Родительское собрание в 5 классе «Между добром и злом. Как уберечь ребенка от опасных соблазнов»


Родительское собрание в 5 классе «Между добром и злом.Как уберечь ребенка от опасных соблазнов».
Цели: помочь родителям осознать, какие соблазны и опасности подстерегают ребенка; дать рекомендации по формированию здорового образа жизни и четких нравственных установок.
Ход собрания
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Вступительное слово учителя. Как вы ждали, когда ваши ребятишки подрастут. Много переживаний и волнений осталось позади. В вашей семье уже не просто школьник, а самый настоящий пятиклассник. Он уже чувствует себя взрослым. А вы… как тревожится материнское сердце за ребенка, перешагнувшего порог начальной школы! Все больше времени он проводит без вас, вне сферы вашего внимания и влияния. Как уберечь ребенка от трудного влияния, которое может быть оказано на него там, в большой и шумной жизни за пределами вашего дома? Как научить везде и во всем распознавать добро и отличать его от зла?
Есть очень хорошая притча, которую мне хочется вам рассказать (или, может быть, напомнить):
Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики.
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
– Нет!
– А воровать?
– Нет.
– А убивать?
– Нет…
– Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!
Согласитесь, что во взрослой жизни, куда, повинуясь законам природы, стремится ребенок, есть вещи, которые не надо познавать, с которыми категорически нельзя даже знакомиться. Об этих вещах – курении и наркомании, о том, как воспитывать у ребенка правильное отношение к ним – мы сегодня и поговорим.
II. Основная часть собрания.
1. Дети и курение. Опасное соседство.
Учитель. Как-то мне довелось прочитать заметку, содержащую удивление, отчаяние и растерянность матери, узнавшей нечто новое и неожиданное о своем ребенке. Послушайте эту маленькую заметку. Возможно, вам понятно состояние героини.
Когда моей дочке было полгода, я каждое утро терла ей яблоко на пластмассовой терке (металлическая разрушает витамин С); в 3 года я героически стояла на морозе, чтобы ребенок провел на воздухе положенные два часа; в 5 лет мы три раза в неделю ездили в бассейн (полезно для легких и позвоночника), а в 10 я нашла в ее столе начатую пачку сигарет.
Первым импульсивным желанием было взять ремень и выпороть как «сидорову козу», чтобы на всю жизнь отбить охоту сразу ко всем вредным привычкам – «десять лет, а уже курить вздумала!». Но, успокоившись, я поняла, что это не самый действенный способ, и решила достучаться до сознания этой дурочки, раз она не ведает, что творит.
Я рассказывала ей о лошади, которая умирает в муках от грамма никотина, о легких курильщика, которые через десяток лет начинают напоминать грязную тряпку. Закончила я совсем мрачной перспективой: многие курильщики умирают в 50 лет от рака легких. Дочка равнодушно выслушала мою лекцию и, дернув плечиком, сказала, что до 50 лет еще надо дожить, а образ стильной раскованной девчонки ей нужен сегодня. «Подумай о своих будущих детях!» – взмолилась я, почувствовав, что набор аргументов подходит к концу. «Не волнуйся, мамочка, когда я решу завести ребенка, я сразу брошу курить…»
Возможно, отчаяние – самый непродуктивный способ решения подобной проблемы. Наверное, стоит оставаться хладнокровным и, прежде всего, изучить проблему со всех сторон. В этом нам поможет психолог.
Психолог. (Основные тезисы выступления.)
В своем выступлении я постараюсь осветить вопросы, которые родители задают чаще всего.
а) Что заставляет ребенка брать в руки сигарету, и зачем ему это нужно?
Наличие сигареты в руках ребенка всегда означает отсутствие в его жизни чего-то другого: любви, внимания, общения, уверенности в себе. Начало этих проблем чаще всего лежит в семье, в отношениях между детьми и родителями. Если есть душевная пустота, то дети стремятся ее заполнить, и сигареты – легкий и доступный способ.
Крайности воспитания, попустительcкий или авторитарный стили также подталкивают ребенка к сигарете. Сторонники авторитарного воспитания устанавливают для детей слишком жесткие правила и требуют безоговорочного подчинения. Они не видят в ребенке личность, и ему приходится искать другие способы самоутверждения. И, наоборот, дети, которые находятся под постоянной опекой, привыкают к послушанию и, не научившись принимать самостоятельные решения, легко поддаются вредному влиянию.
Часто родители не хотят принимать ребенка таким, какой он есть. «Ну ты и вымахала! Настоящая дылда!», «Сколько можно есть! Тебя еще «пончиком» не дразнят?» – подобные замечания приводят к неприятию ребенком своей внешности. Ему хочется сбросить эту ужасную телесную оболочку и стать красивым и уверенным в себе. «Помогает» опять же сигарета: «Ну и пусть я толстая, зато, когда прикрываю ресницы и медленно выпускаю колечко дыма, то становлюсь загадочной и все смотрят не на фигуру, а на мои пухлые губы». Реклама услужливо нашептывает, что сигареты – это для крутых и современных. И так хочется верить, что, стоит купить заветную пачку, и сразу станешь похожим на этого супермена из телевизора.
Часто взросление детей происходит так быстро, что родители не успевают этого заметить: «Да как же ты пойдешь на дискотеку? Нет-нет, ты еще совсем маленькая». Как доказать им, да и самой себе, что ты уже взрослая? Приобрести все признаки взрослости: накраситься маминой помадой, надеть туфли на высоких каблуках и закурить сигарету.
б) Почему к сигарете тянется ребенок, в семье которого гармоничные отношения и комфортные условия?
Увы, кроме семьи на детей оказывают влияние и сверстники. Как правило, первая сигарета выкуривается в компании друзей. Возможно, сам ребенок и не испытывает к ней тяги, но над ним стоит необходимость следовать нормам поведения, принятым в данной группе. Момент общности взглядов, интересов, манеры поведения важны даже для взрослых. Что же говорить о подростках, ведь для них мнение сверстников имеет огромное значение.
К тому же сигарета – удобный инструмент общения. Она заполняет паузы, дает время на обдумывание ответа, с ее помощью легко познакомиться: достаточно подойти к курящим и попросить зажигалку. А когда тема разговора иссякла, можно просто задумчиво выпускать дым… Согласитесь, что для подростков, которые только учатся ведению разговора, колечки дыма оказываются спасательным кругом.
Многими поступками детей часто движет любопытство и стремление к экспериментам. Им хочется познать жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и негативных, и они начинают пробовать курить и выпивать. Это часть взросления, но проявляется она чаще тогда, когда у ребенка существует установка на вседозволенность, когда жизнь представляется как цепь удовольствий и задача – не отстать от других в их получении.
Дети подражают не только своим родственникам, но и поп-звездам, любимым киногероям. Однако психологи утверждают, что самое сильное влияние на подросших детей оказывают…родители, если, конечно, им удалось сохранить авторитет. Вы курите? В таком случае, вопрос – курить или нет – для ваших детей не стоит. Вопрос только в том, когда начать.
в) Что делать, чтобы ребенок не начал курить?
– Мысль о том, что курение – это плохо и вредно, должна быть заложена на уровне подсознания.
Используйте любую возможность, чтобы выразить свое отрицательное отношение к курению.
Например, вы с ребенком оказались в комнате, где сильно накурено. Обратите его внимание, какой там тяжелый воздух и как трудно им дышать, можно даже поднести к лицу носовой платок или попросить открыть форточку. А выйдя на улицу, облегчённо вздохнуть:«Ух! Ещё немножко, и я бы задохнулась!» На улице лучше отвести ребёнка подальше от курящего человека, заметив при этом: «Давай отойдём в сторону, чтобы не дышать этим вредным дымом».
– Не обязательно обращаться непосредственно к ребенку. Можно просто высказывать свое мнение в его присутствии. Например, в разговоре с подругой воскликнуть: «Представляешь, Ленка-то курить бросила! Решила – и все. Молодец! Восхищаюсь такими поступками!»
– Старайтесь вовлекать наследников в свои дела: приготовьте ужин, пересадите цветы – дети обожают совместную деятельность. Кстати, это прекрасная возможность продемонстрировать ваши умения и опыт, что скажется на укреплении авторитета.
– Хвалите детей как можно чаще. Хвалите не только за результат, но и за само желание сделать что-то хорошее, полезное. Пусть это будут совсем незначительные достижения, главное – ребенок поверит в свои силы, поймет, на что он способен. Критика же рождает неуверенность в себе и делает ребенка более внушаемым. Вам это вряд ли понравится.
– В школьном возрасте все родительские установки проходят проверку на прочность. Лучше не искушать судьбу и заранее подумать о том, кто будет окружать ребенка в этом возрасте: правильно выбрать школу, секцию, кружок. Согласитесь, что начать курить в уличной компании намного проще, чем на занятиях бальными танцами.
– Но все время охранять ребенка от «нехороших» друзей не удастся. Настанет момент, когда кто-то предложит ребенку сигарету да еще подначит: «Слабо, что ли?» К этому моменту (сейчас это случается лет в 7–9) ребенок должен уметь говорить «нет». Это умение непосредственно связано с самооценкой ребенка, поэтому ваша задача – растить самостоятельную личность. Объясните, что есть предложения, на которые не обязательно отвечать «да». Наоборот, принципиальный человек может поступить наперекор общему мнению и этим вызывает уважение.
г) Что делать если время уже упущено и ребенок, вопреки всем вашим действиям и запретам, курит?
Не нужно возмущаться и наказывать или покупать дорогие сигареты – «чтобы меньше травился». Но и руки опускать не следует. Бороться нужно другими методами.
В подростковом возрасте угрозы и запреты не действуют. Они, скорее, наоборот, вызывают прямо противоположную реакцию. Наиболее действенный способ – разговор, а лучше – диалог. Причем обращаться нужно к взрослому «я» вашего ребенка. В этом случае мы имеем шанс получить в ответ не детскую, а взрослую реакцию. Начать лучше с рассказа о собственном опыте – это создаст доверительную атмосферу. И помните: вас должно волновать не количество выкуренных сигарет, а те проблемы ребенка, которые за этим стоят.
Подростки не всегда ясно представляют последствия курения, поэтому рассказать им об этом необходимо. Но не читать длинную лекцию о вреде курения, а дать короткую объективную информацию, выводы из которой должен сделать сам ребенок. Кстати, родители часто недооценивают влияние медицинских организаций на сознание подростков. А сами юные курильщики заявляют, что им было бы интересно как раз мнение специалистов.
Упор в вашей беседе лучше делать не на далекое будущее, а на сегодня – то, что будет через 40 минут, волнует подростка гораздо больше, чем самые страшные болезни через 40 лет. Сегодня подросток, в первую очередь, думает о внешности, об отношениях с одноклассниками и одноклассницами, о спортивных достижениях. Поэтому лучше сказать что-то вроде: «Ты, конечно, можешь курить, но знай, что от этого на коже появляются морщинки, зубы желтеют, а изо рта пахнет отнюдь не розами. Ну а о том, чтобы бегать с прежней легкостью, забудь: дыхания уже не хватит».
Главное – донести до сознания детей, что по-настоящему взрослый человек не тот, кто начал курить, а тот, кто решил избавиться от вредной привычки.
2. У опасной черты. Наркомания.
Учитель. В народе говорится, что все познается в сравнении. Возможно, зависимость от никотина многим покажется гораздо менее опасной чем то, что называется наркотической зависимостью. Болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Как оградить ребенка от недуга целого поколения – наркотиков?
Психолог. (Основные тезисы выступления.)
Дети могут потянуться к зелью из чувства протеста против старших, из любопытства, не желая отставать от окружающих. Поводов – масса. Определяющее значение здесь имеет среда, в которой вращается подросток.
– Но где ж найти другую среду? – нередко спрашивают родители. Сейчас везде ужас что творится… И начинает рассказывать про школы, где в туалетах валяются шприцы, а учителя на это не реагируют. Конечно, и такое бывает. Но очень часто выясняется, что сами рассказчики этого не видели, а слышали от знакомых, а тем, в свою очередь, тоже рассказали об этом «надежные люди»… Короче говоря, сведения оказываются почерпнутыми из агентства ОБС («одна бабка сказала»). На самом деле положение вовсе не так беспросветно. Несколько лет назад в Нижневартовске проходила Неделя борьбы с наркотиками. И участникам конференции показали две школы, расположенные в одном и том же неблагополучном районе. Ситуация с наркоманией была в них диаметрально противоположной. И не потому, что в одну из школ принимали всех детей подряд, а в другой существовал строгий отбор, в обеих школах училось предостаточно «детей улицы». Просто в первой администрация строго следила за дисциплиной и вовлекала самих учеников в борьбу за здоровый образ жизни, а во второй на все смотрели сквозь пальцы. Поэтому, устраивая ребенка в школу, фактически выбирая для него среду обитания, очень важно интересоваться не только уровнем преподавания, но, может быть, в первую очередь – нравственным климатом в школе. Ведь старшеклассники для младших – это своего рода маяки. И от того, какой пример будет у малышей перед глазами, зависит и та среда, на которую впоследствии будет ориентироваться ваш ребенок.
И все-таки главное зависит от семьи. Наше влияние на детей огромно, даже в том возрасте, когда они, казалось бы, во всем нам перечат и все делают наперекор. Это перед нами подростки стараются выглядеть гордыми и независимыми, а прислушайтесь к их разговорам со сверстниками, и вы с удивлением услышите…свои собственные доводы – те самые, которые еще вчера с таким пылом отвергались юными бунтовщиками! Поэтому родителям так важно не опускать руки и не настраиваться заранее на поражение…
Чем старше становится ребенок, тем больше для него начинают значить друзья, компания – это естественно. Но что нам мешает постараться поближе познакомиться с его приятелями? Наркологи, с которыми мне доводилось беседовать, в один голос говорили, что сейчас не стоит поощрять прогулки подростка во дворе или по улицам. В отличие от недавнего прошлого сегодня это небезопасно и из-за сильно возросшей уличной преступности, и из-за угрозы наркомании. С друзьями лучше общаться дома, под ненавязчивым присмотром взрослых. Создайте ему соответствующие условия, займите его свободное время какими-нибудь секциями или кружками. В любом случае, вы обязательно должны знать, где и с кем ваш ребенок. Ничто не сможет оградить его от опасности надежнее, чем заботливая, сплоченная семья, уделяющая большое внимание нравственному воспитанию ребенка.
Родителей всегда волнует вопрос: кто попадает в группу риска. Существует следующая градация:
а) Прежде всего те дети и подростки, которым недостает в семье теплоты, ласки, понимания. Чаще всего беда настигает те семьи, где взрослые слишком заняты или поглощены собственными проблемами, а с ребенком общаются только сухо, формально.
Совет. Нарушенный эмоциональный контакт проще восстановить, пока ребенок еще не вступил в переходный возраст. Если же ситуация запущена и сами вы не справляетесь, стоит обратиться к психологу.
б) По наблюдениям многих специалистов, среди наркоманов практически нет ребят с нормальной самооценкой – у всех она занижена. Взрослые часто фиксируются на детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится». А страдает при этом самооценка.
Совет. Почаще хвалите ребенка, говорите ему о своей любви, давайте понять, какие у него сильные стороны, и тактично, не унижая, помогайте справиться с недостатками.
в) В группу риска нередко попадают ребята с авантюрным складом характера. Этакие юные пассионарии, которым довольно рано становится тесно в стенах родительского дома. Чаще это бывают мальчики.
Совет. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Тут надо направить жажду приключений в позитивное русло: записать подростка в какой-нибудь туристический клуб, в кадеты, в спортивную секцию и т. п.
г) Повышенно уязвимы дети с теми или иными психическими отклонениями, эмоционально неустойчивые и возбудимые.
Совет. В этом случае необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.
д) Наркоманами нередко становятся ребята-конформисты, повышенно внушаемые, легко попадающие под чужое влияние. Такие дети с младых ногтей бывают не ведущими, а ведомыми. Они часто дружат с властными, даже деспотичными детьми, покорно выполняя все их прихоти.
Совет. У такого ребенка нужно стараться повысить психологическую сопротивляемость, но при этом как можно дольше не выпускать его из-под влияния семьи.
III. Заключительная часть собрания. Подведение итогов.
Учитель. Вот и подошел к концу наш трудный разговор об очень непростых вопросах. Мне очень хочется, чтобы у вас все получилось и жизнь в семьях была счастливой и безоблачной. Верьте в доброе и сейте вокруг себя радость и удачу. Именно так делал герой рассказа К. Г. Паустовского «Приточная трава». (см. Приложение 2.)
Желаю вам найти свою приточную траву.
приложения
Приложение 1
Тест «Дети и наркотики»
Большинство родителей (около 90 %) обнаруживают наркотическую зависимость своих детей слишком поздно – спустя 1,5–2 года после того, как был попробован первый наркотик. 85 % взрослых испытывают от этого шок. Этот тест поможет вам сориентироваться в проблемах ваших детей, рассеять тревоги и, возможно, предотвратить беду. Если же вы обнаружили более 10 симптомов у своего ребенка, а суммарная оценка превышает 2000 баллов, существует необходимость обратиться за консультацией к специалистам.
№ п/п Обнаруживали ли вы у ребенка? Баллы
1 2 3
1 Снижение успеваемости в школе в течение последнего года 50
2 Резкое снижение успеваемости 100
3 Неспособность ребенка рассказать родителям о том, как протекает общественная жизнь в школе 50
4 Утаивание вызовов родителей в школу 50
5 Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным занятиям 50
6 Сообщения педагогов или соучеников о прогулах уроков, драках, воровстве 50
7 Задержание в связи с вождением автомототранспорта в состоянии опьянения 100
8 Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п. 100
9 Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением и сбытом наркотиков 100
10 Другие противоправные действия, совершенные в состоянии опьянения, включая алкогольное100
11 Совершение краж 100
12 Пропажу из дома денег, ценностей, книг, одеж-ды и т. д. 100
13 Частое выспрашивание денег у родителей и родственников 50
14 Продажу одежды, пластинок, кассет и т. д. 50
15 Наличие значительных сумм денег из непонятного источника 300
16 Частую, непредсказуемую, резкую смену настроения 50
17 Снижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям 50
18 Самоизоляцию, уход от участия в семейных событиях 50
19 Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей 50
20 Нарастающую лживость 100
21 Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения 50
22 Избегание общения с домашним окружением 50
23 Гневливость, агрессивность, вспыльчивость, немотивированную грубость 100
24 Нарастающее безразличие, безынициативность, потерю энтузиазма 100
25 Высказывания о бессмысленности жизни 100
26 Общие психологические изменения: нарушение памяти, неспособность мыслить логически 100
27 Частые простудные заболевания 50
28 Потерю аппетита, похудание 50
29 Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды 100
30 Внешний вид нездорового человека, бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов 300
31 Частые синяки, порезы, не находящие удовлетворительного объяснения: «Просто упал» 50
32 Появление татуировок, следов от ожогов сигаретой, порезов на предплечьях 100
33 Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергичностью 100
34 Утверждение подростком своего права на употребление спиртного, наркотиков 300
35 Частый запах спиртного или появления запаха гашиша на одежде 300
36 Чрезмерно расширенные, суженные зрачки 200
37 Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения 300
38 Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей300
39 Наличие неизвестных таблеток, порошков, смолы, травы и т. п. – в особенности, когда эти вещи скрываются 300
40 Пренебрежение к домашним правилам 50
41 Незаинтересованность в домашних делах 50
42 Безучастность к семейным торжествам 50
43 Нарастающую напряженность в семейных взаимоотношениях 50
44 Стремление не ночевать дома 100
45 Скрытность 50
Приложение 2
На поляне около лесной опушки я увидел синие цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой.
Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх.
На полевой дороге мне попались навстречу две деревенских девушки. Они шли, должно быть, издалека. Пыльные туфли, связанные тесемками, висели у них через плечо. Они о чем-то болтали, смеялись, но, увидев меня, тотчас замолкли, торопливо поправили под платочками светлые волосы и сердито поджали губы.
Почему-то всегда бывает обидно, когда вот такие загорелые, сероглазые и смешливые девушки, увидев тебя, сразу же напускают на себя суровость. И еще обиднее, когда, разминувшись с ними, услышишь за спиной сдержанный смех.
Я уже был готов обидеться, но, поравнявшись со мной, девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся. Что может быть лучше этой неожиданной девичьей улыбки на глухой полевой дороге, когда в синей глубине глаз вдруг появляется влажный ласковый блеск и ты стоишь, удивленный, будто перед тобой сразу расцвел всеми своими сияющими цветами, весь в брызгах и пахучей прелести, куст жимолости или боярышника?
– Спасибо вам, – сказали мне девушки.
– За что?
– За то, что вы нам повстречались с этими цветами.
Девушки вдруг бросились бежать, но на бегу несколько раз оглядывались и, смеясь, ласково кричали мне одни и те же слова:
– Спасибо вам! Спасибо!
Я решил, что девушки развеселились и шутят надо мной. Но в этом маленьком случае на полевой дороге все же было что-то таинственное, удивительное, чего я не мог понять.
На околице деревни мне встретилась торопливая чистенькая старушка. Она тащила на веревке дымчатую козу. Увидев меня, старушка остановилась, всплеснула руками, выпустила козу и запела:
– Ой, милок! И до чего ж это чудесно, что ты мне встретился на пути. Уж и не знаю, как мне тебя благодарить.
– За что же меня благодарить, бабушка? – спросил я.
– Ишь притворенный, – ответила старушка и хитро покачала головой. – Уж будто ты и не знаешь! Сказать этого я тебе не могу, нельзя говорить. Ты иди своей дорогой и не торопись, чтобы тебе встрелось побольше людей.
Только в деревне загадка наконец разъяснилась. Раскрыл ее мне председатель сельсовета Иван Карпович – человек строгий и деловой, но имевший склонность к краеведению и историческим изысканиям, как он выражался, «в масштабах своего района».
– Это вы нашли редкий цветок, – сказал он мне. – Называется «Приточная трава». Есть такое поверье – да вот не знаю, стоит ли его разоблачать? – будто этот цветок приносит девушкам счастливую любовь, а пожилым людям – спокойную старость. И вообще – счастье.
Иван Карпович засмеялся:
– Вот и мне вы попались навстречу с «приточной травой». Пожалуй, будет и мне удача в моей работе.
Паустовский К. Г. «Приточная трава»
Приложение 3
Об этом стоит задуматься…
Чтобы привыкнуть к курению, ребенку хватает всего семи сигарет (или, по данным ученых из США, двух дней).
Результаты исследования тревожны: уже 38% курящих детей имеют выраженную никотиновую зависимость. Курить дети начинают обычно в двенадцать с небольшим лет, при этом ежедневно курят 7,5% , свыше 17 % – несколько раз в неделю, а «балуются» – примерно треть школьников. Самое тревожное в этом «баловстве» то, что уже при выкуривании семи сигарет в месяц у детей наблюдаются симптомы табакозависимости.
В российских крупных городах среди учащихся 8–11 классов курят приблизительно 45 % мальчиков и 28 % девочек. При одной из проверок состояния здоровья 112 старшеклассников одной из московских школ со стажем курения 3–5 лет обнаружено, что 75 % из них имеют по два хронических заболевания (органы дыхания и пищеварения), а остальные – по одному заболеванию. И еще одно, о чем говорит статистика: начиная курить, дети, как, правило, снижают успеваемость в школе.
Большинство россиян начинают курить еще до того, как заканчивают школу. Данные российской статистики подтверждают: если человек не закурил в школе, в большинстве случаев он не закурит уже никогда.
Начиная курить, дети подражают родителям или родственникам. Однако ребенок и в некурящей семье от вредной привычки не застрахован: 52 % случаев подросткового курения возникли после просмотра фильмов, где главные герои не выпускают из рук сигарету.
В школе, семье опасно и «пассивное» курение: табачный дым, не проходящий через сигаретный фильтр и попадающий в окружающую среду, содержит не менее 200 ядовитых веществ. Кстати, дым от сигареты действует на окружающих в радиусе не менее десяти метров.
Пассивное курение действует на умственное развитие.
Жевательные резинки в форме сигарет, приучают детей к курению. Такой вывод сделали американские ученые Университета Рочестера. Если Вашему ребенку нравится именно такой вид жвачки, то, скорее всего, во взрослой жизни он тоже будет курить.
Посредством опроса примерно 26 тысяч взрослых американцев выяснено, что среди тех, кто в детском и подростковом возрасте выбирал «детские жевательные сигареты», никогда не курили впоследствии лишь 14% опрошенных, а 22 % курят сегодня и курили в прошлом. В то время из тех, кто никогда не жевал подобные «сигареты» в детстве, как раз 22 % никогда и не курили, и лишь 12 % ныне являются сейчас или некогда были курильщиками.
Пассивное курение действует на умственное развитие. По данным специального исследования, проведенного учеными из American Academy of Pediatrics, оказалось, что дети, подверженные пассивному курению, отстают от своих сверстников в умственном и психическом развитии. Степень развития оценивали по способности чтения вслух на скорость, решения задач по математике и логике.
Ученые обнаружили, что индекс IQ у детей, не подверженных дыму, в среднем на 7 пунктов выше, они быстрее и лучше читают и справляются с математикой по стандартным школьным тестам, у них также более развито логическое мышление, мотивация поступков и их целесообразность. Даже учтя влияние на интеллект ребенка таких факторов, как расовая принадлежность, доходы семьи и образование родителей, выяснилось, что пассивное курение занимает не последнее место по отрицательному влиянию на детский ум.
По данным American Lung Association, в табачном дыму, который попадает в окружающую среду, не проходя через сигаретный фильтр, содержится более 200 ядовитых веществ, 69 из которых могут вызывать рак. Большинство курильщиков знают, что курение вредно для них, а задумываются ли они, насколько оно вредно для окружающих? По степени вредности для мозга ребенка табачный дым сопоставим со свинцом, и приводит к маловесности и врожденным заболеваниям.
Исследователи не раз указывали на связь курения в кино с тем, что дети начинают баловаться табаком. Однако результаты последнего изучения, как никогда прежде, доказали, что дымящие кинозвезды виноваты в подростковом курении.
В результате исследований американские ученые, занимающиеся данной проблемой, пришли к выводу, что кино можно смело приписать 52% случаев начала подросткового курения, то есть примерно половина из этих закуривших 259 человек «вдохновилась» именно дымом на экране. Особое влияние курения в фильмах было отмечено на детей некурящих родителей.
Если ребенок видит курение на экране, вероятность того, что он пристрастится к табаку, вырастает в 3–4 раза.
Результаты исследования были опубликованы авторитетным медицинским журналом The Lancet.