Кубановедение как особый ресурс духовно-нравственного воспитания


Не забывайте рода своего, прошлого своего,
изучайте своих дедов и прадедов
работайте над закреплением их памяти.
П.А. Флоренский
Особую тревогу сегодня вызывает духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно- нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. Школа – это островок в нашем сложном мире, где учат добру, справедливости, честности. Кто как не школа должна заботиться о духовно-нравственном становлении личности. На помощь приходит кубановедение – интегрированный предмет, позволяющий познакомить с разными гранями богатого исторического прошлого и настоящего нашего края. Особое место в преподавании кубановедения учитель отводит знакомству с духовной историей своей малой Родины.
В программном сопровождении курса «Кубановедение» прослеживается неразрывная цепочка изучения данной темы, начиная в 5 класса с «Зачатков религии в эпоху каменного века» и завершая в 11 классе темой «Религиозное и конфессиональное многообразие региона».
Грамотное сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий позволяет учителям добиваться максимального эффекта на уроках.
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Например, урок в 8 классе «Православные праздники и обряды на Кубани» проводят учителя кубановедения ОРКСЭ, музыки и искусства. В таком тандеме урок становиться эмоционально насыщенным и исторически выверенным.
- технология учебно-игровой деятельности: дидактические, ролевые игры. Позволяют активизировать деятельность на уроке.  Например, собери половинки кубанских пословиц: До Бога без молитв - будешь чертом бит. Даст Бог динь, даст Бог и пищу. От Риздва до Колядки (от Рождества до Колядок - очень короткое время). Бог не без милости, казак не без счастья (повезёт, будь в надежде).
-проблемное изучение на уроках позволяет найти несколько вариантов решения проблемы и в дискуссии доказать истину. Например «Что значит праздник Рождества в твоей жизни и жизни твоих предков?»
- встреча с настоятелями храмов
-экскурсионные туры, как форма внеурочной работы: «Храм моей станицы», «Православный Екатеринодар», «Святые места на Кубани», «Свято-Михайло-Афонский монастырь» и т.д.
-благодаря использованию презентационных технологий на уроках кубановедения используется уникальная возможность продемонстрировать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, анимацию изучаемых событий, послушать музыку и речь. Презентация дает возможность вывода на экран уникальных материалов: рукописей, картин, материалов первоисточников, подлинников документов.
Работа по внедрению ИКТ в преподавание кубановедения продолжается и совершенствуется. Мы планируем создать единый банк методических мультимедийных разработок уроков по духовно-нравственному направлению совместно с учителями ОПК и виртуальных экскурсий «По святым местам Красноармейского района».
Инновационный процесс в образовании тесно связан с исследовательской деятельностью. В рамках урочной работы осуществляется проектная деятельность, предусмотренная программой. Например, в 6 классе «Роль христианства в развитии культуры» ,7 классе «Быт, материальная, духовная и художественная культура народов, населявших Кубань»,8 классе «Быт, материальная, духовная и художественная культура жителей Кубани», Ученики занимаются научными и поисковыми исследованиями вне урока. Успешная защита на конференциях научно- исследовательских работ: «Храм моего поселка» Щавинского Владимира СОШ № 5, «Разработка туристического маршрута «Взгляни на Новомышастовскую по- новому» СОШ № 10 Комаровой Дарьи - еще одно доказательство возможности реализации духовно- нравственного воспитания на уроках кубановедения.
В «копилке» каждого учителя кубановедения, позволяющей сделать урок незабываемым, можно найти такие формы как:
-синквейны - Пасха
Весенняя, радостная
Славить, собирать, христосоваться
На Пасху пекут куличи и красят яйца
Воскресение
-незаконченные предложения - в …..(1794)году на ……….(Тамани) появляется первый храм заложенный переселившимися на гостеприимные берега Кубани казаки. Здесь был заложен храм ……… …….. ……….(Покрова Пресвятой Богородицы). По легенде колокола были отлиты из ……. ……….(пушек запорожцев).
-кластеры-6 класс «Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе»

-схемы. Например, соединить стрелочками вид стиля с соответствующей картинкой-
Стили церковной архитектуры на Кубани
Шатровый стиль Византийский стиль Московская школа

Педагогическая деятельность на уроках кубановедения в рамках духовно- нравственного воспитания требует постоянной модернизации содержания знаний, форм, методов, средств обучения, творческого обновления всего образовательного пространства.