Художественное Гоголя (итоговый урок по повести «Майская ночь, или Утопленница»)слово


Государственное образовательное автономное учреждение
Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат № 5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
с ограниченными возможностями здоровья
пгт Новобурейский
Составил: учитель Тё Лариса Александровна
Урок чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида
Тема: Художественное слово Гоголя (итоговый урок по повести «Майская ночь, или Утопленница»).
Цель урока: обобщение знаний о творчестве Н.В.Гоголя и художественном методе писателя.
Задачи:
- научить на элементарном уровне отличать авторский стиль Гоголя;
- закрепить знания об основных приёмах создания необыкновенных картин и образов;
- совершенствовать навыки самостоятельной индивидуальной работы по карточке, по словарю, работы в парах;
- совершенствовать навыки самопроверки и взаимоконтроля;
- прививать любовь к чтению произведений классической русской литературы;
- развивать память, внимание, мышление, речь учащихся с нарушениями интеллекта, умение быстро ориентироваться в прочитанном тексте, умение аргументировать свои высказывания.
Оборудование:
- проектор, презентация;
- карточки для индивидуальных заданий;
- карточки для работы в парах;
- отрывки из повестей «Метель» А.С.Пушкина и «Страшная месть» Н.В.Гоголя;
- украинско-русский словник.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, карандашей). Запись в тетрадях темы урока.
2. Беседа с классом, слово учителя (слайд 1 презентации):
- Что такое созвездие? Из чего оно состоит?
- Можно ли назвать русских писателей-классиков (Пушкина, Лермонтова, Толстого, Некрасова и других) созвездием?
- Как вы думаете, Н.В.Гоголь входит в это созвездие? Почему?
Учитель: Современник писателя, критик В.Г.Белинский назвал его лучшим писателем современности (читаем его слова на слайде 1): Гоголь – великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России.
В.Г.БелинскийВы уже в 9-м классе, вы в последний раз за свою школьную жизнь обращаетесь к творчеству Николая Васильевича Гоголя. Надеюсь, что во взрослой жизни вам когда-нибудь захочется самим взять в руки книжку с повестями Гоголя и почитать те, которые вам незнакомы: «Страшная месть», например, или «Вий», или «Пропавшая грамота», или «Тарас Бульба»… А сегодня наша задача – подвести итог работе над повестью «Майская ночь, или Утопленница». Значительную часть урока мы посвятим работе над художественным словом писателя, определим особенности (отличительные признаки) его творчества. Потренируем также внимание и память – разгадаем викторины, кроссворд.
Учитель: Вы знакомы уже со многими произведениями А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Они представители одной эпохи в русской литературе. Сможете ли вы определить автора текста? Давайте попробуем.
Учитель читает отрывки из повестей, не называя авторов. Ученики определяют, где пушкинский текст, где текст Гоголя, аргументируют (отмечают реалистичность, простоту стиля Пушкина и романтичность, таинственность в описаниях Гоголя).
«Едва … выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего невзвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, свозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. … Лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу». («Метель» А.С.Пушкин)
«Когда же пойдут горами по небу синие тучи, черный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр! Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. Так убивается старая мать козака, выпроваживая своего сына в войско. Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя,… и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами…» («Страшная месть» Н.В.Гоголь)
Слайд 2 в презентации.
Учитель: Давайте посмотрим иллюстрации художника к повести «Майская ночь, или Утопленница», вспомним эпизоды, изображенные на рисунках, подберем названия к иллюстрациям (учащиеся кратко рассказывают эпизоды, к которым даны иллюстрации, озаглавливают):
- «Свидание Левко и Ганны»;
- «Нападение ведьмы на панночку»;
- «Хоровод утопленниц».
Учитель: Вспомните описание Левко. Отразил ли художник гоголевское описание героя? (ученики вспоминают, что у Левко усы, карие глаза, шапка, бандура; делают вывод, что художник точно передал текст повести)
Учитель: Вы не задумывались, почему у повести двойное название? Что оно выражает? (учащиеся говорят о том, что в повести как бы две истории – история реальных героев Ганны, Левко и легенда о панночке; обе истории важны; без второй истории о панночке не раскрылся бы характер Левко и Ганны, мы не узнали бы, что Левко смелый, добрый, отзывчивый). Действительно, давая двойное название, Гоголь подчеркивает тем самым значение каждой из двух историй.
Учитель: На предыдущем уроке мы с вами охарактеризовали Левко. Зачитайте по тетради, что мы о нем написали (один ученик читает). На слайде из слов выбрать те, которые характеризуют Ганну. Слайд 3 в презентации:
Гордая, кроткая, смелая, боязливая, добрая, черствая, немного капризная, настойчивая, слабовольная, упрямая, искренняя, скрытная, любящая, открытая, равнодушная, холодная.(ученики называют с экрана те слова, которые, на их взгляд, подходят к характеристике Ганны, обосновывают свое мнение, приводят аргументы из текста; проверяют себя по слайду – подчеркиваются нужные слова; учитель дает пояснение по тем словам, которые не выбрали ученики и которые все же нужно взять для характеристики Ганны)3. В творческой мастерской писателя.
Учитель: Каждый великий писатель – мастер, художник слова. Его творчество, стиль, язык его произведений отличаются от творчества других писателей. Давайте заглянем в творческую мастерскую Н.В.Гоголя, назовём некоторые особенности его творчества.
Карточка (дана ученику на перемене перед уроком). Стр. 119, первый абзац. Найди и зачитай пример описания вечера как живого существа (олицетворение). Стр. 122, первый абзац. Найди и прочитай описание звёзд на небе. С чем они сравниваются? Сделай вывод: как Гоголь украшает описания украинской ночи? (с помощью олицетворений, сравнений)
Карточка (дана ученику на перемене перед уроком, используется украинско-русский словник). Найти и зачитать значение слов «парубок», «хлопец», «кохать». Зачем, по-твоему, Гоголь использует в повести украинские слова? (ученик отрабатывает навык поиска в словаре по алфавиту слов, зачитывает значение слов, говорит о том, что Гоголь специально использовал украинские слова, чтобы мы будто погрузились в жизнь украинского села, услышали речь сельчан)
Учитель: Итак, с помощью сравнений и олицетворений Гоголь придает необыкновенную одухотворенность описаниям украинской ночи, мы будто погружаемся в ночь, слышим звуки, видим красоту украинской природы, чувствует запахи украинских садов; используя украинские слова, Гоголь заставил нас услышать речь простых украинцев, почувствовать её красоту и певучесть. А кроме отдельных слов, что еще из украинской речи использовал Гоголь? (ученики называют строки из украинских песен, которые поёт Левко, и народную легенду о панночке) Таким образом писатель погружает нас в мир украинского фольклора, мы понимаем, чем живёт украинский народ, во что верит, что для него важно, ценно.
Учитель: На стр. 119 в обращении Левко к Ганне найдите слова, которыми он передает свою огромную любовь к девушке. (Ученики называют «серденько», «белые ножки», «ручки», «рыбка», «личико»; говорят об использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов) Какой же образ украинской красавицы возникает перед нами? (нежная, изящная, милая, истинная красавица, притягательная, романтичная; в неё нельзя не влюбиться)Учитель: Вспомните еще один прием, использованный Гоголем. Над чем мы с вами посмеялись на прошлом уроке? (Ученики вспоминают юмористические моменты – когда голова якобы ничего не слышит, смешные фамилии; Гоголь использовал юмор).
4. Отдых.
Ученики закрывают глаза, расслабляются, в свободной позе. Правая рука на парте, сжата в кулак. Пока отдыхают, учитель произносит фразу, связанную с текстом повести. Если учитель правильно говорит, ученики с закрытыми глазами, не глядя друг на друга, поднимают в верх большой палец, если неправильно – рука просто сжата в кулак. Учитель смотрит на руки учеников, если ответ ученика не правильный, учитель тихо дотронется до плеча. О том, правильно ли он ответил, будет знать только сам ученик и учитель.
- В повести «Майская ночь, или Утопленница» действие происходит в украинском селе. (+)- Левко влюблен в сотникову дочь Ганну. (-)- Отец Левко, сельский голова, с пониманием отнёсся к чувствам сына к Ганне. (-)
- Если бы не записка от комиссара, отец не дал бы согласия на женитьбу сына. (+)5. Викторина с взаимопроверкой. Слайд № 4 презентации: на первой половине слайда открываются имена всех персонажей повести (чтобы правильно написали в тетради). Задание: «Узнай героя по его высказыванию. Кто это говорит?» В тетрадях записывают в столбик цифры от 1 до 5. Учитель читает высказывание героя повести, учащиеся записывают, кто это говорит.
1) «Зачем выбрал ты такое время: толпа народу шатается то и дело по улицам?...» (Ганна)
2) «Сердце моё, рыбка моя, ожерелье! выгляни на миг…» (Левко)
3) «Ещё крепче прежнего стану прижимать тебя к сердцу!» (сотник)
4) «Погубил ты, батьку, родную дочку свою!» (панночка)
5) «Дал бы я тебе свадьбу!... Ну, да для именитого гостя… завтра вас поп и обвенчает. Чёрт с вами!» (голова)
Проверка по второй половине слайда. Обмениваются тетрадями, сверяют ответы с ключом на слайде, карандашом ставят рядом с номерами ответом + или -, подсчитывают ошибки, выставляют оценки (подсказка на слайде: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 и более ошибок – «3»).
6. Работа в парах. «Найдите ошибку!» (проверка знания текста, умения быстро ориентироваться в тексте повести и находить нужный эпизод)
Парам учащихся раздаются карточки с текстом, в текстах нужно найти фактические ошибки. Если затрудняются, ученики могут поискать эпизод в тексте. (2-3 минуты на обсуждение, затем тексты зачитываются, называются ошибки, исправляются; если пара не справилась, помогает весь класс).
1. Найдите ошибку.
На третий день мачеха вышла из своей светлицы с перевязанною рукою. Угадала панночка, что мачеха её – ведьма, что она ей перерубила руку. В тот же день мачеха велела сотнику выгнать панночку из дому.
2. Найдите ошибку.
Сотникова дочка сделалась над утопленницами главною. В одну ночь она увидела мачеху возле пруда и велела утопленницам утащить её в воду. Утопленницы с криком напали на ведьму и утащили её в пруд.
3. Найдите ошибку.
Панночка собирает каждую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо, стараясь узнать, кто из них ведьма. Но до сих пор не узнала. А если попадается из людей кто, она тотчас утаскивает его на дно пруда и заставляет его угадывать.
4. Найдите ошибку.
Парубок, найди мне мою мачеху. Она мучила меня, заставляла работать. Посмотри на лицо: она вывела румянец своими нечистыми чарами со щёк моих. Посмотри на белые ноги моги: они изрезаны острыми ножами.
5. Найдите ошибку.
Видит Левко: белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами, с белыми, словно поседевшими волосами. Видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается…
6. Найдите ошибку.
Левко увидел, как под водой утопленницы в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках, водили хоровод. Тела их были словно из прозрачных облак, будто светились…
7. Разгадывание кроссворда на слайде.
Слайд 5 в презентации, гиперссылки на кроссворд.
Учитель читает вопрос, ученики разгадывают (можно пользоваться учебником). Проверяют себя по слайдам.
2 4 с 3 ш 6 е в 5 па ру б к и
м и па 8 н ш к н я 1 к а л и н о ч к а д б 9 д я у л в ц р7 г о л о в а а н р10 т ро с т н и к и о ь н 1. Каким ласковым словом называл Левко Ганну? 2. Сколько лет Ганне? 3. Как называются деревья, растущие возле хаты Ганны? 4. Чем Левко хотел согреть ножки Ганны? 5. Как в украинских сёлах называют парней? 6. На каком музыкальном инструменте играл Левко? 7. Кем был отец Левко? 8. Деревья, которые росли возле дома панночки? 9. Кем в игре утопленниц была ведьма? 10. Из какого растения были сделаны плети утопленниц?
8. Взаимоконтроль.
Учитель: Вашей домашней работой было составление небольшого теста (из трёх вопросов) с выбором ответов по повести. Давайте зададим вопросы друг другу. (3-4 ученика из своих тестов задают вопросы, класс отвечает; учитель хвалит за удачные вопросы).
Примеры ученических работ:
1. Кому помогал Левко узнать ведьму?
а) Панночке; б) Ганне; в) голове.
2. Кто в повести рассказывал историю про утопленницу?
а) сотник; б) Левко; в) голова.
3. Кто в повести пел песню «Солнце низенько, вечер близенько…»?
А) Левко; б) сотник; в) Ганна. И т.п.
9. Подведение итогов.
- Чем интересны нам повести Гоголя? Понравилась ли вам «Майская ночь, или Утопленница»? Чем она запоминается?
- Еще раз по слайду вспомните те приёмы, которые мы отметили, побывав в творческой мастерской писателя.
Слайд 6 в презентации: «Художественное мастерство Н.В.Гоголя».
Одухотворенность картин природы:
метафоры (слова в переносном значении);
олицетворения;
сравнения;
романтические описания.
Юмор (смешные эпизоды, фамилии).
Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Украинские слова, песни, легенды.
Оригинальность, необычность сюжетов.
- Какой вид работы вам на уроке понравился, и вы хотели бы это повторить на других уроках?
Учитель называет оценки за урок, комментирует работу класса в целом и отдельных учеников. Урок окончен.
Слайд 7 «Спасибо за внимание!»