Статья Культурологический аспект в изучении художественных произведений на уроках литературы


Культурологический аспект в
изучении художественных
произведений на уроках литературы
«Художественное 'произведение, взятое само по себе, без определенного культурного контекста, без определенной системы культурных кодов, подобно «надписи надгробной на непонятном языке»(Ю. Лотман)
Культурология — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, антропологии, языкознания, этнографии, религии, социологии и искусствоведения.
Культурологическая линия изучения литературы предусматривает изучение художественной литературы в контексте национальной и мировой культуры, ее взаимосвязь с религией, философией, эстетикой, литературной критикой, различными видами искусств. Урок культурологического анализа помогает учащимся осознать, что художественное произведение является эстетическим явлением определенной эпохи. А соответственно, большую роль играют и умение анализировать и интерпретировать текст, и фоновые знания, без которых иногда трудно адекватно воспринять и осмыслить содержание произведения, авторскую концепцию, своеобразие творческой манеры писателя. Реализация этой задачи возможна только в условиях урока-диалога.
Включение культуры в учебный процесс является сегодня ведущей тенденцией развития образования. Психологи, культурологи, литературоведы и методисты предлагают различные технологии обучения, создающие условия для духовного самоопределения школьника в "социуме культуры".
Изучение литературы на основе культурологического подхода позволяет школьникам не только включать в свой внутренний мир опредмеченные в этнокультурном наследии ценности, подает им своеобразный "ключ" к пониманию иных культурных кодов, возможность взглянуть на культуру сточки зрения людей, создавших иные ценности.
Культурологический компонент включается в учебный процесс на основе интеграции всех его элементов, осуществить которую позволяет изучение литературного произведения в историко-культурном контексте. Известно, что культура живет в произведениях, а не в рассказах о ней. Кроме того, "художественный текст, словно собирающая линза, фокусирует в себе культурную информацию, накопленную в прошедших веках". Чтение и анализ литературных произведений в историко-культурном контексте позволяет школьникам, углубившись в психологию поведения и поступков людей, живших в те или иные исторические эпохи, понять духовный мир времени. Другими словами, историко-культурный контекст позволяет организовать изучение литературного произведения таким образом, чтобы фоновые знания, способы культурной деятельности, а также универсальные общечеловеческие культурные ценности (в единстве "вечного" и исторически конкретного) естественно вошли в духовную жизнь школьника.
В процессе изучения литературы с точки зрения культурологического подхода у учащихся формируются следующие умения:
находить в художественном произведении отражение традиций народа;
находить и характеризовать историко-культурные факты, отраженные в литературныхпроизведениях;
находить и оценивать проблемы, свойственные конкретной исторической эпохе;
анализировать "вечные" духовные проблемы и образы, отраженные в литературномпроизведении;
сравнивать литературные произведения разных народов;
использовать историко-культурные комментарии к литературному произведению дляобогащения своих фоновых знаний;
использовать различные источники информации для обогащения историко-культурных фоновых знаний (справочную, энциклопедическую литературу, средства массовой информации, музеи, библиотеки);
составлять историко-культурные комментарии к литературному произведению, используя различные источники информации.
Таким образом, культурологический подход к преподаванию литературы позволяет создать условия для развития как позитивной культурной идентичности, так и культурной открытости школьников, что является основой их включения в межкультурный диалог.
Культурологический аспект является одним из важнейших в реализации проектов гуманизации и гуманитаризации образования. Сегодня культура, неуклонно перемещаясь в центр социальной жизни, начинает рассматриваться как первичное в деятельности и системе характеристик современного человека. Она выступает, с одной стороны, эффективным фактором созидания и совершенствования нашего многогранного мира, а с другой -пробуждает в человеке личность, то есть является инструментом его самопознания и самоизменения. Культура всегда направлена на обретение человеком смысла жизни. В педагогической практике, как точно заметил Евгений Александрович Ямбург, «идет процесс нагружения памяти ученика и наращивания его эрудиции, но не происходит самого главного: реального включения молодого человека в контекст культуры». Быть в культуре - значит вступить в общение с прошлым и будущим, с другими культурными космосами, подняться над собственным ограниченным бытием. Необходимо «представить в своей биографии Космос, Природу, Историю как можно полно, приобщиться к культуре Рода и Народа». Гуманитарные предметы должны внести свою лепту в формирование культурного модуса личности ученика, под которым следует понимать определенный тип вхождения ученика в культуру, силу и слабость его культурных реакций, меру его активности в общении с ней, его внутреннюю позицию к высшим символическим и интеллектуальным формам культуры. Усилия педагогов должны быть направлены на преодоление пассивной культурной позиции учащихся, на становление активно воспринимаемого культурного модуса личности ученика.
Кризис ценностей, мировоззренческая дезориентация лишают растущее поколение возможности сформировать прочный личностный фундамент, обрести высокий уровень самосознания как движущей силы самосозидания человека. Аксиологическая интерпретация культуры заключается в познании той сферы бытия, которая называется миром ценностей.
«Культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве времени, а путем накопления ценностей, - отмечал Д.С. Лихачев. -Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые, а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей - ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладеваем, тем более утонченным и острым становится наше восприятие иных культур - культур, удаленных от нас во времени и пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого и иных стран становится для интеллигентного человека своей культурой - своей глубоко личной и своей в национальном аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого» Направленность личности на те или иные ценности составляют его ценностные ориентации. Они выполняют роль «стратегической линии поведения», функции «интегратора» различных форм деятельности человека, создают определенную «ось сознания», которая уравновешивает поступки, поведение и деятельность человека. Такая ценностная «ось сознания» не возникает сама по себе, для этого необходима работа мысли и чувств, длительный процесс познания и саморазвития личности. Ученик - личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы крушения и ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь учителя-наставника. Роль учителя литературы в формировании ценностных ориентации учащихся в познании мира и человека является определяющей. Литература как учебный предмет обладает в этом плане широкими возможностями.
Художественные произведения содержат в себе определенный культурный компонент, а порой и целый пласт, позволяющий приобщить учащихся к материальным и духовным реалиям отечественной и мировой культуры. Особое внимание следует уделить вычленению национально-культурного компонента, который обеспечивает погружение учащихся в пласты духовной культуры народа, знакомит с особенностями национального видения мира и его ключевыми ценностями. Культурные компоненты рассматриваются в контексте художественной системы произведения. Несмотря на то, что литературоведение пока не оперирует понятием «ценности», существующее в нем понятие пафоса вбирает в себя ценностную наполняемость, ибо с французского это слово переводится как «страсть». Духовные ценности всегда являлись движущей силой творческой страсти художников слова. Ядром анализа произведения в школе должно стать авторское видение мира и его эмоционально-ценностное отношение к этому миру, то есть его миропереживание. Ценностный срез произведения позволяет открыть учащимся мир истинных и мнимых ценностей, подлинных идеалов и высших символов, ключевых смыслов и значений; которые послужат им жизненными ориентирами.
Национальные космосы широко представлены в произведениях русской классики и современной прозы. Знакомство с ними обогатит и расширит мировоззрение учащихся, позволит понять красоту и уникальность культуры разных народов, приобщит к их ключевым ценностям. Национальная картина мира будет не полной без знаний о религиозной культуре. Понимание духовной жизни народа, объяснение рожденных в ней слов и образов-символов возможно лишь при знании ключевых текстов, составляющих данную культуру. Для русской культуры таким ключевым текстом является Библия, а также жития святых. Введение в программу библейских легенд; притч и древнерусских житий позволило значительно расширить культурный горизонт современных , школьников, а их ценностно-ориентационное пространство помогает увидеть единство прошлого, будущего и настоящего, вечного и временного.
Вечная и стержневая тема русской и современной литературы, осмысливающая сущность человека через его отношение к природе, земле, вселенной, культуре, проповедующая идеалы гуманизма, связывающая реальность общественного бытия с разными социальными проблемами, как никакая другая формирует у учащихся корневую основу нравственности, позволяет приблизиться к истокам нашей духовной колыбели, приобщает к мыслям о вечном, обогащает область ценностных знаний, дает представление о современной картине мира и национальных образах мира, культурно-нравственного и гражданского фундамента личности ученика. В школьном преподавании литературы многогранная проблема «литература и культура» иногда сужается до рамок «литература и искусство» . Такое сужение не только обедняет ценностные ориентации учащихся, но и способствует формированию пассивного отношения к высшим символическим и интеллектуальным формам культуры. В практике школьного преподавания литературы наметилась тенденция «погружения» учащихся в культуру эпохи, литература которой изучается на уроке. Такой подход обеспечивает широкое поле ассоциативных связей, но не затрагивает смысловую доминанту культуры, определяющую характер всех остальных смыслов и отношений. Ценностно-смысловое ядро духовной культуры остается без внимания, а оно является источником культуротворческой деятельности человека.
На современном этапе развития общества основным предназначением литературы как учебного предмета является гуманизация картины мира и толкование системы ценностей культуры.
Урок, проведенный на основе культурологического анализа, приводит учащихся к личным глобальным открытиям, он дает понимание того, что художественный текст - это не отражение реального мира, а отдельный мир, который живет и развивается по своим собственным законам. Приходит и понимание непрерывного диалога культур. Не пустыми словами становятся понятия литературной школы, подражания опыта и новаторства того или иного писателя. Читатель сначала понимает автора «так хорошо, как он сам себя понимал, а потом лучше, чем он сам».
Проводя уроки по методике культурологического анализа, определим доминанты.
1. Знание этапов истории мировой культуры и их значение для духовного развития человечества .
В современной науке существует несколько определений понятия «культура». Одним из аспектов его применения является характеристика определенных исторических эпох (античность, средневековье, Возрождение и т. д.). Каждый исторический этап развития выдвигал особый взгляд на мир. И все эпохи состоят в Большом Диалоге, то перенимая опыт предшественников (романтизм - средневековье), то отталкиваясь от него; хотя и не безоговорочно (Ренессанс - средневековье).
Поэтому не должно быть «проходных» занятий. Ученик должен идти на каждый урок, зная, что получит знания, которые понадобятся в будущем. Поэтому важно так структурировать материал, чтобы каждое занятие становилось ступенькой к следующим. Так, начиная изучение романа Сервантеса «Дон Кихот», стоит обратить внимание учащихся на то, что герой не покупает оружие, а чистит праотеческое. Почему? Ибо попытка восстановить честь и славу рода. Сцена посвящения в рыцари - модель всего романа. Ведь единого рыцаря окружают люди, способны объявить сумасшедшим того, кто думает иначе. Вместо Библии принимают бухгалтерскую книгу (какой же у них тогда бог?). Имена героев также символические. Дон Кихот Ламанчский прославляет свой край. Санчо Панса (дословный перевод - «защитник брюха») прочно стоит на земле и в путешествие отправляется ради материальных благВажным моментом является то, что каждая эпоха приносит новые смыслы. Один и тот же художественный образ воспринимается по-разному в разные времена
2. Понимание связи философии с литературой.
Так, изучая творчество Максима Горького, нельзя обойти вопрос влияния на его ранние произведения философских взглядов Ф. Ницше, в частности, теории о сверхчеловеке. И тут возникает вопрос: Ларра и Данко - антиподы или двойники? (Как не вспомнить и героев Ф. М. Достоевского?) Конечно, первый ответ учеников: «Эти персонажи - антагонисты». Но почему же тогда они так похожи друг на друга, причем оба племени ставят их за пределы своего сообщества? Возможно, потому, что и Ларра, и Данко не считаются с мнением соплеменникив. И неважно, утверждает герой свое право не подчиняться законам племени, или силой ведет народ к «светлому будущему». Нельзя не обратить внимание и на тот факт, что люди живут племенами, а не нациями. Не является ли это отражением мнения, что человек для сверхчеловека то же, что обезьяна для человека?
3. Выяснение роли мифов в творчестве художников.
Мифология - целый пласт культуры. Она является проявлением как индивидуальной, так и коллективного сознания. Сущность ее заключается в очеловечивании окружающего мира, ощущении глубинного единства человека и космоса. Мифологическое мировоззрение, царившее на протяжении тысячелетий, нашло отражение в литературе. И не только в том, что писатели выбирают мифы основу своих произведений (например, Б. Шоу «Пигмалион»). Это влияние гораздо глубже. Нетрудно проследить мифологическую традицию в создании образов героев: Прометей - Геракл - Ахилл - Роланд - Айвенго ... Да и современные многочисленные супермены становятся в этот ряд. Кроме того: во многих произведениях так или иначе упоминается Мировое дерево: это «дуб зеленый» в Лукоморье, или «раскидистый дуб», под сенью которого ватага Робина Гуда произносит свою клятву.
4. Влияние религии на литературу.
Вряд ли вызовет горячие дискуссии утверждение о том, что любая национальная европейская культура базируется на «трех китах»: фольклоре, античной и библейской традициях. Мировоззрение, основанное на христианских началах, является сутью феномена культуры со времен средневековья. Именно тогда было развито учение о душе: философы и богословы определяли в человеке две стороны: Божию (духовную) и стихийную (естественную). Влияние Библии на литературу невозможно переоценить. Яркой деталью, например, есть след от креста, который так и не удалось зарисовать на стене гимназии св. Фомы (Г. Белль «Путник, когда ты придешь в Спа ...»).
5. Изучение диалога культур и их влияния на литературный процесс.
В диалоге состоят два гениальных произведения, казалось бы, совершенно разные: «Божественная комедия» Данте и «Канцоньере» Ф. Петрарки. «Суровый Дант», «свой путь жизни дойдя середины», оказался в лесу. Восхождения души от ада разочарования в рай веры
- путь каждого из нас. Поэтому так и тревожат картины девяти кругов, а подсознательно возникает вопрос: «Где в этих глубинах отчаяния мое место?» Но вот сияет небесный свет - и с облегчением понимаешь: «Любовь ... водит солнце и светила ».
Но есть еще один аспект. У Данте два проводника: мыслитель Вергилий и олицетворение любви Беатриче. И вдруг задумываешься: «Почему Беатриче не спускается в ад? А может, ад
- это холодный ум, отсутствие любви? И почему Вергилию заказана дорога в рай? Не потому, что когда любишь, сердце неизмеримо сильнее, чем разум ... ». Петрарка также проводит своего героя путем от ада сомнений, боли, разочарований через животворящую любовь к светлой грусти и гармонии в надежде на будущую встречу, чтобы уже не расставаться. И бессменным проводником героя кругами душевных переживаний является Лаура, которая навеки стала символом нетленного любви. Так последний поэт средневековья проложил путь к Ренессансу.
6. Раскрытие значения художников в истории культуры.
Своей высшей красоты, необъятной глубины поэзия и драматургия эпохи Возрождения достигли в творчестве Шекспира. Все, что существовало, существует и будет существовать, находим в его произведениях. Недаром театр; где ставились его пьесы, назывался «Глобус».
Весь мир, мировоззрение, мощь и слабость человека воспроизводились в драмах Шекспира. Нетрудно заметить, что основными темами его творчества были трагедия и радость человеческого существования, а также соотношение Человека и Времени. Гамлет не мог не потерпеть поражение, потому его трагедия не в том, что новое не может победить все, что отжило. Нет, он борется не с прошлым, а с современностью. Ведь Ренессанс породил не только гуманистов - Клавдий также его детище. Поэтому и «помешался мир», а человеку, даже титану, не сила его исправить.
Интересная дискуссия может произойти и при изучении трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», в частности, в ходе исследования проблемы «Грани любви в пьесе». Почему в произведении, где столько влюбленных, нет счастья, а если и есть, то преходящее, отравленное ненавистью? Почему несчастно в любви старшее поколение? Да потому, что любви не знает. Для них брак - это сделка. Они сами прожили так жизнь, и довольно успешно. Почему бы и молодежи не идти проторенной дорогой? И почему Джульетта не полюбила Париса? «Кукла из воска», «цветок», превратилась в человека, способного на поступок. Да потому, что не за согласие родителей завоевывают сердце девушки. И если нет любви, то и счастья не будет. А кто может любви приказывать? Почему Розалина так и не появилась в одном из эпизодов? Может, ее вообще не было. Вот и остаются Ромео и Джульетта наедине с «искривленным» миром, в котором только под маской карнавала или покровом ночи можно быть счастливым. И «любовь ... водит солнце и светила »- сначала они изменились сами, а потом принесли немного света в темноту взаимно ненавистным семьям. Так все герои, а за ними и читатели, вовлеченные в игру, которую ведет писатель.
7. Понимание специфики различных видов искусств и связей между ними.
Одним из приемов дистанцирования от текста (а это необходимо, чтобы дети не воспринимали художественное произведение наивно-реалистически) является слушание музыки, работа с произведениями живописцев, современников писателя. Ведь особенности эпохи отражаются не только в литературе. Так, определяя мировоззренческие основы просветителей, стоит обратить внимание учащихся, что мадам де Помпадур на картине Ф. Буше в руках держит книгу. А сама книга расположена в центре полотна ...
Одной из побед учителя можно считать то, что ученики не спрашивают: «Можно не читать произведение, я видел фильм, снятый по его мотивам?» Действительно, трудно приучить детей читать, когда имеешь таких мощных конкурентов, как телевидение и компьютер. Но без этого нет развития.
Необходимо убедить учащихся, что чтение может дать больше наслаждения, чем наблюдение страстей, сыгранных даже талантливыми актерами. Потому что фильм - это не оригинальный текст, а прочтение его сценаристом, режиссером и др.. А восприятие книги учеником может существенно отличаться.
Один из приемов, который можно применить для отстаивания своего мнения, -обсуждение фильма с постановкой вопроса: «В чем ты соглашаешься с увиденным, а в чем -нет?», «Такие ли костюмы ты подобрал бы героям?», «Такой ли ты представлял внешность героев? ». А это уже диалог, который побуждает прочитать и сравнить.
Умение анализировать и интерпретировать художественный текст и литературный процесс -одна из важнейших специфических умений учителя-словесника.
В современном литературоведении множественность вариантов интерпретации текста воспринимается как вполне естественное явление. Потому, сколько читателей - столько и точек зрения. Но важно помнить о степени достоверности интерпретации, ведь ее цель - достичь адекватного понимания того смыслового ядра, который составляет первооснову словесного текста.
Важно помнить, что анализ и интерпретация ведутся в рамках текста и связанные с авторской позицией. Часто возникает ситуация, когда ученики переносят знания по истории, биологии, географии или биографию писателя на текст. Это приводит к искажению его смысла. И здесь важна работа по предупреждению таких ошибок. Например, ученики часто отождествляют автора и лирического героя стихотворения. При анализе сонетов Петрарки могут прозвучать слова: «Петрарка любит ...» Но сам поэт подчеркивает автономность своего героя.
Важным является утверждение М. М. Бахтина, что автор не тождественен герою. Герой существует только в рамках текста. Автор может находиться на близких ему позициях, но может и дистанцироваться от героя. Поэтому уроки-диалоги не требуют подробного изучения биографии писателя. Она нужна лишь как отражение общественных, философских, культурологических позиций автора в его произведениях и внутреннего диалога самого художника.
Учащимся надо давать универсальные ключи анализа текста средствами самого текста и, исходя из результатов исследований, интерпретировать его. Стоит научить анализировать символику имен, цветов, звуков, особенности и роли описаний. Это, конечно, нелегко и в начале требует много усилий и времени. Но приносит богатый урожай - умение самостоятельно анализировать текст средствами самого текста.
Но, несмотря на все преимущества, культурологический анализ не является панацеей. Поэтому необходимо отказаться от захвата одним видом анализа, одной интерпретацией произведения, не учитывая, что уже при первичном восприятии текста у учащихся сформировалась определенная мысль. Учитель должен мгновенно оценить мнение каждого и подхватить его. Тогда урок сможет заиграть новыми гранями. Учитель и ученик на равных ведут диалог, который порой приводит к парадоксальным выводам. Так, на вопрос: «могла Герда не пойти на поиски Кая?» - Вдруг звучит ответ: «Нет, потому что тогда она сама бы превратилась в« Кая »- человека с ледяным сердцем».
Итак, уроки культурологического анализа, проведенные по методике учебного диалога., помогут учащимся стать грамотными читателями, способствуют расширению культурного кругозора.