Конспект внеурочного занятия по музыке Мама в доме,что солнышко на небе


Внеурочное занятие на тему "Мама в доме, что солнышко на небе"
Ф.И.О. учителя: Дрожжина Ирина Александровна
Предмет: «Музыка» Класс: 1
Тема занятия: Мама в доме, что солнышко на небе
Тип занятия: комбинированный
Методы обучения: метод моделирования эмоций, метод музыкального общения, игровой метод, творческий метод
Цель занятия : подготовить детей к проведению общешкольного праздника "Кафе для мам"
Задачи занятия: 1. Обучающие:
а) на примере музыки П.и. Чайковского учить ребят различать звучание фортепиано, симфонического оркестр;
б) учить различать вокальную и инструментальную музыку;
в) учить использовать цвет, как средство настроения;
г) в процессе вокально-хоровой деятельности учить петь чисто интонируя мелодию а капелла, и одновременно начинать пение после инструментального вступления;
д) учить самостоятельно подбирать бумагу нужного цвета;
е) закреплять умение вырезать силуэт предмета.
2. Развивающие
а) развивать тембровый слух , интонацию;
б) развивать навыки а капельного исполнения мелодии;
в) развивать культуру слушания музыки;
г) способствовать развитию художественного вкуса, восприятия цвета;
д) развивать умение работать в группе
3. Воспитывающие:
а) воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;
б) воспитывать аккуратность и умение доводить начатое дело до конца;
в) воспитывать чувство любви к своей маме, семье;
г) воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества, находить место своей работе среди других.
Оборудование и материалы : фортепиано;
магнитофон;
портрет П.И.Чайковского;
репродукция картины с изображением матери и дитя;
"музыкальная палитра";
"солнечный диск"- заготовка для коллективной работы;
цветная бумага, ножницы, клей, карандаши.
9. Музыкальный материал: пьеса "Мама" из "Детского альбома" П.И.Чайковский;
русская народная песня "Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду сидит ворон на дубу"
"Наша мама" муз. В.Шаинского, сл.В. Попкова
Ход занятия:
Дети входят в класс и приветствуют учителя и гостей.
Повторение пройденного материала
Музыкальная разминка и работа над дикцией.
Ввод в тему занятия: Звучит стихотворение про маму
Учитель: "Мама- самое понятное слово на земле. На всех языках оно звучит одинаково. Мамина любовь согревает нас всю жизнь Мама..... Закрой глаза и ты услышишь в своём сердце голос мамы
игра "Узнай голос мамы"
Ход игры: мамы по очереди читают пословицы на тему "Мама" (голоса звучат в записи.)
а дети должны узнать голос именно своей мамы, потом можно поменяться и уже мамы должны будут угадать голос своей мамы. ( если мамы присутствуют в классе)
Беседа о том, какие мамы бывают ,что они для нас значат и подведение к следующему этапу занятия
Повторение пройденного материала и продолжение работы над колыбельной русской народной песней "Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду сидит ворон на дубу"
Исполнение песни, Работа над выразительностью, дикцией и движениями под музыку(девочки приходят с куклами и качают их под музыку ( роль мамы), а мальчики имитируют игру на дудочке.
Учитель:
- Но мы знаем с ребятами не только колыбельные песни, но и весёлые задорные частушки про мамэ
Исполнение частушек
Знакомство с новым материалом
У: Ребята, когда ваши мамы с вами рядом то Вам:
Дети: хорошо, спокойно, уютно, тепло, весело, вкусно...
У: а если ваши мамы уходят или уезжают надолго то, что вы чувствуете?
Дети: печаль, скуку, тоску, грусть...
У: -Грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень любил свою маму, поэтому когда она уезжала он тосковал, а так как он очень любил сочинять музыку, то напевал и подбирал на инструменте разные мелодии. Когда мальчик Петя вырос он стал известным композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле.
Учитель показывает портрет композитора П.И.Чайковского
ребята называют его имя
музыка которую мы услышим сегодня, написана для "Детского альбома" и тоже посвящена самому близкому и дорогому человеку .
Послушайте музыку и скажите, какие чувства испытывал композитор к своей маме?
Звучит пьеса "Мама" в исполнении фортепиано
после слушание вопросы учителя
У: -Какой инструмент прозвучал?
Дети: Фортепиано
У- Какой характер музыки?
Дети: Нежный , плавный. тихий, спокойный.
У: - а сейчас вы послушай ещё раз пьесу мама и скажите: 1 ВАРИАНТ: какие слова вы бы сочинили к этой музыки (игра в поэта)
2 ВАРИАНТ: и выберете наиболее подходящий к этой музыки цвет ( обращает внимание на музыкальную палитру, у детей на партах лежит цветная палитра )
Звучит музыка, дети выбирают подходящие цвета из "Музыкальной палитры"
Цель: научить ребят использовать цвет, как средство передачи характера музыки. Ребята выбирают цвета обосновывают свой выбор, как вариант находят "лишний " цвети объясняют почему.
У: -какие цвета выбрали
Почему именно эти?
какой цвет не выбрали и почему?
-Учитель: народная мудрость гласит : МАМА В ДОМЕ ,ЧТО СОЛНЫШКО НА НЕБЕ"
а чего не хватает у нашего солнышка
Дети : ЛУЧЕЙ.
Учитель: сегодня мы с вами и займемся их изготовлением, а из чего можно сделать лучи
Дети: из веревочек, бумаги, прутиков.
Учитель: Мы с вами будем их делать из бумаги.Что нам понадобиться: клей, бумага, ножницы.
Учитель показывает Ладошки-лучи и дети приходят к выводу, что именно их ладошка и будет шаблоном для лучей солнышка.
Учитель: Правильно ребята, а теперь нужно обвести ладошку карандашом на цветной бумаге и вырезать ножницами нарисованную ладошку.
ИДЕТ РАБОТА НАД ЛАДОШКАМИ ПОД МУЗЫКУ П.И.ЧАЙКОВСКОГО "ВАЛЬС ЦВЕТОВ" ИЗ БАЛЕТА "ЩЕЛКУНЧИК"
Затем дети по очереди подходят к доске , с помощью учителя приклеивают свои ладошки-лучики и в результате коллективной работы получается Солнышко с лучами- ладошками.
У: Ребята получилось у нас солнышко?
Дети: ДА
Учитель: А как вы думаете, что означает выражение мама в доме, что солнышко на небе?
Дети : что мама дома и дома тепло. светло.
Учитель: А как вы думаете наше солнышко похоже на наших мам?
Дети: ДА ,оно такое же доброе, светлое. красивое как наши мамы.
Звучит песня "Наши мамы" муз.В Шаинского, сл. В. Попкова.
После исполнения дети уходят в класс.