Творческий проект на тему «Изделия в технике канзаши».


Муниципальное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 х. Андрей-Курган
Творческий проект
на тему
«Изделия в технике канзаши»
Выполнили:
ученики 7класса
руководитель:
учитель Лазарь Г.П.
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
стр
TOC \o "1-1" \h \z \u 1.Обоснование возникшей проблемы и потребности PAGEREF _Toc405842851 \h 32.История техники «канзаши» PAGEREF _Toc405842852 \h 53.Особенности техники «канзаши» PAGEREF _Toc405842853 \h 84.Инструменты и материалы PAGEREF _Toc405842854 \h 95.Организация рабочего места PAGEREF _Toc405842855 \h 106.Техника безопасности при выполнении работ PAGEREF _Toc405842856 \h 117.Технологическая последовательность изготовления изделия PAGEREF _Toc405842857 \h 138.Экономическое обоснование PAGEREF _Toc405842858 \h 159.Эколого-экономическое обоснование PAGEREF _Toc405842859 \h 1610.Самооценка PAGEREF _Toc405842860 \h 1711.Реклама PAGEREF _Toc405842861 \h 18Список используемой литературы PAGEREF _Toc405842862 \h 19Приложение PAGEREF _Toc405842863 \h 20
Обоснование возникшей проблемы и потребности-121285167005 Украшать себя, свой дом, свой мир свойственно любому человеку.
Рукоделие появилось во времена зарождения цивилизаций. Человек, для того что бы защититься, укрыться вынужден был создать первые образцы ручного творчества. Позднее развиваясь и меняясь в зависимости от условий окружающей среды, ручное творчество начало становиться частью искусства, отражать культурные ценности общества и стало традицией.
Заниматься творчеством сегодня интересно и модно. Куда ни глянь, каждый второй шьет, вышивает, клеит и мастерит. Незаметно сам соблазняешься сделать что-нибудь красивое и желательно полезное.
На данный момент актуальны и пользуются большим спросом эксклюзивные изделия. Начинаешь изучать ассортимент магазинов, и понимаешь: вязать сложно, вышивать долго, рисовать не каждый умеет, да и фантазии маловато. Наряду с использованием традиционных техник, прослеживается стремление к новым решениям.
К удовольствию рукодельниц техникой «канзаши» может овладеть каждый, потому что она не требует специальных навыков, как, например, вязание.
Тема проекта, несомненно, актуальна. Изготовление украшений своими руками сейчас на пике популярности. Создавая бижутерию своими руками, мы уже не задумываемся, что, например,  ручные и ножные браслеты, серьги и кольца, в определённый  период  выполняли роль оберегов и  амулетов. Культовый предмет постепенно превратился в украшение.
Для проекта мы решили изготовить оригинальные украшения в технике «канзаши».
Достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки. «Канзаши» доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине.
Цель проекта:
Узнать историю возникновения техники «канзаши»;
Научиться четко выполнять лепестки в технике;
Изготовить украшения.
Для достижения цели намечены следующие задачи:
Расширить представления о новых видах декоративно-прикладного искусства;
исследовать источники информации литературных данных об истории создания техники «канзаши»;
освоить технические условия и приёмы выполнения «канзаши»;

История техники «канзаши»-159385167640
Родина этой техники - Япония. Искусству «канзаши» около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого они использовали, прежде всего, шпильки. Именно этот парикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству.
"Кандзаси (яп. 簪?, в транскрипции ромадзи — kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси».)— женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно."
В национальных женских прическах использовали несколько типов шпилек. Это хира-учи (шпилька с круглым плоским украшением), тама-канзаши (украшенные шариком), раздвоенная шпилька ешичо и цумами-канзаши (хана-канзаши) – шпилька, украшенная шелковым цветком.
Такие украшения сохраняли свою значимость вплоть до середины двадцатого века. Они были не просто модным украшением, но также имели символическое значение. Так, например, по прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.


3996690486410Для каждого времени года изготовлялись специальные сезонные украшения:
для весны – цветы сливы, персика и сакуры;
208915250190
для лета – гортензия и гвоздика;
2199005102870
для осени – хризантема и кленовые листья;
8191557150
для зимы – украшения в виде бамбука, сосны, побегов риса.

Отдельные мероприятия или события (например, свадьба) также подразумевали присутствие в женских прическах особенных хана канзаши.
Вообще это украшение было и остается незаменимым атрибутом национального японского женского костюма. Даже в современной Японии женщины, надевающие кимоно, обязательно носят и классические канзаши.
А уж наряд японской невесты даже в европейском варианте обязательно будет иметь столь изысканное и роскошное украшение. Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство цумами канзаши становится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран и континентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительным сочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.
Конечно, мы очень осовременили канзаши, сейчас оно не используется по прямому назначению, не несет тайного смысла, да и цветы у нас далеко не те, что у японцев. Но, тем не менее, основы те же, и красота и великолепие остаются!
Более того, я думаю, что надень мы канзаши в том виде, в каком его носят японки, нас бы не поняли в нашем городе менталитет у нас другой, традиции у нас другие, культура у нас другая...
Поэтому пришлось осовременить и намного упростить канзаши, оставив единичные цветки. Но менее прекрасными это их не делает.

Особенности техники «канзаши» Если в традиционном оригами используется бумага, то для канзаши – ткань (в классическом исполнении – натуральный шелк). В основе техники – складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков.
Именно из таких лепестков составляются столь изысканные и разнообразные украшения, которыми удивляют японские мастерицы. Это могут быть маленькие простые пятилепестковые цветочки, могут быть более сложные многоярусные цветы из десятков лепестков (по типу хризантемы), могут быть целые каскадные украшения из цветочных композиций и подвесок. Самое удивительное, что в основе всей этой красоты лежит один единственный прием – сворачивание (цумами).

Инструменты и материалы Инструментов и материалов эта техника также требует самый минимум. Нам понадобятся лишь:
атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
ножницы;
зажигалка или свечка;
пинцет;
клей "Момент-кристалл" или "Супер-момент" (в маленьком тюбике) и клеевой (горячий) пистолет;
длинная и нетолстая игла, минимум 5-7 см;
нитки;
бусины и стразы, бисер.
Стоит отметить, что в классической технике канзаши используется только натуральный шелк и рисовый клей. Учитывая высокую стоимость этих материалов и ценность ручной работы, можно предположить, сколько стоят настоящие японские канзаши.
Однако, техника эта весьма демократична. Современные украшения изготавливаются из различных видов ткани и с использованием любых синтетических клеев. Главное – подойти к этому занятию творчески, и тогда превосходный результат не заставит себя ждать.

Организация рабочего местаКаждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.
Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса учащихся вызывает у них преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т т.д. Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия: 1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо. 2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость. 3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол. 4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол. 5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см. 6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно). 7. После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место: детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.

Техника безопасности при выполнении работТехника безопасности при работе с тканью:
Рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.
Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.
Техника безопасности при работе с выжигательным прибором:
Все детали своей работы держите под рукой, чтобы не обжечься от свечки.
Будьте внимательны, не размахивайте горячей иглой.
Для того чтобы рука не уставала, делайте гимнастику для рук.
Техника безопасности при работе с клеевым пистолетом:
заряженный стержнем термоклеевой пистолет вставляем в розетку и нагреваем, трогать его, нажимать на кнопки и т.д. не нужно, пусть греется необходимое время (5-15 минут, в зависимоти от пистолета).
когда клей разогрелся и стал жидким, подносим термоклеевой пистолет к рабочей поверхности и начинаем работу. 
самое неприятное, что может быть в термоклеевом пистолете - это кончик, раскаленная насадка, откуда вытекает клей. Трогать эту часть пистолета не нужно, можно получить ожог. Будьте внимательны! Клей внутри пистолета разогревается до очень высокой температуры, поэтому работать с ним нужно осторожно, чтобы случайно не обжечься.


Технологическая последовательность изготовления изделияИзготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков - острый и круглый. На их основе делается большинство хана-канзаши, которыми поражают мир японские мастера. (Приложение)
 Для украшения ободка я изготовила хризантему.
Делаем заготовки:
Из атласной ленты красного цвета делаем 10 заготовок 5 на 7 см.
2. Изготавливаем лепестки.
3. Из картона вырезаем кружок – основу для цветка и обтягиваем его атласной лентой.
4. Заготовленные лепестки крепим на термоклей к основе и украшаем серединку.
5. С помощью термоклея цветок прикрепляем к ободку.
Цветок для большого зажима.
Изготавливаем 10 острых двухцветных лепестков.
Изготавливаем 10 острых маленьких белых лепестков.
Изготавливаем 8 листочков из красной атласной ленты.
Из картона вырезаем кружок – основу для цветка и обтягиваем его атласной лентой. Заготовленные острые листочки крепим на термоклей к основе, затем прикрепляем уже собранный заранее цветок, украшаем серединку бусиной, а на листочки приклеиваем пайетки.
С помощью термоклея цветок прикрепляем к зажиму.


Роза - пион.
1. Изготавливаем 28 круглых двухцветных лепестков и 6 круглых двухцветных лепестков поменьше из расчета на два зажима.
2. Весь цветок склеиваю на термоклей. Первый ряд из 7 лепестков и крепим на него второй ряд из 7 лепестков. И также приклеиваем третий ряд из 3 лепесточков.
3. Из картона вырезаем кружок – основу для цветка и обтягиваем его атласной лентой.
4. Заготовленные цветок крепим на термоклей к основе и украшаем серединку.
5. С помощью термоклея цветок прикрепляем к зажиму.
Цветочки из острых лепестков
Изготавливаем 12 острых двухцветных лепестков.
Изготавливаем 24 острых маленьких лепестков.
Из картона вырезаем кружок – основу для цветка и обтягиваем его атласной лентой. Заготовленные лепестки крепим на термоклей к основе, украшаем серединку бусинами.
С помощью термоклея цветок прикрепляем к резинке.
Роза
Из атласной ленты изготавливаем 2 розы из 15 лепестков.
Из атласной ленты изготавливаем 10 листочков.
Берем заколку «Краб» и с помощью термоклея сначала прикрепляем к заколке листочки, а затем розы с обеих сторон, украшаем стразами.


Материалы и инструменты Необходимое количество Цена Стоимость
Атласные ленты разных цветов (9 цветов) 5 метров 7 руб. 35 руб.
Стразы 5 шт. 1 руб. 5 руб.
Клей «Момент» 1 шт. 46 руб. 46 руб.
Атласные ленты
пинцет,
зажигалка,
булавка,
бусинки и бисеринки,
ножницы,
карандаш,
линейка,
свечки,
ИТОГО: 496 рублей 13 шт.
1шт.
1 шт.
1 шт.
8шт./18шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
400руб
-
-
-
-
-
-
-
50 руб
400руб
-
-
-
-
-
-
-
50 руб
Экономическое обоснование
Экологическое обоснованиеИзготовление цветов несложно и увлекательно. Этот вид рукоделия не требует специально оборудованного рабочего места и больших затрат. Но в тоже время требует много терпения. Технология канзаши не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Для изготовления украшений я использовала материалы изготовленные из экологически чистого сырья.

Самооценка Канзаши имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия - во все времена оно будет модно.
Выполнив данный проект, убедились, что нет ничего невозможного. Работая в данной технике впервые, мы смогли создать неплохой, оригинальный комплект цветов, освоив и закрепив приемы изготовления лепестков, узнали много нового и интересного.
Любой творческий проект дает возможность для раскрытия способностей.
Результат полностью оправдал наши ожидания. Нам очень понравился внешний вид работы, цветовое решение.

Реклама

Список используемой литературыВ.Д.Симоненко. Технология. Обслуживающий труд. 5-9 класс – М: Вентана - Граф, 2010
http://stranamasterov.ru/
http://mastera-rukodeliya.ru/
http://www.zlatoshveika.com/
http://www.magic-dom.ru сайт «Домашняя волшебница»
http://stranamasterov.ru сайт «Страна мастеров»
Приложение