Система упражнений по русскому языку и внеклассные мероприятия, комплекс творческих заданий по воспитанию самостоятельности младших школьников.



Специфика организации учебно – воспитательного процесса в малокомплектных школах предполагает отведение большей части учебного времени на самостоятельную работу учащихся. Предполагаемые материалы помогут учителю малокомплектной школы организовать этап самостоятельной работы детей. Задания представляют собой систему упражнений по русскому языку и внеклассные мероприятия, комплекс творческих заданий по воспитанию самостоятельности младших школьников
Составитель: Новикова В. А.

Внеклассное занятие по русскому языку. Конкурс загадок о зиме.
Велико значение в обучении русскому языку в начальной школе, как на уроке, так и во внеклассной работе. Загадка развивает сообразительность и любознательность у детей, интерес к родному языку, учит мыслить, сопоставлять предметы и явления.
Конкурс вносит дух состязательности, остроумия, находчивости.
Тема: Конкурс загадок о зиме.
Цели:
. развивать речь учащихся;
. развивать мыслительные операции;
. формировать орфографическую зоркость;
. воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
. рисунки на тему « Зима»;
. плакат с кроссвордом;
. иллюстрации : заяц, медведь, лиса, снегирь, сорока;
. карточки со словами: декабрь, январь, февраль, месяц, иней, заяц, сорока.
Ход занятия
Любит русский народ зиму зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество.

Задание 1. Отгадать загадки предлагаемые учителем.
Учитель поочередно загадывает загадки командам ( « Метель» и « Снегопад»). Один ученик из команды пишет отгадку на доске, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался, о чем идет речь в загадке.
Учитель.
Ежегодно приходит к нам в гости :
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет .Ученик.
Времена года.
Учитель.
Назовите времена года. Почему зима названа седой? (Ответы детей).
Учитель.
Тройка – тройка прилетела.Скакуны в той тройке белы.А в санях сидит царица,Белокоса, белолица.Как махнула рукавом,Все покрылось серебром.
Ученик.
Зима.
Учитель.
Назовите-ка, ребятки,Месяц в этой вот загадке:Дни его – всех дней короче,Всех ночей длиннее ночи.На поля и на лугаДо весны легли снега.Только месяц наш пройдет,Мы встречаем Новый год.
Ученик.
Декабрь.
Учитель.
По каким признакам вы догадались, что это декабрь?
Щиплет уши, щиплет нос,Лезет в валенки мороз.Брызнешь воду - упадет Не вода уже, а лед.Даже птице не летится,От мороза стынет птица.Повернуло солнце к лету.Что, скажи, за месяц это?
Ученик.
Январь.
Учитель.
Дали братьям теплый дом,Чтобы жили впятером.Брат большой не согласился И отдельно поселился.
Ученик.
Варежки.
Учитель.
Скачет по лесу то взад, то вперед,Воет, гудит и деревья трясет.
Ученик.
Вьюга.
Задание 2. Отгадать загадки, предложенные командами друг другу. Команды поочередно загадывают загадки о зиме, отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений.
Зимой греет, весной тлеет, Летом пропадает, осенью оживает. (Снег).
Весит за окошком кулек ледяной.Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода).
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки).
Задание 3 (для капитанов команд). На листочках написать отгадки, приписать родственные слова, выделить корень.
Лежал, лежал, а весной в реку побежал.
(Снег – снеговик, снежок, снежинка, снегирь, подснежник.)
Невидимкой, осторожноОн является ко мне,И рисует, как художник,Он узоры на окне.
(Мороз – морозный, морозить, морозец, заморозки).
Задание 4. Отгадайте загадку, которая поможет узнать название кроссворда
Кто, угадай-ка,Седая хозяйка:Тряхнет перинки,Над миром пушинки? (Зима).
Разгадать кроссворд “Зима”:
Ученик, отгадавший загадку, вписывает слово в клетки кроссворда.
По горизонтали:
1.Он слетает белой стаейИ сверкает на лету.Он звездой прохладной таетНа ладони и во рту. (Снег).
Учитель.
С чем сравнивается снег?
2. Снег мешками валит с неба,С дом стоят сугробы снега.То бураны и метелиНа деревню налетели.По ночам мороз силен,Днем капели слышен звон.День прибавился заметно.Ну, так что за месяц это? (Февраль).
Учитель.
Почему вы решили, что это февраль?
3. Запорошило дорожки,Разукрасило окошки.Радость детям подарилаИ на санках прокатила. (Зима).
Учитель.
Какую радость подарила детям зима?
4. И не снег, и не ледА серебром деревья уберет. (Иней).
Учитель.
Приходилось ли вам видеть иней?
По вертикали:
1. Покружились звездочкиВ воздухе немножко,Сели и растаялиНа моей ладошке. (Снежинки).
Учитель.
Какой формы бывают снежинки?
5. Две курносые подружкиНе отстали друг от дружки.Обе по снегу бегут,Обе песенки поют,Обе ленты на снегуОставляют на бегу! (Лыжи).
Задание 5. Вспомнить загадки о животных и птицах зимой (отгадки записываются на доске).
Маленький, беленькийПо лесочку прыг – прыг,По снежочку тык – тык. (Заяц).
Летом бродит без дорогиМежду сосен и берез,А зимой он спит в берлоге,От мороза пряча нос. (Медведь).
Желтая хозяюшка из лесу пришла,Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса).
Бела, как снег,Черна , как уголь.Вертится, поет, как бес, И дорога – в лес. (Сорока).
Чернокрылый, красногрудый,И зимой найдет приют:Не боится он простуды –С первым снегом тут как тут! (Снегирь).
Задание 6. Сочинить загадку о зиме, о зимних явлениях, о животных и птицах зимой.
Неуклюжий, косолапыйЛетом ест малину, медА зимой сосет он лапу. (Медведь).
Белый по белому бежит.Где пробежит, там и напишет. (Заяц).
Хитрая, рыжая, быстро бежит,По следам догоняет зайчишку. (Лиса).
В заключение конкурса подведение итогов, награждение команды-победительницы: кто в команде был самым сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку? Кто оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил все орфограммы? Какие правила вспомнили, записывая слова-отгадки? (Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.) Какие слова с непроверяемым написанием вы повторили? (Декабрь, январь, февраль, иней, месяц, сорока).
Упражнения для самостоятельной работы
по русскому языку с целью проверки знаний учащихся.
Предлагаемые упражнения выполняются первоклассниками самостоятельно после изучения той или иной темы программы. Содержание текста способствует расширению детского кругозора, вызывает интерес к учению, учит мыслить, наблюдать.
Слог
Спишите предложения. В место скобок напишите те слова, в которых только один слог.
1. Мама купила (…). дыню
2. Рыбаку попался огромный (…). омуль
3. (…) домашнее животное. налим
4. (…) лиственное дерево. конь
5. (…) крупная кошка. Она охотится за зайцами и птицами. Может взбираться на деревья.
Мягкий знак ( ь)
Задание 1. Найдите в словах ошибки. При списываний предложений исправьте их.
Бабушка Дарья сказала:
- У Аллочки глазки черные как уголки.
2. Дед Илья по-стро-ил ма-лень-кую банку.
3. Су-хие деревья спилили. Остались только одни пенки.
4. Лодка села на мел.
Задание 2. Учитель читает предложения, а дети записывают только слова ответы. В левый столбик- слова, в которых 4 буквы, а в правый – слова, в которых 5букв.
Бабушке купили теплую пуховую (…).
7 – 2=(…). 3. 7 – 7=(…).
4. Леопард – хищный (…).
5. Кончилась передача « Спокойной ночи, малыши!».
6. Детям пора (…).Задание 3. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу слова.
1. Воду из прудов и канав нельзя (…). 2. На старый трухлявый (..) садиться нельзя. Здесь может быть змея.
Жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Задание 1. Спишите. В словах доктора допишите последний слог.
У маленькой Наташи силь-ная ангина. Доктор слушал больную и говорил:
- Ды… глубже. Пока… язык. Ска… « А-а-а». Пей теп-лое молоко. Завя… горло. Больше лежи. Успокойся. Скоро поп-ра-вишь-ся.
Задание 2. В данных словах подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках (слова записаны на доске). Напиши полученные слова.
Сыр (ж) Малина (ш)
Иду (щ) Липы (ш)
Пилят (щ) Пила (щ)
Люки (щ)
Учитель предупреждает детей , что среди этих слов есть три слова ( жир, пищат, щуки), в которых замена букв невозможна.
Задание 3. Спишите предложения.
Шипы имеют розы, кактусы, шиповник, крыжовник. Голубь, глухарь, журавль, снегирь, щурка, скопа- птицы. Пища щурки- насекомые. Пища скопы- рыба.
Задание 4. Переставьте в каждом слове буквы так, чтобы получилось новое слово. Напишите полученные слова.
Учитель сообщает, что среди этих слов есть слово (жабры), в котором замена буквы не дает новое слово.
Задание 5. Спишите предложения.
В природе встречаются ро-зо-вые чайки. Ос-нов-ная пища чайки - рыба. Любят лакомиться рыбой и коршуны.
Задание 6. Спишите каждую пару слов, вставляя указанные буквы ( в каждой паре слов указанная буква используется только один раз) :
а или я у или ю ы или и
т…пки л…к м…шки
ч…сть ч…к ш…шки
в…зы кл…шка
щ…вель ч…лан
фл…ги
печ…ть
п…ьцы
Учитель напоминает о том, что есть слова тапки и тяпки, вазы и вязы, флаги и фляги, пальцы и пяльцы, лук и люк, клюшка и клушка, мышки и мишки.
Далее учитель читает слова: часть, щавель, печать, чашки, Чук, чулан и шишки.
Задание 7. Спишите предложение. Вставьте пропущенное слово.
Белка начинает запасать кедровые шишки в (…) лета. ( начале, конце).
Ударные и безударные гласные
Задание 1. Спишите. Над выделенными словами поставьте знак ударения.
1. Когда ребята съели рассольник и жаркое, дежурные разлили в кружки кисель. 2. В стеклянной вазе стоят гвоздики. 3. Тетя Ганна купила замок. 4. На клубнях картофеля есть глазки.
Задание 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы и слова.
1. По океанам и (…) плавают большие корабли. 2. Во время ледохода (…) в реке бывает (…). (рекам, морям, мутная, светлая).
3. В л…су во время сильной гр…зы опасно прятаться под высоким дер…вом.
Задание 3. Спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Из последних букв каждого слова составьте слово и напишите его вместо точек.
Кирп…чи карандаш
Круг к…тенок
Катер кор…бли
Кенгуру ………..
Задание 4. Спишите текст. Допишите последнее слово, вставьте пропущенные буквы. От первого выделенного слова уберите два первых слога. Ко второму выделенному слову добавьте слог.
На елке висят фл…Ки, стек-лян-ные автобусы и ш..ры, длин-ные …пушки. На верхушке елки – яркая большая ( ... ).
Задание 5. Спишите. Допишите пропущенные буквы и слоги.
По Москве- (…) ходят катера, мо-тор-ные лодки. На ветках ольхи сидят красногрудые …гири. Рыбаку попадались жир-ные …щи. Дверь снова стала …петь.
Парные звонкие и глухие согласные.
Задание 1. Прочитайте. Спишите слова. Найдите ошибку и исправьте ее.
Репка, луг, редька, морковь, фасоль, картофель.
Задание 2.Спишите предложения. Вставьте подходящие по смыслу слова.
(…)- лист-вен-ное дерево. (..)- хищный зверь. Груздь- съедобный (..). Осенью птицы уле-та-ют на (..).
Слова для справок: дуб, лев, гриб, юг.
Задание 3. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из трех букв каждого слова составьте слово. Напиши его вместо точек.
сугро… салазки
гвоздь слезки
колхо водола…
столб …….
Задание 4. Спишите текст. Вставьте пропущенное слово.
Был гололед. Олег возвращался из школы. Мальчик поскользнулся, упал и сломал ногу.
Пришлось Олега в больницу (…). ( отвести, отвезти).
Задание 5. Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Спишите предложение.
т…рмос ше…
т…рмоз шо…
в…з жира…
в…с рука…
кр…шки зале…
кр…жки за ле…
Арбу…- это большая слад-кая яго-да.
Большая буква.
Задание 1. Прочитайте слова: Ваня, Вася, Коля. При списывании предложения изменить эти три слова, напишите их по-другому, как больше подходит по смыслу.
(…), (…), (…)- подружки.
Задание 2. К словам первого столбика добавьте букву я. К словам второго столбика добавьте букву в. Напишите вновь полученные слова.
Кол… Кольцо…
Бор… Озеро…
Лен… Перо…
Задание 3. При списывании этих предложений из выделенного первого слова получите три слова. Из других выделенных слов получите два слова.
На доске написано:
Это виктория. В школу Стасик ходит садиком. Алеша еше мал.
( Дети записывают предложения : Это Виктор и я. В школу Стасик ходит с Адиком. А Алеша еще мал.).Задание 4.Между подчеркнутыми буквами вставьте букву, слог указанные в скобках. Напишите вновь полученные слова.
каша (тю) бука (рен)
ваша (ню) мука (р)
глина (а) булка (ь)
окна (са) кашка (тан)
Задание 5. К данным словам добавьте буквы ик и напишите вновь полученные слова.
Барс…, боб…, туз…, шар…
Задание 6. Спишите текст. В третьем слове допишите последнюю букву.
Шарик и Палка…- сторожевые собаки. Они помогают колхозному сторожу охранять большой фруктовый сад.
Задание 7. Прочитайте слова. Подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите вновь полученные слова.
ослик (р) тазик (у)
марка (у) шарил (к)
пучок (ш) жучки (а)
барсук (и) пулька (б)
Задание 8. Подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите вновь полученные слова. Спишите предложения.
соки (ч) упал (р)
уха (ф) оса (к)
туча (л) каша (м)
баки (у) волна (г)
Тула – город-герой. Баку – город нефтяников. Реки Ока и Кама - большие притоки Волги.
Задание 9. Вставьте слог между подчеркнутыми словами. Напишите вновь полученные слова и предложения.
Вода (лог), оса (дес).
Город - герой Одесса стоит на берегу Черного моря. Волга – большая русская река.
Ол
Задание 1. Прочитайте пары слов ( пироги, рукава, супы, ножи ):
ПИРО - ЛИРО
РУКА - РУКА
НО - НО
СУ - СУ
Примечание. Точка на схеме указывает на звонкий согласный звук; заштрихованный треугольник с точкой кказывает на мягкий согласный звук.
Задание 2. Письмо по памяти.
До свиданья, сад, сад, сад.
Все осинки спят, спят…
Докажите, что это стихотворение. Какие слова рифмуются? Подумайте, почему слова рифмуются?
Задание 3. Отгадайте загадку:
В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они. ( Салют ).
Сколько слогов в слове-отгадке? Почему? Назовите гласные, согласные.
Задание 4. Составьте предложение из слов:
Белый, кружит, в, голубь, небе.Задание 5. Упражнения на вставку пропущенных букв в следующих словах:
Лу…(лук, луг), ро…(род, рот, рог, рок, ров), гри…(грипп, гриб), пру…(пруд, прут).Со словами целесообразно составить предложения.
Прочитайте слова: лбы, рвы, рты, львы, швы, льды.
Докажите, что написание этих слов проверять не надо. Измените эти слова так, чтобы они обозначали только один предмет. Какие слова получились? Почему правописание этих слов надо проверять? Спишите проверочные слова, припишите к ним проверяемые, объясните правописание проверяемых слов.
Задание 3. Прочитайте предложения парами. Из каждой пары выпишите первые предложения. Проверьте в словах пропущенные согласные проверочным словом из следующего предложения.
1. Мама приготовила вкусный обе…. Наша семья обедает. 2. Пионеры чеканят ша…. С песней весело шагать по просторам. 3. Начал жить стрижонок Скри… вместе с братьями и сестрами. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга. 4. Бе…полезен для здоровья. Хорошо бегать на коньках по гладкому льду.
Поход, поезд, покос.
Сравните слова:
Поход-ходятПоезд-ездятПокос-косятНаписание каких слов надо проверять? Почему? Какие слова проверочные? Ответьте на вопросы: что делают в походе? Что делают в поезде? Что делают на покосе? Напишите получившиеся предложения.
Подбери родовое понятие к следующим словам:
щука – …
липа – …
ромашка – …
картофель – …
грач – …
глаз – …
осень – … оса – …
вилка –… 
деление – …
метр – …
серебро –…
озеро – …
скрипка –…
Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.
Укажи целое, частью которого являются:
карман – …
крыло – …
плавник – …
ветка – …
рукав – …
ножка – … окно – …
кабина – …
лепесток – …
циферблат – …
ступень – …
ручка – …
Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья).
В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:
Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)
Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)
Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)
Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)
Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)
Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)
Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)
Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)
Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.
Подбери противоположные понятия:
большой – …
свет – …
радость –…
храбрость – …
быстрый – …
тусклый – …
день – …
сладкий – … печальный – …
начало – …
длинный – …
ложь – …
победа – …
смерть – …
молодость – …
бодрый – …
Назови вероятные причины следующих событий:
насморк – …
синяк – …
авария – …
ошибка – … наказание – …
наводнение – …
опоздание – …
драка – …
Назови возможные следствия следующих событий:
засуха –…
праздник – …
сражение – …
молния – … осень – …
опасность – …
переедание – …
болезнь – …
Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.
К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:
февраль – …
вторник – …
первый – …
вечер – …
Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.
К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:
ложка – …(серебряная, есть)
бумага – …(белая, писать)
врач – … (детский, лечить)
калькулятор – …(электронный, считать)
библиотека – … (городская, книги)
Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.
Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:
гараж жаба банан пирог поле слеза   утка туча чаща
ливер … кулак рынок … осада орел … сажа
В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.
лес – … – … – … – бор
кошка – … – мышка
 
Приставьте козе рога (рога - коза) рога – роза – коза.
Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот – ком – сом – сор – сырДоведите мышку до норки (мышка - норка)
Протяните мост через реку (мост - река)
Назови одним словом следующие группы слов:
мак, ромашка, роза
чашка, тарелка, миска
рубашка, брюки, платье
морковь, капуста, свекла
кукла, мишка, мячик
 
Подбери нужное слово:
кровать – лежать, стул - …
малина – ягода, девять – …
человек – ребенок, собака - …
овца – стадо, буква - …
воробей – птица, окунь - …
волк – пасть, птица - …
растение – семя, птицы - …
бежать – стоять, кричать - …
 
Скажи одним словом:
обвести вокруг пальца – обмануть
намылить шею - …
развесить уши - …
прикусить язык - …
бить баклуши - …
 
Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:
автомобиль, тормоз – автор
колос, роза, вата - …
кора, лото, боксер - …
баран, рана, банка - …
 
Составь предложение, в котором бы были эти три слова:
медведь, озеро, карандаш
мальчик, клен, пень
лиса, варенье, лавка
 
Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.
Например: Председатель Пахом промчался по пыльному полю.
Занимательные упражнения и игры к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.
Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.
 
Тема «Гласные и согласные звуки»
Кто главнее?
Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?
Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?- - и - а
- а - а - - а - - - о - а
- - - а - и - а
Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.
А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
к н - г -
к - р - нд - ш шк - л -
стр - н - ц -
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?
(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.) 
Отгадай мультфильмы
Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Р - с - л - чк -
Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -
Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щь
К - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -
Н -, п - г - д - !
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
 
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
 
Фонетический творческий диктант
Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... .
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... .
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .
 
Игра «Теремок»
Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».
Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.
 
Тема «Звонкие и глухие согласные»
Проведем опыт
Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:
1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;
2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.
Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?
Объясните суть этих приемов.
(Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.
Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.) 
Чья команда победит?
Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
I
голос –
коза –
злой –
жаль –
жить –
сиять – II
кора –
кол –
твоих –
шалость –
пить –
пас –
 
Игра «Эхо»
Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.
(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.) 
Пароль
Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.
(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить.) 
Странное письмо
Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока.
Сахар
 
Звуки и смысл
Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.
Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:
1. Дождик, дождик, не дожди,Не дожди ты, подожди!Выйди, выйди, солнышко,Золотое донышко!
Е.Благинина
2. Тише, тише,Тише, тише!И тиха,и не слышнана деревьяи на крышиопустилась тишина.
В.Орлов
Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.
Во втором стихотворении автор описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление глухих согласных как никогда уместно.
 
Ж или ШОбразуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

З или СВставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Кто больше?
Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.
Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.
 
ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»
Альпинисты
Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Старуха Шапокляк
Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.
Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!
1. Как у старой ба_ ки
Жили-были ла_ ки.
Встанет ба_ ка утром рано,
Выйдет в погре_ за сметаной –
Ла_ ки всле_ за ней идут,
Всюду ба_ ку стерегут.
 
2. У Аленки в гостях
Петушок в сапо_ ках,
Курочка в сере_ ках,
А корова в ю_ ке,
В теплом полушу_ ке.
 
Помоги Незнайке
Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

 
Емеля-дурачок держит экзамен
Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.
1. Без досок, без топоровЧерез речку мост готов.Мост – как синее стекло:Скользко, весело, светло.
(Лё_)
2. Рассыпался горохНа семьдесят семь дорог;Никто его не подберет:Ни царь, ни царица,Ни красная девица.
(Гра_)
3. В новой стене,В круглом окнеДнем стекло разбито,За ночь вставлено.
(Прору_ь)
4. В иголках бугорокМышку уволок.
(Ё_)
 
5. Посмотрю я в окошко:Идет длинный Антошка.
(До_ _ь)
6. Мальчик с пальчик,Бел балахон,Шапка красненькая.
(Гри_)
 
Буратино пишет диктант
Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.
Для начинки на пирогПриготовили ... (творо_)
Тигр по улицам идет,Разбегается ... (наро_)
Кот под лавку уволокВкусный праздничный ... (пиро_)
Как на улицу пойдешь?На дворе закапал ... (до_ _ь)
Михаил залез на дуб,Чтобы врач не вырвал ... (зу_)
 
Олимпийские игры
Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

 
Вставь буквы
Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.
1. Как ни старался, я не мо[к]Доесть с капустою пиро[к].
2. На кусок моей колба[с]киМурка хитро щурит гла[с]ки.
3. Оглянулся, – чудный ви[т]:Старый ключ прошиб грани[т].
А.Фет
4. Повар готовил обе[т],А тут отключили све[т].Повар леща беретИ опускает в компо[т]...
О.Григорьев
5. На помощь! В большой водопа[т]Упал молодой леопар[т].
И.Токмакова
 
Поурочное планирование по русскому языку 2, 4 классы.
Тема: Предлоги и приставки Тема:Предложения с однородными
Цели: 1. Научить учащихся различать приставки членами.
и предлоги. Цели:1. Познакомить учащихся 2. Формировать умения выделять приставки и с предложениями с однородными чле - Предлоги,доказывать, развивать орфографическую нами 2. Формировать умение писать
Зоркость, внимание, память предложения с однородными членами.
3. Воспитывать аккуратность при письме. 3.Воспитывать аккуратность при пись-
Ме.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
2. Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала.
1) Чистописание
Аа Аа аа аа Оо Оо оо Оо Оо Аист архар Астана Загадка. Две головы, шесть ног, один
Хвост. ( всадник)
2.Записать под диктовку
С крыши, под дубом, у реки, перед домом, Напишите. Подчеркните
за забором, на снегу. орфограммы.
Подчеркните предлоги.
На доске: зацветает, пробежит, переехал, 1.Индивидуальная работа.
подтащит. Списать предложения, расставить
Подчеркните приставки. Чем отличаются запятые. Разобрать предложения
Приставки от предлогов? по частям речи.
3. Усвоение новых знаний. В солнечные дни на полях в траве
Записать под диктовку: Пришла, видны алмазы. Все они блестят
По лесу, запел, на столе, прибежал ,у дороги. переливаются на солнце разными
Назвать приставки и предлоги. цветами.
2.Фронтальная работа.
Придумать предложения
используя однородные члены.
Наступил май. Черемуха
Нарядилась. Запел свою
звонкую песню жаворонок.
Физминутка.
4.Проверка понимания нового материала. Упражнение 680 (устно)
По учебнику стр.166, упражнение 729, 731. упражнение 681, 682.
Коллективно-индивидуальная работа. Работа над предложениями с5.Подведение итогов. Однородными членами
Чему научились на уроке? Творческая работа.
6.Инструктаж. Составить предложения к
Домашнее задание: упражнение 733. данным схемам.
Итог урока.
Когда в предложениях с однородными
Членами не ставится запятая?
Инструктаж
Домашнее задание: упражнение 684.
Тема: Изменение имен прилагательных Тема: Спряжение глаголов
по числам. будущего времени.
Цели: Цели:
1.Закрепить изменение имен прилагательных 1.Повторить все о глаголе:
по числам. виды глагола, формы будущего 2.Формировать умение определять имена времени.
прилагательные по числам. 2.Формировать умение определят
3.Воспитывать аккуратность при письме. вид, время, лицо, число глаголов.
3.Воспитывать аккуратность
при письме.
Ход урока.
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2.Проверка домашнего задания. Правило стр. 138, Проверка домашнего задания.
упражнение 605. упражнение 555.
3.Чистописание. Составьте предложения по
Рг, рргг, рррргггг. схемам.
Запишите под диктовку. Определите Образуйте форму 2-го лица число имен прилагательных. единственного числа.
Серый, хищный, жадный, большие, плескаться, колебаться, махать,
хмурые, душистые, горячий, белый. сыпать, терпеть, трепать.
4.Работа по теме урока. Работа по теме урока
Упражнение 608. Ответь на вопросы стр.176
а) подготовка Рассмотри таблицу стр.177 б) самостоятельная работа. Упражнение 578(устно)
в) проверка
Физминутка
5.Закрепление.
Упражнение 609, 610, 611. Упражнение 579.
Коллективно-индивидуальная работа. а) самостоятельная работа
б) проверка
6. Итог урока Итог урока.
Домашнее задание стр. 140. Упражнение 620 Упражнение 580.
Тема: Ударные и безударные гласные в словах. Тема: Склонение имен прилагательных.
Цели: 1.Ознакомить уч-ся со способами проверки Цели: Продолжить работу по теме: «Скло
безударных гласных путем подбора однокоренных нение имен прилагательных»
слов, изменением слов. 2.Уметь дописывать окончания в прилаг,
2.Уметь в безударных гласных ставить ударение, склонять словосочетания, определять
3.Воспитывать аккуратность при письме. род, число, падеж у прилагательных.
Оборудование: учебник, тетрадь, картинки, карточки. Оборудование: учебник, тетрадь.
Ход урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2.Проверка домашнего задания. Работа по карточкам. Просклонять
По карточкам ( 3 ученика) словосочетания с существительными
Дубы- чижи- арбузы- мужского рода, среднего рода,
Грибы- морозы- этажи- женского рода.
Грузы- сапоги- наряд- 1 ученик – верхний этаж
Остальные с доски : 2 ученик – лебединое крыло
Глаза – шаги - 3 ученик - большое окно
Зубы – слезы - 4 ученик – родной брат
Друга- шуба - 5 ученик – ветвистая береза
Хлеба- меда - 1 ученик у доски
2.Подготовка к восприятию новой темы. Толстый журнал, холодное солнце.
На доске слова: Работа с учебником. Работа с текстом
Д…ма, в…да, р…ка, с…ды. упражнение 160. Упражнение 161.
-Вставь пропущенные буквы. Письмо по памяти. Найди слова
-Какие орфограммы встречаются в словах? синонимы. Почему слово «ключ»
-Как проверить безударный гласный? пишется без ь знака?
Тема урока: Ударные и безударные гласные упражнение 162.
в словах. а) подготовка
4.Чистописание. б) самостоятельная работа.
Часто червяков находишь,
Черный грач, ты в поле ходишь,
Червяков несешь в гнездо
Вот грачатам повезло!
- Сегодня будем писать букву Ч.
- Спишите с доски:
Чч, Чча, ЧЧ, Чу, Чч, чи.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
- Прочитайте скороговорку. Спишите.
Физминутка.
5. Работа по теме урока.
1. Работа с иллюстрациями Закрепление. Упражнение 163
2. Чтение правила. самостоятельная работа. Проверка.
П..сьмо – письма,
Д..ма – дома.
5. Итог урока. Итог урока. Домашнее задание домашнее задание
Тема: Понятие о словосочетании. Тема: Понятие о прямой речи.
Цели: 1.Познакомить уч-ся с понятием о Цели: 1.Познакомить с прямой речью.
словосочетании. 2.Научить уч-ся расставлять знаки
2. Научить определять главное и зависимое слово препинания, уметь составлять
и зависимое слово в словосочетании, уметь предложения по схеме.
составлять из слов предложения. 3.Воспитывать аккуратность при письме.
3.Воспитывать аккуратность при письме. Оборудование: учебник, тетрадь,
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки. карточки.
Ход работы:
1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
2.Чистописание. Чистописание.
-Дайте характеристику данному звуку. Запишите. – Дать характеристику звуку, обознач.
Л лл ЛЛ ллл ЛЛЛ ллл буквой А.
Днем м.лчит, ночью в.рчит. АаА а аАа аа АаА
3.Повторение. Загадка.
На солнце, у берега, пришел, съел, в лесу, перед Бежать, бежать - не добежать,
домом
- Чем предлог отличается от приставки? Лететь, лететь - не долететь.
4.Работа по теме урока. По учебнику стр. – Напишите. Подчеркните
179. Упр. (устно) исправить картинки, орфограммы.
объяснить понятия – словосочетание. Орфографическая минутка.

Упр.746 (устно)- определить главное Спишите, вставьте пропущенные
и зависимое слово в словосочетании. буквы.
Развес.л на огород., услыш. л о
спектакл., помн.л об опасност.,

посе.л в апрел., прикле.л к тетрад.,

встрет.л у калитк..

Физминутка.
5. Закрепление. Работа над темой.
Упр.747, 748, 749. 1. Повторение о диалогах.
6. Итог урока. стр. 231 – 232.
Д/З. инструктаж. Упр. 750. 2.Упр. в определении прямой речи.
Стр.223.упр. 740,741
3.Работа над предложениями с
прямой речью.
Стр.223.Упр.743.
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Что
такое прямая речь?
Инструктаж. Д/З. стр.223. Упр.742
Рефлексия.