Памятка родителям будущих первоклассников



РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
На что нужно обратить особое внимание:
1.Если ребенок левша. 2.Если ребенок переученный правша. 3.Если ребенок посещал логопедическую группу. 4.Если в семье говорят на двух или более языках. 5.Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. 6.Если ребенок путает буквы по оптическому сходству: и-ш, т-п, а-о, е-з, д-б. 7.Если ребенок пишет буквы, цифры зеркально. 8.Если у ребенка нарушено звукопроизношение. 9.Если у ребенка нарушено фонематическое восприятие. 10. Если ребенок уже пишет слова, но пропускает буквы или слоги, не дописывает слова. 11.Если ребенок неправильно согласовывает слова в предложении.
Что должен уметь ребенок к моменту поступления в школу:
1. Правильно произносить и различать на слух все звуки речи.
2. Уметь выделять заданный звук в слове, придумывать слова, содержащие данный звук.
3. Определять количество слогов в слове, количество и последовательность звуков в слове.
4. Уметь безошибочно произносить слова со сложной слоговой структурой: термометр, апокалипсис, рекордсмен.
5. Уметь правильно изменять и согласовывать слова в предложении.
6. Иметь достаточный словарный запас (более 2000 слов). Правильно излагать свои мысли, а также понимать окружающих.
8. Уметь пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по сюжетной картинке или серии картинок.
9. Знать все буквы алфавита, уметь читать открытые и закрытые слоги.
Если ребенок имеет трудности в речевом развитии, необходимо обратиться за помощью к логопеду.
На первом году обучения в школе может выясниться, что ребенку с трудом даются обучение грамоте и чтение. Проблемы нарушения письма – дисграфия и чтения – дислексия имеют ряд предпосылок. Работая над устранением данных предпосылок еще в дошкольный период, мы имеем шанс не столкнуться с ними в период школьного обучения. Данные нарушения значительно легче предупредить, чем устранить.
Упражнения, которые полезно использовать:
- «Хлопни, топни». Предложите ребенку хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, когда он услышит в слове определенный звук.
- «Назови предмет». Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на заданный звук.
- «Веселый мяч». Предложите ребенку необычную игру с мячом. Поймав мяч, малыш называет слово на заданный звук.
- «Фантазер». Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся на определенный звук. Мягкий или твердый, звонкий или глухой согласные звуки.
- «Кто больше». Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др.
- «Доскажи словечко». Используя мяч, передаем его, называя слог, ребенок называет второй слог так, чтобы получилось слово.
- «Где спрятался звук?». Предложите ребенку определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце.
- «Собери слово». Ребенку предлагается собрать слова из букв или слогов, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Например: омд (дом), верте (ветер), ка-руч (ручка).
- «Клад». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
- «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе.
- «Найди отличия». Предложите ребенку картинки или предметы, отличающиеся несколькими признаками.
- «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать.
- «Составь рассказ». Предложите составить рассказ по любой сюжетной картинке. Можно определить количество предложений в рассказе, количество слов в предложении. Например: Составь рассказ из 5 предложений. Предложения должны состоять из 5 слов.
- «Пальчиковые игры». Используйте всевозможные пальчиковые игры. В том числе из русского народного фольклора.
Полезным будет использование в совместных играх с ребенком всевозможных штриховок, раскрасок, конструкторов, мозаик. Хорошо развивает вырезание, аппликация, лепка из теста, глины. Увлекательными для ребенка могут стать разнообразные шнуровки, игры с крупой, песком, мелкими камешками. В старшем дошкольном возрасте – вышивание, макраме.
Возможности заботливых и участливых родителей безграничны. Самое главное – любить своего ребенка и желать ему добра во всем.
Удачи Вам!