Технологическая карта урока по теме Стыд и вина ОРКСЭ


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Тищенко Наталья Владимировна

Район
Краснозерский район

Место работы
МКОУ Половинская СОШ

Должность
Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль
Основы светской этики

УМК
Школа России

Тема урока
Стыд, вина и извинение

Тип урока
Изучение нового материала

Цель, задачи
Цель. Воспитывать чувств доброты, совестливости, отзывчивости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению другого человека.
Задачи: 1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.
3. Уважительное отношение к окружающим.

Необходимое оборудование
Проектор, экран, компьютер

Дидактическое обеспечение
Учебник, листки-свитки, толковый словарь, тексты, «Корзина ситуаций»,карточки: солнышко, облако, солнышко и тучка, тетрадь, «древо мудрости», листочки


Планируемые результаты урока

личностные
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


предметные
формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе


метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
формирование умения ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом;
овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу и находить способы ее осуществления;
формирование умений планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия с учётом поставленной учебной задачи;
овладение способами адекватной ретроспективной оценки;
овладение логическими действиями сравнения ,обобщения, установления ,аналогий и причинно- следственных связей, построение рассуждений;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*



Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Учебник «Основы светской этики», Коллектив авторов, издательство «Просвещение», 2012год

Дополнительная
Толковый словарь русского языка

Интернет-ресурсы


ЭОРы
Песня «Родная песенка»




План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Активизация деятельности детей, мотивация к дальнейшей работе.
-Друзья мои, приветствовали ли вы сегодня друг друга? Предлагаю вам еще раз поздороваться так, как будто мы давно не виделись, соскучились и очень рады встрече (Для приветствия образуем два круга с одинаковым количеством детей. Внешний круг стоит на месте, а внутренний двигается по часовой стрелке до тех пор ,пока дети со всеми не поздороваются .Упражнение выполняется 3-5 раз.)
-Друзья мои, вы молодцы!
-Я рада, что у вас все отлично получилось!
-Здравствуй друг! (Дети в паре подают друг другу руки)
- Как ты тут? ( Хлопают друг друга по плечу)
-Я скучал(Прикладывают руки к сердцу)
-Ты пришел! (Разводит руки в сторону)
-Хорошо! (Пары обнимаются)
Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
-Вспомните «золотое правило» нравственности.
- А что чувствует человек, который совершил зло, нехороший поступок?
- Посмотрите внимательно на смайлики, связанные с темой нашего занятия. Слайд 2
-Какие чувства они передают?
- Предположите тему урока.
- Сформулируйте цель урока.
-Итак, мы должны помочь друг другу понять, что такое стыд, вина, найти способы избавления от этих чувств.

Работа в парах
«Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Стыд, вину, огорчение, грусть, тяжесть на душе.
Включаются в урок. Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют цели

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
1) Пофантазируем.
- Представьте, что мы попали на планету, жители которой не знают, что такое стыд. Как вы объясните им это?
2) Составление свитка.
-Составим свиток. Запишите свои предположения по очереди. Не забывайте закручивать свиток.
-Прочитайте свитки в группах.

Работа в группах
Листы-свитки для каждой группы
Дети задумываются, делают индивидуальные предположения в письменной форме.
Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
1)Проверим наши предположения.
-Где мы можем узнать точное определение понятия «стыд»?
-Зачитайте определение.
-Сравните с теми, которые вы составили сами на свитках. Какое ваше предположение оказалось точнее?
2)Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы его понимаете? Слайд 3.
3)Определение понятия «стыд».
Слайд 4.
4)Чтение текста учебника с.45

- Сделать пометки на полях:
«+» - знаю
«Н» - новое
«?» - не понятно
«-« - думаю иначе
(Прием «инсерт»)
- О чем прочитали?
- Что нового определили для себя из текста?
Работа с репродукцией. Слайд 5
-Что выражает взгляд матери?
- Что выражает взгляд сестры
- Кто является главным героем?
- Какие чувства испытывает мальчик?
- Как вы думаете, почему?
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
-Мальчику самому тяжело на душе? Он жалеет, что получил двойку?
-Значит, он стыдится двойки и перед родными, и чувствует вину перед самим собой за свою неудачу в учёбе.
7)Проблемный вопрос
-Стыд и вина – это одно и тоже? Какое главное различие между ними?

-Попробуйте найти ответ из текста, который лежит у вас на столах.
«Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина – ответственность перед собой».
Извинение- избавление от чувства, вины перед человеком, которого обидели.
( Знакомство с понятиями: стыд, вина, извинение)Слайд 6-7
Физминутка

Игра «Говорящие позы»
(игра проводится в тишине)
-Я буду называть чувства, а вы, молча, изображать их с помощью своего тела, лица.

Радость
Удивление
Уверенность
Сожаление
Вина
Стыд
Прощение
Дружелюбие

Работа со словарями (дополнительный источник знаний)
Сравнивают, обсуждают в группе.











Учащиеся работают с текстом учебника, делая пометки на полях.







Рассматривают репродукцию, высказываются.


-Чувство стыда испытывает мальчик. Он принёс из школы двойку. Ему стыдно перед мамой и сестрёнкой, братом.





Задумываются. Высказывают гипотезы.

Читают текст, делают пометки.

Называют различия.

















Поднимаются из-за столов. Показывают знак дружбы (руки скрещены над центром стола)


Коммуникативные
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга., а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)
Познавательные
поиск и выделение необходимой информации; применение методов -
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Регулятивные
(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)


































Называют различия.








Приём здоровьеформирующей технологии (развитие эмоциональной сферы, экспрессии рук, позы, мимики, внутренне раскрепощение)









5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.
-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?
-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?
-Что значит прощать других людей?
Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?
- Почему важно прощать других?
Вывод. Работа по схеме: Слайд 8
Расположите слова по порядку
- Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.
-Стыд- ответственность перед людьми.
- Вина- ответственность перед собой.
- После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.
- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.
- Когда человек извиняется, наступает прощение.
Деятельность учителя
Работа над этикетными словами.
Слайд 9
-Ребята, когда принято извиняться?
- Какие слова можно сказать извиняясь?
А теперь давайте рассмотрим
- 5 шагов к правильному извинению
Комментирование учителя
Делайте это искренне.
Не оправдывайте свои действия.
Примите обязательство измениться.
Выражайте свои извинения осторожно.
Будьте готовы к неловкости и неудобству.

    Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.     Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.     говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».     Будьте искренними.     Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

Что ещё важно помнить при извинении? Слайд 10
- Извиняться надо чаще это своеобразная культура общения.
- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите «извиняюсь».
- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия это и будет его ответом на ваше извинение.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды?  (Чтение последнего абзаца учебника).
-Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.


Заслушиваются примеры учащихся.
-Испытываем чувство вины.
-Признать свою вину, извиниться.
-Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.
-Извиниться перед тем, кого обидел.

-Его тоже будут прощать.
Составляют схему с комментированием.




















Читают по очереди.

Делайте это искренне.

Не оправдывайте свои действия.




Примите обязательство измениться

Выражайте свои извинения осторожно.

Будьте готовы к неловкости и неудобству.





Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.









Коммуникативные
(учебное сотрудничество)
Регулятивные
оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено
(Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер: мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений).
Познавательные
подведение под понятие


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Упражнение «Корзина ситуаций»
В этой корзине много ситуаций. Мы попробуем найти выход из них. Дети по желанию выбирают ситуации, обсуждают в группе или в парах и проигрывают их. Остальные группы поднимают одну из трех карточек:
1 карточка – “солнышко” - согласны, поступили бы также.
2 карточка – “облако” - не согласны, так не поступили бы.
3 карточка – “солнышко и тучка” - согласны, но добавили бы ещё кое-что. Ребята могут прокомментировать свое мнение
1 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
2 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
3 ситуация. Марина опоздала на урок.
4 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.
5 ситуация. Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у одноклассницы.

Участники групп выбирают ситуацию, обсуждают, защищают свою позицию.
Участники других групп слушают, высказывают своё согласие или несогласие с пояснением.

Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил
Познавательные -презентационные Представлять информацию

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Работа над способами извинения (этикетные слова, 6 шагов к извинению) Слайд 11 -12
-Ребята, когда принято извиняться?
- Какие слова можно сказать извиняясь? Существуют ли какие-нибудь правила для извинений?
-У вас на столах лежат листы разными правилами и вариантами извинений. Выберите те, которые подходят для вежливого извинения. Те слова, которые помогут освободиться от вины. Вырежьте их и наклейте на общий листок, правила – на верхнюю часть листа, а слова для извинения – на нижнюю часть.

-А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.
-Мы можем пользоваться нашим кластером в школьной жизни?

Коллективный кластер
Обсуждают правила и варианты извинений в группах, выбирают и вырезают нужные, наклеивают на общий лист. Затем листы соединяются в коллективный кластер на магнитной доске.

Звучит музыка «Родная песенка»
Регулятивные
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено
Личностные
(Развиваются личностные УУД, поскольку задания направлены на осознание смысла, закрепления навыков дружеского общения)


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Слайд 13 Игра «Доскажи словечко»
-Легче на душе становится, когда тебя .
-Прощение дает нам свободу от чувства
-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокау.).

2. Работа в группах. Слайд.14 Составление пословиц и объяснение их.
-Доброму человеку бывает стыдно
-Стыд и честь  как платье: чем больше потрёпаны
-Стыд перед людьми  хорошее чувство
-Когда человек краснеет
-Нет стыда признаться человеку
3. Синквейн. Работа в тетради
Подберите к теме урока 1слово – существительное (совесть, стыд,)
2 слова- прилагательные ( спокойная, неспокойная, чистая, незапятнанная,),
3 слова- глаголы ( заговорила, молчит, проснулась, грызёт, заела, успокоилась, жить),
предложение или фразу 7-8 слов






прощают
вины


обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору


но лучше всего стыд перед  самим  собой
-начинается его более благородное я
-в своей ошибке
-даже перед собакой
-тем беспечнее к ним относишься






Совесть
Чистая, лёгкая.
Иметь, поступать, жить.
Жить по совести и трудиться на совесть.

Стыд
Горький, жалкий
Жить, поступать, переживать, гореть.
Живи честно всегда, не сгоришь от стыда.




Личностные
Ценить и принимать базовые ценности: «стыд», «вина» «извинение»,
Коммуникативные
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Регулятивные
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Урок подходит к концу. Подведём итог. Поможет нам «Древо мудрости»
-Продолжите фразу и запишите на листочке «Сегодняшнее занятие научило меня ».
Зачитывает 2-3 фразы. Слайд 15
Слайд 16
Просите прощения! Прощайте! Будьте великодушными


На доске изображение «древа мудрости», листочки с липким краем.
Записывают на листочках свои мнения.



Личностные
нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные
самовыражение
Регулятивные
самооценка










КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ повышения квалификации ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



ГАОУ ДПО НСО Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Лђ Заголовок 5 Заголовок 715