Профориентационная работа в школе ( из опыта работы школы)


Профессиональная ориентация младших школьников в учебном процессе Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 94
Заниматься любимым и интересным делом - счастье, которое вполне достижимо. Для этого надо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуации на рынке труда. Ошибки при выборе профессии происходят из-за недостатка достоверных сведений по этим вопросам.
Мы понимаем, что успешному проведению профориентации в процессе учебной деятельности способствует профессиональное просвещение, которое заключается в том, чтобы сформировать у учащихся конкретные знания о выборе профессии.
В современных условиях развития общества главным становится удовлетворение потребностей и интересов конкретного человека в профессиональном становлении и самореализации в труде. При этом важно предусмотреть возможное изменение деятельности, позаботиться о сохранении стрессоустойчивости в условиях конкуренции и безработицы. Также в современном мире во многих повысились притязания на определенное положение в обществе, неадекватное способностям и профессиональным качествам. Все это вызывает настоятельную необходимость в организации профориентационной деятельности с учетом новых социально - экономических реалий в начальной школе.
Исходя из социально - экономических условий и жизненной необходимости подготовки школьников к труду и выбору профессии, а также потенциальных возможностей детей, можно сформировать задачи профориентационной работы нашей школы:
1. Расширение представлений учащихся о профессиях, требования к кадрам в условиях научно-технического прогресса и рыночных отношений.
2. Убеждение в необходимости развития способностей, необходимых для получения профессии, с учетом потребностей общества в кадрах.
3. Практическая подготовка учащихся к выбору сферы труда и профессии, развитие творческих способностей каждой личности.
4. Дифференцированная помощь ученикам в профессиональном самоопределении в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья, пола и возраста и других индивидуальных особенностей школьников.
Младший школьный возраст - это важный этап подготовки учащихся к выбору профессии, поскольку начало школьного обучения значительно расширяет возможности познания мира профессиональной деятельности. Для повышения уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии учителя школы используют методики разноуровневых задач, способствует формированию у учащихся ценности учебной деятельности, развивает ценностное отношение школьников к трудовой деятельности; применяют на уроках чтения при изучении произведения о труде приема сравнения с образами героев литературных произведений, обеспечивает формирование ценностного отношения школьника к самому себе; применяют анализ сочинений учащихся «Моя будущая профессия»; обогащают коллективную профориентационную деятельность школьников созданием ими общественно ценного продукта, обеспечивает приобретение практического трудового опыта; используют игровые средства - профориентационные игры, способствует включению школьников в рефлексивной деятельности, актуализирует проблему подготовки к выбору профессии.
Учителя начальной школы отбирают те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста, вносят в них элементы игры, романтики, творчества.
Среди младших школьников проводятся беседы, анкетирование, наблюдение за их трудовой деятельностью, изучаются продукты их творческой работы (сочинения, проекты, рисунки и т.д.), создаются специальные ситуации выяснения практической готовности и труда (трудовые десанты, уборка класса, ролевые игры).
Большие возможности имеет тестирование детей. Оно помогает выявить ценностное отношение ребенка к труду, ставит его в положение «свободного выбора». Например, метод «допиши предложения» проводится по следующим темам: «Когда я вырасту, я стану ...», «Что ты знаешь о профессии ...», «Кто работает на стройке? »,« Что значит быть профессионалом? »,« Какие интересные профессии ты знаешь? »
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, общественно - полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники, выставки, музеи) формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии , развивается интерес к будущей профессии.
Новые методики для младших школьников включают в себя загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной форме вводит в мир труда и профессий взрослых.
Особое значение отдается развитию профессиональной ориентации младших школьников на уроках труда.
Учителя начальной школы применяют различные приемы проведения профориентации. Исходя из содержания логики урока, учителя в форме отдельных замечаний и вставок, коротких рассказов и бесед, устных и письменных упражнений, предупреждающих и контрольных диктантов, при решении задач, просмотра учебных фильмов пробуждают или усиливают интерес учащихся к предмету определенной профессии.
Значительным профориентационной потенциалом обладают ролевые игры. Такие, как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (на уроке чтения), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. Способствуют расширению знаний о разнообразии профессий такие игры, как «По признаку подбери название инструмента», «Определи профессию», «Профессия на букву« А »(буквы алфавита),« Отдел кадров »,« Ассоциация »,« Что? Где? Когда? »,« Путешествие по городу ».
Уже с детьми младшего школьного возраста проводятся мини - лекции о содержании профессии, в ходе которой представляется профессия максимально наглядно. Рассказ о профессии длиться не более 7-9 минут, с сопровождением наглядных материалов.
Лекция включать в себя такие моменты, как условия труда, орудия труда, история профессии, интересные случаи. Уроки природоведения позволяют воспитывать уважение к труду человека. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями профессий людей нашей местности. При проведении словарной работы на уроках русского языка используются такие слова: директор, агроном, токарь, учитель, воспитатель, милиционер, водитель.
В методике профориентационной работы с младшими школьниками активно используются новые приемы и упражнения, которые помогают учителям в увлекательной для детей форме решать образовательные и воспитательные задачи.
Таким образом, можно выделить основные направления работы школы в начальных классах по профориентации детей: расширение знаний о профессиях, знакомство с рынком труда и профессиям города, развитие самосознания в собственной готовности шодо выполнения различных видов деятельности; воспитания ценностного отношения к труду; подготовка к профориентационной деятельности на следующей ступени школьного обучения.