план урока по рисованию на тему Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника 5класс

Тема урока в 5-м классе:
"Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"
Цели:
Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
Возрождение утерянных традиций русской культуры.
Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.
Развитие художественных склонностей и задатков.
Эпиграф к уроку:
“В человеке всё должно быть прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
(А.П.Чехов)
Ход урока
I. Организационный момент:
Преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока.
ІІ. Новый материал:
Учитель: - Ребята, тема нашего урока: “Русское народное творчество” и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.
Лекция:
Учитель: В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света.
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.
Беседа:
Учитель: - Ребята, скажите, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?
Дети: Да.
Учитель: - Правильно ребята.
Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием детский фольклор. Начиная с самого рождения, вас окружает материнская забота, любовь.
Лекция:
Учитель: Со временем ребята взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции русского народа и так же, как и их папы, мамы, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, где пели, плясали, водили хороводы.
Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр
Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. (Презентация головных уборов)
Беседа:
Учитель: - Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами слайдов.
Учитель:
Их называли:
Обруч
Перевязка
Венок
Кичка
Сорока
Позатыльник
Кокошник

Лекция:
Учитель: Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.
Народные головные уборы украшали рясны - подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)
К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов, которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.
Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: “кокош” - петух.


III. Практическая работа.
Учитель раздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из белого картона).
Объясняет, какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый, красный, оранжевый и др.).
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные).
Учитель предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников.
Кокошники имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассматриваем.
При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника.
При выборе рисунка орнамента используйте своё воображение и фантазию.
Учитель предлагает ребятам использовать цветочный орнамент, т.к. цветы – это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать – весну встречать.
Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая
Выполнение работ.
Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.
IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются.
V. Подводится итог урока:
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?
Какие формы головных уборов вы знаете?
Как украшали головные уборы?
Какой орнамент используется при изображении кокошника?