Технологическая карта урока по географии на тему Цикличность развития экономики


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА География 8 класс Урок №43
Тема: Цикличность развития хозяйства.
Планируемые результаты: Предметные: Познакомить с основными циклами развития экономики, дать представление о цикличности развития экономики. Сформировать представление о вкладе русского ученого Н. Д. Кондратьева в экономику. Ознакомить с причинами чередования подъёмов и спадов в экономике. Метапредметные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, учиться составлять алгоритм, целеполагание и план работы на уроке. Личностные: Развивать творческие способности и логическое мышление. Развивать коммуникативные способности учащихся и их интерес к предмету через использование информационных технологий.
Оборудование: Схема циклов Н. Д. Кондратьева. Мультимедийное оборудование, электронное приложение к учебнику «География. 8 класс» под редакцией А.И.Алексеева, В.В.Николиной, Е.К.Липкиной. Тип урока: комбинированный. Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Мотивация учебной деятельности Дела людей, как волны океана, Подвержены приливу и отливу. Воспользуйся приливом - и успех, С улыбкою откликнется к тебе. С отливом же все плаванье твое, В тяжелую борьбу преобразится - С мелями и невзгодами. У. Шекспир
Великий английский поэт Уильям Шекспир пишет о взлетах и падениях человеческой жизни. Но эти стихи отражают и периодичность развития общества, экономики, которую обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев Анализируют на доске записанный эпиграф к уроку. Делают выводы. Участвуют в определении целей урока. Согласование целей урока всеми учениками.
2.Актуализация опорных знаний 1. Совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющих своей работой потребности населения.
2. Совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или учреждений, оказывающих однородные услуги.
3. Сфера производства, состоящая из предприятий, которые участвуют в производстве материальных благ.
4.Сфера производства, которая предоставляет услуги.
5.Группы взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга, имеющих общую цель производства.
6.Состав, соотношение отраслей хозяйства.
7.Ведущая отрасль хозяйства России.                  
8. Секторы экономики. 
9. Этапы развития общества и экономики.
А.Хозяйство
Б.Отрасль хозяйства
В.Производственная
Г.Непроизводственная
Д.МОК (межотраслевой комплекс) Е.Структура хозяйства
Ж.Промышленность З. Первичный, вторичный, третичный
И. Доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный Фронтальный опрос:
Задание на установление соответствия.
3.Организация познавательной деятельности Экономики всех стран увеличиваются, но этот рост периодически прерывается спадами или, же замедляется. Такую экономическую динамику можно изобразить графически. О циклическом характере экономического развития свидетельствуют не только изменения выпуска, но и изменения других показателей, среди которых самыми важными являются:
*доходы населения (при спаде уменьшаются, а при подъёме растут);
*объёмы розничной торговли;
*безработица;
*общий уровень цен и др.
H. Д. Кондратьев выделил длинные волны в развитии экономики - или технологический циклы.
Каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Понижение волны соответствует спаду, депрессии в экономике. Таким образом, структура промышленности не остается неизменной. В каждом цикле ведущие отрасли меняются.
Развитие хозяйства не может развиваться только на подъеме. Подъемы сменяются кризисами (спадами) в экономике. Каждый цикл охватывает около 50 лет. Дополнительный материал
Н. Д. Кондратьев. Николай Дмитриевич Кондратьев - родился в 1892 г., окончил юридический факультет Петербургского университета. В начале 20-х гг. он выдвинул идею длинных волн (циклов) в развитии экономики. В 1928 г. в институте экономики
Н. Д. Кондратьев сделал доклад «Большие циклы конъюнктуры», который и принес ученому большую известность. Работая над теорией больших циклов, Кондратьев учитывал цены, внешнеторговый оборот, добычу золота, угля, выплавку чугуна в ряде стран Европы за период 100-150 лет.
В советское время Н. Д. Кондратьев основал Конъюнктурный институт, где успешно работал. И. Д. Кондратьев обосновал теорию больших циклов. Н.Д. Кондратьев погиб в сталинских застенках в 1938 году.
Научные труды Н. Д. Кондратьева впервые были изданы только в 1989 г. Его теория больших циклов (длинных волн) не вписывалась в планы поступательного развития промышленности СССР. Ударные стройки, пятилетки, отрасли с тяжелой промышленности, которые должны были быстро развиваться, по планам партийной верхушки не предполагали депрессий. «Загнивающий империализм», имевший не только периоды депрессий (спадов), но и подъемы экономик по теории циклов Кондратьева имел право на развитие и существование. По теории Марксизма- Ленинизма империализм должен был уйти в небытие во всех странах.
Ответ на вопрос, почему возникают циклы, не может быть однозначным. Это объясняется тем, что в разные периоды экономической истории существовали свои особые конкретные причины для того, чтобы рост прервался спадом, или, наоборот, начинался стремительный экономический подъём. Работа с таблицей. Анализируют технологические уклады. (Слайд электронного приложения к учебнику).
Работа в группах.
Характеризуют схему циклов Н. Д. Кондратьева.
Выступление учащегося (опережающее задание).
Выдвигают свои версии, предположения.
4.Подведение итогов Закрепление. 1.Охарактеризуйте циклы Кондратьева (по табл. ЭП). 2.Какой цикл идет сейчас? 3.Что является причиной смены одного цикла другим? 4.Какие производства определили развитие каждого уклада цикла? 5.Назовите страны, являющиеся технологическими лидерами каждого цикла. 6.Дайте характеристику любому. 7.Какие особенности имеет V цикл?  (Ключевым фактором развития пятого цикла являются кибернетика, информационные системы, телекоммуникации, роботостроение, космические и лазерные технологии. Цикл начался с середины 80-х гг. XX века. Пик большой волны придется на 23017-20 гг. Далее будет период депрессии до 2040 года). Рефлексия. После подведения итогов, на заключительном этапе урока, можно провести рефлексию в форме анкетирования:
1.Что было интересно, что я узнал нового . 2. Чему я научился в ходе изучения темы.
Домашнее задание: стр.156-157. Устная беседа.
Самооценка знаний и умений.