Статья Коррекционная направленность уроков английского языка для обучающихся с ослабленными возможностями здоровья (ОВЗ0

Коррекционная направленность уроков английского языка в классах с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
       
Зюкина Е.И.,
учитель английского языка, Таганрог

Коррекционные классы открываются для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых при потенциально
сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Согласно ФГОС
главным вопросом для меня, учителя английского языка  является повышение положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к английскому языку, а также развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ), что закладывает основы учебной деятельности по овладению английским языком на всех этапах обучения.
«Как мне дать хорошие знания на уроках  таким детям?»
Отвечая на этот вопрос, могу сказать так: «Каждый урок в классах для детей с ОВЗ должны иметь коррекционную направленность».
      Коррекционная направленность особо значима в нашей общеобразовательной школе, где наряду с традиционными классами открыты классы для обучающихся с ОВЗ. Практически на всех  уроках я провожу  коррекцию мышления, памяти и речи учащихся. Любой урок в этих классах должен активно содействовать формированию положительных качеств личности. Образовательная и коррекционная стороны уроков придают воспитывающую направленность учебной деятельности. Моя роль как учителя определить и реализовать конкретные учебные и воспитательные задачи в зависимости от направленности урока.
      Коррекционная направленность обучения состоит из трех  понятий:  «коррекционное   обучение», «коррекционное воспитание», «коррекционное развитие».
Коррекционное  обучение  –  усвоение  знаний  о  путях  и   средствах
 преодоления  недостатков  психического  и  физического   развития   и
 усвоения способов применения полученных знаний.
 Коррекционное  воспитание  –  воспитание  типологических  свойств   и
 качеств  личности,  инвариантных  предметной  специфике  деятельности
 (познавательной,   трудовой,   эстетической   и   др.),   позволяющих
  адаптироваться в социальной среде.
 Коррекционное  развитие  –  исправление   (преодоление)   недостатков
  развития, совершенствование  психических  и физических функций, сохранной  сенсорной  сферы  и  нейродинамических
 механизмов компенсации дефекта.
       За время работы учителем у меня накоплен большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  Считаю целью уроков в коррекционных классах
повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
     
      В нашей школе работает школьный медико-психолого-педагогический консилиум, который вырабатывает определенные рекомендации на конкретного учащегося, имеющего проблемы в обучении,  и мы, учителя – предметники, стараемся планировать коррекционную работу с учетом этих рекомендаций.  Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить стихи, научить правильно произносить отдельные слова,читать), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в целом. При обучении школьников с ОВЗ необходимо учитывать такие основные показатели как :
1. Физическое состояние и развитие ребенка (динамика физического развития; особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности)  2. Особенности и уровень развития познавательной сферы(особенности памяти: точность,  постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая)  3.Особенности речи (объем словарного запаса, сформированность фразовой речи);  4. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:  (особенности отношений <учитель-ученик>, реакция ученика на замечания, оценку его деятельности; осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность); отношение к похвале и порицанию. Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки коррекционной работы.    При организации коррекционных занятий необходимо исходить из возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.  Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения задания, они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и т..).  В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой целью я использую  систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.
Хорошо зарекомендовала себя и система поощрения каждого правильного ответа «жетонами» (фишками, звездочками, наклейками, штампиками и пр.). В конце занятия подсчитываю количество фишек, заработанных каждым учеником, и тот, у кого больше, объявляется лучшим.  При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использую различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
        Уроки для обучающихся с ОВЗ (коррекционно-развивающие уроки) – это уроки, в ходе которых происходит отработка навыков. Образовательная цель уроков определяет, чему буду я учить детей. Эта цель определяет тип уроков и направленность коррекционной работы.
Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для памяти, внимания, восприятия, мышления и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Определение структуры урока проводится с учетом его типа и места в системе уроков. Возможные этапы уроков:
организационный момент,
развивающие (коррекционные) упражнения (их можно включать в другие этапы урока) на развитие речи,
проверка домашнего задания,
постановка целей и задач урока,
подготовительный этап к изучению нового материала,
физкультурные минутки,
изучение нового материала,
закрепление и повторение изученного материала,
подведение итогов урока и оценка работы учащихся, первичный контроль знаний,
задание на дом
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении, в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
      Отобрав методы для работы на уроке, я стараюсь скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и, тем самым, реализовался охранительный режим обучения.
         На уроках много внимания уделяю  повторению изученного материала. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся планирую, что будут делать ученики в ходе каждого приема и метода.
Основные направления коррекционной работы, которые использую на уроках
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие навыков каллиграфии) 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: ( развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания;  - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов - цвет, форма, величина, развитие слухового внимания и памяти;  формирование звукового анализа. )
3. Развитие основных мыслительных операций: (умения работать по алгоритму) 4.  Развитие речи и обогащение словаря.  5.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
       Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся.
Приведу пример анализа урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этапы урока
Коррекционно-развивающая работа

I. Организационный момент
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

II.  Повторение
Развитие основных мыслительных операций.
Обогащение словарного запаса.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
Развитие устной связной речи.

III. Изучение нового материала
Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Обогащение словарного запаса и расширение представлений об окружающем мире.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
Развитие устной связной речи.

IV.Закрепление материала
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Развитие словесно-логического мышления и основных мыслительных операций.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Актуализация словаря.
Развитие устной и письменной речи.

V. Итог урока
Развитие основных мыслительных операций и коррекция отдельных сторон психической деятельности.
Актуализация словарного запаса.
Развитие устной связной речи.

VI.Домашнее задание
Развитие эмоционально-личностной сферы.
Развитие устной и письменной речи.
Расширение представлений об окружающем мире.

Готовность к обучению иностранному языку у детей с ОВЗ несколько снижена, что обусловлено слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи.
При изучении иностранного языка дети с ОВЗ испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала и их использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий; характерно возникновение проблем при слушании (аудировании), усвоении форм диалогической речи.
Письмо на всех этапах обучения используется только как средство обучения, способствующее более прочному усвоению лексико-грамматического материала. В основе обучения иностранному языку детей с ОВЗ лежит обучение чтению.
Требования к практическому владению учащимися каждым видом речевой деятельности определяются адаптированной программой обучения в каждом классе и учитывают индивидуальные возможности учеников.
На начальных этапах обучения продумываю и подбираю материал, направленный на создание мотивации к изучению иностранного языка. Например, детям можно предложить интересные видео или аудиопособия (например, английские учебные фильмы об Англии, об Австралии), встречи с переводчиками и с людьми, побывавшими в странах изучаемого языка. На уроки приглашаю старшеклассников школы, уже овладевших первоначальными навыками разговорной речи и способный их продемонстрировать.
На начальном этапе ввожу изучение букв с тем, чтобы дети имели зрительные опоры или посвящаю урок только закреплению изученных букв. При этом целесообразно закреплять знание букв, обыгрывая или пропевая их в простых инсценировках типа:
I am В. And you?
I am С.
We are В. and С.
Основной акцент делаю на усвоении детьми лексических и синтаксических единиц, подобранных для конкретной обыгрываемой ситуации.
Особое внимание уделяю подбору текстов для чтения. Необходимо тщательно отбирать лексический и грамматический минимум, учитывая посильность его усвоения и интересы детей этого возраста (возможные темы: «Любимые игрушки», «Животные наши друзья» и т. п.), расширяю интернациональную лексику, которую легко понять при чтении. Узнавание таких слов способствует развитию догадки, кроме того, закрепляются буквенно-звуковые соответствия.
Более оправданным на начальном этапе считаю обучение речевым образцам со смысловыми глаголами, а не только с глаголом быть. При этом детям с ОВЗ легче преодолеть трудности в понимании и использовании глагола-связки, которая отсутствует в аналогичных структурах родного языка.

Например:
1.Посмотрите на картинку (на ней изображена девочка) и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами.
This is a... Her name is... She is a...
2. Прочитайте предложения и скажите, какие ошибки допустил художник (на картинке изображен Незнайка высокого роста и с красной шляпой на голове).
This is Neznaika. Не is not tall. He has a blue hat on.
В классах для детей с ОВЗ значительно изменен объем изучаемого грамматического материала. Исключены из изучения: косвенные общие вопросы, альтернативные вопросы в косвенной форме, специальные вопросы в косвенной форме, употребление артиклей дается в ознакомительном плане. За счет освободившегося времени более детально отрабатывается материал по чтению.
Значительно раньше начинаю обучение ведению словаря (2-я четверть) для того, чтобы подкрепить восприятие устной речи зрительными и моторными опорами. Письменные работы существенно сокращены, так как они в основном базируются на знании грамматического материала.
Начиная с 3-го класса в рамках ФГОС обучение иностранному языку ведется по четко разработанным тематическим разделам. Адаптированная программа для детей с ОВЗ не предлагает сокращения тематических разделов. Однако объем изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала претерпевает существенные изменения.
Так, в 3 классе сокращается объем лексического материала до 250 лексических единиц, что определяется низкой способностью школьников к усвоению новых слов. Исключается следующий грамматический материал:, употребление структур с оборотом to be going to..., с инфинитивом типа I want you to help me, употребление числительных свыше 100, употребление наречий, неопределенных местоимений some, any, по и их производных. Высвобожденное время используется для более детальной проработки упражнений по чтению, развитию устной речи и доступной грамматике.
Новую лексику отрабатываю в предложениях и сочетаю это с работой со словарем; на дом даю не новые упражнения, а отработанные на уроке.
Аудирование текстов, песен, фонетических упражнений не сокращаю.
Контрольные работы в конце каждой четверти базируются в основном на лексическом материале.
На примере адаптации программы начальных классов разрабатываю программы обучения иностранному языку с V по IX класс.
Необходимо заметить лишь то, что в VII- IX классах акцент в преподавании иностранного языки смешается с чтения на перевод текстов и на формирование устойчивого навыка работы со словарем. В VIII и IX классах возможно более широкое внедрение говорения (устной речи) на простых обиходных темах («Я», «Погода», «Моя семья», «Мой город»; ситуации знакомства, ориентировки в городе и др.). Данные темы можно отрабатывать в ролевых играх. При обучении детей с ОВЗ диалогической речи наиболее целесообразно использовать доступные для понимания обиходные ситуации, которые могут быть разыграны по ролям.
Специфика обучения иностранному языку в школе для детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала и наличие зрительных опор, необходимых для усвоения лексических, грамматических и синтаксических структур.
Практике обучения хорошо зарекомендовали себя зрительно-игровые опоры. Они могут быть применены в любом упражнении при фронтальной и индивидуальной работе.
Учебный материал необходимо дробить, предлагая его детям небольшими порциями, перемежая игровые и учебные виды деятельности.
Психологические особенности детей с ОВЗ таковы, что даже в подростковом возрасте наряду с учебной значительное место занимает игровая деятельность. Поэтому введение в урок элементов игры или игровая подача материала повышает работоспособность детей на уроке и способствует развитию у них познавательных интересов. При отборе материалов использую следующие книги: Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.: Просвещение, 2012г,; Редкина К. A Poems and plays for children. M.: Просвещение, 2009; Верхогляд. English Rhymes for children. M.: Просвещение, 2013г.
V класс
I. Лексический материал:
овладение не 350, а 300 лексическими единицами.
Словообразование: суффиксы числительных-teen; -ty; -th.
II. Грамматический материал: структуры с глаголами to be, to have, с оборотами there is(are); структуры с глаголами в Present Continuous, Present Indefi- nite; модальными глаголами can, may, must; структуры с глаголами в повелительном наклонении; выражение единственного и множественного числа существительных; выражение принадлежности с помощью притяжательной формы существительных; употребление количественных и порядковых числительных; употребление личных, притяжательных, указательных местоимений; употребление прилагательных.
VI класс
I. Лексический материал:
овладение не 550, а 350 лексическими единицами. Словообразование: словосложение.
II. Грамматический материал: структуры с глаголами в Past Indefinite, Future Indefinite, Present Perfect, с инфинитивом типа I want to go to... Исключить: употребление структур с оборотом to begoing to..., с инфинитивом типа I want you to help me, употребление числительных свыше 100, употребление наречий, неопределенных местоимений some, any, по->- и их производных.
VII класс
I. Лексический материал: овладеть не 700, а 450 лексическими единицами.
Словообразование: суффиксы существительных -er, -tion. Суффиксы прилагательных -у, -1у.
П. Грамматический материал:
* Past, Present, Indefinite Passive для ознакомления.
Употребление прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
Исключить: употребление сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными. Употребление Present Indefinite для обозначения будущих действий после союзов if, when. Степени сравнения наречий.
VIII класс
I. Лексический материал:
овладеть не 800, а 550 лексическими единицами.
Словообразование: ознакомить с принципом образования существительных при помощи суффикса -ness, прилагательных при помощи суффиксов -ful, -able, -less, а также приставок un-, in-, re-.
II. Грамматический материал: структуры с глаголами в Past Continuous.
* Употребление глаголов в Past Perfect для ознакомления. Исключить формы причастия и герундия.
IX класс
I. Лексический материал: овладение не 850, а 600 лексическими единицами.
Словообразование: суффиксы существительных -ist, -ism, прилагательных -il, -ical, -(i)an.
Исключить полностью следующий грамматический материал: глаголы в Present Perfect Passive, Future Indefinite, Passive, Future -in -the -Past, согласование времен








13PAGE 14215


13PAGE 14115






I