и смотреть, притягивается ли он.
- Что нам нужно для того, чтобы фиксировать результаты эксперимента? Таблицы исследования.
Раздать оборудование и таблицы. (см. приложение)
На тарелках лежат предметы: гвоздь, кольцо, скрепка, пуговица, уголок для мебели, бигуди, медная проволока, монеты: 10 руб РФ, 5 коп СССР, 50 коп. РФ.
- Что вы должны сделать после проведения опыта? (Записать результат в таблицу)
Предмет
Притягивается
Не притягивается

гвоздь
+


кольцо
+


пуговица

+

скрепка
+


уголок для мебели
+


бигуди

+

Кусок проволоки

+

Монета 10 руб.

+

Монета 5 коп.

+

Монета 50 коп.
+



Дети представляют результат, остальные сверяют (подтверждают).
Возврат к гипотезе-предположению.
- Вы смогли подтвердить гипотезу-предположение? (ДА-НЕТ)
- Каков результат эксперимента?
ВЫВОД: не все металлические предметы притягиваются магнитом.
- Вспомните мою просьбу в начале урока. (Отыскать скрепки в крупе)
- Как можно было быстро их достать? (Использовать магнит).
Каждая группа получает по тарелке с крупой. В ней спрятаны 4 скрепки. (крупа в каждой тарелке разная).
- Использую магнит, достаньте скрепки.
- Почему так быстро получилось? (Воспользовались только что определенным нами свойством магнита - притягивать все металлическое)

5. Физминутка.
- Пройдите по классу с магнитом, проверьте, какие предметы притянет к себе магнит, а какие – нет.

6. Проведение различных опытов для выяснения других свойств магнита.
- Давайте выскажем предположение: «Почему не все металлические предметы притягивает магнит?» (Возможно, они изготовлены из разных металлов.)
- Хорошо, вам предстоит дальнейшая работа.
- Выяснить, какие металлы магнит притягивает, а какие нет.
- Что вам понадобится для проведения опыта?
Оборудование: образцы металлов, магнит.
- Самым распространённым металлом в земной коре является алюминий. К чёрным металлам относят железо, марганец и хром. Все остальные цветные. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно делят на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан, магний). (слайды)
- Получите образцы металлов, выясните какие металлы магнит притягивает, а какие - нет.
В таблице № 2 отметьте результаты вашей работы.
Проводится опыт.
Металл
Притягивается
Не притягивается

Сталь
v


Алюминий

v

Латунь

v


Дети представляют результат, остальные сверяют (подтверждают). Магнит притягивает сталь, не притягивает алюминий и латунь.

- Так почему не все монеты притягивались? Это говорит о том, что в составе монетного сплава отсутствует железо.
- Учёные выяснили, что при нагревании магнита до определённой температуры, он теряет своё свойство притягивать металлические предметы.
- А как вы думаете, теряет ли магнит свойство притягивать металлические предметы через преграды, например, стекло или пластик? Хотите это узнать? Как вы это можете сделать? Провести еще один эксперимент.
Опыт: Проверить притянет ли магнит скрепку через ткань, пластик, бумагу, стекло.
Раздается по группам оборудование.
1 группа - бумага, стекло,
2 группа - пластик, вода.
3 группа - ткань, дерево.
4 группа – картон, зеркало.
5 группа - пластик, вода.
6 группа – пластик, ткань
Вывод: магнит не теряет свойство притягивать железные предметы через преграды.
- Выявим еще одно свойство магнита.
Опыт. Магниты действуют на расстоянии.
Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами.
Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод:  Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Опыт. Как увидеть магнитное поле?
- В предыдущем опыте мы поняли, что вокруг магнита есть что-то, что мы назвали магнитным полем.
Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Хотите его увидеть?
Раздается оборудование: тарелки с железными опилками.
Если поднести снизу тарелки магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры". Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля.
7. Заключительная беседа. Рефлексия.
- Работа нашей лаборатории подошла к завершению.
- Закончите фразы. (слайд)
Из опытов я узнал о магните, что он
притягивает к себе железо и сталь.
сохраняет свои свойства в воде, через бумагу, стекло, ткань, дерево и пластик.
- Где в жизни применяем магнит?
-Применение магнита в жизни: кнопочки на одежде, обуви, сумках; в медицине, в производстве, в школе, в детских играх и игрушках, как украшение (на холодильник, на шторах), в бытовой технике и аппаратуре, пластиковые карточки с магнитной полоской.
- Заполните карту знаний. (см. приложение)
- Спасибо за урок.

Приложение.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Таблица № 1

Предмет
Притягивается
Не притягивается


гвоздь



кольцо



пуговица



скрепка



уголок для мебели



бигуди



кусок проволоки



Монета 10 руб.



Монета 5 коп.



Монета 50 коп.





Таблица № 2

Металл
Притягивается
Не притягивается


Сталь



Алюминий



Латунь







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Этапы проведения эксперимента.
1. Определить цель (то есть конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы).
2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться).
3. Провести опыт – (то есть произвести определённые действия с предметами).
4. Зафиксировать результат – (записать полученные результаты в карту эксперимента.)
5. Сделать вывод – обобщить информацию, исходя из полученных результатов.
_____________________________________________________________________



Этапы проведения эксперимента.
1. Определить цель (то есть конечный результат, который мы хотим получить при завершении своей работы).
2. Подготовить оборудование (предметы, которыми мы будем пользоваться).
3. Провести опыт – (то есть произвести определённые действия с предметами).
4. Зафиксировать результат – (записать полученные результаты в карту эксперимента.)
5. Сделать вывод – обобщить информацию, исходя из полученных результатов.
Карта знаний
Отметь на «лесенке» уровень своих знаний, полученных на уроке.





Хочется ли ещё узнавать что- то новое и проводить самостоятельно исследования?
А) Да
Б) нет
3. Твоё отношение к уроку?
















Карта знаний
Отметь на «лесенке» уровень своих знаний, полученных на уроке.





Хочется ли ещё узнавать что- то новое и проводить самостоятельно исследования?
А) Да
Б) нет
3. Твоё отношение к уроку?












13PAGE 15


13PAGE 141015