«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»


«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей, которые проводят свой досуг, сидя за компьютерами или телевизором. А именно в детском возрасте потребность в движении особенно велика. Проблема физического развития детей является одной из наиболее актуальных и приоритетных в работе нашего детского сада. Для развития физических качеств детей мы используем следующие инновационные программы и технологии: танцевально-игровая гимнастика Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Са-фи-дансе»; Фитбол, пришедший к нам из Швейцарии, эвритмика – метод музыкальной терапии ЭМИЛЯ ЖАК-ДАЛЬКРОЗА; степ - аэробика, игровой стретчинг. Все это направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка, способствует формированию начал и привычки здорового образа жизни, основ физической культуры, воспитанию у детей потребности в физическом совершенствовании, в движении на основе «мышечной радости». « СА- ФИ- ДАНСЕ» « СА- ФИ- ДАНСЕ» - оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольников одна из них. Она направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на четыре года обучения - от 3 до 7 лет.  Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-7 лет:Укрепление здоровья:способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;формировать правильную осанку;содействовать профилактике плоскостопия;содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.Подготовительная часть. Для решения задач подготовительной части используются следующие средства танцевально-игровой гимнастики: игрогимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); игроритмика, музыкально-подвижные  игры малой интенсивности, игры на внимание, игротанцы (танцевальные шаги, элементы  хореографии, ритмические танцы — несложные по координации или хорошо изученные), а также упражнения танцевально-ритмической гимнастики, отвечающие задачам подготовительной части урока.Основная часть. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия могут входить все средства танцевально-игровой гимнастики: ритмические и бальные танцы, игропластика, креативная гимнастика и др.Заключительная часть. В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж. Разделы программы «СА-Фи-Дансе»:«Игроритмика»  - в данный раздел включены специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.«Игрогимнастика»  – в раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, упражнения на укрепление осанки, на расслабление мышц, дыхательные упражнения.«Игротанцы» – в раздел входят танцевальные шаги, различные танцевальные формы(современный, ритмический, народный, бальный танцы),элементы хореографических упражнений.«Танцевально-ритмическая гимнастика» - представлена образно-танцевальными композициями, которые имеют целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений.«Игропластика» – в разделе используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме и другие. Разделы программы «СА-Фи-Дансе»:«Игроритмика»  - в данный раздел включены специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.«Игрогимнастика»  – в раздел входят строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, упражнения на укрепление осанки, на расслабление мышц, дыхательные упражнения.«Игротанцы» – в раздел входят танцевальные шаги, различные танцевальные формы(современный, ритмический, народный, бальный танцы),элементы хореографических упражнений.«Танцевально-ритмическая гимнастика» - представлена образно-танцевальными композициями, которые имеют целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений.«Игропластика» – в разделе используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой сюжетной форме и другие. Фитбол – это весело, интересно и очень полезно Фитбол-гимнастика – это занятие на больших упругих мячах. Направленность упражнений «Фитбол – гимнастики»: Укрепление мышц рук и плечевого пояса;Укрепление мышц брюшного пресса;Укрепление мышц спины и таза;Укрепление мышц ног и свода стопы;Увеличение гибкости и подвижности суставов;Развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;Формирование осанки;Развитие ловкости и координации движений;Развитие подвижности и музыкальности;Расслабление и релаксация;Профилактика различных заболеваний опорно – двигательного аппарата, внутренних органов. Классификация упражнений на фитболах по целевой направленности занятий:Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно – двигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.)Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)Развитие музыкально – ритмических, танцевальных и творческих способностей. Упражнения по использованию фитбола: Мяч как опора;Мяч как массажер;Мяч как амортизатор, тренажер;Мяч как ориентир;Мяч как предмет;Мяч как препятствие;Мяч как отягощение. Цель: развитие двигательной и познавательно-речевой активности детей. Задачи: 1.Научить детей выполнять фитбол-упражнения в сочетании со стихами;2. Развивать воображение детей, поощряя их в придумывании упражнений – имитаций; 3. Развивать связную речь детей в процессе придумывания сказки;4. Воспитывать дружелюбие и умение слушать сверстников. Состоит из 3 этапов. 1 этап. Разучивание упражнений на фитболах со стихами. Проводит руководитель 2 этап. Совместное придумывание упражнений, имитирующих животных или знакомые предметы 3 этап. Самостоятельное придумывание сказки детьми, с использованием ранее разученных упражнений Жил был Жираф. Однажды он пошел гулять. Шел он по мосту и встретил лягушку. Сначала они очень испугались, но крокодил был добрый и пригласил друзей поиграть Потом они пошли купаться и встретили крокодила « Степ-аэробика как средство укрепления организма» Задачи степ – аэробики :Формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.Развивать координацию движений.Укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему.Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.)Улучшать музыкальную и двигательную память детей.Расширять двигательный опыт детей.Развивать эстетический вкус и интерес к занятиям. Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.   В  ходе проведения занятия решаю следующие задачи:Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.Значение игрового стретчинга- увеличивается подвижность суставов- мышцы становятся более эластичными и гибкими- повышается общая двигательная активность- упражнения направлены на формирование правильной осанкивоспитываются выносливость и старательность. Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются в ходе физкультурного  занятия. Упражнения выполняются  в медленном, а значит, безопасном ритме. Начинать занятия с детьми игровым  стретчингом лучше всего со старшего дошкольного возраста. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Упражнение «Солнышко» - помогает растянуть боковые мышцы туловища «Лодочка» - укрепляет мышцы спины, брюшного пресса. Эвритмика метод музыкальной терапии в детском саду.Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Варианты проведения:а)Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 5-10 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы.б)Музыкальное моделирование: используется программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений: Отвечающий душевному состоянию ребенка в данный момент (сочувствие его переживаниям). 2. Противостоящий действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализующий его. 3. Обладающий наибольшей силой эмоционального воздействия, необходимой для выздоровления (динамичная, жизнеутверждающая музыка). в)Минирелаксация под музыку направлена на активизацию мышечного тонуса ребенка. Важно дать ребенку почувствовать свое тело, мышечный тонус, научить расслабляться при напряжении. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!