Конспект урока на тему «Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора» (7 класс)


Конспект урока на тему
«Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора»
(7 класс)
ТЕМА: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора
Цели:
1. Обучающая – сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; научить составлять метафоры и находить их в тексте; научить раскрывать смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения);
2. Развивающая – развивать мышление, коммуникативно-речевые умения, развивать эстетический вкус школьников, углубить представление школьников о художественных изобразительно-выразительных средствах поэтического языка;
3. Воспитывающая – воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворчества.
Задачи:
- подвести учащихся к пониманию метафоры как изобразительно-выразительного средства русского языка;
- научить школьников обоснованно выделять метафоры в тексте;
- формировать умение различать виды метафоры.
Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора учеников.
Ход урока
I. Слово учителя
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала XX века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в художественный контекст, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений. Чтобы понимать поэзию, человек должен обладать богатым воображением, умением сопереживать и, конечно, определенной суммой знаний.
- Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний. Всему человек придумал названия, имена. Но люди постоянно стремятся что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова, например: «как», «словно», «будто», «наподобие», «подобно», «подобный». Заметить что-либо необычное в, казалось бы, обычном предмете, найти яркое сравнение – совсем непросто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант.
Давайте рассмотрим выставку «Лесная фантазия» и подумаем, на что похожи веточки, сучки и корни (они напоминают змею, птицу в полете).
Сравнение – это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова «как», «словно», «будто», «наподобие», «подобно», «подобный».
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
После небольшой паузы спрашиваю детей:
- С чем сравнивает поэт снежную бурю? (с воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником).
- Какую роль играют здесь сравнения? (они делают описание живым, наглядным, поэт нашел самые пронзительные сравнения).
- Скрытое сравнение мы найдем во многих выражениях, в которых слово употреблено в переносном значении. Например: «золотые колосья» (словно из золота). Такие скрытые сравнения, появившиеся в русском языке давным-давно, мы уже перестали воспринимать как сравнения («дождь идет», «нос корабля» и пр.).
Задание. Подберите сравнительные конструкции к следующим метафорам: «железный человек», «лисий характер», «медвежья походка», «холодный взгляд», «теплая встреча», «свинцовые тучи», «мертвый сад». (Выполняя это задание учащиеся должны уяснить, что в метафоре соединены два значения. Одно значение определяется контекстом, другое – это значение, присущее этому слову вне контекста. Чтобы догадаться, на основе какого признака строится сравнение, которое скрыто в метафоре, нужно понять, что общего между предметом, названным переносным значением, и предметом, названным прямым значение, какое сходство можно найти между ними).В поэзии скрытое сравнение помогает создать яркий художественный образ. Метафора – это и есть скрытое сравнение. Умение видеть нечто таинственное в метафоре, разгадать скрытое в ней сравнение – под силу лишь человеку чуткому, внимательному к слову, отзывчивому к красоте.
Часто в стихотворениях поэты прибегают к сравнению описываемого предмета с другим предметом, но этот другой предмет не называют, он лишь подразумевается. Прослушайте отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (глав 7, первая строфа): «Гонимы вешними лучами…»
– Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке (ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель).- Почему поэт называет весну «утром года»? (с весны начинается возрождение природы, как с утра – новый день).
- понятна ли вам эта метафора? Трудно ли было ее разгадать? (метафора эта – прозрачна, раскрыть ее смысл несложно, ведь поэт употребил так много «весенних» слов).
- Есть ли в этом отрывке еще метафоры? Раскройте их смысл.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой
- «Полевая дань» – нектар, мед, собираемый с полевых цветов – все это дано пчеле самой природой. «Восковые кельи» – это соты, небольшие «комнатки» (кельи), где живут пчелы.
- В маленьком отрывке – три чудесные метафоры! Такое доступно лишь великому таланту. Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
- Какой перед нами предстает весна? (ранняя, еще нет листвы, сквозь голые ветви деревьев просвечивает небо – потому и леса прозрачные: едва проклюнулись из почек зеленые листочки).
- Хорошее слово «проклюнулись»! Как цыплята из яичной скорлупы. А как вы думаете. Поэт видит эти леса вблизи? (взгляд поэта на прозрачные леса – это взгляд издалека, зыбкие зеленоватые краски сливаются, как в нежном акварельном рисунке, – получается «пух»).
Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагаю такое задание:
- Представьте на миг, что все вы художники. В руках у вас - волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину или фрагменты ее, которую вы видите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень».
В этом стихотворении перед нами олицетворение – особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ. В «Осени» чувствуется удивительная сила движения: «октябрь наступил», «роща отряхает последние листы», «дохнул осенний хлад», «журча, бежит ручей», «дорога промерзает», «пруд застыл», «будит лай собак уснувшие дубравы». - Вы назвали олицетворения, именно они одухотворяют красоту осеннего пейзажа, которую А. С. Пушкин передал словами.
Можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения. Эти упражнения помогут школьникам не только закрепить представление о метафоре как изобразительном средстве, укрепить навык нахождения их в тексте, но и видеть смысловое многообразие поэтической метафоры в тексте.
1. Найдите в тексте имена существительные, употребленные в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?
1. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2. Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум.
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.
3. И сердцем далеко носилась
Татьяна, смотря на луну…
И мысль в уме ее родилась.
2. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.
1. И между тем душа в ней ныла,
И слез был полон томный взор.
2. Ждала Татьяна с нетерпеньем,
Чтоб трепет сердца в ней затих.
3. Пошла, но только повернула
В аллею, прямо перед ней,
Блистая взорами Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И как огнем обожжена,
Остановилася она.
3. Расскажите, используя ключевые слова и словосочетания, что вы узнали о метафоре.
Метафора это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо прзнаку. В результате такого перноса создается художественный образ. Метафора – одно из ярких средств выразительности в поэтической, художественной речи. В метафоре соединены два значения. Одно значение определяется контекстом, другое – это значение, присущее этому слову вне контекста. Чтобы догадаться, на основе какого признака строится сравнение, которое скрыто в метафоре, нужно понять, что общего между предметом, названным переносным значением, и предметом, названным прямым значение, какое сходство можно найти между ними.
4. Найдите в примерах метафоры, определите их роль.
1. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
2. Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет, так тихо, так согласно.
3. На миг умолкли разговоры;
уста жуют. Со всех сторон
гремят тарелки и приборы
да рюмок раздается звон.
5. Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.
1. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.
1. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
3. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
С улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
6. Расскажите, что вы знаете о метафоре. Охарактеризуйте выразительную роль метафор.
Метафора это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо прзнаку. В результате такого перноса создается художественный образ. Метафора – одно из ярких средств выразительности в поэтической, художественной речи. В метафоре соединены два значения. Одно значение определяется контекстом, другое – это значение, присущее этому слову вне контекста. Чтобы догадаться, на основе какого признака строится сравнение, которое скрыто в метафоре, нужно понять, что общего между предметом, названным переносным значением, и предметом, названным прямым значение, какое сходство можно найти между ними.
7. Из приведенного отрывка выпишите все случаи употребления метафоры. Рассмотрите каждое предложение стихотворения, обратив особое внимание на знаки препинания.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит их кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.