Конспект урока музыки Фольклор в музыке русских композиторов

Интегрированный урок музыки, литературного чтения и изобразительного искусства
5 класс
Тема: Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки».

Цели урока: - развитие наблюдательности, воображения , умение видеть красоту и гармонию в
различных видах искусства;
- расширить представление детей о единой основе музыки, литературы и живописи;
- уяснить понятие того, что интонация есть воплощение(в широком смысле) художественного образа в музыкальных звуках, звуках речи, звучащих картинах;
- ввести и закрепить понятие программной музыки;
- формирование образного восприятия музыки;
- воспитывать уважение к творчеству мастера.


Тип урока: интегрированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: Сообщение, расширение и усвоение новых знаний.
Оборудование: музыкальный инструмент, диски, музыкальный центр, репродукции картин, стихи и загадки, цветная бумага, краски, компьютер, презентация по теме урока, слова песни, портреты Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского, М.И,Глинки, А.К.Лядова.

Музыкальный материал: М.И.Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила», М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки», Н.А.Римский-Корсаков «Ария Волховы» из оперы «Садко», А.К.Лядов «Кикимора».




Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель:Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с яркими впечатлениями, открытиями и хорошим настроением.
Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».
Учитель:  Каких знакомых героев вы увидели? (Баба яга, Кикимора, Ваня.) – Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Учитель: Конечно о сказочных героях, о сказке.
Ответы детей
Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания?
Ответы детей: (фольклор)
Учитель: Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей.
Учитель: Молодцы, ребята. Я с вами согласна. Фольклор – это устное народное творчество, зародившееся глубоко в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. От английского слова -  folklore  «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.   И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторах А.К. Лядове, Н.А.Римском-Корсакове, М.П. Мусоргском. Ведь основу их творчества, составляют симфонические и фортепианные произведения на сюжеты русского фольклора. Ведь один из них, а именно А.К.Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив». Итак, мы отправляемся.
Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо- песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской

Только что мы с вами прослушали отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и прекрасную музыку увертюры к опере М.И.Глинки, которая тоже называется «Руслан и Людмила». Увертюра – это вступление. Скажите мне, пожалуйста, созвучны ли они по своему содержанию, характеру, по своей интонации? Есть ли в них что-нибудь общее?

Ответы детей.

Учитель: Спасибо. Итак, у нас сегодня урок музыки. Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

Ответы детей. О музыке.

Учитель: Правильно, ребята, мы будем говорить о музыке, которая изображает сказочных героев.

Тема нашего занятия: «Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки».

Трудно назвать композитора, художника, поэта или писателя, которые в своём творчестве, хотя бы раз, не обращались к сказочным сюжетам. Они очень красочно изображали нам сказочных героев: добрых и злых, хитрых и глупых, красивых и безобразных. Прелесть русских сказок и былин вдохновляла на поэтические строки, сочинение музыки, написание картин. А каждое стихотворение, картина, музыкальное произведение имеет свою мелодию, свою интонацию – грустную или весёлую, быструю или медленную, напевную или энергичную. Постарайтесь услышать её, когда будете слушать стихи, музыку, смотреть на картину. Подумайте, ребята, какие же виды искусства нам сегодня могут помочь?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, это

МУЗЫКА ЛИТЕРАТУРА ЖИВОПИСЬ

Ребята, расскажите мне, пожалуйста, кто такие русалки, как они выглядят, где живут, добрые они или злые?
Ответы детей
Учитель: Молодцы, вы правильно отметили все черты этого фантастического образа. Верно и то, что русалки, хранительницы озер и рек, своими колдовскими чарами увлекали людей в воды, губили их души. Но, несмотря на это, образ русалки вдохновлял поэтов и писателей на создание художественных произведений.
А теперь посмотрите, ребята, на картину Константина Васильева. Как вы думаете, кто на ней изображён?
Ответы детей.
Учитель: Правильно, ребята, это Русалка, дочь морского царя, героиня былины и оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко». А зовут её Волхова.
Звучит «Ария Волховы» из оперы-былины Н.А .Римского-Корсакова «Садко»
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, что вы услышали в этой музыке, какой музыкальный образ она нам нарисовала. Какой вы увидели Волхову?
Ответы детей.
Учитель: Молодцы, ребята. А теперь давайте поговорим о другой представительнице водной стихии, стихии лесных болот. Кто это может быть?
Ответы детей. Кикимора.
Учитель: Правильно , это кикимора. Послушайте, какая она кикимора в русских сказаниях: Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Давайте же сравним кикимору из музыки А.К.Лядова кикимору, которую вы видите на картине.
Звучит «Кикимора» А.К.Лядова. (дети анализируют музыкальный образ кикиморы в музыке и образ на картине, проводят параллели).
Учитель: Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?   
Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)
Учитель: Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
Ответы детей: (нет.)
Учитель: Почему?
Ответы детей
Учитель: Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки. А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
Молодцы, ребята, правильно вы всё увидели и услышали. Ну а теперь, давайте вспомним ещё одну героиню. Попробуйте угадать кто это?
В ступе летает,
Детей похищает,
В избе на куриной
Ноге проживает,
Красавица златокудрая,
А зовут её Василиса Премудрая?

Ответы детей. Баба Яга.
Учитель: Правильно. Ну-ка опишите мне Бабу Ягу?

Ответы детей.

Учитель: Спасибо. А теперь, после того как мы дали словесную характеристику Бабы Яги, предлагаю вашему вниманию музыкальный образ, созданный русским композитором М.П.Мусоргским. Он был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья- композиторы часто жёстко критиковали написанное им. А между тем в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.
Сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника В.А.Гартмана, одного из немногих друзей Мусоргского. Одна из девяти пьес сюиты рисует образ хозяйки избушки на курьих ножках – Бабы Яги. Итак, слушаем.

Слушание музыки. Звучит «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

Учитель: Что вы представили себе , слушая эту пьесу? Какие средства выразительности использовал композитор для передачи образа?

Ответы детей: (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с завываниями и прыжками.)

Учитель: Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. Ребята, а какого цвета эта музыка?

Ответы детей.

Учитель: Ну что же, ребята, мы с вами познакомились со сказочными героями, побывали в разных сказках, посмотрели картины, послушали прекрасную музыку. А теперь давайте разучим песню и вместе с её героями выясним, бывают на свете чудеса или нет.

Разучивание и исполнение песни Г.Гладкова «Спор Маши и Вити» из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».


Учитель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с вокальной частью нашего урока. А теперь давайте закрепим наши знания при помощи теста-викторины. Сейчас мы будем с вами работать в парах. У вас на партах лежат листочки с вопросами викторины. Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют пояснениям..
Тест – викторина:
Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах. Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Кто автор произведения «Кикимора» - сказание
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. Лядов
Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия
 
Заключение:
Оценка детей .
Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
Источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15