Буклет Педагогам о некоторых акцентуациях характера.ч.1, Буклет Педагогам о некоторых акцентуациях характера.ч.2


Эпилептоид (№4)
Доминирующие черты характера: любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный порядок, консервативность (не признают того, что еще не принято другими); высокий энергетизм (школьники полны жизненной энергии, они с охотой занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя; своей активностью часто мешают окружающим); агрессивность (подростки в экстремальных ситуациях становятся храбрыми и даже безрассудными, а в обыденной жизни у них проявляется гневливость, взрывчатость, придирчивость, бывают периоды злобно-тоскливого настроения с поиском объекта, на котором можно сорвать зло; такие дети злопамятны и мстительны).
Привлекательные черты: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность, внимательность к своему здоровью.
Отталкивающие черты: жестокость, нечувствительность к чужому горю, чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением ими определенных правил. Э. для себя — единственно хороший человек.
«Слабое звено» этого психотипа: практически не переносит неподчинения себе и бурно восстает против ущемления своих интересов.
Особенности общения и дружбы. Как и во всем остальном, Э. любит устоявшийся порядок в дружбе и общении с людьми. Он не заводит случайных знакомств, а предпочитает общение с друзьями детства и школьными товарищами. Но если подросток считает кого-то своим другом, то он выполняет все обязательства, которые накладывает на него дружба. Измены в дружбе (как и в любви) оп никогда не простит.
Отношение к учебе и работе. Э. отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, никогда не прогуливают уроков (таков порядок и его нужно соблюдать).
Педагогические рекомендации
В перечень конфликтогенных ситуаций, провоцирующих проявление отрицательных черт данного психотипа, следует включить:
ситуации, которые требуют от ребенка ломки, изменения устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это ему приходится делать самостоятельно;
ситуации жесткой конкуренция со стороны таких же сильных и энергичных людей;
ситуации, ограничивающие возможность для подростка проявить свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями;
ситуации, когда критикуются действия подростка, тем более, когда смеются над его недостатками;
ситуации, в которых от подростка требуются повседневная работа, длительные усилия и нет возможности выделиться среди окружающих;
ситуации, в которых так или иначе ущемляются права и интересы самого ребенка.


«Педагогам о некоторых акцентуациях характера»
Ч. №1
Подготовила:
Педагог – психолог
МБОУ ТСОШ №1
Астолопова Н.В.
Токаревка
2015г.
Гипертим (№1)
Доминирующие черты характера: постоянно повышенное настроение, обращенность на окружающий мир, открытость для общения с людьми, радость от этого общения, которая сочетается с хорошим самочувствием и цветущим внешним видом.
Привлекательные черты: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность. Но высокий жизненный тонус, брызжущая энергия, неудержимая активность, жажда деятельности сочетаются с тенденцией разбрасываться и не доводить начатое дело до конца.
Отталкивающие черты: поверхностность, неспособность долго сосредоточиваться на каком-либо конкретном деле, или мысли, постоянная спешка (стремится заняться чем-то более интересным в данный момент), перескакивание с одного дела на другое, (может записаться сразу в несколько кружков или секции, но ни в один из них больше 1—2 месяцев не ходит), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла).
«Слабое звено этого психотипа: не переносит однообразной обстановки, монотонного труда, требующего тщательной, кропотливой работы, или резкого ограничения общения; его угнетает одиночество или вынужденное безделье.
Особенности общения и дружбы. Г. всегда выступает в роли весельчака и балагура. Он любит собирать гостей, его дом —место встречи друзей и просто знакомых, куда может запросто прийти любой человек и остаться до тех пор, пока ему нравится. Всегда тянется в компанию, среди сверстников стремится к лидерству. Легко может оказаться в неблагоприятной среде, склонен к авантюрам.
Г. готов дружить со всем светом, но на глубокую привязанность не способен. Ему присущ альтруизм, любовь к ближнему (а не ко всему человечеству), он может броситься на помощь человеку, не раздумывая. В дружбе он добр и незлопамятен. Обидев кого-то, он быстро забывает об этом и при следующей же встрече может искренне обрадоваться; если нужно, он может от всей души извиниться за нанесенную обиду и тут же сделать что-либо приятное обиженному человеку.
Отношение к учебе и работе. Школьники этого психотипа могли бы добиться значительных успехов, но они легкомысленны и ленивы, не могут сосредоточиться на одном предмете, особенно если для его освоения требуются определенные длительные усилия. В принципе все учебные предметы даются им легко, но знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны.
Г. постоянно опаздывает на уроки, прогуливает (особенно те занятия, на которых ему скучно и нет возможности выразить себя). Но ему легко наверстать упущенное, например, перед контрольной работой или экзаменом не поспать одну ночь и выучить почти весь необходимый материал.
Г. может достичь успеха практически, в любом деле. И действительно, вначале у него все спорится в руках, появляются определенные достижения, но, как только начинается обычная рутинная работа, ему становится неинтересно, дело перестает быть новым, и он готов бросить его, переключиться на что-то другое.
Педагогические рекомендации
В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:
ситуации вынужденного одиночества, лишающие подростка свободного и разнообразного общения;
ситуации, ограничивающие двигательную активность;
ситуации, в которых нужно подчиняться определенным систематическим требованиям;
ситуации, в которых приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом, необычном.
Основной целью педагогической помощи этому психотипу - является создание таких условий, в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно свободное и интересное общение. Это может быть трудная, но интересная и разнообразная деятельность, спорт, общение с разными людьми и т. п.
Подросткам не следует поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограничивающую его связи с людьми.
ЦИКЛОИД (№6)
Доминирующие черты характера: смена двух противоположных состояний — периоды приподнятого настроения сменяются фазами эмоционального спада.
Привлекательные черты: инициативность, жизнерадостность, общительность (в периоды подъема настроения); грусть, задумчивость, вялость, упадок сил — все валится из рук; то, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует невероятных усилии (в периоды спада настроения).Отталкивающие черты: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим. Во время спада труднее и жить, и учиться, и общаться. Компании начинают раздражать, риск и приключения, развлечения и контакты теряют свою прежнюю привлекательность. Подросток становится на время «домоседом».
Ошибки, мелкие неприятности, которые случаются в этот период из-за плохого самочувствия, переживаются им очень тяжело, тем более что есть с чем сравнивать. Ведь еще день-два назад все прекрасно получалось, например, в спорте, а сегодня не идет игра, и тренер недоволен, и сам подросток не знает, что делать. И это его угнетает, он не узнает себя, свой организм, не может понять свое раздражение, нежелание видеть даже близких людей.
«Слабо звено»: эмоциональное отвержение со стороны значимых для него люден и коренная ломка жизненных стереотипов.Особенности общения и дружбы. Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием общаться даже с самыми близкими друзьями («все вы мне надоели»). По-настоящему дружить предпочитает с теми, кто хорошо понимает неизбежность перемены в отношениях на какое-то время и не обижается на это, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.
Отношение к учебе и работе. В учебе та же ситуация: периоды активной работы па уроках и дома сменяются этапами, когда у подростка наступает полное безразличие к учебным предметам, домашним заданиям.
В работе - то любое дело спорится и получается, до тех пор, пока оно интересно, а то недоволен любой предлагаемой работой, найдет причину для жалоб и раздражения.
Педагогические рекомендации
В перечень конфликтогенных ситуации следует включить:
ситуации неожиданных поручении и просьб, противоречащих настроению данного момента;
ситуации резкой смены привычных состоянии;
ситуации, в которых приходится отступать от сложившихся стереотипов, привычек;
ситуации претензий, притеснений и неудач;
ситуации психологических перегрузок, особенно в стадии спада.
Основной целью педагогической помощи этому психотипу является предупреждение повышенных нагрузок, особенно в стадии спада. Для этого следует продумать несколько вариантов заданий, поручений и использовать тот вариант, который наиболее соответствует состоянию подростка в данный момент. Хорошо помогают поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний, например не очень тяжелая физическая работа в хорошей компании сверстников.

«СЕНЗИТИВ» (№5)
Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности.
С. робки и застенчивы особенно среди посторонних людей и в необычной для них обстановке. В себе они видят множество недостатков, особенно в морально-этической и волевой сферах.Привлекательные черты: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Отталкивающие черты: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.
«Слабое звено»: не переносит насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
Особенности общения и дружбы. С. охотно идут на контакт с узким кругом людей, которые вызывают у них особые симпатии. В тоже время они всячески избегают знакомств и общения с людьми слишком бойкими и неугомонными Настоятельная потребность поделиться своими переживаниями и ощущениями реализуется в общении со старыми друзьями.
Отношение к учебе. С. учатся из-за нежелания огорчать своих родных и преподавателей, а также из-за определенного страха перед контрольными, зачетами, экзаменами. Отвечать у доски боятся и стесняются, чтобы не прослыть выскочкой. Но при доброжелательном отношении со стороны педагогов они могут показать прекрасные результаты. Школа часто пугает их своим шумом, суетой и активностью ребят во время перемены, им хочется в это время уединиться. Привыкнув к одному классу, они страдают, если приходится переходить в другой коллектив, а тем более в другую школу.
Педагогические рекомендации
В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:
ситуации несправедливых обвинений в неблаговидных поступках;
ситуации критики, насмешек над ним или его поведением;
ситуации открытого соперничества;
ситуации постоянных контрольных проверок его деятельности,
недоверия;
ситуации вынужденного одиночества, невозможности поделиться
своими переживаниями с другом.
Основной целью педагогической помощи: постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.
Необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуации, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.


«Педагогам о некоторых акцентуациях характера»
Ч. №2
Подготовила:
Педагог – психолог
МБОУ ТСОШ №1
Астолопова Н.В.
Токаревка
2015г.