Презентация по литературе Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя. Сказ Левша


Электронный ресурс подготовлен учителем русского языка и литературыГришиной О.А.МБОУ «Школа №106» г.Н.Новгорода


Николай Семёнович Лесков родился 4 (16) февраля 1831, в селе Горохово Орловской губернии, ныне Орловской области— 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург



Его называли самым национальным из писателей России: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть» Первоначальное образование Лесков Николай Семенович получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова.
В деревне Лесков Николай Семенович сошелся с крестьянскими детьми, до "мельчайших подробностей«узнал "простонародный быт". Детские воспоминания дали ему материал для рассказов "Несмертельный Голован" (1879), "Пугало" (1885).


С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты - жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. rr Творчество Лескова, можно сказать, не знает социальных границ. Он выводит в своих произведениях людей самых разных сословий и кругов: и помещиков - от богачей до полунищих, и чиновников всех мастей - от министра до квартального, и духовенство - монастырское и приходское - от митрополита до дьячка, и военных разных рангов и родов оружия, и крестьян, и выходцев из крестьянства - солдат, мастеровых и всякий рабочий люд. Лесков охотно показывает разных представителей национальностей тогдашней России: украинцев, якутов, евреев, цыган, поляков...



По достоинству Лескова-художника оценили только в 20 веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева, опера Д. Д. Шостаковича “Катерина Измайлова”. Герои "Запечатленного ангела" - рабочие-каменщики, герой "Очарованного странника" - конюх, беглый крепостной, "Несмертельного голована" - выкупившийся из крепостной неволи владелец нескольких коров, поддерживающий существование семьи продажей молочных продуктов, "Левши" - кузнец, тульский оружейник, "Тупейного художника" - крепостной парикмахер и театральный гример, "Человека на часах" - сданный в солдаты дворовый. Рассказ у Лескова ведет то купец, то монах, то ремесленник, то отставной городничий, то бывший солдат. Каждый рассказчик говорит так, как свойственно его образованию и воспитанию, его возрасту и профессии, его понятию о себе, его желанию и возможностям произвести впечатление на слушателей. Каждый рассказчик говорит так, как свойственно его образованию и воспитанию, его возрасту и профессии, его понятию о себе, его желанию и возможностям произвести впечатление на слушателей. Такая манера придает рассказу Лескова особую живость. Язык его произведений, необычайно богатый и разнообразный, углубляет социальную и индивидуальную характеристику его героев, становится для писателя средством тонкой оценки людей и событий. Горький писал о лесковском сказе:"...Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают перед вами столь же таинственно ощутимы, физически ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом мастерства". Лесков был тяжелым человеком для своих родных, это, впрочем, случай нередкий. После его кончины остался конверт с надписью: «Прочесть немедленно после моей смерти». В бумаге, названной «Моя последняя просьба», -двенадцать пунктов. Последний гласит: «Прошу затем прощения у всех, кого я оскорбил, огорчил или кому был неприятен». Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особенным характером и складом речи Тула - старинный русский город, прославившийся своими оружейниками и самоварами найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Платов и Николай Павлович найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Платов и тульские оружейники найди в сказе строки, соответствующие иллюстрацииПлатов на досадной «укушетке» найди в сказе строки, соответствующие иллюстрацииТульские мастера за работой найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Мастера несут Платову царскую шкатулку найди в сказе строки, соответствующие иллюстрацииЛевша в государевом дворце найди в сказе строки, соответствующие иллюстрацииЛевша и император возле мелкоскопа найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Государь Александр Павлович рассматривает блоху через мелкоскоп найди в сказе строки, соответствующие иллюстрации Государь Николай Павлович рассматривает стальную блоху найди в сказе строки, соответствующие иллюстрацииГосударь и англичане найди в сказе строки, соответствующие иллюстрацииЛевша среди англичан найди в сказе строки, соответствующие иллюстрацииСмерть Левши Качества главного героя- патриотизм,- талант,- усердие,- настойчивость,- целеустремлённость,- неприхотливость,- скромность,- трудолюбие. Главная идея произведения Богата талантами Русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живётся, но для них главным всегда были любимая работа и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало. Спасибо за внимание!